Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины невнимания к вопросам УП в российских организациях





Сущность, особенности и задачи управления персоналом в предпринимательских структурах

I. Сущность и содержание управления персоналом

Классификация лиц, принадлежащих организации и работающих для нее

Классификация работников по выполняемым функциям

Основные понятия:

Администрация - должностные лица управления, руководящий персонал организации

Персонал -работники организации, составляющие группу по служебным или профессиональным признакам

 

Классификация работников по принадлежности к организации

Основные понятия:

Совместители - работники, выполняющие кроме основной, другую регулярную платную работу (внешние и внутренние)

Кадры- основной (штатный) состав квалифицированных работников организации

Классификация работников по социально-производственному статусу

Основные понятия

Трудовые ресурсы -совокупность сотрудников организации, способных в силу своих качеств производить материальные блага

Персонал -совокупностьсотрудников организации, лишенных индивидуальных различий

Человеческие ресурсы -совокупностьсотрудников организации, обладающих индивидуальными качествами



Классификация персонала по экономической роли в организации

Основные понятия

Работник, как:

- источник продукта - фактор производства, требующий определенных затрат (компенсацию физического, информационного и морально-психологического износа и затрат на укрепление здоровья, обучение и развитие, обеспечение дополнительной информацией);

- источник богатства - фактор успеха в конкурентной борьбе и роста благосостояния.

Элементы человеческого
капитала:

1. Интеллектуальный капитал (знания профессиональные, творческие навыки, общая информированность)

2. Естественный капитал (здоровье физическое и психическое)

3. Социальный капитал (культурно-личностная ориентация, мотивация, контакты, жизненный опыт)

 

 

Особенности человеческого капитала:

1. Неотделим от личности

2. Формируется в результате затрат (времени, материальных средств, духовных сил)

3. Требует расходов на компенсацию износа и развитие

Признаки персонала
организации



- квалификация

- компетенция

- способности

- установки

 

Главный признак персонала организацииналичие трудовых отношений с работодателем.

 

 

Основные понятия

Управление персоналом - составная часть управленческой деятельности, направленная на создание трудового коллектива, наилучшим образом реализующего цели организации, совмещенные с целями и приоритетами ее сотрудников

Предмет управления персоналом

-управленческие, социально-экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместной деятельности в интересах достижения целей организации

Объект управления персоналом

- управляемая подсистема (отдельный сотрудник, коллектив организации в целом)

Субъект управления персоналом

- управляющая подсистема(руководители всех уровней, а также кадровый орган организации)

Цели и задачи управления персоналом:

Главная задача УП -

создание сплоченного, высокоразвитого, высокопроизводительного, инициативного и ответственного коллектива

Основная задача УП

организация кадровой работы с учетом потребностей организации на основе имеющихся ресурсов в целях обеспечения эффективной работы организации

Факторы, влияющие на процесс управления персоналом:

1. Объективные (внешние по отношению к организации)

2. Объективно-субъективные (внутренние по отношению к организации)

3. Субъективные (человеческий фактор)

Объективные факторы,
влияющие на УП

1. Политические (политический строй и государственное устройство);

2. Исторические(история развития страны);

3. Социально-экономические (социально-экономическая обстановка в стране, наличие и деятельность конкурентов, поставщиков, потребителей и т.д.);



4. Национально-культурные (нравы, традиции, обычаи, национальная культура, культура конкретного региона);

5. Правовые (законодательство страны и формы государственного регулирования экономики).

Объективно-субъективные факторы, влияющие на УП

1. Финансово-экономические (материальные и иные возможности организации, применяемые технологии);

2. Организационно-правовые (нормативно-правовые акты организации);

3. Технико-технологические (уровень технической оснащенности организации);

4. Организационно-структурные (организационно-штатная структура);

5. Социально-психологические (отношения в коллективе, психологическая совместимость, стиль руководства и т.д.);

6. Социально-бытовые;

7. Профессиональные (сфера деятельности организации) и т.д.

 

 

Субъективные факторы, влияющие на УП
(человеческие факторы):

1. Психологические (психические свойства, процессы, состояния и образования);

2. Физиологические(здоровье, возраст, пол);

3. Образовательные и профессиональные(уровень образования, стаж работы в конкретной должности, трудовой стаж)


Основные факторы повышения роли персонала в организации :

- Изменение способов управления персоналом (расширение самоконтроля и самодисциплины)

- Изменение форм организации труда и взаимодействия работников

- Повышение уровня образования и культуры сотрудников

 

 

Особенности УП в ПС в России в
современных условиях

1. Цель УП - обеспечение производства нужными людьми для получение прибыли.

2. Кадровая политика отсутствует или является пассивной, играет инструментальную роль.

3. Служба УП выполняет в основном учетные функции.

4. Обезличенный подход к УП.

5. Приоритеты в УП определяются текущими потребностями организации.

Особенности УП в ПС
(продолжение)

6. УП осуществляется централизовано.

7. Обучение персонала носит фрагментарный характер.

