Причины невнимания к вопросам УП в российских организациях
Сущность, особенности и задачи управления персоналом в предпринимательских структурах
I. Сущность и содержание управления персоналом
Классификация лиц, принадлежащих организации и работающих для нее
Классификация работников по выполняемым функциям
Основные понятия:
Администрация - должностные лица управления, руководящий персонал организации
Персонал -работники организации, составляющие группу по служебным или профессиональным признакам
Классификация работников по принадлежности к организации
Основные понятия:
Совместители - работники, выполняющие кроме основной, другую регулярную платную работу (внешние и внутренние)
Кадры- основной (штатный) состав квалифицированных работников организации
Классификация работников по социально-производственному статусу
Основные понятия
Трудовые ресурсы -совокупность сотрудников организации, способных в силу своих качеств производить материальные блага
Персонал -совокупностьсотрудников организации, лишенных индивидуальных различий
Человеческие ресурсы -совокупностьсотрудников организации, обладающих индивидуальными качествами
Классификация персонала по экономической роли в организации
Основные понятия
Работник, как:
- источник продукта - фактор производства, требующий определенных затрат (компенсацию физического, информационного и морально-психологического износа и затрат на укрепление здоровья, обучение и развитие, обеспечение дополнительной информацией);
- источник богатства - фактор успеха в конкурентной борьбе и роста благосостояния.
Элементы человеческого капитала:
1. Интеллектуальный капитал (знания профессиональные, творческие навыки, общая информированность)
2. Естественный капитал (здоровье физическое и психическое)
3. Социальный капитал (культурно-личностная ориентация, мотивация, контакты, жизненный опыт)
Особенности человеческого капитала:
1. Неотделим от личности
2. Формируется в результате затрат (времени, материальных средств, духовных сил)
3. Требует расходов на компенсацию износа и развитие
Признаки персонала организации
- квалификация
- компетенция
- способности
- установки
Главный признак персонала организацииналичие трудовых отношений с работодателем.
Основные понятия
Управление персоналом - составная часть управленческой деятельности, направленная на создание трудового коллектива, наилучшим образом реализующего цели организации, совмещенные с целями и приоритетами ее сотрудников
Предмет управления персоналом
-управленческие, социально-экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместной деятельности в интересах достижения целей организации
Объект управления персоналом
- управляемая подсистема (отдельный сотрудник, коллектив организации в целом)
Субъект управления персоналом
- управляющая подсистема(руководители всех уровней, а также кадровый орган организации)
Цели и задачи управления персоналом:
Главная задача УП -
создание сплоченного, высокоразвитого, высокопроизводительного, инициативного и ответственного коллектива
Основная задача УП –
организация кадровой работы с учетом потребностей организации на основе имеющихся ресурсов в целях обеспечения эффективной работы организации
Факторы, влияющие на процесс управления персоналом:
1. Объективные (внешние по отношению к организации)
2. Объективно-субъективные (внутренние по отношению к организации)
3. Субъективные (человеческий фактор)
Объективные факторы, влияющие на УП
1. Политические (политический строй и государственное устройство);
2. Исторические(история развития страны);
3. Социально-экономические (социально-экономическая обстановка в стране, наличие и деятельность конкурентов, поставщиков, потребителей и т.д.);
4. Национально-культурные (нравы, традиции, обычаи, национальная культура, культура конкретного региона);
5. Правовые (законодательство страны и формы государственного регулирования экономики).
Объективно-субъективные факторы, влияющие на УП
1. Финансово-экономические (материальные и иные возможности организации, применяемые технологии);
2. Организационно-правовые (нормативно-правовые акты организации);
3. Технико-технологические (уровень технической оснащенности организации);
4. Организационно-структурные (организационно-штатная структура);
5. Социально-психологические (отношения в коллективе, психологическая совместимость, стиль руководства и т.д.);
6. Социально-бытовые;
7. Профессиональные (сфера деятельности организации) и т.д.
Субъективные факторы, влияющие на УП (человеческие факторы):
1. Психологические (психические свойства, процессы, состояния и образования);
2. Физиологические(здоровье, возраст, пол);
3. Образовательные и профессиональные(уровень образования, стаж работы в конкретной должности, трудовой стаж)
Основные факторы повышения роли персонала в организации :
- Изменение способов управления персоналом (расширение самоконтроля и самодисциплины)
- Изменение форм организации труда и взаимодействия работников
- Повышение уровня образования и культуры сотрудников
Особенности УП в ПС в России в современных условиях
1. Цель УП - обеспечение производства нужными людьми для получение прибыли.
2. Кадровая политика отсутствует или является пассивной, играет инструментальную роль.
3. Служба УП выполняет в основном учетные функции.
4. Обезличенный подход к УП.
5. Приоритеты в УП определяются текущими потребностями организации.
Особенности УП в ПС (продолжение)
6. УП осуществляется централизовано.
7. Обучение персонала носит фрагментарный характер.
