Сделай Сам Свою Работу на 5

Модуль 3. Теория и методика преподавания русского языка в начальных классах





Раздел 3. 1. для самостоятельного изучения

Тема: «Развитие навыков речевой деятельности у младших школьников»

Содержание

1. Понятие «речевая деятельность», его характеристика. Структурные компоненты речевой деятельности, основные виды

2.Основные направления формирования и совершенствования речевой деятельности младших школьников.

3. Лингвистические основы совершенствования речевой деятельности.

4.Основные типы текстов, методика работы над ними.

Ключевые слова: речевая деятельность, речевая ситуация, предмет деятельности, продукт деятельности, виды деятельности, говорение, аудирование, чтение, письмо, текст, описание, повествование, рассуждение.

 

Цели и задачи изучения раздела.

Успешное изучение раздела позволяет выделить специфические признаки речевой деятельности, основные направления формирования и совершенствования всех видов речевой деятельности. Даст представление о структурных компонентах речевой деятельности. Поможет узнать об особенностях обучения созданию разных типов текстов, овладеть основными понятиями: речевая деятельность, речевая ситуация, предмет деятельности, продукт деятельности, виды деятельности, говорение, аудирование, чтение, письмо, текст, описание, повествование, рассуждение.



Методические рекомендации к изучению Раздела 3. 1.

При изучении Раздела 3.1. важно обобщить основные признаки речевой деятельности, проанализировать особенности методики обучения младших школьников созданию текстов разных типов, сформулировать лингвистические основы совершенствование речевой деятельности.

Изучая п.1, необходимо усвоить определение понятия «речевая деятельность», его основные признаки, структурные компоненты, виды.

Изучая п.2, обратите внимание на направления работы по формированию и совершенствованию речевой подготовки младших школьников.

Изучая п. 3, выпишите основные признаки текста. Познакомьтесь с работами лингвистов, посвященных исследованию текста.

Изучая п.4, попробуйте использовать предложенную методику работы над разными типами текстов при разработке уроков по данной теме.

 

Учебный материал



Прочитайте и выполните задание.

Предлагаю начать разговор с выполнения задания: решите, какие из приведённых заданий являются собственно речевыми. Аргументируйте свой выбор.

1) Объясните, какая разница между словами «эскалатор» и «экскаватор».

2) Подберите слова, противоположные по смыслу: толстый - …, широкий - …, большой - ... .

3) Подберите слова, близкие по значению: мчаться - …, глядеть - …, сражаться -.

4) Из слов, стоящих в скобках, выберите более точные: Мы стояли на железнодорожной станции и наблюдали за поездами. Сначала медленно (проехал, прополз) товарный состав. Потом весело (проехала, прошла, пробежала) электричка.

Проверьте свое решение. Три первых задания, являющиеся языковыми, конечно, полезны и даже необходимы на уроках русского языка, но при их выполнении не следует думать, что проводится работа по развитию речи школьников. Такая работа здесь представлена только последним заданием, так как только в нем предусмотрено обучение употреблению средств, в данном случае лексических, при построении высказывания.

Однако развитие речи школьников нельзя сводить к обучению умелому использованию средств языка. В чем же тогда должна состоять работа по совершенствованию детской речи?

Чтобы содержательно ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тому пониманию речи, которое предлагается сегодня специалистами, работающими на стыке наук, прежде всего психологии и лингвистики.

Разрабатывая вслед за Л.С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили на­чало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности. Сначала этот подход определился применительно к обучению русскому языку как иностранному (см. работы А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.), а сравнительно недавно стал разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (см. работы В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.Ю. Купаловой). Реализация названного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи школьников. Поэтому в программе для 1-4 кл. в качестве одного из аспектов начального обучения языку выделена речевая деятельность. Остановимся на краткой характеристике этого понятия.



Речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей, следовательно этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнёра, т.е. того, к кому обращаются с ним, и того, кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании сообщения, для другого – в его восприятии. Вот почему речевая деятельность – процесс активный, двусторонний, осуществляемый с помощью языковых средств, на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнёров), т.е. это процесс, обусловливаемый ситуацией общения, потребностью вступить в общение. Таким образом, речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Понимание речи как деятельности дополняет, а иногда и меняет наше представление о содержании и условиях работы по развитию речи школьников.

Традиционно понятие «развитие речи», в частности развитие связной речи, всегда предполагало преимущественно обучение созданию высказываний, но речевая деятельность это двусторонний процесс. Следовательно, нужно также целенаправленно учить детей и воспринимать высказывания, т. е. выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адресата, учить меняться ролями.

