Сделай Сам Свою Работу на 5

Д. Иные инвесторы в силу закона. 29 глава





История развития компенсационных схем в современной России крайне противоречива. Впервые о возможности создания подобной схемы было сказано в Указе Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" <1>. В соответствии с ним был образован так называемый Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ). Появление этого документа было своего рода ответом государства на проблему финансовых пирамид, строительство которых буквально захлестнуло всю страну начиная с 1992 г. Официальных цифр, которые бы описывали масштаб проблемы начала - середины 90-х годов, нет до сих пор. Некоторые выводы можно делать только исходя из данных, которые приводит на своем официальном сайте сам ФОГФ <2>. Так, в справке о формировании баз данных и реестров вкладчиков, которые фонд должен вести в соответствии с положением о нем, указано, что "правдоподобное" количество пострадавших в этот период оценивается в 20 - 40 млн. человек; размер нанесенного им ущерба оценивается в 50 - 80 трлн. неденоминированных рублей (50 - 80 млрд. руб. - в ценах 1998 г.). При этом в общий реестр, ведущийся ФОГФом, включены только 628 тыс. вкладчиков; одновременно указывается, что около 20 - 22% вкладчиков уже умерли, не успев получить компенсационные выплаты.



--------------------------------

<1> До этого был издан также Указ Президента РФ от 26 апреля 1995 г. N 416 "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий". В соответствии с его положениями первоочередная задача федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования финансового и фондового рынков Российской Федерации - это "обеспечение интересов инвесторов", в том числе путем "создания организационных и материальных условий для компенсации потерь инвесторов от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовых рынках". Правительству РФ было указано "рассмотреть вопрос о государственной поддержке формирования и деятельности негосударственных региональных фондов помощи потерпевшим от преступлений в сфере экономики в целях обеспечения условий для компенсации потерпевшим от преступлений потерянных денежных средств (части денежных средств)". Как видно из текста этого Указа, его нельзя отнести прямо к документам, на основании которых можно было бы говорить о функционировании компенсационной схемы.



<2> http://www.fedfond.ru; см. также: Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест": Информационно-методическое пособие для работников правоохранительных органов. М.: Спас, 1996.

 

Анализ первоначальной редакции Указа обнаруживает, что это была весьма своеобразная компенсационная схема, поскольку в ее правовом регулировании не просматривается связь между имуществом, изъятым у финансовых пирамид, и выплатами пострадавшим вкладчикам и акционерам. Большая часть средств этой организации формировалась за счет бюджетных источников. Серьезным вопросом был и тот, что совершенно было неясно, как и в каком порядке должны лица доказывать, что они имеют право на получение соответствующей компенсации. А ведь это одна из частей фундамента, на котором держится правовое регулирование любой компенсационной схемы.

Дальнейшее развитие компенсационных схем связано с положениями Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408. В соответствии с этим документом Правительству РФ поручалось в течение 1996 г. обеспечить разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих введение системы гарантий и страхования прав вкладчиков и акционеров, создать действующие институты гарантий и страхования, в том числе специальные гарантийные и страховые фонды. Отмечалось, что источниками финансирования таких фондов должны быть как обязательные платежи, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, так и добровольные платежи, в том числе устанавливаемые саморегулируемыми организациями профессиональных участников финансового и фондового рынков России.



Более подробно этот момент описывала Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785. Она справедливо указывала, что существует два варианта создания страховых и компенсационных схем защиты интересов инвесторов:

- защита интересов инвесторов путем создания профессиональными участниками рынка - членами саморегулируемых организаций за счет своих взносов фондов, работающих на принципах взаимного страхования профессиональной ответственности (некоммерческое страхование). Данные фонды находятся в распоряжении саморегулируемых организаций, которые производят компенсационные выплаты в случае причинения ущерба инвесторам одним из членов организации;

- разработка компенсационной схемы для инвесторов путем создания общероссийской системы защиты имущественных интересов инвесторов, обеспечивающей компенсационные выплаты клиентам всех профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе единых принципов. Управление этим фондом должно осуществляться негосударственной некоммерческой организацией. Указанная организация будет определять правила предоставления компенсаций из фонда, а также производить компенсационные выплаты пострадавшим инвесторам.