8. Затраты на персонал минимальные, на которых стараются сэкономить.
9. Информирование персонала минимальное.
10. Принятие кадровых решений в основном келейное.
11. Система внутренних коммуникаций строится на конфронтации.
Основные проблемы УП
1. Социально-технологические(какие направления, формы, методы работы наиболее эффективны);
2. Организационные(какая организационная структура наиболее продуктивна);
3. Социально-экономические(сколько, кому и за что платить);
4. Социально-культурные(организационная культура организации)
Основные проблемы УП в предпринимательских структурах:
1. Недостаточное понимание
значения эффективного УП.
2.Отсутствие оптимального распределения ответственности и обязанностей в УП между линейными и функциональными руководителями.
3.Применение устаревших методов управления, не отвечающих современным требованиям
II. Управление персоналом как целенаправленная деятельность руководства организации
Основные этапы развития теории УП:
1-й этап: до начала XX в. - первоначальные подходы к УП.
2-й этап: начало -30-е годы XX в. - зарождение УП как самостоятельного направления теории и практики управления.
3-й этап: 30-е годы XX в. - настоящее время - совершенствование теории и практики УП.
Характеристика 1 этапа развития теории УП:
Теоретические подходы к разрешению проблем УП разрабатывались Т. Гоббсом, Д. Стюартом, И. Бентаном, Н. Макиавелли, А. Смитом, Д. Миллом, Р. Аркрайтом, Р. Оуэном и другими, через социальную философию и политологию повлиявшие на развитие управленческой мысли.
Основной итог: заложены теоретические основы превращения управления в самостоятельную экономическую силу
Характеристика 2 этапа развития теории УП:
Наибольший вклад в теоретическое развитие вопросов УП внесли Ф. Тейлор, А. Файоль, супруги Гилбретт, М. Вебер.
Основной итог:Разработаны научные принципы и функции управления, рационализации выполнения работ и разделения труда, отбора и обучения рабочих, исследована бюрократия.
Характеристика 3 этапа развития теории УП
Периодизация этапа:
1. Теория человеческих отношений:
- Хоторнский экперимент(Мэйо Э., Барнард Ч., Фоллетт М.);
- Групповая динамика и индустриальные отношения (Левин К., Морено Д.);
-Организационный гуманизм (Арджирис К., Бак Э., Герцберг Ф., Лейкарт Р., МакГрегор Д., Маслоу А., Френч В.)
Характеристика 3 этапа развития теории УП (продолжение)
- Индивидуализм и системная взаимосвязь (Кохан Т., Тунг Р., Шулер Р.).
2. Современные теории УП:
- использования трудовых ресурсов
- управления персоналом
- управления человеческими ресурсами
- управления человеком и организационной культурной.
Развитие УП в России
1-й период: с XVII в. до 1917 г.
2-й период: 20-е - 50-е гг. XX в.
3-й период: 50-е гг. - середина 80-х гг. XX в.
4-й период: 2-я половина 80-х гг. - середина 90-х гг. XX в.
5-й период: начало 2-й половины 90-х гг. XX в. - настоящее время
Характеристика периодов
1-й: Реформы Петра I, Екатерины II, Александра I и Александра II, деятельность Сперанского М.М., Столыпина П.А., Витте С.Ю.
2-й:Организационно-технические и социальные концепции управления (Гастев А.К. и Керженцев П.М.)
3-й: Абсолютная и обязательная идеологизация всей кадровой работы, нивелирование индивидуального подхода.
Характеристика периодов (продолжение)
4-й: Ослабление влияния КПСС в кадровой сфере, активизация изменений в подходах к УП.
5-й: Системный кризис общества, наличие реального рынка труда, принципиально новые формы и методы оценки персонала, более интенсивное развитие персонала.
Причины невнимания к вопросам УП в российских организациях
1. Выработанное столетиями российской
истории пренебрежение
к человеку как личности.
2. Недостаточная
управленческая
грамотность руководителей.
3. Политизированность управления.
Основные подходы к УП
1. Технократический(экономический, классический (до 30-х годов прошлого века человек равнозначен машине, и по этому нужно учитывать его возможности), гуманистический: концепции использования трудовых ресурсов).
2. Органический. Организация воспринимается как живая система, существующая в окружающей среде. 2 основные теории управления персоналом: концепция управления персоналом (в её основе изучение специфики потребностей и разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей) и концепция управления человеческими ресурсами (в основе – обучение персонала).
3. Гуманистический.Человек есть самостоятельная ценность, социально-культурный феномен и главный субъект организации(концепция управления человеком, в основе которой представления об организации как культурном феномене). Цели: 1)развитие личности сотрудника 2) создание благоприятного морально-психологического климата. Принципы: а) формирование общей системы ценностей организации и сотрудника б)Обеспечение информацией в)Предоставление максимальной самостоятельности г)Создание творческой атмосферы в коллективе д)Доброжелательности е)Гуманизация условий труда ж)Терпимость к ошибкам и инакомыслию
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|