Сделай Сам Свою Работу на 5

Административная теория организации и управления по А. Файолю





 

Административная теория организации и управления А. Файоля — одна из первых целостных рационально - нормативистских теорий организации и управления промышленным предприятием, имею­щая мощный социальный компонент. Она создана на рубеже XIX— XX вв. в рамках классической школы французским промышленни­ком Анри Файолем. Этот известный в области теории управления ученый детально изучил и проанализировал основы и особенности административной деятельности, что позволило ему сформулировать концепцию административной функции. Согласно этой теории управление определяется как «ведение предприятия к определенной цели», при котором «извлекается максимум из имеющихся в распо­ряжении организации ресурсов». В качестве объекта управления рассматриваются следующие сферы деятельности: техническая, ком­мерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная.Административная сфера определяется как базовая и связана с управ­лением персоналом.

Термином «администрация» принято обозначать:

• группу служащих, которым поручено управление;

• инструмент, при помощи которого это управление осуществ­ляется;



• действие или процесс — администрирование.

Содержание теории организации и управления вообще и адми­нистративного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации: что делать(функции управления) и как делать(принципы управления). При этом все функции управ­ления рассматриваются как универсальные, обязательные для руко­водителя любого уровня, хотя их соотношение и изменяется на разных уровнях управления (исключение одной из них разрушило бы всю логику управления), а принципы управления — как относи­тельно более гибкий компонент системы управления. Принципы управления — это постоянно пополняющийся перечень положений, обобщающих практику руководителя. Функции управления тракту­ются как основа «науки администрирования», а принципы управле­ния — как основа «искусства администрирования».

А. Файоль выделял пять универсальных функций (в его терми­нологии — «стабильных элементов» управления):

1)предвидение;

2)организацию;



3)распорядительство;

4)координацию;

5)контроль,

а также определил перечень универсальных принципов управления: власть; дисциплину; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных и ведомственных интересов общей цели; вознаграждение; централизацию; иерархию; порядок; равенство; ста­бильность персонала; инициативу; корпоративный дух.

Организация в качестве одной из пяти предложенных им уни­версальных функций управления трактуется как процесс создания материальных и социальных предпосылок для целенаправленной управленческой деятельности.

При этом отмечается мощная социальная составляющая функ­ции организации, обусловленная процессом формирования струк­тур управления под цель, «обоснованием места каждого в структуре управления». В результате этого процесса создается иерархическая система управления (социальная организация), рассматриваемая им как специфическая целостность и единый «социальный организм». В этом пункте А. Файоль предвосхитил системный взгляд на при­роду организации.

Логика формирования организационной структуры определяет­ся, с его точки зрения, по формуле — «место для каждого и каждо­му свое место». В трактовке организационной иерархии системное видение управления базируется на принципах разделения труда и ко­ординации. В этом свете особое значение приобретают принципы еди­ноначалия и власти. Характеризуя второй принцип, А. Файоль выде­лял два типа власти:

1) власть,связанную со спецификой должности, т.е. формальную(в современной терминологии);

2) персональную власть, связанную с индивидуальными качест­вами, т.е. неформальную.



Он считал, что, чем выше уровень власти, тем шире сфера ком­петенции и ответственности и тем в большей степени деятельность руководителя выражается в собственно административной деятель­ности и в меньшей связана с другими специализированными облас­тями деятельности.

С учетом необходимости разделения труда в рамках управ­ленческой деятельности А. Файоль выделял две принципиально различные группы работников, занятых в этой сфере: линейные специалисты, выполняющие административную деятельность, т.е. непосредственно занятые в системе управления предприятием (их взаимоотношения строятся на принципах традиционной ли­нейной структуры организации); узкие функциональные специа­листы, работающие в рамках специализированных функциональных служб и занятые формированием условий для выполнения по­вседневной деятельности управленцев первой группы. Специали­зация представителей группы функциональных управленцев про­исходит в рамках выделенных им сфер управления (технической, финансовой, коммерческой и др.), закрепленных в соответствую­щих функциональных подразделениях.

А. Файоль выявил специфику требований, предъявляемых к административному руководителю с учетом разных уровней управле­ния, и обосновал необходимость специального образования для ад­министративных управленцев.

Структура организации — это логическое взаимоотношение уров­ней управления и функций подразделений, позволяющее наиболее эффективно достигать целей организации. Основные концепции, относящиеся к структуре, — специализированное разделение труда и сфера контроля:

1) закрепление данной работы за специалистами.Во всех органи­зациях, кроме мелких, установлено горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Важно и вертикальное разделение труда (сверху — вниз) — это отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий. Оно необходимо для успеш­ной группировки работы и создает иерархию;

2) «диапазон контроля»— важнейший аспект организационной структуры. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представ­ляет собой сферу контроля.

Администрирование как важнейшая функция управления фирмой представлено на схеме (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Администрирование как функция управления

 

Согласно приведенной схеме сначала определяется состав ра­бот (планирование), затем их разделение (организация) и, наконец, подбираются люди — исполнители (руководство персоналом). Влияние — способ мотивации людей к действию, в основе кото­рого — комбинация авторитета и власти менеджера (внешняя си­ла), внутренние силы (восприятие, оценки с позиций потребности) также влияют на поведение людей и организаций. Последняя ста­дия в схеме — контроль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.