Отметим, что если в случае с первым вариантом была понятна "целевая аудитория" компенсационных выплат, то в отношении второго варианта никаких внятных целей не ставилось.

В итоге в действующих нормативных актах (Федеральные законы "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах") реализованы оба варианта. Помимо этого нельзя забывать и о действующей еще с 1996 г. ст. 6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которая обязывает клиринговые организации создавать гарантийные фонды. Такие фонды, очевидно, строятся на принципах взаимного страхования, т.е. на тех же принципах, на которых строится создание компенсационных схем саморегулируемых организаций.

Рассмотрим каждый из вариантов компенсационных схем подробнее.

 

7.5.1. Государственная компенсационная программа

 

Единого правового регулирования государственной компенсационной программы (схемы) в настоящее время нет. Можно указать на три нормативных акта, которые регулируют функционирование такого рода схемы: Федеральные законы "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах" и обновленный Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров". Причем все три документа устанавливают разный правовой режим такого рода программ (схем).

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ст. 19) предполагает создание особой некоммерческой организации - федерального компенсационного фонда - в целях выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам. Основными целями деятельности фонда признаются:

- выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам;

- формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов - физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций;

- представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов - физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц;

- хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов - физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.

Адресаты компенсационных выплат фонда, инвесторы - физические лица, определены как лица, которые не смогли получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества. При этом указано, что право на получение компенсаций имеют инвесторы - физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Фонд не осуществляет выплаты компенсаций физическим лицам, являющимся владельцами ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Источники формирования средств фонда специально законом не установлены.

Обратим внимание, что Закон предполагает в основном выплату компенсаций физическим лицам, ущерб которым причинен профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Оставлена, конечно, одна лазейка: "...а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации". Однако такие случаи не указаны. Связывается получение компенсации и с предварительным обращением в суд за защитой своего нарушенного права. Отметим, что Закон не указывает обстоятельств, в соответствии с которыми то или иное лицо обратилось в суд и не смогло получить возмещение со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг.

Обязательность предварительного обращения в суд серьезным образом снижает эффективность данного компенсационного механизма, поскольку судебные процессы могут длиться весьма продолжительное время, за которое причитающиеся денежные средства могут обесцениться. Однако правовое регулирование данной компенсационной схемы этого не учитывает. Оно говорит о компенсируемом "ущербе"; таким образом, можно предположить, что компенсации подлежит не сумма, которая присуждена судом, а сумма первоначального ущерба. Тогда не очень понятно, зачем для начала идти в суд, если получить присужденное им будет невозможно. В общем, в отсутствие иного регулирования следует отметить, что указанная схема компенсаций со стороны государства не кажется нам продуманной.

Вызывает много вопросов и отсутствие указания на источники средств для выплаты компенсаций. А ведь это один из основных вопросов: кто платит за существование схемы - бюджет или сама индустрия ценных бумаг через механизм взаимного страхования?

Вторую компенсационную схему предусматривает ст. 63 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". Компенсационная схема, по сути ее описания, представляет собой схему временную, о чем свидетельствуют слова: "Впредь до вступления в силу федерального закона, устанавливающего условия и порядок выплаты компенсаций гражданам причиненного им ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями, специализированными депозитариями, а также лицами, осуществляющими ведение реестров владельцев инвестиционных паев, возложенных на них законом или договором обязанностей, применяется установленный настоящей статьей порядок защиты имущественных прав граждан". В приведенном тексте помимо этого предусмотрены отчасти и основания для начала работы такой схемы - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны указанных субъектов. Отметим, что количество субъектов здесь, с одной стороны, меньше, с другой - в их число входят не только профессиональные участники рынка ценных бумаг, но и юридическое лицо - организатор схемы инвестирования, а именно акционерный инвестиционный фонд.

