Сделай Сам Свою Работу на 5

Д. Иные инвесторы в силу закона. 8 глава





Интересен и вот какой момент: Гражданский кодекс содержит еще две "резиновые" категории: "разумность" и "добросовестность". Именно о "добросовестности" поведения идет речь в ст. 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", когда говорится о требованиях к деятельности брокера. Но вот ст. 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которая регулирует деятельность по управлению ценными бумагами, не содержит указания ни на заботливость (в любом из ее контекстов), ни на разумность, ни на добросовестность. Иная ситуация имеет место со специальными видами доверительного управления. Так, обязанность действовать разумно и добросовестно закрепляют: ст. 39 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 36.14 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 12 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Типовой договор доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 678, и ряд иных актов.



Этот момент является интересным. Еще раз вспомним, что в соответствии со ст. 10 ГК в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В процессуальном плане это означает, что недобросовестность должно доказывать то лицо, которое оспаривает такой характер деятельности.

Если следовать прямой логике закона, то получается, что на деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, регулируемую общими правилами, не распространяется презумпция добросовестности действий и доказывать свою добросовестность доверительный управляющий должен сам, а для большинства специальных видов доверительного управления этот момент решен в пользу доверительных управляющих.

В специальной литературе по этому вопросу высказана позиция, согласно которой отношения по доверительному управлению "включают в себя разумность и добросовестность в исполнении сторонами своих обязанностей" <1>. Отметим, что данная позиция, в сущности, предполагает, что наполнением категории "заботливость" является разумность и добросовестность, однако закон об этом не говорит. Самое интересное, что схожую идею развивает и высшая судебная инстанция. Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 22 мая 2007 г. N 871/07 отметил: "Привлечение единоличного исполнительного органа к ответственности зависит от того, действовал ли он при исполнении своих обязанностей разумно и добросовестно, то есть проявил ли он заботливость и осмотрительность и принял ли все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей". То есть получается картина, обратная высказанной: содержанием категорий "разумность" и "добросовестность" является заботливость. Сходная привязка была и в другом деле (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2006 г. N 10722/05). Здесь суд констатировал: "В данном деле вывод о том, что течение срока исковой давности по заявленному истцом требованию началось с 10.01.2002, когда истец узнал о нарушении его права, сделан судами апелляционной и кассационной инстанций без учета того, когда истец должен был узнать о таком нарушении. Истец, осуществляя предпринимательскую деятельность и действуя с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям имущественного оборота, при непредставлении Красноярской железной дорогой выписок из лицевого счета в Красноярском ТехПД в срок, установленный названным Типовым технологическим процессом, должен был сам в разумный срок выяснить состояние своего лицевого счета и, следовательно, узнать о нарушении своего права не позднее марта 1997 года".





--------------------------------

<1> Хромушин С.В. Доверительное управление в качестве профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 14.

 

Такая вот странная категория получается: если ты проявил заботливость, то ты проявил разумность и добросовестность, и наоборот: ты проявил разумность и добросовестность, если проявил заботливость (впрочем, это далеко не самая худшая трактовка заботливости в судебной практике <1>).

--------------------------------

<1> К примеру, см.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

С нашей точки зрения, здесь налицо доктринальная проблема, которая должна быть решена. Суть ее состоит все в том же распределении рисков (принципов) между клиентами и доверительными управляющими.

Анализ деятельности по доверительному управлению показывает весьма странную картину. С одной стороны, существуют нормы Гражданского кодекса РФ, которые регулируют общие положения о договоре доверительного управления. Они же устанавливают всего лишь одну особенность доверительного управления ценными бумагами: при их передаче в доверительное управление возможно их объединение и необходимость регулирования доверительного управления паевыми инвестиционными фондами отдельным законом. С другой стороны, особенностей доверительного управления ценными бумагами гораздо больше, чем упоминает ГК. Фактически в настоящее время мы имеем несколько режимов правового регулирования деятельности по доверительному управлению, которые сближает часто только то, что они имеют одно наименование - доверительное управление.

