Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок индексации базовой части пенсии





Базовая часть пенсии увеличивается в соответствии с инфляци­ей в пределах тех сумм, которые определены в законе о федеральном бюджете и в законе о бюджете Пенсионного фонда на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и его периодичность определяется Правительством РФ.

Размер страховой части трудовой пенсии должен индексироваться в следующих случаях:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - 1 раз в три месяца в 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - 1 раз в шесть месяцев, т.е. с 1 августа и с 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с пунктом 1;

3) в случае роста цен за полугодие менее чем на 6 процентов - 1 раз в год с 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с пунктами 1 и 2;

Если годовой индекс роста среднемесячной заработ­ной платы превысит суммарный коэффициент произведенной ин­дексации размера страховой части трудовой пенсии - с 1 ап­реля следующего года производится дополнительное увеличе­ние размера страховой части на разницу между годовым ин­дексом роста среднемесячной заработной платы и указанным коэффициентом.



Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период.

Во вступившем в действие с начала 2002 года Федеральном законе № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» названо несколько категорий граждан, которым снижен возраст выхода на пенсию:

1) женщины, родившие пять и более детей и матери инвалидов с детства, воспитавшие детей до восьмилетнего возраста;

2) женщины, родившие двоих детей и проработавшие установленное законом время на Крайнем Севере, а также инвалиды по зрению первой группы и граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты);

3) раньше общепринятого срока на пять лет устанавливается пенсия тем, кто проработал не менее 15 лет на Крайнем Севере, либо 20 лет в приравненных к таким районам местностях;



4) работникам, занятым на подземных горных работах, на морских рыбных промыслах, а также спасателям и пожарным, летчикам, медицинским, педагогическим и творческим работникам досрочные пенсии назначаются независимо от возраста за достаточно длительную профессиональную деятельность;

5) работников, отработавших положенное время в производствах с вредными и опасными для здоровья условиями труда;

6) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономки, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

7) женщинам при достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

8) рабочим локомотивных бригад, мастерам (в т.ч. старшим), непосредственно занятым на лесозаготовках и лесосплаве и т.д.

Если гражданина в установленном порядке признали безработным, то по предложению органов службы занятости ему может быть назначена пенсия по старости досрочно, но не ранее, чем за два года до достижения пенсионного возраста. Для этого необходимо соблюдение нескольких дополнительных условий: увольнение в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата работников организации, отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства, наличие у безработного страхового стажа продолжительностью не менее 25 для мужчин и 20 лет для женщин.



Постановлением Правительства РФ от 11.07.02г. № 516 регулируется порядок суммирования специального стажа. В его основу положен ранее действовавший принцип: работа, предоставляющая более весомые льготы по возрасту и страховому стажу, приплюсовывается к работе с меньшими льготами. При этом досрочная пенсия назначается по основаниям, дающим право на меньшие льготы.

Досрочная трудовая пенсия по старости как педагогическим работникам назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Из числа медицинских работников досрочные трудовые пенсии назначаются лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.

Гражданам, которые не имеют право по каким-либо при­чинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом «О государственном пенсион­ном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001 г.

Пенсия по государственному пенсионному обеспе­чению назначается и выплачивается в соответствии с этим Федеральным законом. Закон регулирует условия и порядок пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, отдельных категорий граждан, и в некоторых случаях членов семей этих граждан.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, выглядит следующим образом:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюд­жета.

Таким образом, пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются на следующие виды:

- пенсия за выслугу лет,

- пенсия по старости,

- пенсия по инвалидности,

- социальная пенсия.

При этом установлено, что федеральным государственным служащим может быть назначена пенсия за выслугу лет; военнослужащим - пенсия за выслугу лет или пенсия по инвалидности; участникам Великой Отечественной войны - пенсия по инвалидности; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, - пенсия по старости или пенсия по инвалидности; нетрудоспособным гражданам - социальная пенсия.

На назначение социальной пенсии нетрудоспособные граждане имеют право:

- инвалиды, имеющие ограничение способности к трудо­вой деятельности III, II, I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие право на трудовую пенсию в соответствии с Законом "О трудовых пенсиях";

- дети- инвалиды;

- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обеих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с Законом "О трудовых пенсиях";

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчина и женщина), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7-10 Федерального закона №166-ФЗ;

- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответс­твенно мужчины и женщины) не имеющие право на трудовую пенсию соответствии с Законом «О трудовых пенсиях», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7-10 Федерального закона №166-ФЗ.

