Сделай Сам Свою Работу на 5

Актуарная оценка уровня развития пенсионной системы





Для выработки и экономического обоснования предложений (требований) по совершенствованию пенсионной системы предлагается оценивать эффективность функционирования пенсионной системы исходя из страховых принципов:

1) полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

2) государственная гарантия обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода (заработка);

3) обеспечение всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.

Развитие пенсионной системы, которая представляет собой один из наиболее сложных объектов управления в современном обществе, зависит от комплекса факторов. Поэтому в качестве ограничителей развития пенсионной системы предлагается применять четыре группы факторов:

- макроэкономические факторы, в частности: темпы роста ВВП и доля фонда оплаты труда и ВВП, уровень заработной платы (дохода) лиц, уплачивающих взносы, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;



- демографические факторы: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения;

- социально-трудовые факторы: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и перерывы в стаже, величина прожиточного минимума и др.;

- собственно пенсионные факторы: правовые требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п.

Обоснование актуарных предложений по регулированию пенсионных прав застрахованных лиц. Регулирование пенсионной системы может осуществляться по двум векторам воздействия:

- на пенсионные права застрахованных лиц;

- на государственные пенсионные обязательства перед пенсионерами.

Пенсионные права застрахованных лиц формируются путем своевременной и полной уплаты страховых взносов и их зачисления на индивидуальные лицевые счета. Таким образом, основу формирования пенсионных прав застрахованных лиц составляет тарифная политика ПФР. Однако до настоящего времени вся тарифная политика определяется исключительно экономическими интересами работодателей (в частности, ориентирована на снижение «налогового бремени»), а не застрахованных лиц. При этом не учитывается необходимость формирования застрахованными лицами пенсионного капитала в размере, позволяющем получать в течение почти 20-летенго периода пенсию в размере, обеспечивающем хотя бы минимальный прожиточный уровень.



Из этого следует как минимум две функции тарифной политики:

1) формирования пенсионных прав застрахованных лиц в объеме, достаточном для получения страховой части пенсии не ниже прожиточного минимума;

2) финансового обеспечения выполнения текущих государственных пенсионных обязательств перед пенсионерами.

Актуарные расчеты показывают: для того чтобы покрыть дефицит бюджета ПФР только по страховой части, к примеру, в 2007 году, нам потребуется увеличить тариф на 1 процентный пункт, в 2008 году – на 2,3 пункта (в связи с увеличением отчислений на накопление), а в 2015 году нам уже не будет хватать 2,8 процентных пункта.

Другой предлагавшийся путь: расформировать единый социальный налог, направляемый в федеральный бюджет, и увеличить за счет него на 4 процентных пункта отчисления на страховую часть трудовой пенсии. Данное предложение позволяет, в расчете с 2006 года, обеспечить полную финансовую стабильность страховой части. Однако оно сохранится только до 2012 года, после чего начнется быстрый дефицит бюджета, вызванный постепенным увеличением доли пенсионеров, в пенсионных правах которых (заработанных после старта реформы 2002 года) преобладают страховые взносы, уплаченные по тарифу 18%, а не 14%.



Были также предложения:

- об увеличении тарифа на страховую часть до 16%;

- о замораживании ставки отчислений на накопление на уровне 4% и даже о полной отмене накопительной части пенсии и возврате всего тарифа в распределительную систему;

- по введению дополнительного 2%-ного «добровольно-обязательного» тарифа с работников.

Расчеты показали, что увеличение тарифа страховых взносов на страховую часть пенсии до 16% принесет дополнительно в бюджет Фонда, например, в 2008 году – 134 млрд. руб., а замораживание ставки отчислений на накопление на уровне 4% позволит сохранить в страховой части еще 71 млрд. руб. – итого 205 млрд. руб. – вполне достаточно для покрытия дефицита по страховой части.

Замораживание ставки взносов, направляемых на формирование накопительной части трудовой пенсии на уровне 4%, так же как передача части ЕСН с базовой части пенсии в тариф на страховую часть, не позволит кардинальным образом решить проблему дефицита бюджета ПФР по страховой части.

Результаты актуарных расчетов еще раз подтверждают, что любое повышение тарифа ведет к увеличению объемов страховых взносов и расчетного пенсионного капитала, следовательно, к росту размеров назначаемых пенсий и увеличению темпов их индексации. Таким путем решить проблему дефицита бюджета мы сможем только в первые два-три года. Затем, вследствие роста обязательств, начинается опережающее увеличение дефицита, требующее в дальнейшем дополнительного повышения тарифа.

Основная нагрузка по отчислениям в пенсионную систему приходится на низкооплачиваемые категории застрахованных лиц (с годовым доходом меньше 280 тыс. руб.), которые уплачивают взносы в полном объеме – т.е. в размере 14%, тогда как за физическое лицо с годовым доходом 600 тыс. руб. уплачивается всего 9,47%, т.е. фактически страхованию по тарифу подлежат не все 600 тыс. руб. его дохода, а лишь его часть 405 тыс. руб. Следовательно, пенсия будет замещать не весь утраченный заработок, а лишь его часть, что сразу же негативно скажется на уровне жизни застрахованного лица по сравнению с допенсионным возрастом.

