Структура бизнеса и субъекты управления
ВВЕДЕНИЕ
Управление офисом — составная часть менеджмента, отражающая его новые направления, связанные с изучением проблем ведения современного бизнеса и организации в нем управленческих процессов.
Переход на рыночную систему хозяйствования, появление и интенсивное развитие разнообразных коммерческих структур потребовали создания административных служб, адекватных предпринимательской деятельности. Такими службами являются офисы, выполняющие функции управления на предприятиях и фирмах.
Офис представляет собой особый вид организаций, оказывающих различные услуги в сфере управления и некоторых других сферах.
Современный офис может трансформироваться в достаточно крупную и сложную административную структуру, которая нуждается в собственном эффективном управлении. При этом должны определяться назначения, особенности и результативность деятельности внутренних служб офиса.
Управление офисом в значительной мере воплощает в своей основе цели, задачи и методы управления персоналом с учетом специфики управленческого труда и его значимости для обеспечения коммерческого и производственного успеха в избранной области.
Возрастающее значение офиса как органа управления проявляется и в существенном росте управленческого аппарата. Так, в США его численность уже к середине 80-х годов прошлого века достигла 20% всех работников, а к концу его оценивалась на уровне 50%. Управленческий труд как разновидность общественного труда возник на определенной стадии развития общества, когда произошло отделение сферы управления от сферы производства и соответствующее обособление труда. Управленческий труд отличен от физического труда, как по содержанию, так и по характеру.
Результат управленческого труда — это определенные специфические воздействия, изменения в управленческом и производственном процессах, приводящие к известному конкретному результату всего производственного цикла. Таким образом, в качестве предмета управленческого труда выступает управленческий процесс. В приближении к конкретной управленческой ситуации непосредственным предметом труда объектов управления является их деятельность, направленная на осуществление того или иного управленческого или производственного цикла; продуктом же управленческого труда — управленческое воздействие, складывающееся на основе результатов деятельности отдельных управленческих работников и приводящее в конечном счете к соответствующим изменениям в материальном производстве.
Специфика управленческого труда состоит в том, что сам по себе он не создает материальных благ, но активно участвует в их создании и тем самым является необходимым компонентом производства.
Отличительная черта управленческого труда — это то, что он базируется на информации, представляющей собой специфический объект приложения труда управленческих работников, своеобразный инструмент управления экономикой.
Управленческие работники до 70% рабочего времени тратят на поиск, сбор, передачу, обработку и хранение информации. Она же выступает в качестве носителя управленческих решений. С помощью информации реализуется связь между управляющей и управляемой частями системы управления. В целом труд по управлению — целесообразная деятельность управленческих работников, направленная на осуществление процесса управления.Содержанием управленческого труда является совокупность действий управленческих работников по реализации функций управления.
Управление — непрерывный процесс целенаправленного воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны требуют от руководителя организации и служащих глубокого изучения современных методов и форм управления предприятиями и их коллективами. Функции руководителя значительно усложнились: теперь он обязан думать не только о производственных и хозяйственных вопросах управления фирмой, но и постоянно решать перспективные стратегические проблемы. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено и погибнет в конкурентной борьбе.
Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные задачи, как внедрение новых технологий, выпуск новых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактическое внимание к качеству продукции, решение комплексных социальных дел, поиск новых методов стимулирования труда. Руководители должны решать различные проблемы: определение стратегических целей управления, разработка детальных планов для их достижения, координация действий с другими фирмами и компаниями, постоянное совершенствование иерархической структуры, а также оптимизация процедуры принятия решений по управлению, поиск наиболее эффективных стилей руководства, совершенствование мотивации действий сотрудников.
В практике управления появилась и успешно развивается новая тенденция — культура организации. Все процветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко продуманную культуру организации, т.е. целый комплекс правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это означает наступление времени «культурной революции» в управлении.
Учебное пособие «Управление офисом» предназначено для студентов, специализирующихся в области менеджмента и управления персоналом, а также практических работников и предпринимателей.
Среди многих новых предпринимателей утвердилось мнение, что их жизненного опыта вполне достаточно для оптимального управления, что специально изучать теорию и искусство управления — лишняя трата времени. Объективные же исследования показывают, что менее одного процента руководителей подготовлены к работе в условиях рынка. Большинство современных руководителей свои срывы и провалы в бизнесе объясняют случайным совпадением неблагоприятных факторов, интригами и происками недоброжелателей. Они не подозревают, что существуют объективные законы управления, есть философские, социальные, правовые, психологические аспекты управления, незнание которых и приводит к провалам и срывам, поэтому изучение теоретических и практических основ менеджмента, в том числе управление офисом, имеет принципиальное значение.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ СЛУЖБА
Структура бизнеса и субъекты управления
Структура бизнесаПредпринимательский бизнес — один из элементов системы бизнеса. Слова бизнес и предпринимательство близки по смыслу, но понятие «бизнес» шире, чем «предпринимательство», так как охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимательства, но и потребителей, наемных работников, государственных структур. Основа предпринимательского бизнеса — частная собственность, из которой выросли и другие современные формы негосударственной собственности: групповая, коллективная, кооперативная, акционерная, паевая. Частная собственность в ее классическом исполнении — как собственность одного единственного частного лица — широко распространена лишь в мелком бизнесе.
Три основных компонента предпринимательского бизнеса:
1) производство продукции;
2) коммерция (торговля);
3) коммерческое посредничество. Типы предпринимательских фирм:
1. Предприятие — учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, магазина, выполняющих одну или несколько специфических функций по производству и реализации товаров (услуг);
2. Фирма— организация, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирмы имеют либо одно, либо несколько предприятий, последние могут быть объединениями горизонтального, вертикального типа или конгломератами. Фирмы, владеющие сетью магазинов в розничной торговле, — образцы горизонтального типа, так как все предприятия находятся на одной стадии (продажа).
