Профессиональное развитие и обучение работников организации
В каких случаях требуется обучение персонала ???
а - Когда человек только поступает в организацию
б - Когда сотрудника назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу
в - Когда проверкой установлено, что сотрудник не обладает необходимыми навыками для эффективного выполнения своей работы
Исходя из необходимости в обучении сотрудников организации можно выделить категории:
- Могут и хотят учиться (10-15% от всех сотрудников)
- Хотят, но не могут
- Могут, но не хотят (порядком 20%)
- Не хотят и не могут (примерно 10%)
Основные направления обучения персонала организации:
I. Постановка целей обучения
ü Определение сферы деятельности организации (кто её основные потребители и сегмент рынка, который она занимает)
ü Перспективы развития организации
ü Кого и чему следует учить
ü Какие дополнительные знания, навыки и умения необходимо этим сотрудникам дать
II. Определение потребности в обучении
Ø Определение способов достижения целей, стоящих перед организацией
Ø Определение способов повышения отдачи сотрудников
III. Определение содержания форм и методов необходимых ресурсов
v Определение содержания учебных программ
v Определение времени для освоения этих учебных программ
v Определение видов, форм и методов обучения:
Виды обучения:
- На рабочем месте без отрыва от производства
- На рабочем месте с отрывом от производства
Основные формы обучения:
- Индивидуальное
- Групповое
- Коллективное
IV. Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников, методистов (т.е. тех, кто будет обучать) - это либо сторонние лица, либо собственные сотрудники.
V. Проведение комплекса подготовительных мероприятий
- Подготовка документов, регулирующих повышение квалификации
- Формирование учебных групп
- Назначение ответственных за обучение
- Создание условий для обучения
VI. Проведение самого обучения и текущий контроль посещаемости
Проведение занятий
Обеспечение обучающихся всем необходимым (п: учебный материал)
Регулярная проверка посещаемости занятий
VII. Оценка эффективности обучения
Чем обеспечивается эффективности обучения ???
- Мотивированность обучающихся
- Благоприятствующий обучению климат
- Последовательность обучения (от простого к сложному)
- Обратная связь обучающегося с обучающим
Причины низкой эффективности обучения
1) В ходе обучения сотрудники изучают то, что они уже хорошо знают
2) Попытка решить все недостатки и проблемы в работе с персоналом путем обучения
3) Обучение сотрудников по программам, слабо связанным с потребностями организации или по программам, утратившим свою актуальность
4) Слабая подготовка специалистов, занимающихся обучением персонала
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение - специально-разработанная и адаптированная программа обучения, проводимая сотрудниками организации с учетом специфики и задач организации.
Конечной целью корпоративного обучения является достижение слаженности и работы сотрудников, способности их решать поставленные перед организацией задачи.
Основные цели корпоративного обучения:
1) Привлечение и удержание лучших сотрудников
2) Сплочение сотрудников вокруг интересов организации
3) Поиск новых приемов и способов работы, мотивации сотрудников, раскрытия их творческого потенциала
4) Формирование готовности к восприятию нового
Основные требования к корпоративному обучению:
1. Адресность обучения
2. Целенаправленность обучения
3. Своевременность
4. Научность
5. Новаторство
6. Тесное взаимодействие обучаемых и обучающих
Важнейшие конкурентные преимущества корпоративного обучения:
- Обеспечивает реальный успех в бизнесе
- Активизирует человеческий ресурс организации
- Создает эффективную управленческую команду
- Формирует новую корпоративную культуру
- Экономик ресурсы организации
- Обеспечивает возможность живого общения обучаемых и обучающих
Факторы, влияющие на успешность процесса корпоративного обучения
w Сами обучающиеся (мотивация к обучению)
Внешняя мотивация - со стороны
Внутренняя мотивация
- Знание обучающихся ожидаемых от них результатов работы
- Индивидуальные особенности и предпочтения обучающихся, которые зависят от уже приобретенных знаний, навыков и умений
w Учебная программа и сам учебный процесс
- Учебные материалы
- Личность самого преподавателя
- Метод обучения (ориентированные на знания, ориентированные на установки, ориентированные на освоение новых навыков)
w Возможность практического применения приобретенных в ходе обучения знаний, навыков и умений
Основные формы корпоративного обучения:
1 - семинары (в форме лекций, с интенсивным погружением в изучаемый материал)
2 - тренинги (чем выше занимаемая должность сотрудников, тем больше в их корпоративном обучении должны играть тренинги). Основные темы - формирование команды, тренинг продаж, тренинг переговоров и презентаций, тренинги маркетинга, управления и т.д.
3 - семинары-тренинги
4 - деловые игры
Выбор той или иной формы корпоративного обучения зависит от 3 основных факторов:
+ Сроки, отведенные для решения задачи
+ Средства, выделяемые на обучение
+ Личностные качества сотрудников
Основные этапы разработки и реализации программы системы корпоративного обучения:
1) Разработка, формализация и утверждение идеи проекта
2) Разработка общего плана проекта
3) Разработка детального плана проекта корпоративного обучения и подготовка необходимых образовательных материалов
4) Внедрение системы корпоративного обучения (от 6 до 12 месяцев)
Основные результаты адаптации нового сотрудника в организации
Ø Отрицание (несогласие с ценностями организации)
Ø Конформизм (принятие ценностей и норм, готовность подчиняться)
Ø Мимикрия (соблюдение второстепенных норм при неприятии основных)
Ø Адаптивный индивидуализм (согласен с основными нормами и ценностями, но не принимает второстепенных)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|