Сделай Сам Свою Работу на 5

Лингвистические основы совершенствования речевой деятельности учащихся





Прочитайте. В ХХ веке появилась новая область языкознания – лингвистика текста. «Текст получает признание как одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а в текстах разного вида и назначения», - отмечает Г.А. Золотова, один из крупнейших современных синтаксистов.

Поскольку лингвистика текста сравнительно молодая область языкознания, ее терминология в полной мере еще не установилась. В литературе можно встретить разные термины: лингвистика текста, теория текста, синтаксис текста, синтаксис сложного синтаксического целого, коммуникативный синтаксис и др. При определенных различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст.

Лингвистика текста выделяет и изучает типы текста, пытается ответить на вопросы – как сделан текст? Как он организован? Что превращает определенную последовательность предложений в текст? Каков механизм построения, конструирования текста?

Понятие «текст» введено и в программу начального обучения, владение им необходимо учителю, поэтому рассмотрим его подробнее.



Дадим определение текста: «Связный текст понимается как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора» (Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. - М., 1978. – С. 6).

Какие признаки текста можно выделить? Количество признаков и их качественные характеристики, которые выделяются исследователями речи, не всегда совпадают. Назовем те, которые, на наш взгляд, будут необходимыми и достаточными для их усвоения в школе. Они таковы: информативность, смысловая целостность, связность, завершенность, наличие заголовка, наличие схемы построения.

Выпишите основные признаки текста. 1. Информативность – основная категория, присущая только тексту. И.Р. Гальперин (Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – с. 27–28) выделяет два вида информации: содержательно-фактуальную (она содержит сообщение о факте, процессе, действии) и содержательно-концептуальную (сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их причинно-следственными связями). Эти виды информации в школе называют темой и основной мыслью.



Тема – это предмет речи, круг вопросов, объединяющих связное высказывание в единую смысловую целостность. Чтобы текст имел четкую тематическую направленность, все его составные части должны нести информацию, отвечающую данной теме. Сравнение в речи частного и общего поможет увидеть темы узкие и широкие («Зима» - тема широкая, а «Зимний день» - узкая). Тема часто находит выражение в заглавии, в первом предложении высказывания.

Основная мысль – это ответ на вопрос, поставленный темой. В тексте чаще всего сформулирована в самом начале (чтобы настроить слушателя), в конце (чтобы подвести итог) или в заглавии. Основная мысль может быть сформулирована и в другом месте текста, может отсутствовать, но в любом случае весь материал высказывания должен быть подчинен теме и основной мысли.

Для усвоения этих понятий младшими школьниками учителю необходимо подбирать текст, в котором тема и основная мысль сформулированы в разных их частях.

2. Наличие заголовка. Заголовок раскрывает или тему высказывания, или его основную мысль, поэтому после того, как школьники овладеют этим понятием, лучше отказаться от традиционной формулировки задания: «Подберите заглавие к тексту». Лучше предложить такие задания:

1) Подберите заглавие, которое бы отвечало теме текста.



2) Подберите заглавие так, чтобы оно соответствовало основной мысли текста (если это возможно).

С этими заданиями учащиеся справятся, если будут выполнять дополнительные упражнения:

1) О чем говорится в тексте? (Текст В. Бианки о березке, которая плачет). Можно ли так озаглавить текст: «Березка», «Плач березки», «Берегите березку». Какие из этих заголовков помогают понять, о чем рассказывает автор? А какие раскрывают и основную мысль текста?

2) Какой из двух заголовков раскрывает только тему, а какой – и основную мысль:

Прогулка в лес. – Чудесная прогулка.

Моя любимая телепередача. – Телепередача «В мире животных».

3) Выберите из данных заглавий слова, по которым можно было бы определить основную мысль будущего текста.

3. Связность текста. «Коммуникативная последовательность» (О.И. Москальская) предложение составляет основу связности текста. Чтобы обеспечить связность построения собственного текста, учащемуся необходимо расположить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли, а порядок слов в предложении был бы подчинен коммуникативной цели высказывания.