Новым Законом сохранено правило о выборе гражданами пенсий в случае, если они имеют право на получение двух пенсий.

Установлено, что социальная пенсия не выплачивается гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет в период выполнения ими оплачиваемой работы. Эти пенсии также установлены в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с законом №166-ФЗ, Федеральные государственные служащие при наличии ста­жа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной госу­дарственной службы по следующим основаниям:

1) ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, а также по сокраще­нию штата федеральных государственных служащих в федераль­ных органах государственной власти.

2) увольнению с должностей, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий.

3) достижение предельного возраста, установленного фе­деральным законом для замещения должности федеральной го­сударственной службы.

4) обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы.

5) увольнению по собственному желанию в связи с выхо­дом на государственную пенсию.

Для сохранения пенсионных прав, заработанных гражданами до начала пенсионной реформы, каждому россиянину производится оценка его пенсионных прав путем преобразования или конвертации его в расчетный пенсионный капитал.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, при­обретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 года, то есть на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетно­го пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент сум­мы уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российс­кой Федерации до 01.01.2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем заст­рахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пен­сионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, анало­гичным исчислению пенсий с применением индивидуального ко­эффициента пенсионера (ИКП).

Пенсионным законодательством установлен новый подход к оценке результатов труда работников и новые нормы расчета пенсий. Величина пенсии определяется с учетом сумм средств, учтенных на лицевом счете застрахованного лица, открытом в Пенсионном фонде Российской Федерации. А сумма эта зависит от вклада, вносимого каждым лицом в пенсионную систему в течение всей трудовой деятельности. В новой пенсионной модели учет стажа и среднемесячного заработка работающих не предусмотрен. Вместо стажа будет учитываться количество полностью оплаченных страховых лет, вместо заработка - размер страховых платежей.

Конвертация пенсионных прав, заработанных при старой пенсионной системе, касается как пенсионеров, так и тех, кто еще не достиг пенсионного возраста.

Для нынешних получателей пенсий оценка пенсионных прав согласно новому законодательству уже произведена с 1 января 2002 г. с учетом имевшихся в пенсионных делах пенсионеров документов о трудовом стаже и заработке. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее вы­годном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Следующий этап работы по оценке пенсионных прав коснется граждан, которые еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать до него при новой пенсионной системе.

Для расчета пенсии учитывается выработанный работником на начало реформы стаж и среднемесячная заработная плата за 2000-2001 годы, либо любые 60 месяцев подряд по выбору. При наличии отработанного стажа 20 лет у женщин и 25 - у мужчин стажевый коэффициент, используемый при расчете, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год стажа сверх требуемого, но не может быть более 0,75. При меньшей продолжительности стажа - коэффициент понижается ровно на столько, на сколько фактически выработанный стаж меньше установленного законом.

На основе рассчитанного размера пенсии определяется так называемый расчетный или начальный пенсионный капитал. Сумма расчетного пенсионного капитала в рублях запишется на ваш лицевой счет. В дальнейшем она подлежит индексации.

Суммы исчисленного начального пенсионного капитала и страховых взносов, которые в дальнейшем будут отчисляться работодателями в пользу каждого работника, и составят пенсионный капитал для определения размера трудовой пенсии.

Пенсия по старости в реформируемой пенсионной системе исчис­ляется по формуле: П = БЧ + ПК/Т

П - размер пенсии;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии;

ПК - величина пенсионного капитала;

Т - ожидаемый период выплаты пенсии.

В этой связи начальный пенсионный капитал, который бы соот­ветствовал расчетному размеру пенсии при ее условном установлении 1 января 2002 года, всем застрахованным лицам должен рассчиты­ваться по обратной (в математическом смысле) формуле: ПК = (РП - БЧ) х Т

РП - расчетный размер пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по формуле: РП = СК * ЗР/ЗП * СЗП

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведения персонифицированного учета, либо за любые 60 месяцев подряд любого периода работы.

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Фе­дерации за тот же период, что и ЗР.

