Сделай Сам Свою Работу на 5

Д. Иные инвесторы в силу закона. 33 глава





<2> Разница в этих статьях в комментариях того времени объяснялась следующим образом: "Подделка ценных бумаг не Советского государства: Акций частных обществ и т.п. не может быть караема по ст. 85 Угол. Код., а должна влечь ответственность по ст. 189" (Уголовный кодекс советских республик: Текст и постатейный комментарий / Под ред. С. Канарского. 2-е изд. Киев: Госиздат Украины, 1925. С. 193). О некоторых аспектах квалификации подделки см.: Трайнин А. Подделка денег и знаков оплаты по Уголовному кодексу // Право и жизнь. 1924. Кн. 5 и 6. С. 47 - 53.

 

Не сильно отличались от указанных положения УК РСФСР 1926 г., хотя определенное изменение в технике и перераспределение между составами можно наблюдать. Так, к уголовно наказуемым деяниям относились: подделка или сбыт в виде промысла любых государственных ценных бумаг (п. 1 ст. 59.8), а не государственных процентных бумаг, как в предыдущем Кодексе; подделка в виде промысла чеков, документов на денежные вклады и вклады в ценных бумагах (п. 2 ст. 59.8); подделка проездных и на провоз груза документов (п. 3 ст. 59.8); выпуск учреждениями, предприятиями и общественными организациями всякого рода займов, облигаций и других видов ценных бумаг, а также бон и иных денежных суррогатов, равно как и изготовление и прием последних (ст. 128-г) <1>; чековое мошенничество - выдача чекодателем чека, заведомо для него не подлежащего оплате плательщиком, а также отмена чека без уважительных причин или принятие каких-либо иных мер с целью воспрепятствовать чекодержателю получить сумму чека, а равно передача чекодержателем чека, заведомо для него не подлежащего оплате плательщиком (ст. 169-а). Также традиционно использовалась в некоторых случаях и статья о мошенничестве (ст. 169) <2>.



--------------------------------

<1> См. также Постановление ЦИК и СНК СССР от 31 мая 1935 г. "Об уголовной ответственности за незаконный выпуск ценных бумаг и денежных суррогатов" (СЗ СССР. 1935. N 30. Отд. первый. Ст. 234).

<2> Как отмечалось в комментариях к УК, по такой статье квалифицировались единичные случаи подделки ценных бумаг, т.е. не в виде промысла (Трайнин А., Меньшагин В., Вышинская З. Уголовный кодекс РСФСР: Комментарий / Под ред. и с предисл. Председателя Верховного Суда СССР И.Т. Голякова; ВИЮН НКЮ Союза ССР. 2-е изд. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1946. С. 94).



 

УК РСФСР 1960 г. в полной мере отразил требования времени (рынка ценных бумаг не было, в обороте были только государственные бумаги). В нем можно отметить только три состава: изготовление с целью сбыта, а также сбыт поддельных государственных ценных бумаг (ст. 87); нарушение правил о валютных операциях и спекуляция ценными бумагами (ст. 88); мошенничество (ст. 93).

Основной проблемой действующего уголовного закона в данной сфере является "разрыв" с регулятивными положениями законодательства. Очевидно, что УК не обеспечивает выполнение своих функций в силу того, что отсутствуют необходимые составы. Возьмем пример с финансовыми пирамидами. Очевидно, что в случае с их деятельностью, которую мы наблюдали (и до сих пор иногда наблюдаем) имел и имеет место незаконный выпуск денежных суррогатов, а также квазиценных бумаг, но в обход установленных разрешительных процедур. Однако в отличие даже от советских законов долгое время действующее законодательство никак не регулировало вопрос преследования за соответствующие правонарушения. Чаще всего (и то в случае совсем уж публичного характера нарушений) применялась универсальная статья о мошенничестве (в лучшем случае). Интересно при этом, что от "строительства" таких пирамид не уберегала даже норма ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" о том, что на рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение и публичное обращение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Недавно в действующее законодательство, как административное, так и уголовное, были внесены некоторые изменения в этой области. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась статья 15.24.1, которая устанавливает ответственность за "незаконные выдачу либо обращение ценных бумаг или удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации документов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния...". Статья 185 УК среди уголовно наказуемых деяний называет "размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию". Однако, с нашей точки зрения, таких изменений для реального наказания организаторов финансовых пирамид все-таки недостаточно. Грешат неточностями и нестыковками и действующие нормы. Хороший пример - ст. 185 УК <1>. Так, эта статья квалифицирует как злоупотребление при эмиссии внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Как видим, статья указывает на проспект ценных бумаг; при этом из перечня документов, в которые вносится недостоверная информация, выпадает решение о выпуске ценных бумаг; получается, что внесение недостоверных сведений в этой документ почему-то не образует уголовно наказуемого деяния <2>.



