|
Д. Иные инвесторы в силу закона. 13 глава
Данный момент вызывал весьма много споров с момента его появления. Главный вопрос состоял в том, какие функции выполняет брокер как номинальный держатель. Дело в том, что в соответствии с положениями Закона операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального держателя ценных бумаг не должны отражаться у держателя реестра. Фактически данная статья создавала систему распределенного реестра: данные об одних и тех же ценных бумагах и правах на них одного и того же лица должны были быть отражены в каждый данный момент времени только у одного субъекта учетной системы. Если лицо открывает счет у номинального держателя, то определенное количество ценных бумаг, которое желает перевести в номинальное держание владелец, переводилось на один общий счет номинального держателя в системе ведения реестра, который ведется без разбивки по счетам владельцев, а на соответствующее количество ценных бумаг открывается счет у номинального держателя. Соответственно, если в дальнейшем регистратору на основании поручения эмитента было необходимо составить соответствующий список для исполнения прав по ценным бумагам, закон устанавливал правило о том, что регистратор имеет право требовать от номинального держателя предоставления списка владельцев ценных бумаг, номинальным держателем которых он является по состоянию на определенную дату, а номинальный держатель имеет корреспондирующую обязанность составить требуемый список и направить его держателю реестра в течение семи дней после получения требования.
Однако брокерская деятельность в чистом, если можно так сказать, виде не предусматривает никаких учетных функций. Брокер - это в полном смысле слова посредник, который продает и покупает ценные бумаги, дает займы своему клиенту для совершения маржинальных сделок, и не более того. Выход из этого положения нашел регулятор (ФКЦБ России на тот момент), предложив в своем письме от 26 апреля 1999 г. N ИБ-09/2176 "Об осуществлении функций номинального держателя профессиональными участниками рынка ценных бумаг" следующее решение: "Для осуществления функций номинального держателя профессиональный участник рынка ценных бумаг должен иметь лицензию на право осуществления депозитарной деятельности, а отсутствие такой лицензии может привести к нарушению законных прав и интересов владельцев ценных бумаг" <1>.
--------------------------------
<1> См. также: Буркова А. Статус номинального держателя по российскому праву // Право и экономика. 2008. N 6. С. 42 - 45.
Что ж, в пользу такого решения действительно есть серьезные аргументы. Ведь что получается: по прямому толкованию закона брокер, выступающий в качестве номинального держателя, исходя из цитируемого выше правила ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", обязан осуществлять функции депозитария. Но брокер этого делать не может, хотя бы по тем же формальным причинам: ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" относительно перехода прав на именные эмиссионные ценные бумаги называет только двух участников рынка - регистратора (с момента внесения приходной записи по лицевому счету) и депозитария (с момента внесения приходной записи по счету депо). Получалась бы парадоксальная ситуация: брокер ведет некоторый внутренний учет приобретенных его клиентом ценных бумаг. Поскольку эти операции не отражаются у регистратора, то возникает вопрос о моменте возникновения прав клиентов на ценные бумаги. Ведь если предположить, что брокер не имеет лицензии на осуществление депозитарной деятельности, то получается, что момент возникновения прав на бумагу в порядке ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" просто отсутствует!