Установлен и адресат компенсационных выплат - граждане. Интересно, что если в ст. 19 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" речь идет о физических лицах, то здесь о гражданах, а это может означать, что иные категории - иностранные инвесторы и лица без гражданства - в число получателей компенсации попасть не могут.

Компенсации выплачиваются гражданам, которым имущественный ущерб причинен акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями, специализированными депозитариями акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, лицами, осуществляющими ведение реестров владельцев инвестиционных паев, имеющими соответствующие лицензии, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей, если у них аннулирована лицензия и отсутствует имущество, достаточное для возмещения реального ущерба, и если:

- граждане не могут получить возмещение по исполнительным документам в связи с невозможностью установить адрес должника, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках либо иных кредитных организациях, или в связи с отсутствием у должника имущества либо доходов, на которые может быть обращено взыскание, если принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;

- должник своевременно не исполнил предписание федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о возмещении ущерба, причиненного гражданам в связи с нарушением порядка определения расчетной стоимости инвестиционных паев;

- ущерб причинен действиями работников должника, в которых содержатся признаки уголовно наказуемого деяния;

- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Компенсационный фонд не выплачивает компенсации владельцам акций акционерных инвестиционных фондов и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, ограниченных в обороте.

Источники формирования имущества компенсационного фонда не установлены. Максимальный размер и порядок выплаты компенсаций должны быть установлены Правительством РФ. Законом закреплено важное правило о том, что компенсационный фонд приобретает право требования гражданина, получившего компенсацию, к должнику в полном размере.

Установлены некоторые процедурные моменты. В частности, определено, что до выплаты компенсаций компенсационный фонд обязан опубликовать сообщение о выплате компенсаций, о порядке предъявления в компенсационный фонд требований гражданами, которые имеют право на получение компенсаций, и сроке предъявления таких требований, который не может быть менее двух месяцев со дня опубликования такого сообщения.

Третья государственная компенсационная схема установлена Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров". Этот Указ мы уже анализировали, однако отметим, что с момента принятия его первой редакции он подвергся существенной коррекции. Этот документ по-прежнему указывает на существование Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Однако некоторым образом поменялись основные цели деятельности фонда. Теперь они выглядят следующим образом:

- осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, за счет средств, направляемых в фонд в соответствии с Указом, а также за счет приращенного имущества фонда;

- формирование информационной базы данных и ведение реестра вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках;

- формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации;

- хранение, управление и участие в реализации имущества или обеспечение функций контроля за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, а также обеспечение распределения в соответствии с целями фонда средств, полученных от реализации указанного имущества, а также иного переданного фонду в установленном порядке имущества.

Уточнены порядок и основания получения компенсационных выплат. В соответствии с документом порядок и сроки осуществления компенсационных выплат, а также суммы таких выплат определяются советом фонда с учетом следующих положений:

- компенсационные выплаты получают граждане, которым организациями или физическими лицами, включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, причинен ущерб в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, при условии представления этими гражданами в фонд заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих факт причинения такого ущерба;

- компенсационные выплаты осуществляются в российских рублях в безналичной форме.

Итак, получают компенсации от этого фонда только те лица, которые пострадали от действий иных лиц на фондовом рынке, которые включены в соответствующий реестр. Главный вопрос состоит в том, как этот реестр формируется; по каким критериям в него попадают субъекты? Этот вопрос оставлен Указом без ответа <1>.

--------------------------------

<1> Официальный сайт ФОГФа (http://www.fedfond.ru) содержит положения о том, какие документы вкладчик должен представить. В частности, указано, что в числе документов, необходимых для регистрации на компенсационные выплаты, необходимо представить: паспорт и его ксерокопию (листы паспорта, содержащие сведения о Ф.И.О., годе рождения, регистрации, данных старого паспорта); подлинники договоров по компаниям и их ксерокопии; если документы подавались в суд: копию договора по компании, решение суда и/или оригинал исполнительного листа, подтверждающие сумму вклада без процентов; если документы поданы в ликвидационную комиссию: заверенную копию договора по компании, выписку из реестра ликвидационной комиссии.