--------------------------------

<1> Отметим, что авторами, исследующими уголовно-правовой аспект анализируемой нами проблемы, выявлены соответствующие вопросы по другим статьям УК (см., к примеру: Жеребцов А.П. Уголовная ответственность за нарушения прав инвестора на информацию на рынке ценных бумаг (ст. 185.1 УК РФ) // Российский юридический журнал. 2002. N 1 (33). С. 124 - 127).

<2> Отметим и еще одну деталь. Эта статья долгое время (до внесения изменений в 2009 г.) устанавливала наказание за "внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации", при том, что проспекта эмиссии ценных бумаг давно не существовало (с 2002 г.); законодательство о рынке ценных бумаг содержало указание на иной документ - "проспект ценных бумаг", а значит, статья просто "не работала" (получалось, что лицо, которое внесет недостоверные сведения в "проспект ценных бумаг", не за что было наказывать, поскольку наказание было предусмотрено за внесение таковых в "проспект эмиссии ценных бумаг"). Такое отставание по времени не свидетельствует об эффективности правового регулирования.

 

Требует своего переосмысления и такой классический состав, как изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг. Существование этого состава является традиционным для российских уголовных законов. Практически неизменной остается и терминология: российские уголовные законы традиционно используют для квалификации соответствующих преступных деяний понятия "подделка" и/или "подлог". Статья 186 УК традиционно использует один термин - "подделка". Непосредственно УК этот термин не раскрывает, традиционно это делается на уровне разъяснений Верховного Суда РФ. Так, в п. 3 Постановления Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" под подделкой ценной бумаги понимается как частичная подделка, так и изготовление полностью поддельной ценной бумаги (внимательное изучение русского дореволюционного и советского права показывает, что указанное понимание сложилось еще в XIX в. в решениях Правительствующего сената и практически в неизменном виде переходит из одного документа в другой (Уложение о наказаниях, УК РСФСР, УК РФ), несмотря на смену общественно-политического строя). Аналогичное понимание мы находим и в более позднем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2: "Состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг". С одной стороны, перед нами "устоявшийся" состав. С другой стороны, уже в момент своего появления в УК РФ он выглядел насколько традиционно, настолько же и не приспособленным для защиты прав и законных интересов инвесторов и государства. Во-первых, уголовное право должно более четко разграничивать правомерное поведение по изменению текста классических документарных ценных бумаг, к примеру векселя, и противоправное его изменение <1>. Во-вторых, если уголовное право использует термин "подделка", то в гражданском праве долгое время используются конструкции "подделка", "подлог" (ст. 147 ГК), "подложность". К примеру, понятие "подложность" встречается в ст. 7 Положения о переводном и простом векселе 1937 г. применительно к подписи, поставленной на векселе, т.е. употребляется только относительно одного вексельного реквизита. Определения этих понятий законом также не даются, хотя и указывается на последствия обнаружения владельцем ценной бумаги ее "подлога или подделки". В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слова "поддельный" и "подложный" имеют одно общее значение - "фальшивый" <2>. Очевидно, что здесь требуется совершенствование терминологии уголовного закона. Тем более если мы обратимся к русской дореволюционной практике (см. комментарий Н.С. Таганцева к Уложению о наказаниях уголовных и исправительных), то увидим, что для русского уголовного права понятия "подделка" и "подлог" были практически тождественными. В-третьих, очевидно, что эта статья применима только к документарным бумагам, но никак не способна защитить права владельцев бездокументарных бумаг.

--------------------------------

<1> Такое разделение, кстати, делалось справедливо еще в первых российских актах. К примеру, в ст. 35 Устава вексельного 1729 г. было отмечено, что "ежели векселедавец в числе и месяце, или в числе денег опишется, что случиться может, того в вину за фальшь не ставить." (ПСЗ. Собр. 1. Т. VIII: 1728 - 1732. С. 169).