Существует несколько специальных видов доверительного управления. Формально они не являются видами доверительного управления ценными бумагами, но фактически по всем критериям (специальный субъект, объекты инвестирования) перед нами не что иное, как профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

 

6.2.4. Клиринговая деятельность

 

Определение клиринговой деятельности дается в ст. 6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Под ней понимается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

В силу специфики клиринговой деятельности (клиринговые организации обслуживают организованную торговлю на рынке ценных бумаг) объем ее правового регулирования невелик. Помимо указанной статьи основные регулирующие положения содержатся в ведомственных актах ФКЦБ (ФСФР) России и Банка России (в части организованного рынка государственных ценных бумаг) <1>. В силу преобладающего регулирования этого вида деятельности ведомственными актами оно очень "подвижно". Достаточно сказать, что действующее в настоящее время положение уже третье, считая с момента вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" <2>.

--------------------------------

<1> Так, в настоящее время в этой области действуют: Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс; Положение о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденное Приказом ФСФР России от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н; Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. N 220-П "О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации", а также ряд иных актов.

<2> До него действовали: Временное положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 30 декабря 1997 г. N 44, и Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 23 ноября 1998 г. N 51.

 

Первое упоминание о клиринге на рынке ценных бумаг содержалось в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. Данный документ, правда, только устанавливал, что такая деятельность может вестись, причем в качестве "содействующей осуществлению биржевых операций с ценными бумагами", однако не давал ее определения. Упоминание о такой деятельности содержало и принятое позднее Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Госкомимущества России от 20 апреля 1994 г. N 859-р. Этот документ выделял клиринг по ценным бумагам (вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участникам операций с ценными бумагами) и клиринговую деятельность по денежным средствам (вычисление взаимных обязательств и требований по переводу денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам). Однако он также не содержал ее регулирования. Упоминал о такой деятельности и Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации", который давал определение расчетно-клиринговой деятельности по ценным бумагам (деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами) и расчетно-клиринговой деятельности по денежным средствам (деятельность по определению взаимных обязательств и/или по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами). Некоторые особенности регулирования такой деятельности, правда, в сочетании с депозитарной (документ так и указывал: "депозитарно-клиринговая деятельность") были установлены Указом Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 "О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации". Более того, этим документом была одобрена "деятельность Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации по созданию единой общероссийской системы расчетов, клиринга и хранения ценных бумаг". Другой документ - Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008, - упоминал о необходимости развития "расчетно-клиринговой деятельности по ценным бумагам", под которой понималась деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участниками операций с ценными бумагами.

Данный экскурс в историю показывает, что содержание клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг никогда не носило устойчивого характера: ее то рассматривали как самостоятельный вид деятельности, то смешивали с системой расчетов на рынке ценных бумаг или с системой учета. Отсюда и экстраполяция соответствующих представлений на ее названия (клиринговая, расчетно-клиринговая, депозитарно-клиринговая).

Интересно также отметить, что клиринговая деятельность осуществляется не только на рынке ценных бумаг <1>. К примеру, в соответствии со ст. 28 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" товарная биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров), создаваемых в установленном порядке, или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания. Специфика клиринга существует и для рынка электроэнергии и мощности. Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике" расчеты по обязательствам, возникающим из сделок, связанных с обращением на оптовом рынке электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, могут производиться по результатам проведения сверки и (или) зачета взаимных встречных денежных требований субъектов оптового рынка. Такие сверка и (или) зачет взаимных встречных денежных требований субъектов оптового рынка осуществляются централизованно специализированными коммерческими организациями. Активно используется это понятие в банковской практике <2>, особенно в практике международных (межгосударственных) расчетов.

--------------------------------

<1> Клиринговая деятельность появилась изначально для ликвидации взаимных требований. Занимались ею первоначально так называемые расчетные палаты (Clearing Houses), историю появления и специфику регулирования которых хорошо описал в своей работе еще В. Судейкин (Судейкин В. Расчетные палаты (Clearing Houses) и их устройство. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1886). Он отмечал: "Под именем расчетной палаты. понимается такое учреждение, в котором сходятся уполномоченные банков для ликвидации счетов между ними посредством передачи друг другу взаимных требований... результатом их устройства является в некоторой степени уменьшение потребности в деньгах..." (Там же. С. 1).