Есть, правда, во всем этом одна интересная деталь, которую разработчики данного инструктивного письма забыли. В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" переход прав, закрепленных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг. Правило само по себе абсолютно непонятное, но до сих пор действующее. Непонятность его состоит в том, что эта же статья закрепляет общее правило о том, что переход прав по бумагам автоматически ведет к переходу прав из бумаги, и тогда неясно, кого и зачем еще нужно уведомлять о том, что права перешли. То есть сама цель действия неясна: юридические факты (переход прав на бумагу и цессия прав из бумаги) уже состоялись. Но именно это-то непонятное правило вполне могло сгодиться для обоснования иной логики, чем заложена в приведенном инструктивном письме ФКЦБ России. Ведь как можно представить себе ситуацию. Статья 146 ГК не предъявляет требование о том, чтобы все данные по именной ценной бумаге (независимо от того, эмиссионная она или неэмиссионная) подлежали обязательному внесению в какие-либо учетные регистры и права на бумагу переходили к новым приобретателям только с момента внесения записей в эти учетные регистры. Более того, ст. 385 ГК указывает на то, что должник (эмитент по ценной бумаге в нашем случае) вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода прав требования. Получается, что рассматриваемое "уведомление" номинальному держателю - брокеру как раз и может служить таким доказательством. То есть схема цессии будет выглядеть следующим образом: клиент брокера приобретает ценную бумагу (предположим, акцию); номинальный держатель - брокер ее учитывает в своем учете (ведет же он внутренний учет!) и представляет эмитенту/регистратору доказательства состоявшейся цессии в соответствии с анализируемым правилом ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Формально учетный институт в данном случае - лишнее звено. Это еще более становится очевидным, если анализировать правило п. 2 ст. 142 ГК, в котором указано, что "в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для... передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном)". Буквальное толкование показывает, что доказательств таких именно "достаточно". И не более того - никаких изъятий в части обязательности ведения реестра (обычного или компьютеризованного) не устанавливается и даже не закладывается правовая основа для установления соответствующих ограничений в иных нормативных правовых актах (законах или установленном ими порядке). При таком толковании не подвергается сомнению и определение эмиссионной именной ценной бумаги, установленное ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", по которому информация о владельцах таких бумаг должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, поскольку ничто не мешает эмитенту потребовать у регистратора в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" список владельцев, а регистратору затребовать соответствующие списки у номинальных держателей и предоставить полный список эмитенту для осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами.
Понятно, что мы довели ситуацию в некотором смысле до абсурда, поскольку в результате пропадает связь между правом на бумаги и правом из бумаги. Да и вообще конструкция весьма сомнительна, но факт состоит в том, что Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (да и ГК, кстати) содержит такие правила (и до сих пор, между прочим), которые объяснить с точки зрения нормальной логики никак невозможно. Этот абсурдный пример показывает, что на самом деле статус номинального держателя нуждается в серьезной реформе. Закон не должен порождать никакие странные конструкции и содержать какие-то двусмысленные нормы: абсолютно понятно, что быть номинальным держателем может только учетный институт - это его прямая функция.
Еще одна совершенно практическая проблема, которая требует в этой области своего решения, - это срок сбора реестра. Как мы указали, Закон дает номинальному держателю семь дней для того, чтобы составить и представить регистратору требуемый список. Понятно, что, когда эту норму конструировали, не оценивали то, что цепочка номинальных держателей может быть весьма длинной.
Статьей 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" прямо предусмотрено, что депозитарий имеет право на основании соглашений с другими депозитариями привлекать их к исполнению своих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги депонентов (т.е. становиться депонентом другого депозитария или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если это прямо не запрещено депозитарным договором. Как указывает Закон, такой депозитарный договор между депозитариями должен предусматривать процедуру получения информации о владельцах ценных бумаг, учет которых ведется в депозитарии-депоненте, а также в его депозитариях-депонентах. По логике этой статьи депозитарий, который является номинальным держателем, вправе передать учет прав на ценные бумаги другому депозитарию. В системе ведения реестра он останется номинальным держателем, но знать о реальных владельцах ничего не будет. В такой ситуации при получении требования представить список он будет должен обратиться к своим контрагентам - депозитариям и потребовать у них информацию, а те, в свою очередь, обратятся к своим контрагентам. Никаких семи дней здесь может не хватить в принципе. Некоторые нормативные акты регулятора предусматривают в таких случаях специальный порядок действия регистратора. В частности, Положение о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утвержденное Приказом ФСФР России от 11 июля 2006 г. N 06-74/пз-н, устанавливает, что, если номинальный держатель не представил список регистратору в требуемый срок, регистратор включает в список владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном ст. 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах", номинального держателя, а также в течение 10 дней по истечении установленного срока в письменной форме уведомляет ФСФР России о том, что номинальный держатель не представил соответствующий список.