В качестве пускового механизма речевой деятельности выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление вступить в общение с другим человеком, что-то узнать или сообщить, попросить или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьников состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Понятно, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи… Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у учащихся возникла потребность в коммуникации…» (Жинкин).

Из этого утверждения следует, что, прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, учителю необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение, обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются. Это позволит приблизить создание высказывания к реальным жизненным обстоятельствам. Поэтому в практике школьного обучения русскому языку широко следует использовать прием создания речевых ситуаций.

Сделайте выписки. Характеристику речевой деятельности можно представить так:

предмет деятельности – мысль, направленная на выражение собственных представлений или на восприятие чужих;

средство – язык, с помощью которого осуществляется общение;

способ – речь (отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания и для его понимания);

продукт деятельности – высказывание;

результат – понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Эти характеристики помогают более четко определить те компоненты, без которых работа над этой разновидностью деятельности школьника не будет успешной. Выделим эти компоненты.

Для формирования умения выражать свои мысли, важно помогать детям всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления, наблюдения, обобщения.

Также важна работа над единицами языка: во-первых, необходимо упорядочить представление детей о языковых средствах, находящихся в их распоряжении, расширить арсенал этих средств, помочь овладеть правилами их конструирования, а во-вторых, необходимо обучить школьников умелому использованию единиц языка в процессе общения с учетом его задач, условий и адресата. Таким образом, работа над языком и речью включается в общее содержание подготовки, направленной на обогащение речевой деятельности учащихся.

Кроме того, мы должны научить школьников заботиться о конечном продукте (высказывании) и результате речевой деятельности, то есть научить, во-первых, созданию текста, его совершенствованию с точки зрения логики развития мысли, лучшего донесения ее до результата, а во-вторых, пониманию высказываний.

Все сказанное позволяет сделать вывод, важный для организации речевой подготовки учащихся:

Законспектируйте. Чтобы работа по формированию и совершенствованию речевой деятельности младших школьников проходила успешно, нужна параллельно проводимая работа по ряду направлений:

1) над расширением кругозора учащихся, над их восприимчивостью, способностью наблюдать, эмоционально оценивать, сравнивать, обобщать: мысли и чувства, возникающие у детей,- это потенциальные предметы их речевой деятельности;

2) над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением арсенала средств, используемых детьми;

3) над умением выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формулировать мысли;

4) над умением отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;

5) над пониманием значимости всех элементов «чужого» текста (отбора сведений, их последовательности, группировки, использованных языковых средств), а также умением извлекать из каждого элемента соответствующий смысл.

В речевой деятельности можно выделить следующие структурные компоненты (по А.А. Леонтьеву):

1) этап ориентировки в условиях деятельности;

2) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;

3) этап реализации плана;

4) этап контроля, то есть проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному.

Эти этапы можно выделить, анализируя процесс создания подготовленного высказывания. Спонтанная речь (то есть неподготовленное говорение и письмо) осуществляется по тем же законам, но все этапы сближаются во времени, как бы накладываются один на другой.

Работая над формированием навыков речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и оттачивать, а иногда и корректировать действия на каждом из них. В результате обучения у школьников должны быть сформированы такие обобщенные речевые умения, как а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; б) планировать содержание сообщения; в) формулировать собственные мысли и понимать чужие; г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Характеризуя речевую деятельность, необходимо остановиться и на ее видах, которые выделяются с учетом двух признаков: 1) характера направленности речевого действия от «мысли к слову» или «от слова к мысли»; 2) формы речи: устная или письменная.

По указанным признакам выделяют 4 вида деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Их соотношение можно представить по такой модели: говорение – аудирование; письмо – чтение

Первая пара (говорение, слушание) – это устная речь, или речь в акустическом коде; вторая (письмо, чтение) – письменная речь, или речь в графическом коде. Первая пара (говорение, письмо) связана с созданием (продуцированием) высказываний, вторая (слушание, чтение) – с восприятием (рецепцией) его.

Изучите статьи, составьте к ним аннотации:Лапшина И.Н. Важное звено в общении. Особенности формирования у младших школьников навыков аудирования // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 3; Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге// Начальная школа. – 2005. – № 5.

Все четыре вида деятельности актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, все они становятся предметом внимания при обучении в начальной школе, а также подлежат оценке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.