8. Затраты на персонал минимальные, на которых стараются сэкономить.

9. Информирование персонала минимальное.

10. Принятие кадровых решений в основном келейное.

11. Система внутренних коммуникаций строится на конфронтации.

Основные проблемы УП

1. Социально-технологические(какие направления, формы, методы работы наиболее эффективны);

2. Организационные(какая организационная структура наиболее продуктивна);

3. Социально-экономические(сколько, кому и за что платить);

4. Социально-культурные(организационная культура организации)

Основные проблемы УП в предпринимательских структурах:

1. Недостаточное понимание

значения эффективного УП.

2.Отсутствие оптимального распределения ответственности и обязанностей в УП между линейными и функциональными руководителями.

3.Применение устаревших методов управления, не отвечающих современным требованиям


II. Управление персоналом как целенаправленная деятельность руководства организации

 

Основные этапы развития
теории УП:

1-й этап: до начала XX в. - первоначальные подходы к УП.

2-й этап: начало -30-е годы XX в. - зарождение УП как самостоятельного направления теории и практики управления.

3-й этап: 30-е годы XX в. - настоящее время - совершенствование теории и практики УП.

Характеристика 1 этапа
развития теории УП:

Теоретические подходы к разрешению проблем УП разрабатывались Т. Гоббсом, Д. Стюартом, И. Бентаном, Н. Макиавелли, А. Смитом, Д. Миллом, Р. Аркрайтом, Р. Оуэном и другими, через социальную философию и политологию повлиявшие на развитие управленческой мысли.

Основной итог: заложены теоретические основы превращения управления в самостоятельную экономическую силу

Характеристика 2 этапа
развития теории УП:

Наибольший вклад в теоретическое развитие вопросов УП внесли Ф. Тейлор, А. Файоль, супруги Гилбретт, М. Вебер.

Основной итог:Разработаны научные принципы и функции управления, рационализации выполнения работ и разделения труда, отбора и обучения рабочих, исследована бюрократия.

Характеристика 3 этапа
развития теории УП

Периодизация этапа:

1. Теория человеческих отношений:

- Хоторнский экперимент(Мэйо Э., Барнард Ч., Фоллетт М.);

- Групповая динамика и индустриальные отношения (Левин К., Морено Д.);

-Организационный гуманизм (Арджирис К., Бак Э., Герцберг Ф., Лейкарт Р., МакГрегор Д., Маслоу А., Френч В.)

 

Характеристика 3 этапа
развития теории УП
(продолжение)

- Индивидуализм и системная взаимосвязь (Кохан Т., Тунг Р., Шулер Р.).

2. Современные теории УП:

- использования трудовых ресурсов

- управления персоналом

- управления человеческими ресурсами

- управления человеком и организационной культурной.

 

Развитие УП в России

1-й период: с XVII в. до 1917 г.

2-й период: 20-е - 50-е гг. XX в.

3-й период: 50-е гг. - середина 80-х гг. XX в.

4-й период: 2-я половина 80-х гг. - середина 90-х гг. XX в.

5-й период: начало 2-й половины 90-х гг. XX в. - настоящее время

 

Характеристика периодов

1-й: Реформы Петра I, Екатерины II, Александра I и Александра II, деятельность Сперанского М.М., Столыпина П.А., Витте С.Ю.

2-й:Организационно-технические и социальные концепции управления (Гастев А.К. и Керженцев П.М.)

3-й: Абсолютная и обязательная идеологизация всей кадровой работы, нивелирование индивидуального подхода.

 

 

Характеристика периодов
(продолжение)

4-й: Ослабление влияния КПСС в кадровой сфере, активизация изменений в подходах к УП.

5-й: Системный кризис общества, наличие реального рынка труда, принципиально новые формы и методы оценки персонала, более интенсивное развитие персонала.

Причины невнимания к вопросам УП в российских организациях

1. Выработанное столетиями российской

истории пренебрежение

к человеку как личности.

2. Недостаточная

управленческая

грамотность руководителей.

3. Политизированность управления.

Основные подходы
к УП

1. Технократический(экономический, классический (до 30-х годов прошлого века человек равнозначен машине, и по этому нужно учитывать его возможности), гуманистический: концепции использования трудовых ресурсов).

2. Органический. Организация воспринимается как живая система, существующая в окружающей среде. 2 основные теории управления персоналом: концепция управления персоналом (в её основе изучение специфики потребностей и разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей) и концепция управления человеческими ресурсами (в основе – обучение персонала).

3. Гуманистический.Человек есть самостоятельная ценность, социально-культурный феномен и главный субъект организации(концепция управления человеком, в основе которой представления об организации как культурном феномене). Цели: 1)развитие личности сотрудника 2) создание благоприятного морально-психологического климата. Принципы: а) формирование общей системы ценностей организации и сотрудника б)Обеспечение информацией в)Предоставление максимальной самостоятельности г)Создание творческой атмосферы в коллективе д)Доброжелательности е)Гуманизация условий труда ж)Терпимость к ошибкам и инакомыслию

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.