Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкурентоспособность предприятия. Метод рейтинговой оценки конкурентоспособности.





Нормы и нормативы. Требования к нормативнойбазе в условиях рынка. Классификация норм.

 

Норма - предельная абсолютная величина, харатеризующая, либо тех.допустимый расход ресурсов (вес на единицу изделия,трудоёмкость) или т.п. необходимую величину спользования ресурсов.

Норматив –предельно допустимая относит.величина исп-я ресурсов предполагает исп-е 2х норм.

Требования к нормативн.базе: (4)

Научная обоснованностьнорм и норм-ов (она базируется а исп-и прогессивных методов нормир-я для всех видов норм; систематич. обновл-е базы на основе науч-технич. достижений)

- прогрессивность ( 4 аспекта:исп-е норм базы рын.среды, треб-я к кач-ву,издержка)

- комплексность (комплексн.формир-е нормативн.базы всех аспектов деят-ти пр-ия: пр-ой,инновационной,инвестиц.,эк-ой, соц-ой)

- системность (норматив. База должна существоать как система, т.е. функц-ие отдельн. Элементов в едином целом, успешность её развития зависти от степени отлаженности отдельных элеметов (если внедрить нов.технику,то смотрим на затраты, произв-ть и др.); влияние одних норм на другие должны чётко фиксироваться)

- динамичность норм ( норм.база отраает в основном производит. силы пр-ия, они более прогрессивны и находятся под воздействием НТП, поэтому норм. база должна оперативно отражать изменения в в технико-эк-ой базе. 3 аспекта:



а) отражает сост-е технико-эк-ой базы предприятия

б) стимулирование всего персонала на освоение новых, технич-и обоснованных норм и эффективное исп-е всех видов ресурсов

в) применение автоматизированной системы сбора, накопления,разработки и обновления норм и норм-ов расход-я природн.ресурсов.

В мировой практике существуют 2 подхода к формир-ю норматив.базы:

І разработка норм исходя из технико-экономич-го уровня произв-ва (действующей техники, технологии и организации производства)

ІІ рыночный. Нормы определяются исходя из рыночного спроса, к-ый диктует и цена

Виды норм и нормтивов

1) по времени действия:

- перспективные ( являются основой для разраб-ки стратегич. и долгосрочн. бизнес-планов)

- оперативные (являются основой для формирования оперативных графиков работы отдельн. одразделений)



-текущие(годовые)

2) по месту использования:

- межотраслевые (федеральн) МРОТ. тамож. пошлин

- отраслевые (амортизац. отчисления)

- местные (региональн,, налоги региональн)

3) по объекту нормирования:

- нормы и норм-вы использования предметов труда(затрат мат-лов, относит показатели)

- нормы использования живого труда ( трудоёмкость продукции, выр-ка продукции на 1-го работника, уровень оплаты труда на основе тарифн.системы и затрат времени/объёма выпуска продукции)

- норм-вы использов-я средств труда (показатели использования производств. мощности предприятия,коэфф-ты загрузки оборуд-я, коэфф-ты экстенсивного/ по t, и интенсивного / по мощности исп-ия оборудования и система нормативов амортизац. отчислений ( в зав-ти от видаосн.фондов)

- нормы и норм-вы кач-ва продукции (единичн. и общие)

- н. и н-вы организ-и производств. процесса (норма запасов незавершённого производства, сырья и мат-лов, длит-ть производств.цикла изготовления изделия и его частей

- н-вы рыночн. среды ( D, ёмкость рынка, коэфф-т её исп-ия) и н-мы и н-вы D (эластичность)

- финансовые н-мы и н-вы (они определяют положение предприятия с позиции ликвидности, фин.устойч-ти,доходности)

- н-вы рисков (портфельн.,инвестиц. и т.п.)

 

Методы нормирования, анализ качества норм

5 методов:

- опытный (базируется на опыте нормировщика, берётся фактич. расход за период и переносится на будущее – эфф-н только при единичных, не повторяющихся работах);

- опытно-статистический метод, где ещё исп-ся и стат. материал за прошл. период времени);

- расчётно-технический (нормы определяются технич. характеристиками)



- аналитически- расчётный( + ещё и анализ фактич.расходования ресурсов; его разновидность метод микроэлементного нормир-я (приёмы – это микроэлементы операций, анализ-ся и проектир-ся общие нормы)

- экономико-математические ( построение моделей расходования ресурсов за счёт количеств. влияния различн. факторов)

Эти методы исп-ся для анализа качеств нормы, к-ое определяется несколькими направлениями:

1) Опр-ся удельн.вес норм и н-ов, установленных одним из 5-ти методов нормир-я.

