Кроссовая подготовка (9 ч) 1 глава
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданеви-ча. (М.: Просвещение, 2010).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 68 (102) часов в год.
Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М. Я. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /
М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. - М. :
Просвещение, 2010.
Лях, В. И. Физическая культура. 8-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях,
А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. - М. : Просвещение, 2010.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5-9 классы)
№ п/п
| Вид программного материала
| Количество часов (уроков)
|
Класс
|
V
| VI
| VII
| VIII
| IX
|
| Базовая часть
|
|
|
|
|
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре
| В процессе урока
| 1.2
| Спортивные игры (волейбол)
|
|
|
|
|
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики
|
|
|
|
|
| 1.4
| Легкая атлетика
|
|
|
|
|
| 1.5
| Кроссовая подготовка
|
|
|
|
|
|
| Вариативная часть
|
|
|
|
|
| 2.1
| Баскетбол
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
Естественные основы.
5—6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы.
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания.
5—6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах. 9 класс. Пользование баней.
Подвижные игры.
Волейбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика с элементами акробатики.
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Легкоатлетические упражнения.
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка.
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Демонстрировать.
Физические способности
| Физические упражнения
| Мальчики
| Девочки
| Скоростные
| Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.
| 9,2
| 10,2
| Силовые
| Прыжок в длину с места, см
|
|
|
Лазание по канату на расстояние 6 м, с.
|
| -
|
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз
| -
|
| К выносливости
| Бег 2000 м, мин
| 8,50
| 10,20
| К координации
| Последовательное выполнение пяти кувырков, с.
| 10,0
| 14,0
|
Броски малого мяча в стандартную мишень, м
| 12,0
| 10,0
| Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов направлены:
- на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;
- на обучение основам базовых видов двигательных действий;
- на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
- на углубленное представление об основных видах спорта;
- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
- на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 30.08.2010 г.);
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
|
|
| Требования к уровню
|
|
| Дата прове-
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
|
| Вид контроля
| Д/з
| дения
|
обучающихся
|
план
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Легкая атлетика (11 ч)
| Спринтер-
| Изучение
| Высокий старт (до 10-15 м), бег с ускорением
| Уметь: бегать с максимальной скоро-
| Текущий
| Ком-
|
|
| ский бег,
| нового мате-
| (30-40 м). Встречная эстафета. Специальные
| стью с низкого старта(<50 м)
|
| плекс 1
|
|
| эстафетный
| риала
| беговые упражнения; развитие скоростных
|
|
|
|
|
| бег (5 ч)
|
| качеств. Подвижная игра «Бег с флажками». Инструктаж по ТБ
|
|
|
|
|
|
Совершенст-
| Высокий старт (до 10-15 м), бег с ускорением
| Уметь: бегать с максимальной скоро-
| Текущий
| Ком-
|
|
|
| вования
| (40-50 м), специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Круговая эстафета. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье
| стью с низкого старта (60 м)
|
| плекс 1
|
|
|
Совершенст-
| Высокий старт (до 10-15 м), бег по дистан-
| Уметь: бегать с максимальной скоро-
| Текущий
| Ком-
|
|
|
| вования
| ции, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Встречная эстафета
| стью с низкого старта (60 м)
|
| плекс 1
|
|
|
Совершенст-
| Высокий старт (до 10-15 м), бег с ускорением
| Уметь: бегать с максимальной скоро-
| Текущий
| Ком-
|
|
|
| вования
| (50-60 м), финиширование, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки
| стью с низкого старта (60 м)
|
| плекс 1
|
|
|
Учетный
| Бег на результат (60 м). Специальные беговые
| Уметь: бегать с максимальной скоро-
| Бег 60 м:
| Ком-
|
|
|
|
| упражнения, развитие скоростных возможно-
| стью с низкого старта^бО м)
| м.: «5» -
| плекс 1
|
|
|
|
| стей. Подвижная игра «Разведчики и часовые»
|
| 10,2 с; «4»-10,8 с; «3»-11,4 с; д.: «5»-10,4 с;
|
|
|
|
|
| ^.
|
| «4»-10,9 с; «3»- 11,6 с.
|
|
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Прыжок в длину. Метание малого мяча (4 ч)
| Изучение нового материала
| Обучение отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1 х 1) с 5-6 м. ОРУ в движении. Подвижная игра «Попади в мяч». Специальные беговые упражнения. Развитие скорост-но-силовых качеств
| Уметь: прыгать в длину с разбега; метать мяч в горизонтальную цель
| Текущий
| Комплекс 1
|
|
|
Комбинированный
| Обучение подбора разбега. Прыжок с 7-9 шагов разбега. Метание малого мяча в вертикальную цель (1 х 1) с 5-6 м. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Подвижная игра «Кто дальше бросит». Развитие скоростно-силовых качеств
| Уметь: прыгать в длину с разбега; метать мяч в вертикальную цель
| Текущий
| Комплекс 1
|
|
|
Совершенствования
| Прыжок с 7-9 шагов разбега. Приземление. Метание малого мяча в вертикальную цель (1 х 1) с 5-6 м. ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Подвижная игра «Метко в цель». Развитие скоростно-силовых качеств
| Уметь: прыгать в длину с разбега; метать мяч в вертикальную цель
| Текущий
| Комплекс 1
|
|
|
Учетный
| Прыжок с 7-9 шагов разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1 х 1) с 5-6 м. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств
| Уметь: прыгать в длину с разбега; метать мяч в горизонтальную цель
| Оценка техники выполнения прыжка в длину с разбега
| Комплекс 1
|
|
| Бег на средние дистанции (2 ч)
| Изучение нового материала
| Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижные игра «Салки»
| Уметь: бегать на дистанцию 1000 м
| Текущий
| Комплекс 1
|
|
|
Совершенствования
| Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра «Салки маршем»
| Уметь: бегать на дистанцию 1000 м (на результат)
| Текущий
| Комплекс 1
|
|
| Продолжение табл.
