Специфика деятельности офиса и виды офисных работ
Офис,как было указано, — это учреждение или подразделение, в котором выполняется определенная работа по государственному или общественному управлению. Как и любому органу управления, офису присущи управленческие функции — общие и специфические.
По данным исследований было установлено, что реальные функции офиса зависят от его статуса, масштабов предприятия, объема прав и полномочий и личности руководителя. Традиционное управление офисом в США было связано с организацией документооборота. Ч. Вильсон, бывший президент «Дженерал Моторс», отмечал: «Ни одного действия по производству и распределению готовой продукции не осуществляется в наш современный век без того, чтобы не переместилась какая-либо бумажка».
С началом компьютеризации в теории и практике менеджмента были серьезно поставлены вопросы о научной обоснованности основных видов работ, выполняемых в офисе, и в связи с этим о роли и месте офиса в системе управления современной корпорацией. После тщательного анализа было выявлено 30 основных видов работ, выполняемых в офисе. Среди них:
· бухгалтерские операции;
· проведение внутрифирменного учета и контроля;
· разработка бюджета;
· проектирование новых зданий и сооружений;
· наем, подготовка и переподготовка конторского персонала;
· административное обслуживание; автоматизация конторских и управленческих работ;
· обеспечение конторскими принадлежностями и оборудованием;
· копирование;
· печать;
· ведение архивов и библиотек;
· обеспечение связью;
· почтовые операции;
· содержание кафе и кафетериев, столовых и пр.
Эти разноплановые работы выполняются в офисах в неодинаковых объемах и различными специалистами. Основные задачи, которые были выделены в ходе обследования, сводились к следующему:
· обеспечение работой руководителей и специалистов;
· управление документооборотом;
· обеспечение представительства (включая оформление внешнего вида и интерьера штаб-квартиры фирмы).
В средних и мелких фирмах к этим задачам офиса добавляются: ведение личных дел сотрудников, организация электронной обработки данных, внедрение новой информационной техники (ЭВМ, сети, банки данных и пр.). Все это привело к необходимости пересмотра сложившихся представлений об офисе и видах выполняемых в нем работ. Вместо общего объединяющего термина «бумажная работа» введен новый: переработка информации с целью подготовки управленческого воздействия. Исходя из такого толкования сущности работы в офисе, в число его работников в настоящее время включают:
· управляющих;
· специалистов (кроме научных и технических, занятых непосредственно в производстве);
· канцелярских работников (клерков) разного рода;
· секретарей.
Общая численность всех четырех групп и их доля в трудоспособном населении постоянно растет и, как уже указывалось, в США достигла половины общего числа. Однако соотношение внутри этих групп достаточно устойчиво: 26% работников офисов составляют управляющие, 40% — специалисты, 28% — канцеляристы и 6% — секретари. Офис преобразуется и путем стирания барьеров между руководителями, с одной стороны, и специалистами и клерками — с другой. Современный рядовой сотрудник офиса, вооруженный современной техникой получения информации, зачастую более подготовлен к разработке вариантов решений, чем линейный руководитель. Подходы с системных позиций позволяют рассматривать различных работников офиса как звенья одной цепи.
Функции офиса
Одни исследователи административного управления сравнивают офис с нервным центром предприятия: здесь формируется его долговременная политика, отсюда осуществляется руководство ежедневными операциями; здесь накапливаются, хранятся и поддерживаются в рабочем состоянии информационные массивы, составляющие «память» организации. Исходя из этого можно сделать вывод, что основу функций офиса составляют, несомненно, планирование, организация, мотивация и контроль — основные функции менеджмента, без реализации которых невозможно функционирование ни одной системы управления.
Другие исследователи обращают внимание на коммуникационные аспекты функционирования офиса: сюда поступают все сообщения из разных подразделений и их внешней среды, здесь организуются и проводятся различные совещания и встречи.
Третья группа ученых указывает на то, что основным содержанием работы офиса является принятие решений. Поэтому особое место следует отвести также и связующим процессам менеджмента (коммуникациям и принятию решений), которые по сути дела составляют основной смысл административной деятельности и предназначения офиса. Первыми во времени возникновения и главными по своему значению в административной работе стали учет и документирование. В связи с этим административная служба выступает как орган предприятия, деятельность которого заключается в создании, передаче и хранении информации. Таким образом, на первое место выходят три следующие основные функции современного офиса:
1) документалистика;
2) коммуникации;
3) принятие решений.