С нашей точки зрения, процедура должна быть формализована непосредственно нормативными актами.

 

Важно отметить, что данный документ, похоже, функционально предназначен для компенсации не только лицам, пострадавшим от профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов, т.е. от субъектов, осуществлявших ненадлежащим образом лицензированную деятельность, но и для компенсаций за осуществление безлицензионной деятельности, о чем говорит и само название реестра. Этот момент нам кажется важным, поскольку деятельность финансовых пирамид в последнее время вновь оживилась. Масштабы имущественных потерь вновь не имеют официальных оценок. О количестве пострадавших, а также размере имущественных потерь можно судить только по отдельным сообщениям и публикациям. Так, некоторые данные для анализа дает статистика МВД. К примеру, только в 2008 г. было выявлено 28 финансовых пирамид, жертвами которых стали более 400 тыс. граждан, которым был причинен ущерб в размере свыше 40 млрд. руб. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Орлов П. Пирамидам не устоять // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. N 4781 // http:// www.rg.ru/ 2008/ 10/ 28/ piramidy.html.

 

Итак, три документа устанавливают, по существу, три разных правовых режима деятельности государственной компенсационной схемы (программы). Причем ни один из них не является не то что идеальным, а даже до конца продуманным и разработанным. После прочтения всех трех схем не покидает устойчивое ощущение того, что со всеми этими схемами может случиться та же история, что со ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР": статья-то была, а вот реализация ее все время приостанавливалась. В итоге правила, содержащиеся в ней, так и не были реализованы.

Интересно, что Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, вновь предусматривает обязательность создания "общенациональной компенсационной системы на финансовом рынке". Государство в очередной (который уже!) раз декларирует необходимость создания общенациональной компенсационной схемы, и это притом, что систему страхования вкладов в банках создали за несколько лет. Будем надеяться, что очередная попытка реализации лозунга "Карфаген должен быть разрушен" (компенсационная система должна быть создана) будет-таки удачной.

 

7.5.2. Компенсационные, гарантийные и иные фонды

профессиональных участников, саморегулируемых

организаций, общественных объединений

инвесторов - физических лиц, эмитентов

 

Наряду с государственными компенсационными схемами (программами, фондами) действующее законодательство предусматривает многочисленные случаи образования компенсационных, гарантийных и иных схем (фондов), функционирующих на принципах взаимного страхования и самострахования.

Организаторами таких схем могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, общественные объединения инвесторов - физических лиц.

Интересно, что некоторые законы говорят о праве создавать такие фонды, другие же прямо указывают на обязанность их создания. К числу последних относятся Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (нормы ст. 6), который обязывает клиринговую организацию, осуществляющую расчеты по сделкам с ценными бумагами, формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами, а также Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (нормы ст. 36.26), в соответствии с которым саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, обязаны "обеспечивать формирование гарантийного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при осуществлении ими своей деятельности".

Самой первой нормой, которая предусматривала образование компенсационных фондов, была ст. 6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В данной статье, правда, используется более общее понятие - "специальные фонды", для того чтобы не ограничивать клиринговые организации и участников клиринга в выборе юридических конструкций, с помощью которых они будут соответствующие фонды создавать.

Законодательство не устанавливает принципы функционирования таких фондов и их размер, определяя, что минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком РФ.

В настоящее время действуют два документа-регулятора, которые указывают на создание как минимум двух гарантийных фондов (именно так именует специальные фонды регулятор):

- Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФСФР России от 14 августа 2002 г. N 32/пс;

- Положение о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденное Приказом ФСФР России от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н.