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, равна 1671 рублей.

СК - стажевой коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключение инвалидов, имеющих ограничение способ­ности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 0,20. Для инва­лидов I степени стажевый коэффициент составляет 0,30.

При этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП) учитыва­ется в размере не свыше 1,2, а для лиц, проживающих на Крайнем Севере и приравненных местностях при стаже работы в этих районах 15 и 20 лет соответственно – до 1,9 в зависимости от районного коэффициента.

Расчетный размер трудовой пенсии РП не может быть менее 660 руб.

Таким образом, начальный пенсионный капитал при полном общем трудовом стаже ПК = ([55% + 1% за каждый год стажа сверх требуе­мого, в сумме не более 75%] х ЗР/ЗП х СЗП - БЧ) х Т.

Пример. Иванов И.И. на 1 января 2002 года имеет общий тру­довой стаж 34 года и среднемесячный заработок 2000 рублей за пе­риод 2000-2001 годы.

Расчетный размер его пенсии (в процентах) составит 55% + 1%х (34-25) = 64%. Соотношение заработка Иванова И.И. со среднемесяч­ной заработной платой в стране за этот период (1473 руб.) соста­вит 2000р.: 1473 р.= 1,36 и будет учтено в размере не свыше 1,2.

Среднемесячная заработная плата в стране за IV квартал 2001 года составляла 1671 рубль, расчетный размер пенсии Иванова И.И. будет равен 64% х 1,2 х 1671 = 1283 руб. 33 коп.

На 01.01.2002 года установлен размер базовой части пенсии 450 рублей, а ожидаемый период выплаты пенсии - 144 месяца. Ива­нову И.И. "присваивается" начальный пенсионный капитал в размере (1283 руб. 33 коп - 450 руб.) х 144 мес. = 119999 руб. 52 коп, отра­жаемый на его индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Если имеющийся по состоянию на 01.01.2002 года общий трудовой стаж пенсионера (в том числе инвалида или умерше­го кормильца) составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Зако­на от 17.12. 2001 г. величина расчетного пенсионного капита­ла определяется исходя из расчетного размера трудовой пен­сии при полном общем трудовом стаже. Затем полученная ве­личина умножается на отношение числа месяцев фактически имеющегося трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года к числу месяцев полного общего трудового стажа.

В 2003 году коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии составил 1.216, с 1 апреля 2004 года – 1,09.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года конвертация производится в связи с его вве­дением в действие, то есть носит разовый характер.

 

3. Дополнительное пенсионное обеспечение

Дополнительное пенсионное обеспечение - это часть пенсионной системы, которая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц, а также доплат к пенсиям за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций.

В принципе можно обеспечить выплату пенсии в режиме пожизненной ренты и в негосударственном пенсионном фонде. Однако для этого нужно создание особого сектора рынка пенсионных услуг – специализированных страховых компаний, которые бы обеспечивали негосударственным пенсионным фондам страхование их рисков в случае «пережития», превышения застрахованным среднестатистических сроков расчетного пребывания на пенсии.

В реализации дополнительного пенсионного обеспечения возможны различные варианты. Первый из них - сам работник или его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании, дающий право на пожизненную ренту. Второй - открытие персональных пенсионных счетов в коммерческих банках. Третий - участие в негосударственных пенсионных фондах. На обозримую перспективу в России не прогнозируется существенного роста масштабов открытия пенсионных счетов в банках и развития страхования дополнительных пенсий в страховых компаниях. Деятельность банка и страховой компании, как и любого другого коммерческого предприятия, подвержена риску. Кроме того, работодатели не заинтересованы вносить пенсионные взносы за своих работников в эти учреждения, так как принципы размещения этих средств не предусматривают связи будущей пенсии со стажем работы, размером заработка и другими условиями, которые хотел бы установить работодатель. Не предусматривается также и установление налоговых льгот для таких взносов.

Дополнительное пенсионное обеспечение может осуществляться путем создания предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, пенсионных фондов для увеличения пенсии работникам предприятии. Для работников такая форма пенсионного обеспечения является рисковой, особенно сейчас. Кроме того, следует иметь в виду, что для таких фондов также не предусматриваются льготы по налогообложению.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.