Однако это решение при всей его верности представляет не более чем попытку решения вопроса техническим, если можно так выразиться, способом. Оно не решает реальных проблем. То, что эти проблемы совершенно реальны, показывает и практика регистраторской и депозитарной деятельности, в которой применяются так называемые дораскрытия, когда получивший за пределами семидневного срока информацию депозитарий в дополнение к ранее направленному списку направляет и еще дополнения к нему. Ведь та же ситуация с выкупом акций и иных ценных бумаг в случаях, установленных Федеральным законом "Об акционерных обществах", является наиболее простой. Более сложный случай - это списки владельцев ценных бумаг, которые составляются при реорганизации, особенно если она сопровождается непропорциональным распределением ценных бумаг (о чем мы писали в разделе об эмиссии). В этом случае недораскрытие номинальных держателей может иметь весьма плачевные последствия для владельцев ценных бумаг - они просто могут получить не тот пакет ценных бумаг, который им полагался в зависимости от их волеизъявления при голосовании.
Интересно здесь отметить, что если общее правило Закона говорит о семи днях, то в отношении отдельных видов учитываемых ценных бумаг сроки еще более сокращенные. К примеру, в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в случаях, если требуется составление списка владельцев инвестиционных паев, депозитарий, которому в реестре владельцев инвестиционных паев открыт счет номинального держателя, обязан представить лицу, осуществляющему ведение указанного реестра, сведения, необходимые для составления списка владельцев инвестиционных паев, не позднее двух рабочих дней с даты получения соответствующего требования. В некоторых случаях закон, напротив, забывает про сроки. Такая ситуация имеет место в ст. 16.1 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" для составления реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием для конкурсного управляющего. Здесь норма следующая: "Для составления реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием номинальный держатель облигаций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет облигациями, на дату составления указанного реестра".
Эта проблема требует своего законодательного решения. По крайней мере, необходимо установить обязанность всех депозитариев в цепочке давать информацию в такой срок, который обеспечивает исполнение обязанностей номинального держателя. Как думается, законодательство не должно описывать в этой области несуществующие вещи и одновременно игнорировать то, что реально в этой области происходит. Отношения между номинальными держателями и регистраторами, равно как и отношения в междепозитарных цепочках, должны быть урегулированы законом. Как один из выходов из этой ситуации следует предложить обязательное заключение договора между регистратором и номинальным держателем. Интересное решение данного вопроса предлагают разработчики одного из проектов Федерального закона "О центральном депозитарии" (вариант, предложенный ФСФР России) <1>. Они полагают, что таким законом должно быть ограничено число уровней номинальных держателей - не более трех (включая сам центральный депозитарий). Такая трехуровневая система учета прав на ценные бумаги на счетах депо в депозитариях, с их точки зрения, с одной стороны, сохранит возможность оказывать депозитарные услуги для региональных брокеров, даст их клиентам при их посредничестве через крупные депозитарии доступ к торговым площадкам и к внебиржевому рынку, а с другой стороны, создаст условия для упрощения корпоративных действий и обеспечения эффективного государственного надзора. Предложение, возможно, и не лишено здравого смысла, но вариант решения представляется излишне прямолинейным - установить запрет, между тем как указанные проблемы можно решить совершенно иным путем.
--------------------------------
<1> Текст доступен по адресу: http:// www.fcsm.ru/ document.asp?ob_no= 17547.
Обязательством регистратора перед зарегистрированными лицами является подтверждение их прав путем выдачи выписки с лицевого счета, а также предоставление в случаях, установленных законом, иной информации (к примеру, в соответствии с Законом регистратор обязан доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом). Статья 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" признает выпиской из системы ведения реестра документ, выдаваемый держателем реестра, с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам. Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствами, зафиксированных на дату составления в системе ведения реестра. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг. Регистратор обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней (схожие положения о сроке содержит и ст. 20 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" в части действий регистратора ипотечных сертификатов участия, выписка со счета при ведении реестра инвестиционных паев дается в трехдневный срок).
Регистратор обязан совершать операции в реестре как по поручению владельцев и номинальных держателей, так и на основании поручений эмитента, а также уполномоченных государственных органов в установленные нормативными актами сроки. Большая часть требований к срокам установлена подзаконными нормативными актами, непосредственно законами установлены лишь отдельные сроки совершения операций. К числу таких установленных законом сроков можно отнести:
- пятидневный срок предоставления выписки из системы ведения реестра (ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 20 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах");
- трехдневный срок для внесения записи в реестр акционеров общества по требованию акционера, номинального держателя акций или в предусмотренных законом случаях по требованию иных лиц (ст. 45 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Все остальные сроки указаны в подзаконных актах. Причем по одним и тем же типам (видам) операций они могут различаться. Нам представляется правильным с учетом сложившейся практики деятельности регистраторов указать основные сроки проведения операций в системе ведения реестра непосредственно в законе, установив при этом максимальные сроки и предоставив регистраторам право сокращать указанные сроки.
