Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура бизнеса и субъекты управления





ВВЕДЕНИЕ

Управление офисомсоставная часть менеджмента, отражающая его новые направления, связанные с изучением проблем ведения со­временного бизнеса и организации в нем управленческих процессов.

Переход на рыночную систему хозяйствования, появление и ин­тенсивное развитие разнообразных коммерческих структур потребо­вали создания административных служб, адекватных предпринима­тельской деятельности. Такими службами являются офисы, выполняющие функции управления на предприятиях и фирмах.

Офис представляет собой особый вид организаций, оказываю­щих различные услуги в сфере управления и некоторых других сферах.

Современный офис может трансформироваться в достаточно круп­ную и сложную административную структуру, которая нуждается в собственном эффективном управлении. При этом должны опреде­ляться назначения, особенности и результативность деятельности внутренних служб офиса.

Управление офисом в значительной мере воплощает в своей ос­нове цели, задачи и методы управления персоналом с учетом спе­цифики управленческого труда и его значимости для обеспечения коммерческого и производственного успеха в избранной области.



Возрастающее значение офиса как органа управления проявляет­ся и в существенном росте управленческого аппарата. Так, в США его численность уже к середине 80-х годов прошлого века достигла 20% всех работников, а к концу его оценивалась на уровне 50%. Управленческий труд как разновидность общественного труда воз­ник на определенной стадии развития общества, когда произошло отделение сферы управления от сферы производства и соответствую­щее обособление труда. Управленческий труд отличен от физиче­ского труда, как по содержанию, так и по характеру.

Результат управленческого труда — это определенные специфи­ческие воздействия, изменения в управленческом и производствен­ном процессах, приводящие к известному конкретному результату всего производственного цикла. Таким образом, в качестве предмета управленческого труда выступает управленческий процесс. В прибли­жении к конкретной управленческой ситуации непосредственным предметом труда объектов управления является их деятельность, направленная на осуществление того или иного управленческого или производственного цикла; продуктом же управленческого труда — управленческое воздействие, складывающееся на основе результа­тов деятельности отдельных управленческих работников и приво­дящее в конечном счете к соответствующим изменениям в матери­альном производстве.



Специфика управленческого труда состоит в том, что сам по себе он не создает материальных благ, но активно участвует в их создании и тем самым является необходимым компонентом производства.

Отличительная черта управленческого труда — это то, что он базируется на информации, представляющей собой специфический объект приложения труда управленческих работников, своеобразный инструмент управления экономикой.

Управленческие работники до 70% рабочего времени тратят на поиск, сбор, передачу, обработку и хранение информации. Она же выступает в качестве носителя управ­ленческих решений. С помощью информации реализуется связь между управляющей и управляемой частями системы управления. В целом труд по управлению — целесообразная деятельность управленче­ских работников, направленная на осуществление процесса управления.Содержанием управленческого труда является совокупность действий управленческих работников по реализации функций управления.

Управление — непрерывный процесс целенаправленного воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, пред­приятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.



Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны требуют от руководителя организации и служащих глубокого изучения современных методов и форм управления пред­приятиями и их коллективами. Функции руководителя значительно усложнились: теперь он обязан думать не только о производствен­ных и хозяйственных вопросах управления фирмой, но и постоянно решать перспективные стратегические проблемы. Без изучения рын­ка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено и погибнет в конкурентной борьбе.

Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные задачи, как внедрение новых технологий, выпуск новых, конкурентоспо­собных товаров, не формальное, а фактическое внимание к качест­ву продукции, решение комплексных социальных дел, поиск новых методов стимулирования труда. Руководители должны решать раз­личные проблемы: определение стратегических целей управления, разработка детальных планов для их достижения, координация дей­ствий с другими фирмами и компаниями, постоянное совершенствование иерархической структуры, а также оптимизация процедуры принятия решений по управлению, поиск наиболее эффективных стилей руководства, совершенствование мотивации действий со­трудников.

В практике управления появилась и успешно развивается новая тенденция — культура организации. Все процветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко продуманную культуру организа­ции, т.е. целый комплекс правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это озна­чает наступление времени «культурной революции» в управлении.