Вследствие общего прогнозируемого повышения уровня заработной платы с течением времени (как благодаря реальному росту, так и в связи с инфляцией) все большая часть застрахованных лиц постепенно перейдет в группы с низким тарифом. Чтобы избежать этого и, более того, обеспечить справедливое формирование пенсионных прав, необходимо в принципе отказаться от регресса.

Обоснование актуарных предложений по регулированию пенсионных обязательств.По направлениям и характеру воздействия на государственные пенсионные обязательства можно выделить, по крайней мере, три группы предложений:

- изменение размеров предоставления базовой части трудовой пенсии;

- оптимизация структуры и объемов расчетного пенсионного капитала;

- изменение условий назначения трудовых пенсий (в том числе по досрочным основаниям, связанным с работой в неблагоприятных производственно-технологических условий и климатических условиях).

Предложения первой группы не могут иметь негативных и сложно прогнозируемых долгосрочных финансовых последствий для пенсионной системы, поскольку механизм формирования базово части пенсии исключает учет продолжительности стажа, размера заработка или объема ЕСН, уплаченного за застрахованное лицо.

Рассмотрим результаты актуарных расчетов по нескольким наиболее популярным предложениям по корректировке базовой части пенсии.

1. Увеличение размера базовой части пенсии до уровня ПМП к 2010 году.

Реализация данного предложения потребует от федерального бюджета слишком больших дополнительных расходов. При условии ежегодного индексирования шкалы регрессии с 2006 года по темпу роста среднемесячной заработной платы в 2008 году суммарная потребность в средствах федерального бюджета при реализации этого варианта составит 749,8 млрд. руб., в 2010 году – 1194,4 млрд. руб. (с учетом средств на покрытие дефицита по страховой части пенсии). Средний размер трудовой пенсии при этом достигнет 157% ПМП к 2008 году и 182% ПМП к 2010 году.

2. Обеспечение максимального приближения социальной пенсии к уровню ПМП в 2008 году и его поддержание достигнутого уровня в последующие годы. В этом случае средний размер пенсий трудовой пенсии будет ниже, чем по предыдущему варианту, и составит в 2008 году 127% ПМП, а в 2015 году – 155% ПМП. Но и дефицит бюджета ПФР возрастет не столь значительно: в 2008 году он составит 515,4 млрд. руб., в 2015 году – 888,7 млрд. руб.

3. Изменение размера базовой части пенсии путем изыскания средств для повышения уровня пенсий одним категориям за счет сокращения выплат другим.

В частности, ограничение выплаты базовой части работающим пенсионерам, не выплачивать ее до достижения 60 / 63 лет соответственно женщинами или мужчинами или предусмотреть ступенчатое повышение размера базовой части при достижении определенного возраста (например, до достижения общеустановленного возраста базовую часть не выплачивать; лицам до 60 / 63 выплачивать половину ее размера, а полностью – только после достижения 60 / 63 лет и т.д.). По оценкам, в 2008 году первое предложение обеспечит экономию расходов в размере 14,06 млрд. руб., второе – 90 млрд. руб., а третье – лишь 28 млрд. руб.

Высвобождаемые средства предлагалось направить на ликвидацию дефицита бюджета по страховой части пенсии. Ни при одном из перечисленных вариантов средств не хватит ни на погашение дефицита бюджета, ни сколько-нибудь заметное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Варианты второй группы – повышение уровня пенсионного обеспечения путем воздействия на размер страховой части трудовой пенсии – более сложные. Страховая часть пенсии формируется из расчетного пенсионного капитала (РПК), размер которого зависит от нескольких факторов: размера заработка застрахованного лица, с которого уплачиваются взносы, продолжительности периода уплаты (чем он длиннее, тем больший капитал даже при невысоком заработке можно сформировать) и от установленного законодательством тарифа страховых взносов.

Для поддержания коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 40% (независимо от того, воздействуем мы на базовую или на страховую часть пенсии) дефицит бюджета возрастет до 1,031 трлн. руб. в 2008 году, а к 2015 году достигнет 2,83 трлн. руб. Потребность в дополнительном тарифе на покрытие дефицита бюджета составит 6,2% и 12,4% соответственно в 2008 и 2015 гг.

В России ни сейчас, ни в обозримом будущем нет и не будет ни макроэкономических, ни демографических условий для существенного повышения коэффициента замещения.

Самым примитивным способом сокращения числа пенсионеров в данной ситуации является повышение возраста выхода на пенсию. Однако по состоянию здоровья населения физиологических резервов для увеличения возраста нет, в первую очередь – по продолжительности жизни и смертности мужчин. Увеличение возраста не оправдано также и с экономических позиций, поскольку не может повлиять на финансовое положение ПФР. Это подтверждается результатами актуарных расчетов по двум менее радикальным, чем увеличение пенсионного возраста на 5 лет для застрахованных лиц обоего пола, сценариям:

Первый их них предусматривает повышение, начиная с 2008 года, пенсионного возраста на полгода за год, второй – на год ежегодно до достижения мужчинами возраста 63 лет, женщинами – 60 лет. Сравнительный анализ показывает, что ежегодная экономия, начиная с 2010 года, будет находиться в пределах 100-300 млрд. руб. и с 2019 года начнется ее постепенное уменьшение. Учитывая объемы дефицита бюджета ПФР (в 2010 году – около 870 млрд. руб., в 2015 году – 1470 млрд. руб.), уравновесить финансовую ситуацию путем увеличения возраста не удастся.