Законодательство предусматривает случаи смены регистратора. Этот вопрос является весьма болезненным в практической деятельности, хотя бы той причине, что регулируется законом он весьма скверно, к тому же в силу нескольких законов, которые регулируют такую деятельность, регулируется весьма различно.
Общие правила передачи системы ведения реестра установлены ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В соответствии с ее положениями в обязанности держателя реестра в том числе входит строгое соблюдение порядка передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом. Статьей предусмотрено, что в случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения действия договора. Передача производится в день расторжения договора. При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом в средствах массовой информации или уведомляет всех владельцев ценных бумаг письменно за свой счет. Все выписки, выданные держателем реестра после даты прекращения действия договора с эмитентом, недействительны.
Детальный порядок передачи системы ведения реестра устанавливается Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 июня 1997 г. N 21. В соответствии с этим документом процедура передачи реестра осуществляется в срок не более трех рабочих дней и оформляется актом приема-передачи. Причем с момента начала процедуры передачи реестра до момента подписания акта приема-передачи реестра и вступления в силу договора на ведение реестра с новым регистратором регистратор, передающий реестр, и новый регистратор не вправе принимать распоряжения от зарегистрированных лиц на проведение операций в реестре и проводить операции в реестре. Надо отметить, что подобного рода ограничения прав (а иначе эту норму и невозможно квалифицировать) не установлены каким-либо законом, соответственно указанные положения не могут быть применимы на практике, поскольку дискриминируют владельцев ценных бумаг.
Интересно отметить и то, что, несмотря на действие данного документа, количество споров между регистраторами и эмитентами по поводу отказа в передаче реестра нисколько не уменьшилось. Наличие данных проблем показывает крайнее несовершенство установленной процедуры. Одним из путей их решения может стать перенесение ее регулирования непосредственно в Закон, с установлением жестких норм ответственности. Однако ответственность - не самая главная гарантия для владельцев бумаг. Вполне возможно, что свою роль должен при передаче реестра играть какой-то независимый субъект, который может при процедуре передачи обеспечивать поддержание системы ведения реестра.
Интересен и вот какой момент. Согласно Закону регистратор обязан передать новому регистратору "все данные и документы, составляющие систему ведения реестра", а вот указанный нормативный акт предусматривает, что регистратор, передавший реестр, обязан обеспечить в течение трех лет доступ к имеющимся у него оригиналам документов уполномоченным представителям эмитента или уполномоченным представителям нового регистратора. Логика существования данной нормы нам непонятна.
Сходное регулирование порядка передачи системы ведения реестра установлено и для случаев передачи реестра инвестиционных паев регистратором новому регистратору на основании распоряжения управляющей компании в связи с прекращением договора о ведении реестра с управляющей компанией, а также в связи с аннулированием лицензии регистратора на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг или на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и заключением управляющей компанией договора о ведении реестра с новым регистратором в соответствии с Положением о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 15 апреля 2008 г. N 08-17/пз-н.
Некоторая специфика присуща правилам передачи системы ведения реестра при ведении реестра ипотечных сертификатов участия, поскольку в соответствии с Типовыми правилами доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562, решение о смене регистратора здесь вправе принять общее собрание владельцев ипотечных сертификатов участия.
Ведение лицевых счетов эмитента (управляющей компании). Данная услуга предоставляется регистратором в связи с необходимостью открытия эмитенту (управляющей компании) специальных счетов, с которых осуществляется перечисление ценных бумаг при их размещении (выдаче), на которые зачисляются погашаемые ценные бумаги.
Так, в частности, Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27, определено, что эмитенту открывается два вида счетов:
- эмиссионный счет эмитента - счет, открываемый эмитенту для зачисления на него ценных бумаг, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке, и их последующего списания при размещении или аннулировании (погашении) ценных бумаг;
- лицевой счет эмитента - счет, открываемый эмитенту для зачисления на него ценных бумаг, выкупленных (приобретенных) эмитентом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Положение о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, утвержденное Приказом ФСФР России от 15 апреля 2008 г. N 08-17/пз-н, предусматривает открытие следующих счетов управляющей компании - эмитенту инвестиционных паев: лицевого счета "выдаваемые инвестиционные паи" и лицевого счета "дополнительные инвестиционные паи".