На этой основе были конкретизированы виды офисной деятельности с точки зрения их вклада в реализацию указанных функций:
· двусторонние коммуникации(консультирование, выдача рекомендаций, инструктирование, решение проблем, установление связей);
· переработка цифровых данных(бухгалтерия, учет, расчеты, оценка материальных запасов и т.п.);
· стимулирование действий(утверждение, санкционирование, одобрение и т.п.);
· сопоставление со стандартами(оценка, учет, контроль, проведение ревизий);
· сортировка данных по алгоритму(заполнение форм, фиксация данных, их хранение, составление шкал);
· общее администрирование;
· работа с персоналом(надзор за выполнением работ, оценка производственных показателей, подбор кадров, их мотивация);
· односторонние коммуникации(информирование, отчетность);
· организация формальных совещаний;
· обработка заказов, счетов, запросов;
· прогнозирование(планирование, анализ, разработка бюджета);
· административные услуги(ведение календаря работы, организация встреч, прием посетителей);
· организация обмена(реклама, продажа, формирование отношений покупателей и поставщиков);
· перевод данных из одной среды в другую;
· машинопись, стенография, копирование.
В итоге исследований офис представляется достаточно обособленной частью организации со специфическими внутренними отношениями, развивающимися по особым законам.
Процесс управления офисом представляет собой комплекс разнообразных операций, выполняемых в определенной последовательности и обеспечивающих реализацию основных функций управления предприятием. Этот процесс определенно базируется на операциях, имеющих в своей основе организационно-административный, аналитико - конструктивный и информационно - технический характер.
Организационно-административнаядеятельность предполагает служебные коммуникационные, распорядительные, координационные и контрольно-оценочные действия, свойственные, как правило, труду руководителя.
Аналитика-административнаядеятельность лежит в основе процесса подготовки и принятия решений и составляет содержание труда специалистов офиса.
Информационно-техническаядеятельность составляет документационные, учетные, счетные, вычислительные и коммуникационно - технические операции, выполняемые техническими исполнителями.
Роль руководителя офиса
Прежде всего необходимо усвоить понятия и определения, касающиеся роли руководителя офиса.
Управление офисом— целенаправленное воздействие, организующее труд служащих. Это также воздействие на многие другие процессы развития социально-экономической системы.
Административное управление — управление, осуществляемое по формально утвержденным полномочиям с учетом организационных требований.
Административная функция — помимо того, что она базируется на основных функциях менеджмента — планировании, организации, мотивации, контроле, включает в себя также прогнозирование, распорядительство, координацию, руководство основной деятельностью административной службы, подбор и расстановку персонала, обеспечение правовой и социальной защищенности служащих офиса.
Руководитель офиса (офис-менеджер) — лицо, организующее работу административной службы и персонифицирующее решения группы специалистов офиса.
Руководитель учитывает и обобщает мнения всех специалистов и соответствующих служб, но решать должен именно он. Руководитель охватывает проблему в целом, во всех ее аспектах, поэтому принятие решения — основная его функция, а в случае его уклонения от этого деформируется вся кадровая структура офиса. Руководитель направляет деятельность управленческого коллектива на реализацию задач, возложенных на него собственником, несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, за организацию работы и контроль исполнения, а также представляет или высшее звено управления, или собственника в данном управленческом коллективе. Деятельность руководителя заключается в решении общих проблем развития управляемой и управляющей системы.
Важная проблема — соотношение руководителя (менеджера) и хозяина (собственника). Собственник первичен. Руководители разного уровня могут быть собственниками полными или частичными, например акционерами. При хорошо организованном предпринимательстве функции собственника четко отделены от функций управляющего. Собственник назначает управляющего, дает ему указания, контролирует итоги его работы. Но само управление организует управляющий. Если собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые ему положено выполнять.
Функция руководителя офиса.Руководитель офиса относится к категории основного состава руководителей организации (предприятия). Он подчиняется непосредственно руководителю организации (предприятия) и его статус равен статусу первых его заместителей. Основными его задачами являются руководство и контроль финансово - хозяйственной деятельности офиса с целью обеспечения максимальной эффективности организации.
Работа руководителя офиса регламентируется (в зависимости от масштабов деятельности) уставом, положением или должностной инструкцией.
На должность руководителя офиса назначается лицо, отвечающее установленным квалификационным требованиям. Эту должность предпочтительно занимает лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы на руководящих должностях в коммерческих структурах.
