Общение как взаимодействие
Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, до правил вежливости.
Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.). «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а даже незначительное отклонение от образца осуждается.
Виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:
1. максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
2. максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3. максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
4. максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5. минимизация выигрыша другого (агрессия);
6. минимизация различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:
- Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции);
- Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
- Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
- Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
- Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействий:
- кооперация и конкуренция;
- согласие и конфликт;
- приспособление и оппозиция.
Другой тип взаимодействий предложил Р. Бейлз. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в категории, предположив, что любая групповая деятельность может быть описана с помощью четырех категорий, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. Каждая из этих четырех глобальных категорий была подразделена на три рубрики. Существенным недостатком этой системы категорий является отсутствие содержательных моментов взаимодействия. Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействий.
Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)
Области взаимодействия
| Основные поведенческие проявления
| Позитивные эмоции
Решение проблем
Постановка проблем
Негативные эмоции
| Выражение солидарности
Снятие напряжения
Выражение согласия
Предложения, указания
Выражение мнений
Выдача ориентации
Просьбы об информации
Просьбы высказать мнение
Просьбы об указаниях
Выражение несогласия
Создание напряженности
Демонстрация антагонизма
|
Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.
Л.И. Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности:
- каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
- общая задача выполняется последовательно каждым участником;
- имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Здесь прослеживается связь системы взаимоотношений участников взаимодействия. Такие отношения определяют как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество). Тем не менее, даже в условиях плохих межличностных отношений в группах, занятых определенной социальной деятельностью, взаимодействие существует.
Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие. По своей сущности это проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
В любой форме психологическое воздействие всегда основывается на определенных мотивах и преследует конкретные цели. Однако на пути этих воздействий стоит психологическая защита - своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения - от противоречащих им. Значит, психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях может вызвать некоторые изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.
Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
Общение как восприятие людьми друг друга
Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о познании человека человеком. На основе внешней стороны поведения мы, по словам известного психолога С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В ходе познания одновременно осуществляются и эмоциональная оценка, и попытка понять поступки собеседника, и основанные на этом стратегии изменения его поведения, и построение своего собственного.
Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия собеседника, к которым относятся физические и поведенческие характеристики, такие как формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения
Вопросы для самопроверки
1. К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение?
2. На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы?
3. В чем преимущества и недостатки каждого из методов убеждения собеседника?
4. Какие качества человека фиксируются в первую очередь при непродолжительном восприятии его облика и поведения?
5. Какие невербальные средства поведения необходимо совершенствовать лично Вам для повышения эффективности общения?
6. Можно ли контролировать мимику?
7. Перечислите основные задачи деловой беседы.
8. Какими способами можно придать беседе доверительную тональность?
9. Как чувствовать себя комфортно при общении с представителями прессы?
10. Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?».
11. Как правильно произносить выражения: «Алло», «Вам звонит ...», «К вам никак не дозвониться», «Если мне позвонят ...», «Ты звонишь ...»?
12. Дайте определения понятий «дискуссия» и «спор».
13. Почему в споре собеседники ярче раскрываются как личности?
14. По каким признакам классифицируют участников дискуссии?
15. Как следует вести себя во время спора?
16. Как эффективно работать с группой незнакомых друг с другом людей?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|