Учебное пособие «Управление офисом» предназначено для сту­дентов, специализирующихся в области менеджмента и управления персоналом, а также практических работников и предпринимателей.

Среди многих новых предпринимателей утвердилось мнение, что их жизненного опыта вполне достаточно для оптимального управ­ления, что специально изучать теорию и искусство управления — лишняя трата времени. Объективные же исследования показывают, что менее одного процента руководителей подготовлены к работе в условиях рынка. Большинство современных руководителей свои срывы и провалы в бизнесе объясняют случайным совпадением неблагоприятных факторов, интригами и происками недоброжела­телей. Они не подозревают, что существуют объективные законы управления, есть философские, социальные, правовые, психологи­ческие аспекты управления, незнание которых и приводит к прова­лам и срывам, поэтому изучение теоретических и практических ос­нов менеджмента, в том числе управление офисом, имеет прин­ципиальное значение.

 

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ СЛУЖБА

Структура бизнеса и субъекты управления

Структура бизнесаПредпринимательский бизнес — один из элемен­тов системы бизнеса. Слова бизнес и предпринимательство близки по смыслу, но понятие «бизнес» шире, чем «предпринимательство», так как охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимательства, но и потребителей, наемных работников, государственных структур. Ос­нова предпринимательского бизнеса — частная собственность, из которой выросли и другие современные формы негосударственной собственности: групповая, коллективная, кооперативная, акционер­ная, паевая. Частная собственность в ее классическом исполнении — как собственность одного единственного частного лица — широко распространена лишь в мелком бизнесе.

Три основных компонента предпринимательского бизнеса:

1) производство продукции;

2) коммерция (торговля);

3) коммерческое посредничество.
Типы предпринимательских фирм:

1. Предприятиеучреждение в форме фабрики, фермы, шахты, магазина, выполняющих одну или несколько специфических функ­ций по производству и реализации товаров (услуг);

2. Фирма— организация, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирмы имеют либо одно, либо несколько предприятий, последние могут быть объедине­ниями горизонтального, вертикального типа или конгломератами. Фирмы, владеющие сетью магазинов в розничной торговле, — об­разцы горизонтального типа, так как все предприятия находятся на одной стадии (продажа).

Промышленные фирмы, владеющие предприятиями, занятыми на различных стадиях производства, представляют собой вертикаль­ное комбинирование предприятий. Конгломераты охватывают предприятия, функционирующие в различных отраслях;

3. Отрасль— это группа фирм, производящих (реализующих) одинаковую или подобную продукцию. Выделяются частные фирмы, коллективные предприятия с неограниченной ответственностью, го­сударственные и муниципальные предприятия, ООО, объединения предприятий, филиалы и представительства фирм.

Субъекты управления.Субъектами управленияв развитой экономике являются собственники, предприниматели, менеджеры и даже наем­ные работники. Все они в той или иной мере принимают участие в управлении. На этом уровне структуризации в мировой практике выделяют следующие управленческие функции:

- собственника — владение, пользование, распоряжение;

- предпринимателя:

- соединение ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс;

- принятие решений в бизнесе;

- новаторство в коммерции, технике, организации;

- риск своими и заемными средствами, временем, трудом, де­ловой репутацией;

- менеджера — планирование, организация, мотивация, контроль,
коммуникации и принятие решений;

- наемных работников (рабочая группа) — установление совме­стно с администрацией режима работы и отдыха, усиление стимулирования и безопасности труда, внесение предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

Функции собственникавыполняет либо он сам, либо пользова­тель собственности, либо доминирующий собственник.

Предпринимателеммогут быть собственник капитала, самостоя­тельный субъект рыночной экономики, наемный управляющий. Изначально предпринимательскую функцию реализует собственник. Предприниматель как самостоятельный субъект экономики появля­ется в результате отделения капитала-собственности от капитала-функции.

Поэтому собственник и предприниматель становятся относительно независимыми друг от друга: собственник может не быть предпри­нимателем, и наоборот. При определенных условиях собственник, не желающий выполнять предпринимательскую функцию, передает ее в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредо­точивают у себя две функции: управление и предпринимательство.