<2> См.: Крысин С.А., Тарасова М.Н. Клиринг в Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева, С.М. Петрова. М.: Профобразование, 2003.

 

Таким образом, "клиринговой деятельностью" нормативные акты именуют хотя и весьма схожую, но разную деятельность, причем только в одном случае - в сфере рынка ценных бумаг - она регулируется как специальная, профессиональная Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". В связи с этим в литературе высказана идея об отсутствии необходимости выделения клиринговой деятельности как одного из видов профессиональной деятельности. Так, Е.Г. Хоменко полагает, что причин для самостоятельного существования и банковского клиринга, и клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг нет, поскольку оба указанных вида деятельности направлены на определение величины обязательств сторон по сделкам и осуществлению по ним расчетов, основанных на взаимозачете встречных требований. Она полагает, что поскольку участие кредитной организации в клиринге необходимо всегда, то и выделять клиринговую деятельность как самостоятельную профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг не имеет смысла <1>.

--------------------------------

<1> Хоменко Е.Г. Правовые проблемы осуществления кредитными организациями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 10.

 

Такая точка зрения, возможно, и не лишена смысла, однако более правильным путем представляется не исключение клиринговой деятельности из числа профессиональных на рынке ценных бумаг (ведь определение взаимных обязательств и расчеты осуществляются не только по денежным средствам, но и по ценным бумагам), а более системное регулирование таковой. Оно должно строиться на основании отдельного специального федерального закона (как это и планируется сделать в ближайшее время). К тому же если передать право осуществлять клиринговую деятельность исключительно кредитным организациям, то это окончательно "размоет" границы между кредитной организацией и профессиональным участником рынка ценных бумаг. Между тем в этом ничего хорошего нет, поскольку каждую деятельность сопровождают свои специфические риски.

Содержание клиринговой деятельности в том виде, как ее понимает действующее законодательство, дано в ст. 6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Причем формулировки закона таковы, что понять до конца суть клиринговой деятельности из них нельзя (что стоит только формулировка "и зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним") <1>.

--------------------------------

<1> Впрочем, нельзя вообще не отметить терминологических неточностей и закона, и положений регулятора. Закон говорит об обязательствах, которые сверяются и по которым происходит зачет, а положение использует формулу "клиринг по сделкам" или "клиринг по сделкам клирингового пула". С нашей точки зрения, никакого клиринга по сделкам быть не может в принципе. Сделка - это действие, осуществлять клиринг действия совершенно лишено какого-либо смысла. Смысл же клиринговой деятельности состоит в выявлении обязательств, возникших из сделок, выявлении однородных обязательств и их зачет. Именно обязательства есть предмет клиринговой деятельности.

 

Если предположить, что мог иметь законодатель в виду, давая соответствующее определение, то клиринговую деятельность в действующей модели можно описать через три вида действий: а) определение взаимных обязательств; б) зачет взаимных обязательств; в) исполнение обязательств по перечислению бумаг и денежных средств, оставшихся по итогам зачета.

Первые и последние действия не вызывают существенных затруднений. Определение взаимных обязательств всегда являлось необходимой частью клиринговой деятельности, более того, скорее всего сама клиринговая деятельность как особого вида деятельность возникла именно из определения взаимных обязательств. Сложнее ситуация с исполнением обязательств по перечислению бумаг и денежных средств. В чистом виде это скорее всего не клиринговая деятельность, а ее последствия, т.е. деятельность кредитных и расчетных организаций на рынке ценных бумаг по перечислению денег и ценных бумаг на основании документов, которые представит клиринговая организация. Однако такую деятельность может осуществлять и сама клиринговая организация.

Наиболее сложная ситуация с зачетом. Экономисты чаще всего говорят, определяя клиринг, что он прежде всего представляет собой зачет взаимных требований и обязательств <1>. Однако с правовой точки зрения все не так просто.

--------------------------------

<1> См.: Биржевое дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 157.