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. АН; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. С. 525, 527.

 

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

8.1. Понятие государственного регулирования

в сфере рынка ценных бумаг

 

Важной составляющей рынка любого товара, услуги, а в особенности товара (услуги), который имеет стратегическое значение для состояния экономики государства, является система его регулирования. Рынок ценных бумаг, как часть финансового рынка, является примером такого рода. Он не только выступает индикатором состояния экономики, но и сам напрямую влияет на ее финансовое здоровье.

Тесная связь реальной экономики и рынка ценных бумаг доказывается и современным кризисным состоянием мировой экономики: то, что сначала казалось проблемами фондовых спекулянтов с Уолл-стрит, впоследствии переросло в проблемы экономического роста и связанных с ним макроэкономических показателей (занятости и инфляции) и в конечном счете сказалось на социальной сфере, жизни каждого.

Одной из причин этого стало снижение государственного воздействия в этой сфере, ослабление контроля за эмиссией производных финансовых инструментов, за финансовым состоянием участников рынка ценных бумаг и в итоге отрыв финансового сектора от реальной экономики, надувание "мыльного пузыря" на рынке ипотечных ценных бумаг и производных финансовых инструментов (свопов). Именно поэтому во всех современных экономиках государственное регулирование финансового рынка (и в том числе рынка ценных бумаг) - одно из важнейших направлений государственной политики <1>.

--------------------------------

<1> Отметим, что в литературе существует точка зрения, в соответствии с которой государственное регулирование основано на неправильном понимании Великой депрессии 1930-х годов и вряд ли способно предотвратить крахи фондового рынка, подобные тем, которые были во времена этой депрессии (см.: Познер Р.А. Экономический анализ права: В 2 т. / Пер. с англ.; под ред. В.Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 2. С. 598). Нынешний беспрецедентный кризис, как кажется, доказывает ее правоту. Но, на наш взгляд, это весьма поверхностная позиция. Речь скорее идет либо о недостаточности регулирования, либо о неправильной его организации. Недаром все рецепты выхода из нынешнего финансового кризиса одним из основных блоков включают в себя усиление регулирующего воздействия и прежде всего на те сферы, которые не находились в поле регулирования или недостаточно им охватывались (инструменты, возникшие в результате секьюритизации в последние годы, трансграничные аспекты и т.д.).

 

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя определенную государством политику в сфере рынка ценных бумаг, установленные этой политикой принципы, методы, способы регулирования, систему регулирующих органов, их компетенцию и порядок взаимоотношения друг с другом.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг не тождественно правовому регулированию. Напротив, отношения, возникающие в сфере государственного регулирования, являются объектом правового регулирования, объектом же государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг - инвесторы, эмитенты, профессиональные участники и их деятельность. Эта деятельность очень разнообразна по своим формам и видам, территориальному осуществлению, однако есть одно общее, что позволяет включить ее в сферу государственного регулирования рынка ценных бумаг: она связана с таким специфическим объектом, как ценная бумага.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг нельзя рассматривать вне связи с явлением более общего порядка - государственным регулированием экономики, так как государственное регулирование рынка ценных бумаг есть лишь его частное проявление: проще говоря, регулирование только в одном секторе экономики.

Государственное регулирование экономики обычно определяют как систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности <1>. Однако государственное регулирование заключается не только в опосредованном воздействии, но и в применении иных средств воздействия, посредством которых регулируется поведение участников рынка: это лицензирование, установление разного рода имущественных требований (требований к размеру собственных средств (капитала) и т.д.). С.Н. Шишкин дает такое определение государственному регулированию экономики: "...совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности" <2>. В этом определении справедливо подчеркивается возможность поддержки со стороны государства субъектов предпринимательской деятельности. Государственное регулирование состоит также и в правоприменении, т.е. во вмешательстве в отношения участников рынка, если они выходят за рамки правового.

--------------------------------

<1> Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М.: Инфра-М, 1997. С. 31 - 32.

<2> Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 8.

