Административная теория организации и управления по А. Файолю
Административная теория организации и управления А. Файоля — одна из первых целостных рационально - нормативистских теорий организации и управления промышленным предприятием, имеющая мощный социальный компонент. Она создана на рубеже XIX— XX вв. в рамках классической школы французским промышленником Анри Файолем. Этот известный в области теории управления ученый детально изучил и проанализировал основы и особенности административной деятельности, что позволило ему сформулировать концепцию административной функции. Согласно этой теории управление определяется как «ведение предприятия к определенной цели», при котором «извлекается максимум из имеющихся в распоряжении организации ресурсов». В качестве объекта управления рассматриваются следующие сферы деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная.Административная сфера определяется как базовая и связана с управлением персоналом.
Термином «администрация» принято обозначать:
• группу служащих, которым поручено управление;
• инструмент, при помощи которого это управление осуществляется;
• действие или процесс — администрирование.
Содержание теории организации и управления вообще и административного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации: что делать(функции управления) и как делать(принципы управления). При этом все функции управления рассматриваются как универсальные, обязательные для руководителя любого уровня, хотя их соотношение и изменяется на разных уровнях управления (исключение одной из них разрушило бы всю логику управления), а принципы управления — как относительно более гибкий компонент системы управления. Принципы управления — это постоянно пополняющийся перечень положений, обобщающих практику руководителя. Функции управления трактуются как основа «науки администрирования», а принципы управления — как основа «искусства администрирования».
А. Файоль выделял пять универсальных функций (в его терминологии — «стабильных элементов» управления):
1)предвидение;
2)организацию;
3)распорядительство;
4)координацию;
5)контроль,
а также определил перечень универсальных принципов управления: власть; дисциплину; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных и ведомственных интересов общей цели; вознаграждение; централизацию; иерархию; порядок; равенство; стабильность персонала; инициативу; корпоративный дух.
Организация в качестве одной из пяти предложенных им универсальных функций управления трактуется как процесс создания материальных и социальных предпосылок для целенаправленной управленческой деятельности.
При этом отмечается мощная социальная составляющая функции организации, обусловленная процессом формирования структур управления под цель, «обоснованием места каждого в структуре управления». В результате этого процесса создается иерархическая система управления (социальная организация), рассматриваемая им как специфическая целостность и единый «социальный организм». В этом пункте А. Файоль предвосхитил системный взгляд на природу организации.
Логика формирования организационной структуры определяется, с его точки зрения, по формуле — «место для каждого и каждому свое место». В трактовке организационной иерархии системное видение управления базируется на принципах разделения труда и координации. В этом свете особое значение приобретают принципы единоначалия и власти. Характеризуя второй принцип, А. Файоль выделял два типа власти:
1) власть,связанную со спецификой должности, т.е. формальную(в современной терминологии);
2) персональную власть, связанную с индивидуальными качествами, т.е. неформальную.
Он считал, что, чем выше уровень власти, тем шире сфера компетенции и ответственности и тем в большей степени деятельность руководителя выражается в собственно административной деятельности и в меньшей связана с другими специализированными областями деятельности.
С учетом необходимости разделения труда в рамках управленческой деятельности А. Файоль выделял две принципиально различные группы работников, занятых в этой сфере: линейные специалисты, выполняющие административную деятельность, т.е. непосредственно занятые в системе управления предприятием (их взаимоотношения строятся на принципах традиционной линейной структуры организации); узкие функциональные специалисты, работающие в рамках специализированных функциональных служб и занятые формированием условий для выполнения повседневной деятельности управленцев первой группы. Специализация представителей группы функциональных управленцев происходит в рамках выделенных им сфер управления (технической, финансовой, коммерческой и др.), закрепленных в соответствующих функциональных подразделениях.
А. Файоль выявил специфику требований, предъявляемых к административному руководителю с учетом разных уровней управления, и обосновал необходимость специального образования для административных управленцев.
Структура организации — это логическое взаимоотношение уровней управления и функций подразделений, позволяющее наиболее эффективно достигать целей организации. Основные концепции, относящиеся к структуре, — специализированное разделение труда и сфера контроля:
1) закрепление данной работы за специалистами.Во всех организациях, кроме мелких, установлено горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Важно и вертикальное разделение труда (сверху — вниз) — это отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий. Оно необходимо для успешной группировки работы и создает иерархию;
2) «диапазон контроля»— важнейший аспект организационной структуры. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля.
Администрирование как важнейшая функция управления фирмой представлено на схеме (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Администрирование как функция управления
Согласно приведенной схеме сначала определяется состав работ (планирование), затем их разделение (организация) и, наконец, подбираются люди — исполнители (руководство персоналом). Влияние — способ мотивации людей к действию, в основе которого — комбинация авторитета и власти менеджера (внешняя сила), внутренние силы (восприятие, оценки с позиций потребности) также влияют на поведение людей и организаций. Последняя стадия в схеме — контроль.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|