Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели, задачи и принципы пенсионной реформы





По данным социологических опросов, перед пенсионной реформой более 68 процентов россиян считало необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею – низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Граждане хотят, чтобы в стране появилась новая пенсионная система без этих недостатков. Однако для того, чтобы такая система появилась и обеспечивала бы рост пенсий, она должна позволить разрешить несколько задач.

Основной задачей пенсионной реформы являлось создание пенсионной системы, которая обеспечивала бы своевременную выплату заработанных пенсий нынешним пенсионерам и гарантировала бы обеспеченную старость молодому поколению граждан.

Для этого в первую очередь необходимо повысить доходы пенсионной системы, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. Для повышения этих доходов, которые складываются из отчислений, производимых страхователями (работодателями) за каждое застрахованное лицо (работника), необходимо в свою очередь решить следующие задачи:



Первая: вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени – из конвертов, страховых схем и т.п.

Вторая: создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого стал необходимостью отказ от старой системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности. При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании.



Третья: обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав.

Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Законотворческая подготовка к пенсионным реформам практически велась на протяжении 2001 года.

Для формирования эффективной социальной политики и определения первоочередных задач в области пенсионного обеспечения (страхования) был образован Национальный Совет по пенсионной реформе при Президенте Рос­сийской Федерации.В состав постоянно действующего Совета вошли руково­дители высших органов исполнительной и законодательной власти страны, а также представители общественных организаций, отражающих интересы рос­сийского общества в этой сфере деятельности.

Правительством Российской Федерации и Национальным Советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы, являющаяся осново­полагающим документом, определяющим новые принципы и направления раз­вития пенсионной системы страны. Программа, разработанная Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Минтрудом России, Минэкономразвития России и Минфином России, направлена на решение следующих клю­чевых задач:



· уточнение сложившейся пенсионной модели в части изменения форму­лы расчета трудовой пенсии и сформирование ее из трех составляющих: базо­вой, страховой и накопительной;

· снятие всех ограничений с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии;

· полное сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних пенсио­неров путем перерасчета (конвертации) назначенной пенсии в эквивалентную сумму расчетного пенсионного капитала, обеспечивающего получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты;

· обеспечение равных возможностей для различных возрастных групп ныне работающих;

· совершенствование механизма индексации пенсий;

· развитие дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) пу­тем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных;

· создание условий для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет дополнительных добровольных отчислений работодателей в соответствующие негосударственные фонды.

Для реализации указанных целей и задач данной Программы пенсионной реформы был подготовлен и принят пакет взаимосвязанных законопроектов, кото­рые должны обеспечить создание целостной нормативно-правовой базы долгосрочной стратегии устойчивого развития пенсионной системы России. В частности, в конце 2001 года были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации три основополагающих закона: «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Разрабатывая пенсионную реформу, исходили из того, что ее следует проводить лишь в том случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения сегодняшних пенсий. Почему пенсионную реформу нужно было начинать именно не позднее января 2002 года? Ведь в последние годы финансовое положение Пенсионного фонда было достаточно стабильно.

Реформаторы обосновали это целым рядом причин – демографических, политических, экономических. Начнем с проблем демографических – с темпов роста населения и соотношения работающих и пенсионеров. Действовавшая до 2002 года пенсионная модель основывается на том, что взносы, собираемые с ныне работающих, перераспределяются среди нынешних пенсионеров. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28 процентов) для обеспечения установленного законом размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 – мужчин) в размере 55 процентов от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих. По статистическим же данным, население страны старе­ет: становится все больше пенсионеров и все меньше работающих. Сейчас в России около 37 млн. пенсионеров, составляющих четвертую часть населения.

 

Численность населения, в том числе работающих и пенсионеров в России в 1998-2002гг. (млн. человек)

Показатели 1998г. 1999г. 2000 г.   2001 г. 2002г.
Численность населения 148,2 148,3 148,3 148,1 147,9
Численность работающих 75,3 (51%) 73,8 (50%) 72,3 (49%) 72,0 (49%) 71,0 (48%)
Численность пенсионеров 32,9 (22%) 34,1 (23%) 35,5 (24%) 36,1 (24%) 36,8 (25%)

 

Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. С учетом этого нельзя возлагать надежду на нынешнюю распределительную систему. Требуется создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации.

Таким образом, проблема пенсионного возраста в условиях перехода к ры­ночной экономике находится под воздействием двух противоре­чивых факторов: с одной стороны, увеличение безработицы требует снижения пенсионного возраста как предпосылки освобождения рабочих мест старшими возрастными группами работников в пользу мо­лодых, с другой - старение населения и увеличение «нагрузки» на поколение работающих в связи с преобладанием в населении доли пенсионеров предполагает повышение пенсионного воз­раста.

В ходе работы были сформулированы следующие основные принципы реформирования пенсионной системы:

• уменьшение вдвое ставки единого социального налога на пенсионные цели и его зачисление в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии в размере, не зависящем от стажа и заработка;

• введение страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 14% выплат в пользу работника с регрессивным снижением страхового тарифа с суммы выплат, превышающих 100 тыс. руб. в год;

• индивидуальный учет пенсионного капитала (суммы пенсионных взносов в пользу каждого застрахованного). Определение размера страховой части пенсии путем деления пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты пенсии по старости;

• преобразование в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных к моменту проведения реформы, исходя из расчетного размера пенсии, определенного по нормам прежнего законодательства;

• направление части страховых взносов (до 6% от выплат в пользу работников 1967 г. рождения и моложе и до 2% от выплат в пользу работников, которым осталось до достижения пенсионного возраста не менее 10 лет) на накопление. Учет этих сумм вместе с доходами от их размещения в специальной части лицевого счета застрахованного. Определение размера накопительной части пенсии исходя из величины пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты пенсии.

В современной России продолжается дискуссия по поводу того, какой должна стать пенсионная система в будущем. Международное бюро труда, ак­тивно участвующее в оказании помощи российской социальной сфере, сформу­лировало следующие принципы реформы социального обеспечения:

- приемлемость реформы с экономической и социальной точек зрения;

- участие социальных партнеров в управлении;

- удовлетворение основных потребностей;

- учет требований социальной интеграции;

- гарантия достойного размера возмещения утраченного заработка;

- справедливая система финансирования;

- предсказуемость результатов;

- наличие постоянных источников финансирования.

Трудно не согласиться с необходимостью соблюдения перечисленных выше принципов в процессе реформы. В ближайшем будущем нашей стране законодательно нужно закрепить многие принципиальные положения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.