 

Размеры государственного регулирования, его методы и способы определяются в целом степенью участия государства в экономической жизни. Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю отмечают, говоря об экономических функциях правительства в рыночной экономике, что роль государства (правительства) часто имеет целью: 1) поддержание и облегчение функционирования рыночной системы (обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующее эффективному функционированию рыночной системы; защита конкуренции); 2) усиление и модификация функционирования рыночной системы (перераспределение дохода и богатства, корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта, стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями рыночной конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста). Государство также должно обеспечивать производство общественного продукта, т.е. тех услуг (благ), которые обеспечивают само существование конкретного общества: оборона, правоохранительная система и т.д. Данные государственные расходы также существенно влияют на размеры государственного вмешательства в экономику <1>.

--------------------------------

<1> См.: Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Л. Стэнли. Экономикс. М.: Республика, 1992.

 

Исходя из этого цель государственного регулирования экономики можно установить в определении целей экономической политики, установлении, поддержании и защите определенных правил поведения участников (хозяйствующих субъектов), создании стимулов к определенному поведению, способствующих достижению поставленных целей, и, наоборот, стимулов, демотивирующих к определенному поведению, пресечении противоправного поведения <1>. В конечном счете цель государственного регулирования состоит в достижении экономикой состояния максимальной эффективности, при котором осуществляется "наилучшее удовлетворение потребностей при данных ресурсах и технических знаниях" <2>.

--------------------------------

<1> Отметим, что в литературе существуют и иные определения. Так, С.Н. Шишкин видит цель государственного регулирования экономики в обеспечении реализации и защиты публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, права и свободы человека и гражданина, интересы социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды (Шишкин С.Н. Указ. соч. С. 4).

<2> Алле М. Условия эффективности в экономике. М., 1998. С. 7.

 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг имеет свои особенности, что обусловлено спецификой отношений участников и объекта - ценной бумаги. Эта специфика проявляется:

- в целях и задачах государственного регулирования рынка ценных бумаг;

- в методах (средствах, способах) государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг.

Обычно когда юристы говорят о целях государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг, то указывают на цели, схожие со следующими: максимальная защита интересов инвесторов, установление цивилизованных правил поведения субъектов на рынке и обеспечение государственной экономической безопасности <1>. Экономисты, определяя цель государственного регулирования рынка ценных бумаг, подходят к этому вопросу с более широких позиций. Здесь называется обычно множество целей: обеспечение условий для формирования эффективного рынка, создания необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработки определенных правил поведения участников рынка; формирование необходимой законодательной базы по рынку ценных бумаг, обеспечивающей его функционирование; защита национального рынка от колебаний внешних мировых финансовых рынков; формирование отечественных институтов фондового рынка, способных аккумулировать средства отечественных инвесторов с последующим вложением в российские ценные бумаги; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще; воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей; снижение спекулятивной направленности фондового рынка, формирование возможностей для превращения его в источник инвестиций для предприятий, защита интересов инвесторов, борьба с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством и множество других <2>.

--------------------------------

<1> См.: Голубков А.Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. N 2. С. 108.

<2> Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2006. С. 283; Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 261; Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. 2-е изд., с изм. М.: Экономистъ, 2005. С. 29 - 31, 36 - 37; Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М.: Альпина Паблишер, 2002. С. 336 - 339.

 

Многие названные цели кажутся верными. Однако, во-первых, такого количества целей быть не может в принципе. С нашей точки зрения, в указанных позициях имеется смешение целей, задач и принципов. Во-вторых, в указанных целях видна однобокость. К примеру, можно задаться вопросом: если нужно защищать инвесторов, нужно ли защищать иных субъектов, к примеру эмитентов? С нашей точки зрения, такую цель государственного регулирования ставить нельзя. По большому счету это принцип, т.е. основополагающее начало, для всех методов (способов) государственного регулирования, оно "пронизывает" всю деятельность государственных органов. Но целью это вряд ли можно признать, ведь тогда надо говорить о цели защиты эмитентов, о цели защиты профессиональных участников и так до бесконечности.

Интересно отметить те цели, которые ставятся нормативными актами в сфере рынка ценных бумаг. Пример такого рода целей нам дает Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Интересно, что до постановки целей данный документ определял приоритеты более высокого порядка - национальные интересы, под которыми документ понимал комплекс макроэкономических и макрополитических задач государства применительно к рынку капиталов <1>. И уже на основании национальных интересов Концепцией были определены основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг <2>.