Роль средств связи предложений в тексте выполняют повторяющиеся слова, личные и указательные местоимения, синонимы, антонимы, родственные слова, частицы и другие языковые средства.

Для усвоения школьниками средств связи слов в предложении целесообразно использовать такие упражнения:

1) Из деформированных предложений построить текст. Как связаны предложения в нем?

2) Удачно ли употреблено местоимение как средство связи одного предложения с другим? Почему?

а) Мы с братом пошли смотреть закат солнца. Он был красивым.

б) Мальчик поймал гусенка. Он был мокрым.

С помощью каких слов можно связать первое и второе предложения?

4. Смысловая целостность текста – это те связи и зависимости, которые имеют место в действительности (события, явления природы, мир человека и т. д.). Целостность, или тематическое единство, текста выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи, - задачами и основной мыслью высказывания. Текст становится целостным только тогда, когда отбор материала подчинен раскрытию основной мысли. Для осознания этого признака текста можно предложить такие упражнения:

1) Сравни предложения. В каждом из них выделено главное? В чем смысловая разница между ними? К каждому предложению придумай начало так, чтобы обеспечить развитие мысли.

а) _________________, я пошел к Мише.

б) _________________. К Мише пошел я.

2) Найдите в тексте предложение, не связанное с предыдущим.

Владение фактическим материалом, словарным запасом также поможет ученику в собственном высказывании передать связи и зависимости, которые имеют место в реальной жизни и сделать это точно, образно, выразительно.

Готовя школьников к составлению текста, необходимо учить их собирать материал, наблюдать за фактами в их составных частях (М.А. Рыбникова), замечать характерные признаки предмета, видеть его заново, свежими глазами (Т.А. Ладыженская), потом все систематизировать.

Систематизация материала предполагает выделение того, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли высказывания, а также составления плана. Чтобы дети поняли, что такое план, можно использовать такую памятку:

Запомни:

1. В плане должна быть указана:

а) тема и основная мысль текста;

б) то главное, о чем говорится в каждой части.

2. План можно оформить при помощи разных типов предложения – повествовательных, вопросительных, побудительных.

5. Наличие схемы построения текста. Минимальный текст – это либо сложное синтаксическое целое, либо отрывок, в котором можно выделить три структурно-смысловые части: зачин, основную часть, концовку. В речевой практике часто такая структура нарушается. Иногда отсутствует концовка. Это бывает оправдано в тех случаях, когда мысль, выраженная в предыдущих частях, исчерпана.

В учебниках дано много упражнений, в которых предлагается найти определенную часть, составить ту, которая отсутствует. Необходимо также различать зачин и абзац.

Абзац – это часть текста, объединенная микротемой. Младшие школьники учатся выделять микротемы, на письме обозначать их специальным отступлением от начала строки, озаглавливать микротемы (составлять план высказывания).

Для формирования понятия «абзац» можно использовать следующие упражнения:

1. Прочитайте текст. Объясните выделение предложений в абзацы. Назовите слова, обозначающие предмет речи или указывающие на него в начале текста, в середине или конце. В тексте рассказывается об одном предмете или нескольких? Почему в абзац выделены эти предложения?

2. Подумайте, какие зарисовки вы бы хотели включить в сочинение на тему «Городской парк». Сколько их? Сколько же будет абзацев в сочинении?

Прочитайте столбики слов:

могучие кучерявые белые хризантемы

стройные подстриженные ароматные фиалки

роскошные с красными ягодами разноцветные астры

О каких предметах парка можно рассказать словами из каждого столбика? (Дерево, кусты, цветы). Составьте 2-3 предложения о деревьях. Сколько абзацев будет в тексте? Какой зачин лучше всего бы подошел к абзацам, которые вы сочинили? (Как красиво в городском парке осенью). Как начнем второй абзац? (Третий). Как на письме выделим их?

Посмотрите на слова, записанные на доске. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Запишите составленный текст на тему «Городской парк», выделяя абзацы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.