Сделай Сам Свою Работу на 5

Глоссарий (терминологический словарь)





Абзац –компонент текста, состоящий из одной фразы или нескольких фраз и соответствующий микротеме (подтеме), обладающий относительной самостоятельностью, единством содержания, законченностью и внутренними логическими и грамматическими связями. Отступ в начальной строке печатного и рукописного текста, красная строка.

Адаптация текста –его облегчение, упрощение, приспособление для обучения.

Активизация словаря учащегося – работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося.

Аналитико-синтетические упражнения по русскому языку – упражнения, при выполнении которых преобладает аналитическая деятельность учащихся (наблюдения над языком, языковой анализ).

Антиципация –предвосхищение, догадка при восприятии устной или письменной речи /напр., понимание смысла предложения при одном - двух непонятных словах, а также способность предвидеть результат речи и строить ее сообразно с этим предвидением.

Аудирование –вид речевой деятельности, предполагающий смысловое восприятие звучащей речи.

Выборочный диктант – вид слухового диктанта или зрительного диктанта, предполагающий запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы.



Высказывание –акт коммуникации, единица сообщения, обладающая смысловой цельностью и могущая быть воспринята слушающим.

Говорение– вид речевой деятельности, состоящий в переводе внутренней речи в акустическую, в перекодировке мысли в звуковые сигналы. Результат говорения – устное высказывание.

Грамматико-орфографические упражнения– это упражнения для решения орфографических задач на грамматической основе (разные виды списывания, объяснительный и предупредительный диктанты и т. д.).

Диалог – вид устной речи (реже – письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц.

Диктант – одно из наиболее употребительных грамматико-орфографических упражнений аналитико-синтетического характера, состоящее в воспроизведении услышанного.

Доступность обучения – дидактический принцип, предполагает изучение возрастных возможностей учащихся и строгую дозировку материала как по годам обучения, так и на каждый урок.



Занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по русскому языку.

Зоркость орфографическая – умение быстро находить в тексте орфограммы и определять их тип.

Зрительный диктант – вид орфографических упражнений, развивает орфографическую зоркость, память, внимание.

Имитационный метод обучения языку –метод, в котором преимущественное внимание уделяется не задачам коммуникации, выражения своей мысли, не теории изучаемого языка, а подражанию предлагаемых образцом.

Комментированное письмо – вид орфографического упражнения, в процессе выполнения которого учащийся комментирует написанное.

Коммуникативно-познавательная потребность –стремление, вступив в общение с другим человеком (с собеседником, находящемся рядом или в отдалении; с автором газетной публикации или справочника через его материал; с писателем через его книгу, с поэтом через его стихи и т.д.), что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником.

Литературно-методический анализ художественного текста –такой вид анализа текста, который предполагает выявление литературных особенностей изучаемого на уроке чтения произведения и выбор учителем методов, приемов, форм работы, обеспечивающих полноценное восприятие текста учащимися.

Логические таблицы – наглядные пособия, картины и схемы, используемые в качестве основы логических операций.

Методика орфографии – раздел методики русского языка. Изучает методы, приемы обучения младших школьников грамотному письму.



Метод решения грамматико-орфографических задач –один из методов обучения орфографии, предполагающий постановку орфографической задачи и ее решение с опорой на грамматический материал.

Монолог– речь одного лица.

Морфологический принцип орфографии – один из принципов орфографии, определяющий единообразное написание частей слова, не зависимое от их произношения.

Объяснительный диктант – вид слухового диктанта, предполагает запись текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм.

Описание– тип текста, в котором изображаются отдельные предметы, несколько предметов, дается более или менее развернутое указание признаков предметов и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего.

Орфограмма – это та буква, та часть слова, в написании которой возникает опасность ошибки, где возможны варианты в выборе букв.

Орфографический навык – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий.

Орфографическое правило – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки.

Орфографический разбор –вид языкового анализа, состоящий в обнаружении в словах, предложениях, текстах орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия.