 

Во-первых, есть разночтения между положениями закона и ведомственных актов (а поскольку в этой области ведомственные акты явно более "продвинуты", то можно сказать, что разночтения существуют не между законом и подзаконным актом, а между реальной жизнью и теми нормами закона, которые к ней мало имеют отношение). Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (учитывая использование в его ст. 6 соединительного союза "и" при определении клиринговой деятельности) подразумевает, что зачет должен сопровождать любой акт "отправления" клиринговой деятельности, однако анализ актов регулятора показывает иную картину. По мнению регулятора, "зачет встречных однородных обязательств и требований по ценным бумагам и/или денежным средствам", или "неттинг", возможен в случае использования таких его способов, как многосторонний и централизованный клиринг <1>. По сути это верно, но тогда закономерно возникает вопрос: либо надо исключать из положения определение так называемого простого клиринга <2>, поскольку ему нет места (что неправильно), либо менять Закон и четко описывать содержание клиринговой деятельности.

--------------------------------

<1> Под централизованным клирингом понимается способ, при котором клиринговая организация выступает стороной по обязательствам, возникшим из совокупности сделок, по которым необходимо провести расчеты. Многосторонний клиринг понимается как определение взаимных обязательств каждого участника клиринга по всем его сделкам, которые были совершены в определенный период.

<2> Простой клиринг понимается как определение обязательств каждого участника клиринга по каждой совершенной сделке.

 

Во-вторых, есть проблема с правовым регулированием зачета при клиринге. Зачет признается ГК (ст. 410) одним из способов прекращения обязательства. В случае клиринга на рынке ценных бумаг правовое регулирование зачета имеет свои особенности: 1) зачет осуществляется в каждом конкретном случае не по заявлению участника правоотношения, а по воле клиринговой организации, которая действует в соответствии с договорами с каждой из сторон правоотношения <1>; 2) зачет - это право, которым обладает клиринговая организация: правила регулятора устанавливают право клиринговой организации для обеспечения исполнения обязательств осуществлять перерасчет обязательств и требований участников клиринга путем исключения из расчета необеспеченных сделок, определять сделки, подлежащие исключению из расчетов в случае недостаточности у участника клиринга ценных бумаг и (или) денежных средств для исполнения всех сделок, совершенных за счет указанного участника клиринга или его клиентов. Как отмечают исследователи вопроса, одного первого из названных отличий было бы достаточно для того, чтобы не считать клиринг на рынке ценных бумаг зачетом в понимании ГК.

--------------------------------

<1> См. также: Бевзенко Р.С., Фахретдинов Т.Р. Зачет в гражданском праве: Опыт исследования теоретической конструкции и обобщения судебной практики. М.: Статут, 2006. С. 77 - 79.

 

Для объяснения специфики зачета некоторые авторы обращаются здесь к модели коммерческого представительства <1>, можно встретить указание на новацию и иные способы прекращения обязательств (ГК список не закрыт), соответствующие установленным правилам осуществления клиринговой деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Бевзенко Р.С., Фахретдинов Т.Р. Указ. соч. С. 79.

 

Эта проблема реальна для биржевой практики, где используется институт центрального контрагента <1>, с которым, собственно, участники, как это, к примеру, отмечено на интернет-сайте РТС <2> (в части, которая описывает торговлю с центральным контрагентом), и совершают сделки. Вряд ли конструкция зачета в том виде, в котором ее признает ГК, здесь применима. Понимает это и регулятор. Достаточно сказать, что в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, вопросу совершенствования клиринговых процедур и расчетов посвящено весьма значительное место. В свою очередь, одной из основных проблем, которая требует решения, названа проблема правового статуса центрального контрагента ("приоритетной задачей является создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента и правовых условий повышения эффективности клиринга"). В соответствии со Стратегией создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента включает: а) формирование правового механизма возникновения, изменения и прекращения обязательств центрального контрагента; б) устранение налоговых проблем, возникающих у центрального контрагента, а также закрепление в налоговом законодательстве Российской Федерации статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам; в) создание механизмов для завершения центральным контрагентом расчетов по сделкам в случае нарушения обязательств перед ним, в частности использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на финансовом рынке и (или) иных механизмов.

--------------------------------

<1> То, что в настоящее время именуется "централизованным клирингом".