Положение о порядке ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок, утвержденное Приказом ФСФР России от 18 марта 2008 г. N 08-9/пз-н, предусматривает открытие в реестре эмиссионного счета эмитента российских депозитарных расписок для зачисления на него российских депозитарных расписок, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке, и их последующего списания при размещении или погашении российских депозитарных расписок.
Правовой режим таких счетов хотя и обладает известной спецификой, однако не сильно отличается от правового режима обычного лицевого счета.
Составление списка зарегистрированных лиц. Составление списка является очень важной услугой, которую регистратор оказывает эмитенту (управляющей компании) при осуществлении своих функций. Ее важность мы показали в одном из предыдущих разделов настоящего исследования, когда говорили о так называемых списочных правах, т.е. правах владельцев ценных бумаг, которые осуществляются в отношении тех лиц, которые попали в соответствующий список.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент не ограничен в праве требовать от регистратора список владельцев ценных бумаг на указанную им дату. Регистратор обязан подготовить и представить эмитенту указанный список в соответствии с его запросом. Порядок подготовки таких списков устанавливается в основном нормативными актами регулятора. Такие акты устанавливают виды списков, требования к распоряжению эмитента (управляющей компании), а также требования к содержанию списков. К примеру, Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением, установлены такие требования применительно к списку лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам. Этим же документом установлены соответствующие требования к списку акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
Положение о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества устанавливает соответствующие требования к списку владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном ст. 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Положение о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов устанавливает требования к распоряжению управляющей компании и спискам:
- лиц, имеющих право на получение дохода по инвестиционным паям закрытого паевого инвестиционного фонда, и лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда;
- зарегистрированных лиц при передаче реестра;
- владельцев инвестиционных паев по требованию органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
- лиц, имеющих право на получение денежной компенсации при прекращении паевого инвестиционного фонда.
Положение о порядке ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок устанавливает требования к распоряжению депозитария - эмитента российских депозитарных расписок и спискам:
- лиц, имеющих право на получение доходов по представляемым ценным бумагам;
- лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев представляемых ценных бумаг.
Различные сопутствующие услуги, как то: организация и проведение общего собрания владельцев, услуги консультационного характера и т.п. Наиболее детально эта функция в настоящее время урегулирована в отношениях между регистратором и акционерным обществом. В соответствии со ст. 56 Федерального закона "Об акционерных обществах" в акционерном обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии <1>, а вот функции счетной комиссии для акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 всегда выполняет регистратор <2>.
--------------------------------
<1> Регистратор выполняет все функции счетной комиссии, установленные указанным Законом, а именно: проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров; определяет кворум общего собрания акционеров; разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании; разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование; обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования; составляет протокол об итогах голосования; передает в архив бюллетени для голосования.
<2> При этом в соответствии с Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс, в случае, если ведение реестра акционеров общества осуществляется регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами.
Еще одну сопутствующую функцию регистратора - агента - описывает Федеральный закон "Об инвестиционных фондах". В соответствии со ст. 27 этого Закона регистраторы могут оказывать управляющей компании услуги агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев. Регистратор как агент действует от имени и за счет управляющей компании на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с управляющей компанией, а также выданной ею доверенности. Функции такого агента описаны в ст. 28 вышеуказанного Закона.
Как мы уже отмечали ранее, помимо своих прямых - учетных функций на рынке ценных бумаг, а также оказания сопутствующих услуг в виде участия в организации и проведении общего собрания владельцев ценных бумаг, выполнения функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев действующее законодательство предусматривает возможность для регистратора выполнять и еще одну функцию (оказывать услугу): в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" регистратор вправе вести реестр требований кредиторов. Решение о привлечении регистратора к ведению реестра требований кредиторов принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении регистратора к ведению реестра требований кредиторов принимается временным управляющим. Данная деятельность осуществляется на основании договора (с оплатой услуг за счет должника), причем его заключение обусловлено наличием у регистратора договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|