Орфографические умения – составная часть умений по русскому языку, формируются на основе языковых знаний.

Орфографическое чтение –вид чтения, предполагающий воспроизведение текста в соответствии с тем, как он написан (читай так, как написано).

Перфокарта – устройство для ускоренной проверки выполненных заданий, а также для самопроверки.

Письмо –продуктивный вид речевой деятельности, при котором информация передается на расстояние с помощью графических знаков.

Повествование –тип текста, в котором рассказывается о событиях, произошедших с автором, известных ему или вымышленных.

Предупредительный диктант – вид слухового диктанта, предусматривающий объяснение орфограммы до записи слова, предложения, текста.

Рассуждение –тип текста, сущность которого состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующего суждения вытекают последующие.

Речевая деятельность –это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Речевая интенция –намерение, направленность психики на высказывание, «чувствование задачи» (Л.С.Выготский).

Речевая ситуация –это исходная основа высказывания, обеспечивающая школьникам желание вступить в общение и понимание того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах адресуется их высказывание.

Речевые умения –составная часть умений по русскому языку, связанных с овладением школьниками как устной, так и письменной речью.

Реципиент –слушающий и воспринимающий текст.

Свободный диктант – вид диктанта, близкого к изложению.

Списывание – один из видов письменных упражнений, состоящий в воспроизведении графического текста.

Текст–некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора.

Чтение– вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Цель чтения – получение и переработка письменной информации.

Чутье языка – неосознанное владение закономерностями языка, в первую очередь – грамматикой.

 

Литература

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987

2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи // Начальная школа. – 2000. – № 4.

3.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1973.

4.Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» – «непроизводная основа», « членимость» – производность, мотивированность // Начальная школа плюс. До и после.– 2006. – № 8.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.,1982.

6.Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 1981.

7.Горецкий В.Г., Тикунова В.А. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальных классах. – М., 1996.

8. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

10.Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М., 1964.

11. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. – М., 1966.

12. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию// Начальная школа. – 1991. - № 8.

13. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963

14.Евсюкова Г.А. Работа над морфемным составом слова (суффиксы) // Начальная школа. – 2008. – № 3.

15. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.,1998.

16.Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – К., 1989.

17.Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах. – К., 1986.

18.Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К., 1990.

19.Кудряшева М.Г. Словообразовательный анализ в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 1, 2006. – № 8-12.

20.Левин В. А. Когда младший школьник становится большим читателем. – М., 1994.

21. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

22. Лукиных Н.В. Использование задачной системы при формировании морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников // Начальная школа. – 2005. – № 9.

23. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. – М., 1998.

24.Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2002. 25. Львов М. Теория речи. – М., 2000.

26. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. – 2000. –№ 1.

27. Львов М.Р. Виды речи // Начальная школа. – 2000. – № 5.

28. Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа. –2000. – №6.

29. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.

30. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. - № 5.

31.Методика грамматики и орфографии в начальных классах /под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1979.

32.Микерова Г.Ж. Лингвистические основы изучения грамматики при обучении по технологии укрупнения дидактических единиц // Начальная школа. – 2007. – № 9.

33. Нефедова Л.К. Философские основы литературного чтения в начальной школе // Начальная школа. – 2005. – № 8.

34.Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

35. Первова Г.М. Литературоведческая пропедевтика в 3-4 классах // Начальная школа. – 2007. – № 4.

36. Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984.

37. Программы общеобразовательных учебных заведений для школ с русским языком обучения. 1- 4 классы. – К., 2006.

38. Пути повышения грамотности учащихся: сб. статей / Сост.Т.Н. Онищенко. – М., 1991.

39. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.

40. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.

41. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1961.

42. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / Под ред.М.С. Соловейчик. – М., 1998.

43. Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М., 1989.

44. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в школе //Начальная школа. – 2008. – № 1.

45. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М., 1991.

46. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи // Начальная школа – 2004. –№ 9.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.