<2> http://www.rts.ru/s53

 

В качестве предложения по совершенствованию законодательства можно указать на необходимость исключения слова "зачет" из определения клиринговой деятельности <1>. Зачет может ее сопровождать, однако он не обязательно ее сопровождает.

--------------------------------

<1> Впрочем, могут существовать и другие точки зрения. К примеру, см. определение клиринговой деятельности, предлагаемое А.С. Хариным (см.: Харин А.С. Гражданско-правовое регулирование клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10 - 11).

 

Надо отметить, что содержание клиринговой деятельности, данное в ее определении в настоящее время, не исчерпывает того, чем занимается клиринговая организация. Здесь опять надо обратиться к ведомственным актам, которые описывают дополнительные функции клиринговой организации. Внимательный анализ Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс, показывает, что помимо выделенных функций клиринговая организация осуществляет (может осуществлять):

- контроль наличия на торговых счетах ценных бумаг и денежных средств, необходимых для проведения расчетов по сделкам (по каждой сделке или по совокупным обязательствам каждого участника клиринга по всем сделкам);

- определение лимитов участника торгов;

- ведение клиринговых счетов <1>;

--------------------------------

<1> Можно, конечно, сказать, что наличие таких счетов подразумевается самим определением клиринговой деятельности, однако отметим, что Закон не содержит и намека на возможность открытия и условия ведения таких счетов, а акты регулятора описывают правовой режим таких счетов весьма подробно.

 

- создание и управление специальным (гарантийным) фондом;

- распоряжение и управление денежными средствами, ценными бумагами или иностранной валютой - начальной маржи при совершении срочных сделок <1>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденное Приказом ФСФР России от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н.

 

Клиринговая организация оказывает, как видно из содержания ее деятельности, весьма специфические финансовые услуги. Это должно быть отражено в определении клиринговой деятельности. Здесь можно предложить следующее концептуальное ее определение: клиринговая деятельность - это деятельность: а) по оказанию услуг по определению обязательств лиц, заключивших договор об оказании клиринговых услуг, в том числе по подготовке документов, подтверждающих для кредитных организаций и организаций, осуществляющих учетную деятельность на рынке ценных бумаг, обязательства участников клиринга; б) по открытию и ведению клиринговых счетов; в) по созданию и управлению гарантийными и иными компенсационными фондами, а также иная сопутствующая деятельность.

При анализе клиринговой деятельности следует отметить, что ни Закон, ни правила регулятора не "привязывают" осуществление клиринга к сделкам, совершенным через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Теоретически может существовать организация, которая предоставляет субъектам услуги по разовым сделкам на внебиржевом рынке <1>. Участники рынка могут использовать клиринговую организацию как своего рода посредника для того, чтобы сторона не оказалась в невыгодном положении (на клиринговую организацию может быть возложено исполнение по сделке с соблюдением принципа "поставка против платежа" <2>).

--------------------------------

<1> Указывает на это и анализ требований к сделкам, по которым может осуществляться в соответствии с действующим законодательством клиринг: а) сделки с ценными бумагами, предусматривающие поставку и оплату ценных бумаг в течение не более пяти дней со дня совершения сделки ("спот-сделки"); б) сделки, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основе совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделки, предусматривающие исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов ("срочные сделки"); в) сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть репо) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска и в том же количестве (вторая часть репо) через определенный срок на условиях, установленных при заключении такой сделки ("сделки репо"); г) иные сделки с ценными бумагами.

<2> Отметим, что этот принцип, согласно правилам регулятора, должен выдерживаться при всех способах клиринга: "Исполнение обязательств по сделкам клирингового пула может осуществляться в порядке, при котором перечисление ценных бумаг и денежных средств по торговым счетам производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) наличия на торговых счетах достаточного количества ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для исполнения обязательств по сделкам (поставка против платежа)".

Как указано в Государственной программе защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785, соблюдение такого принципа при расчетах способствует "уменьшению кредитных рисков при расчетах по ценным бумагам и денежным средствам".

 

Интересен вопрос о том, каков правовой статус лица, имеющего право осуществлять клиринговую деятельность. Законодательство здесь весьма лаконично: ст. 6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не содержит никаких подробностей относительно такого субъекта, видов или типов клиринговых организаций <1>.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.