В последующий период в строгом соответствии с формулой расчета пенсионных обязательств «экономия» бюджета Пенсионного фонда полностью нивелируется за счет сокращения периода выплаты трудовой пенсии и увеличения расчетного пенсионного капитала за дополнительные годы трудового стажа.

В результате увеличения размера накопленных пенсионных обязательств будут расти расходы пенсионной системы, что спровоцирует увеличение дефицита системы обязательного пенсионного страхования.

Более эффективный способ сокращения объема пенсионных обязательств - ликвидация льготных (досрочных) пенсий по условиям труда, поскольку среди ежегодно назначаемых пенсий по старости более трети составляют лица, не достигшие общеустановленного возраста.

Результаты актуарного анализа различных вариантов совершенствования пенсионной системы свидетельствуют о невозможности решить имеющиеся проблемы каким-либо одним способом. Задача заключается в том, как добиться оптимального сочетания различных способов.

С учетом рассмотренных выше и ряда других предложений разработаны предложения по повышению финансовой устойчивости пенсионной системы. Они затрагивают доходную и расходную части бюджета ПФР и ориентированы на усиление страховых принципов в пенсионной системе. Разработанный комплекс мероприятий не предусматривает шоковых реформ, для чего необходим длительный переходный период и оптимальная его продолжительность – 12-15 лет, т.е. половина пенсионного цикла.

Первая группа предлагаемых мер касается регулирования пенсионных прав застрахованных лиц через тарифную политику, второй блок предложений направлен на регулирование пенсионных обязательств также путем усиления страховых принципов в пенсионной системе:

1) введение с 2008 года единого тарифа страховых взносов для всех страхователей – 20% (из них 4% - на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе);

2) отмена регрессивной шкалы и ежегодное установление верхней границы заработка, при превышении которой взносы не взимаются. Это может рассматриваться как один из вариантов индексации шкалы регрессии;

3) введение нормативной стоимости страхового года – в 2006 году ее размер составит 13 тыс. руб.;

4) установление размера фиксированного платежа для самозанятых категорий застрахованных, равным стоимости страхового года.

5) перевод базовой части пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения и финансирование ее из федерального бюджета за счет общих налоговых поступлений;

6) в связи с введением нормативной стоимости страхового года и нормативной продолжительности страхового стажа предполагается, что часть застрахованных лиц будет выходить на пенсию в более позднем возрасте.

Результатом реализации этого сценария станет полная ликвидация дефицита бюджета ПФР, причем к 2015 году профицит возрастет до 681 млрд. руб. против дефицита в 888 млрд. руб. в действующих условиях. При этом к 2015 году соотношение среднего размера трудовой пенсии с ПМП будет составлять 1,97 раза, а в 2020 году – 2,6 раза.

Коэффициент замещения хотя и будет снижаться, но не столь быстро, как при сохранении существующих норм пенсионного законодательства. В 2020 году он составит 19,8% средней заработной платы в экономике.

3. Актуарные службы.

В различных странах сложились две основные модели организации актуарных служб:

а) независимые многопрофильные актуарные департаменты, обслуживающие потребности различных правительственных клиентов;

б) специализированные внутренние департамен­ты, работающие в конкретных областях, например, департаменты внутри фонда здравоохранения, Пенсионного фонда или системы социального обеспечения.

Функции актуарных служб:

— обеспечение необходимой жизнеспособности финансовых схем;

— оценка последствий политических изменений (таких как увеличение выплат или изменение ставки взносов) для финансовой схемы;

— рекомендации по установлению надлежащих ставок взносов, добавок к пенсиям и т.д.

Правительственные актуарии могут брать на себя много дополнительных обязанностей, таких как:

— подготовка таблиц смертности и прогнозов численности населения;

— предоставление актуарных консультаций за­интересованным правительственным подразделе­ниям;

— технические услуги и политические консуль­тации регулирующему органу и других финансовых учреждений в области частного пенсионного обеспечения, страхова­ния жизни и иных видов страхования;

— работа в качестве актуарного консультанта на правительственные департаменты как работодате­лей;

— осуществление координационной деятельности на международном уровне по обмену информа­цией и передаче выплат между странами;

— консультаций по некоторым вопросам прива­тизации предприятий государственного сектора.

Создание многопрофильной актуарной службы, специалисты которой имеют достаточную квалифи­кацию для того, чтобы оценить особенности де­ятельности различных отраслей социальной сферы, нуждающихся в услугах актуариев, является более предпочтительным, чем узковедомственная орга­низация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.