По мнению ряда специалистов, предпринимателем должен быть самостоятельный субъект рыночной экономики, так как предпринимательство — это особая сфера деятельности, требующая специаль­ных знаний и умений. Однако в реальной жизни чаще всего фигура предпринимателя совмещается либо с фигурой собственника, либо менеджера.

В российской экономике управленческие функции предприни­мателя, как правило, выполняет менеджер,особенно в мелких част­ных предприятиях, госпредприятиях и акционерных обществах с доминированием собственности менеджеров и работников.

Крупные частные предприятия и АО с доминированием внеш­них финансовых аутсайдеров, нацеленные на максимально эффек­тивную деятельность, стремятся привлекать для выполнения пред­принимательской функции профессионалов.

Функции менеджера в индивидуальных и мелких частных пред­приятиях выполняет собственник. Практика управления своим биз­несом вполне оправдана в некоторых профессиях, в частности сво­бодных профессиях.

В производственной сфере и в крупных предприятиях привле­чение профессиональных управляющих не только необходимо, но и неизбежно.

Реализация управленческих функций коллективом работников возможна через:

• участие в управлении трудом и качеством на цеховом уровне;

• создание совместных советов (комитетов) рабочих и управ­ляющих;

• участие в прибылях;

• делегирование представителей работников в совет директоров.

Менеджер — ключевая фигура управленияКомпании управляются не системами и технологиями, а человеком, обладающим необхо­димыми знаниями, умением, навыками. Менеджер(англ, manager) — управляющий, директор, руководитель, администратор. Он органи­зует деятельность подчиненных ему работников и выполняет опре­деленные управленческие функции. Ни одна организация не может существовать без менеджера, который:

• координирует деятельность работников, обеспечивая достиже­ние целей организации;

• разрабатывает стратегию поведения организации в изменяю­щемся окружении;

• несет формальную ответственность перед собственниками и ра­ботниками за результаты деятельности;

• официально представляет организацию на определенных мероприятиях.

Различают линейных и функциональных менеджеров.

Линейныедействуют на основе единоначалия и отвечают за состояние и развитие организации в целом или ее отдельных хозяйственных подраз­делений — это директора, администраторы, начальники цехов, мас­тера, бригадиры.

Функциональныеотвечают за определенную сферу управления, возглавляют функциональные подразделения организа­ции, предприятия.

В иерархической системе управления выделяют менеджеров трех уровней: высшие, средние и низшие.

Основная задача высшего управ­ленческого персоналаорганизовать функционирование всего капи­тала: разработка общей политики и стратегии компании, прогнози­рование и долгосрочное планирование, вопросы кадровой политики, внешние связи. Здесь же решаются вопросы ассортимента продукции (товаров), рынков сбыта, расширение производственных и торговых мощностей, организация зарубежных филиалов, поглощение других компаний и т.д. К этой категории управляющих относят председате­ля совета директоров, президента, вице-президентов фирмы, управ­ляющих отделениями и региональными фирмами, а также контроле­ра и казначея фирмы. В ряде крупных компаний высшей властью наделяются два человека: председатель совета директоров (отвечает за руководство стратегической деятельностью фирмы и ее высшие связи) и президент (руководит внутрикорпоративными делами).

Средние управляющиеобеспечивают оперативное управление про­изводством и реализацию заданий стратегии. К средним относятся руководители хозяйственных подразделений и функциональных служб, торговых центров и их заместители. Они отвечают за оперативное планирование и научные исследования, производство и сбыт, учет и контроль, проведение в жизнь кадровой политики.

Низшие управляющие— цеховые руководители, начальники про­изводственных участков, администраторы торговых предприятий, руководители секторов и групп в функциональных службах, сбытовых контор и других низших подразделений. Все они непосредственно руководят рабочими и служащими.

Основная их задача — воспитать у работников лояльность по отношению к компании, предупредить конфликты, мобилизовать физическую и умственную энергию для достижения целей компании. В промышленном производстве эта категория представлена в основ­ном мастерами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.