2) расчёт внутр.структуры нормы и опред-ия удельного веса полезн. затреат материальн., трудовых, энергетич. ресурсов (норма штучн. времени, например,её стуктура: осн. время, организац.-технич. обслуж-е и т.п)

3) Уровень (степень) выполнения нормы (чем выше уровень перевыполнения нормы, тем ниже уровень качества нормы)

4) В завис-ти от видов норм орг-цией работ по нормир-ю занимаются разные отделы в организации : дирекция – рыночные нормы; пересмотр норм, коорд-ия и разработка норм.базы- служба фин. директора, они несут ответственность за их разработку; служба технич. директора и главного инженера – определяют норм-вы продолжит-ти цикла исслед-я произв-ва по видам новой продукции; служба главн. инженера – нормы использов-ия орудий труда, затрат мат.ресурсов; план.отдел службы фин.директора – нормы,связанные с издержками произв-ва; фин.отдел – нормы испльзов-я оборот. средств, нормативы рентабельности; отдел труда и з/п – все,к-ые связаны с трудов. ресурсами, живым трудом; отдел марк-га(служба коммерч. дир-ра) – норм-вы рыночн. среды; отдел мат-технич. обеспеч-я – нормир-е расходов мат.ресурсов; вычислит.центр – аккумулир. всю инф-цию; бюро цехов – оперативные нормы и пл-е живого труда

 

Конкурентоспособность предприятия. Метод рейтинговой оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия – интегральная характеристика, которая определяет степень конкурентного преимущества предприятия на рынке и обеспечивает ему выигрыш в экономическом соревновании с конкурентами. Определяется комплексом обобщающих показателей экономического потенциала предприятия, важнейшим из которых является конкурентоспособность продукции.

Признаки конкурентоспособной продукции:

· стабильный сбыт

· выгодные издержки производства

· фокусирование (ориентация на индивидуальные запросы покупателя)

· преимущества в качестве

Многомерный сравнительный анализ позволяет учитывать не только абсолютные величины каждого предприятия, но и степень их близости к предприятию – эталону, он основан на методе расстояний.

Для этого необходимо значения абсолютных показателей сравниваемых предприятий выразить в долях соответствующих показателей предприятия – эталона, принятых за единицу.

Этапы:

1. Обосновывается выбор системы показателей, по которым будет оцениваться уровень конкурентоспособности предприятия, а так же уровни их значимости в общей оценке в интервале (0;1).

2. В каждой графе выбирается максимальное значение, которое принимается за 1. Затем все показатели этой графы(aij)делятся на максимальный элемент предприятия – эталона (max aij) и получают коэффициенты:

xij = aij / max aij

Если полученный показатель – минимум, например, издержки производства, то формула меняется:

xij = min aij / aij

3. Все элементы матрицы возводятся в квадрат, и умножаются на коэф-ты значимости в общей оценке. Затем по каждому предприятию значения складываются и из них извлекается квадратный корень и получается общий показатель рейтинговой оценки i-го предприятия:

Rj = √k1 * xi12 + k2 * xi22 + …+ kn * xni2

4. Полученные рейтинги распределяются по ранжиру и определяется место каждого предприятия.

Достоинства:

· Учитываются реальные достижения всех предприятий – конкурентов и степень их близости к показателям предприятия – эталона;

· Рейтинг основан на объективных показателях и реально оценивает рейтинг конкурентоспособности предприятия.

· Базируется на многомерном подходе к такой сложной категории как конкурентоспособность.

 

 

9. Сущность и особенности стратегического планирования. Этапы разработки стратегического плана.

СП – новый вид планирования. Заключается в определении основных долгосрочных целей и задач и утверждение действий по их реализации.

Стратегия – обобщающая модель длит. действий, которые необходимы фирме для достижения поставленных целей при имеющихся на фирме финансовых и производственных ресурсах. Это определение основных целей и задач, и утверждение действий по их реализации.

Особенности СП: СП ориентируется на долгосрочную перспективу(10-15лет), определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики, в нем предусматривается наращение экономического потенциала предприятия, является основной частью стратегического управления, оно осуществляется в условиях неопределенности и риска, которые обусловлены внешней средой, информация для СП труднодобываемая, очень сложно получить точную информацию; СП – составная часть стратегического управления. СП имеет особые методы: построение сценариев, моделирование, разработка планов на основе гипотез, экспертные оценки различных вариантов стратегии.

Этапы СП:

1. Стратегический анализ: исследования, оценка внешней среды, ресурсного потенциала предприятия, его сильных и слабых сторон, профессионального уровня команды предприятия (SWOT – анализ).

2. Процесс целеполагания:

- определение миссии предприятия (его назначения)

- определение целей предприятия (построение иерархической системы целей)

3. Стратегический выбор (разработка базовой стратегии и обеспечивающих функциональных стратегий, контроль и выявление проблем при их реализации, разработка статей и показателей СП).

После этого составляется бизнес-план предприятия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.