В соответствии с первым из них гарантийный фонд формируется для обеспечения исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется клиринг. Средства гарантийного фонда используются с целью обеспечения исполнения обязательств участника клиринга и (или) его клиентов по совершенным сделкам в случае недостаточности для этого средств на торговых счетах участника клиринга и (или) клиринговой организации. Гарантийный фонд формируется из средств участников клиринга и (или) клиринговой организации (Положение говорит о ежемесячных отчислениях самой клиринговой организации в размере не менее 1 (2)% от вознаграждения, полученного клиринговой организацией за осуществление клиринговой деятельности для разных случаев).

Можно привести конкретные примеры из практики российских бирж. Так, в Положении о порядке и условиях создания, размещения и использования гарантийных фондов закрытого акционерного общества "Клиринговый центр РТС" <1> указано, что гарантийный фонд рынка ценных бумаг формируется путем обязательных ежемесячных отчислений средств клирингового центра в размере не менее 2% от суммы вознаграждения (без учета НДС), полученного клиринговым центром за осуществление клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг по итогам месяца. В соответствии с названным Положением гарантийный фонд рынка ценных бумаг используется в случае недостаточности денежных средств (ценных бумаг) на денежных торговых счетах (торговых счетах депо) участников клиринга / счете (счете депо) клирингового центра для исполнения обязательств участников клиринга по сделкам с ценными бумагами (кроме срочных контрактов), включенных в клиринговый пул, в целях обеспечения исполнения указанных обязательств. В этом случае клиринговый центр использует денежные средства, составляющие гарантийный фонд рынка ценных бумаг, для исполнения обязательств по оплате ценных бумаг и (или) приобретает за счет указанных денежных средств ценные бумаги в количестве, необходимом для исполнения обязательств по перерегистрации ценных бумаг, и использует приобретенные ценные бумаги для исполнения этих обязательств.

--------------------------------

<1> http:// fs.rts.ru/ files/ 4908

 

По сути, гарантийный фонд формируется на принципах как взаимного страхования, так и самострахования. Юридической основой для его функционирования является договор.

Похожий гарантийный фонд формирует клиринговая организация и в соответствии со вторым документом, однако используется он для обеспечения исполнения обязательств по срочным договорам (контрактам).

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предусматривает возможность:

- создания компенсационных и иных фондов саморегулируемых организаций (ст. 17), создаваемых в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников (членов) саморегулируемой организации;

- создания компенсационных и иных фондов общественными объединениями инвесторов - физических лиц (ст. 18).

Порядок деятельности таких организаций, юридическую основу их существования, порядок формирования и использования имущества, порядок и условия выплаты компенсации ни закон, ни иные нормативные акты не устанавливают.

Еще раз отметим, что, с нашей точки зрения, юридическая основа для существования таких организаций - это взаимное страхование и самострахование. Однако детальный порядок создания и деятельности таких фондов должен определять федеральный закон.

Кстати, закон знает примеры создания фондов, основанных на принципах самострахования применительно к эмитентам. Так, в соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" прямо предусмотрено образование в акционерном обществе резервного фонда в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Такой резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей. Вот это и есть типичное самострахование, т.е. периодическое "отчисление части своих доходов в особый страховой капитал, предназначенный для возмещения потерь" <1>.

--------------------------------

<1> Серебровский В.И. Очерки советского страхового права // Избранные труды. С. 275. Сходное определение самострахования давали и иные авторы. Так, К.А. Граве и Л.А. Лунц определяли самострахование следующим образом: "При самостраховании отдельное хозяйство (предприятие) из своих средств создает для себя страховой фонд в целях покрытия возможных в будущем своих потерь от стихийных бедствий или несчастных случаев" (Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1960. С. 6).

 

Что же касается взаимного страхования, то здесь по аналогии вполне можно применить положения одноименного Федерального закона "О взаимном страховании". Правда, нельзя не отметить, что данный Закон скорее сужает сферу применения взаимного страхования, поскольку требует обособления соответствующего имущественного фонда в рамках отдельной некоммерческой организации - общества взаимного страхования.

Необычным примером гарантии на рынке ценных бумаг является институт гарантии подписи, установленный Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27. В соответствии с этим документом профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право гарантировать подпись на передаточном распоряжении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.