Кроссовая подготовка (9 ч)
Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий (9 ч)
Изучение нового материала
Комбиниро-
ванный
Равномерный бег (10 мин). ОРУ. Подвижные игры «Невод». Развитие выносливости
Равномерный бег (12 мин). Чередование бега с ходьбой. ОРУ в движении. Подвижная игра «Перебежка с выручкой». Развитие выносливости
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Текущий
Текущий
Комплекс 1
Комплекс 1
Комбиниро-
ванный
Равномерный бег (12 мин). Чередование бега с ходьбой. ОРУ. Подвижная игра «Паровозики». Развитие выносливости
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Текущий
Комплекс 1
Комбиниро-
ванный
Равномерный бег (15 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. ОРУ. Подвижная игра «Бег с флажками». Развитие выносливости
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Текущий
Комплекс 1
Комбиниро-
ванный
Равномерный бег (15 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. ОРУ. Подвижная игра «Вызов номера». Развитие выносливости
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Текущий
Комбиниро-
ванный
Равномерный бег (15 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. ОРУ. Подвижная игра «Команда быстроногих». Развитие выносливости
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Текущий
Комплекс 1
Комбиниро-
ванный
Комбинированный
Равномерный бег (17 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. ОРУ. Подвижная игра «Через кочки и пенечки». Развитие выносливости
Равномерный бег (17 мин). Бег в гору. Преодоление препятствий. ОРУ. Подвижная игра «Разведчики и часовые». Развитие выносливости
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин)
Текущий
Текущий
Комплекс 1
Комплекс 1
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учетный
| Бег по пересеченной местности (2 км). ОРУ.
| Уметь: бегать в равномерном темпе
| Бег 2 км
| Ком-
|
|
|
|
| Подвижная игра «Пятнашки маршем». Разви-
| (до 20 мин)
| без учета
| плекс 1
|
|
|
|
| тие выносливости
|
| времени
|
|
|
| Гимнастика (18 ч)
| Висы. Строе-
| Изучение
| Перестроение из колонны по одному в колон-
| Уметь: выполнять комбинацию
| Текущий
| Ком-
|
|
| вые упражне-
| нового мате-
| ну по четыре дроблением и сведением. ОРУ
| из разученных элементов, выполнять
|
| плекс 2
|
|
| ния (6 ч)
| риала
| на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Развитие силовых способностей. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Инструктаж по ТБ. Подвижная игра «Запрещенное движение»
| строевые упражнения
|
|
|
|
|
Комплексный
| Перестроение из колонны по одному в колон-
| Уметь: выполнять комбинацию
| Текущий
| Ком-
|
|
|
|
| ну по четыре дроблением и сведением. ОРУ
| из разученных элементов, строевые
|
| плекс 2
|
|
|
|
| на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись
| упражнения
|
|
|
|
|
|
| (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания
|
|
|
|
|
|
|
| в висе. Развитие силовых способностей. Под-
|
|
|
|
|
|
|
| вижная игра «Светофор»
|
|
|
|
|
|
Комплексный
| Перестроение из колонны по одному в колон-
| Уметь: выполнять комбинацию
| Текущий
| Ком-
|
|
|
|
| ну по четыре дроблением и сведением. ОРУ
| из разученных элементов, строевые
|
| плекс 2
|
|
|
|
| в движении. Вис согнувшись, вис прогнув-
| упражнения
|
|
|
|
|
|
| шись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания
|
|
|
|
|
|
|
| в висе. Подвижная игра «Фигуры». Развитие
|
| ,
|
|
|
|
|
| силовых способностей
|
|
|
|
|
|
Комплексный
| Перестроение из колонны по одному в колон-
| Уметь: выполнять комбинацию
| Текущий
| Ком-
|
|
|
|
| ну по четыре дроблением и сведением. ОРУ
| из разученных элементов, строевые
|
| плекс 2
|
|
|
|
| в движении. Вис согнувшись, вис прогнув-
| упражнения
|
|
|
|
|
|
| шись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания
|
|
|
|
|
|
|
| в висе. Подвижная игра. Эстафета «Веревочка
|
|
|
|
|
|
|
| под ногами». Развитие силовых способностей
|
|
|
|
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Комплексный
| Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания в висе. Подвижная игра «Прыжок за прыжком». Развитие силовых способностей
| Уметь: выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения
| Текущий
| Комплекс 2
|
|
|
Учетный
| Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания в висе. Развитие силовых способностей
| Уметь: выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения
| Оценка техники выполнения висов. Подтягивания в висе: м.: «5»-6 р.; «4» - 4 р.; «3»- 1 р.; д.: «5»-19 р.; «4»- 14 р.; «3» - 4 р.
| Комплекс 2
|
|
| Опорный прыжок. Строевые упражнения (6 ч)
| Изучение нового материала
| Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении. ОРУ с гимнастическими палками. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Подвижная игра «Удочка». Развитие силовых способностей
| Уметь: выполнять опорный прыжок, строевые упражнения
| Текущий
| Комплекс 2
|
|
|
Комплексный
| Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении. ОРУ с гимнастическими палками. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Подвижная игра «Прыжки по полоскам». Развитие силовых способностей
| Уметь: выполнять опорный прыжок, строевые упражнения
| Текущий
| Комплекс 2
|
|
| Продолжение табл.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|