Обязанности руководителя офисаРуководитель офиса в пределах своих функций имеет следующие должностные обязанности:
· осуществление руководства всеми видами работ в офисе;
· направление деятельности персонала офиса на достижение организационных целей;
· обеспечение выполнения всех обязательств предприятия перед государством, поставщиками, заказчиками и банками;
· обеспечение офиса квалифицированными специалистами, а также наилучшее использование их знаний и опыта, создание благоприятных условий их труда;
· обеспечение соблюдения законности деятельности офиса, активное использование правовых средств для совершенствования управления;
· решение всех вопросов в пределах предоставленных прав и поручение выполнения отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам — руководителям функциональных служб офиса.
Содержание труда руководителя офиса.Содержание деятельности руководителя офиса разнообразно: он выступает в роли администратора, организатора, специалиста и воспитателя. Выполняя организационно-административные операции, руководитель ведет творческую работу — осуществляет поиск разного рода решений, в том числе и важнейших для своего предприятия.
Количество работы, которое приходится выполнять руководителю офиса или которую он считает необходимой выполнять в течение рабочего дня, огромно, а темпы ее выполнения очень напряженны.
Очень часто многие виды труда выполняются руководителем не последовательно, а параллельно. После долгих часов работы руководитель не в состоянии уйти от проблем своего предприятия ни физически, ни мысленно.
Руководитель:
· планирует работу коллектива, исходя из общих задач;
· определяет долю участия в выполнении работы каждого подразделения и подчиненных работников;
· организует собственный труд и труд подчиненных по выполнению работ;
· контролирует ход выполнения работы;
· оценивает и стимулирует деятельность подчиненных.
Существенную роль в организации труда руководителя играют регламентация его трудового процесса путем правильного распределения рабочего времени между видами управленческих работ, рационального планирования рабочего дня и недели, определения порядка и методов выполнения основных видов работ и использование процедур отдельных работ, выполняемых в кооперации с другими работниками.
По данным обследований, продолжительность рабочей недели руководителя офиса может составлять от 60 до 80 (и более) часов, при этом его рабочее время распределяется следующим образом: запланированные заседания и встречи — 59%, незапланированные встречи — 10, работа с документами — 22, телефонные переговоры — 6, поездки и др. — 3%.
В процессе труда руководителя офиса особое и важное место занимает работа с информацией. Это объясняется тем, что информация — один из важнейших ресурсов офиса и предмет его деятельности. Учитывая, что информационные массивы современного офиса составляют основу для принятия оптимальных решений, а в итоге и основу для реализации административной деятельности, особое внимание следует обратить на умение руководителя офиса эффективно взаимодействовать с информационной системой предприятия. Руководитель должен знать принципы функционирования информационной системы организации, владеть методикой поиска, сбора, передачи, обработки и анализа информации. Руководитель также должен уметь работать с основными видами информационной техники. Следует установить четкую процедуру работы с информацией в организации, обеспечить пропуск на верхний уровень управления самой необходимой оперативной информации.
Среди основных качеств, присущих административному персоналу, необходимо выделить такие, как большая выдержка, крепкие нервы и целеустремленность, логическое и рациональное мышление в сочетании с умением быстро схватывать суть проблемы и разрешать ее быстрее, чем это может сделать «средний человек», брать на себя бремя ответственности за руководящие решения и действия. Обращение руководителя с людьми должно быть искренним, дружественным, приветливым, но решительным, при этом он должен уметь ясно и доходчиво передавать свои мысли устно или письменно. Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких руководителей. По данным опросов, приоритетными требованиями к руководителю являются:
· лидерство;
· эффективность руководства;
· видение перспектив;
· достижение согласия;
· предприимчивость;
· гибкость в смене роли;
· восприимчивость;
· гибкий стиль;
· способность к анализу;
· решение проблем.
Контрольные вопросы
1. Покажите роль офиса в современной системе управления.
2. Расскажите о теоретических моделях офиса.
3. Дайте определение офиса и перечислите факторы, обусловливающие его специфику.
4. Перечислите основные виды работ, выполняемых в офисе.
5. Какие известны группы офисных работников и их количественное соотношение?
6. Назовите основные и вспомогательные функции офиса.
7. В чем заключается административно-организационная, административно - аналитическая и информационно-техническая деятельность в офисе?
8. Сформулируйте основные понятия, касающиеся управления офисом и роли его руководителя.
9. Дайте общую оценку роли руководителя офиса и проблемы соотношения офис-менеджера и собственника.
10. Перечислите должностные обязанности руководителя офиса.
11. Расскажите о содержании труда руководителя офиса и распределения рабочего времени в нем.
12. Охарактеризуйте информационные аспекты в труде руководителя офиса.
13. Перечислите приоритетные требования к руководителю офиса и к его личным качествам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|