Промышленные фирмы, владеющие предприятиями, занятыми на различных стадиях производства, представляют собой вертикальное комбинирование предприятий. Конгломераты охватывают предприятия, функционирующие в различных отраслях;
3. Отрасль— это группа фирм, производящих (реализующих) одинаковую или подобную продукцию. Выделяются частные фирмы, коллективные предприятия с неограниченной ответственностью, государственные и муниципальные предприятия, ООО, объединения предприятий, филиалы и представительства фирм.
Субъекты управления.Субъектами управленияв развитой экономике являются собственники, предприниматели, менеджеры и даже наемные работники. Все они в той или иной мере принимают участие в управлении. На этом уровне структуризации в мировой практике выделяют следующие управленческие функции:
- собственника — владение, пользование, распоряжение;
- предпринимателя:
- соединение ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс;
- принятие решений в бизнесе;
- новаторство в коммерции, технике, организации;
- риск своими и заемными средствами, временем, трудом, деловой репутацией;
- менеджера — планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации и принятие решений;
- наемных работников (рабочая группа) — установление совместно с администрацией режима работы и отдыха, усиление стимулирования и безопасности труда, внесение предложений по совершенствованию деятельности предприятия.
Функции собственникавыполняет либо он сам, либо пользователь собственности, либо доминирующий собственник.
Предпринимателеммогут быть собственник капитала, самостоятельный субъект рыночной экономики, наемный управляющий. Изначально предпринимательскую функцию реализует собственник. Предприниматель как самостоятельный субъект экономики появляется в результате отделения капитала-собственности от капитала-функции.
Поэтому собственник и предприниматель становятся относительно независимыми друг от друга: собственник может не быть предпринимателем, и наоборот. При определенных условиях собственник, не желающий выполнять предпринимательскую функцию, передает ее в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредоточивают у себя две функции: управление и предпринимательство.
По мнению ряда специалистов, предпринимателем должен быть самостоятельный субъект рыночной экономики, так как предпринимательство — это особая сфера деятельности, требующая специальных знаний и умений. Однако в реальной жизни чаще всего фигура предпринимателя совмещается либо с фигурой собственника, либо менеджера.
В российской экономике управленческие функции предпринимателя, как правило, выполняет менеджер,особенно в мелких частных предприятиях, госпредприятиях и акционерных обществах с доминированием собственности менеджеров и работников.
Крупные частные предприятия и АО с доминированием внешних финансовых аутсайдеров, нацеленные на максимально эффективную деятельность, стремятся привлекать для выполнения предпринимательской функции профессионалов.
Функции менеджера в индивидуальных и мелких частных предприятиях выполняет собственник. Практика управления своим бизнесом вполне оправдана в некоторых профессиях, в частности свободных профессиях.
В производственной сфере и в крупных предприятиях привлечение профессиональных управляющих не только необходимо, но и неизбежно.
Реализация управленческих функций коллективом работников возможна через:
• участие в управлении трудом и качеством на цеховом уровне;
• создание совместных советов (комитетов) рабочих и управляющих;
• участие в прибылях;
• делегирование представителей работников в совет директоров.
Менеджер — ключевая фигура управленияКомпании управляются не системами и технологиями, а человеком, обладающим необходимыми знаниями, умением, навыками. Менеджер(англ, manager) — управляющий, директор, руководитель, администратор. Он организует деятельность подчиненных ему работников и выполняет определенные управленческие функции. Ни одна организация не может существовать без менеджера, который:
• координирует деятельность работников, обеспечивая достижение целей организации;
• разрабатывает стратегию поведения организации в изменяющемся окружении;
• несет формальную ответственность перед собственниками и работниками за результаты деятельности;
• официально представляет организацию на определенных мероприятиях.
Различают линейных и функциональных менеджеров.
Линейныедействуют на основе единоначалия и отвечают за состояние и развитие организации в целом или ее отдельных хозяйственных подразделений — это директора, администраторы, начальники цехов, мастера, бригадиры.
Функциональныеотвечают за определенную сферу управления, возглавляют функциональные подразделения организации, предприятия.
В иерархической системе управления выделяют менеджеров трех уровней: высшие, средние и низшие.
Основная задача высшего управленческого персонала — организовать функционирование всего капитала: разработка общей политики и стратегии компании, прогнозирование и долгосрочное планирование, вопросы кадровой политики, внешние связи. Здесь же решаются вопросы ассортимента продукции (товаров), рынков сбыта, расширение производственных и торговых мощностей, организация зарубежных филиалов, поглощение других компаний и т.д. К этой категории управляющих относят председателя совета директоров, президента, вице-президентов фирмы, управляющих отделениями и региональными фирмами, а также контролера и казначея фирмы. В ряде крупных компаний высшей властью наделяются два человека: председатель совета директоров (отвечает за руководство стратегической деятельностью фирмы и ее высшие связи) и президент (руководит внутрикорпоративными делами).
Средние управляющиеобеспечивают оперативное управление производством и реализацию заданий стратегии. К средним относятся руководители хозяйственных подразделений и функциональных служб, торговых центров и их заместители. Они отвечают за оперативное планирование и научные исследования, производство и сбыт, учет и контроль, проведение в жизнь кадровой политики.
Низшие управляющие— цеховые руководители, начальники производственных участков, администраторы торговых предприятий, руководители секторов и групп в функциональных службах, сбытовых контор и других низших подразделений. Все они непосредственно руководят рабочими и служащими.
Основная их задача — воспитать у работников лояльность по отношению к компании, предупредить конфликты, мобилизовать физическую и умственную энергию для достижения целей компании. В промышленном производстве эта категория представлена в основном мастерами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|