--------------------------------

<1> Среди таких национальных интересов были перечислены: а) восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов; б) усиление социальной ориентированности экономики и повышение стабильности общества, что означает: обеспечение финансовой безопасности граждан путем формирования надежных долгосрочных финансовых инструментов для инвестирования сбережений населения; доступ населения к наиболее высокодоходным финансовым инструментам рынка ценных бумаг, и прежде всего к государственным ценным бумагам; участие населения в доходах от роста курсов ценных бумаг на этапе подъема экономики на основе приоритетного развития всех форм коллективных инвестиций; в) укрепление экономического суверенитета страны, что означает: формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения и концентрацию операций с российскими ценными бумагами внутри страны на основе форсированного развития инфраструктуры рынка; динамичное развитие отечественной инвестиционной базы прежде всего за счет развития институтов коллективного инвестирования; диверсификацию источников иностранных инвестиций и стимулирование конкуренции между иностранными инвесторами в целях снижения зависимости от конкретных групп инвесторов, стабилизации рынка и удешевления стоимости инвестиций для российских компаний путем повышения открытости рынка и его информационной прозрачности, а также создания эффективных механизмов предотвращения двойного налогообложения; развитие сотрудничества с первоклассными мировыми финансовыми институтами для привлечения консервативных иностранных инвесторов, ориентированных на долгосрочные вложения; ликвидацию ограничений на инвестиции в экономику России со стороны органов государственного регулирования зарубежных государств; стимулирование выхода ценных бумаг российских эмитентов на международные рынки капиталов, в том числе посредством использования депозитарных расписок и глобальных депозитарных расписок; подключение к международным системам расчетов и клиринга по ценным бумагам; приоритетную поддержку "портфельных" инвестиций на основе развития механизмов защиты прав меньшинства; г) повышение капитализации российских компаний и обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг. Повышение капитализации российских компаний предполагалось обеспечивать по следующим основным направлениям: реализация комплекса мер по повышению ликвидности рынка, прежде всего путем развития системы защиты прав инвесторов, в том числе на основе совершенствования государственного регулирования и механизмов саморегулирования рынка при одновременном снижении цены регулирования, развитие инфраструктуры рынка, в том числе оптимизация способов организации рынка, снижения издержек и рисков в системе обращения и обслуживания ценных бумаг, повышение информационной прозрачности рынка; повышение эффективности работы предприятий; д) обеспечение информационной безопасности России, включающей в себя: обеспечение информационного суверенитета, т.е. формирование и проведение политики, исходя из интересов национальной безопасности России; способствование успешному проведению экономических преобразований, укреплению политической стабильности общества.

<2> Был определен следующий перечень целей: а) создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия; б) финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов; в) создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения; г) перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний; д) предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов; е) создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов; ж) борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

 

Отметим, что в документе определяются не цели государственного регулирования, а цели государственной политики. Мы не видим в этом большой разницы, в конечном счете государственная политика проводится в широком смысле мерами государственного регулирования.

Категория "национальный интерес", которой оперирует Концепция, разрабатывалась в рамках школы политического реализма как одной из парадигм международных отношений. Один из главных постулатов этой идеи состоит в том, что основными акторами международных отношений являются государства, которые реализуют свои национальные интересы (выживание, благополучие и развитие) в международных отношениях такими основными средствами, как дипломатия и стратегия. Национальные интересы государств различны, и в силу ограниченности ресурсов это вызывает конфликты. В связи с этим защита и продвижение этих интересов осуществляются через наращивание собственных сил и соблюдение баланса сил на международной арене. В этом смысле для политических реалистов национальные интересы носят объективный характер. Однако очевидно, что национальный интерес - категория, имеющая и субъективное начало. Выработка национальных интересов зависит во многом от состояния элит, принимающих решения. Но проблема видится в том, что, даже несмотря на субъективный характер процесса формулирования национальных интересов, столько национальных интересов, сколько перечислено в Концепции, быть не может. При всей субъективной составляющей национального интереса нельзя "вписывать" в национальный интерес то, чего приоритетом для государства являться не может по определению. Например, какое отношение к национальным интересам в сфере рынка ценных бумаг имеет "обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг"? Это предполагает регулирование цен или участие государства в качестве игрока? Но это приведет к более чем печальным последствиям. И так можно разобрать любой из обозначенных национальных интересов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.