Сущность, цели и значение СПГ для развития экономики
Одним из факторов развития экономики является состояние социальной среды жизни человека. Эта среда может усиливать темпы экономического роста, а может, наоборот, быть ограничителем этого роста. Решение первой задачи зависит от социальной политики, проводимой государством.
Существует несколько определений социальной политики государства (СПГ).
Так, в самом общем смысле слова социальная политика государства – это направление деятельности государства по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть – поддержание нормальных отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри их, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий по формированию экономических стимулов для участия в общественном производстве. Или СПГ – это деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
Другие авторы определяют СПГ как целенаправленную деятельность государства, ставящей своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе.
В узком смысле слова, СПГ – это комплекс мероприятий правительства, направленных на распределение и перераспределение уже созданных материальных, благ, доходов (ВНП, НД и т.д.) между потребителями (группами населения, семьями, регионами, отдельными людьми, профессиями). Или СПГ – это политика распределения первичных доходов, созданных в сфере производства и на рынке.
Соотношение социальной и экономической политики
- эта связь видна в самом, наиболее часто употребляемом термине, «социально-экономическая политика»;
- социальная политика базируется на достижениях экономической политики, т.е. распределить средствами социальной политики можно лишь то, что создано с участием экономической политики;
- социальная политика может помогать выполнять цели экономической политики, а может препятствовать этому;
- цели СПГ должны стать главными целями экономической политики;
- экономический рост, если он не сопровождается ростом благосостояния людей, становится самоцелью, такой рост снижает стимулы к эффективной экономической деятельности.
Таким образом, в СПГ выражаются конечные цели и результаты экономической деятельности.
СПГ может иметь различные уровни. Например, СПГ: фирмы, предприятия, организации, производственного коллектива, региональная, общегосударственная и т.п.
Таким образом, основными задачами СПГ являются:
· повышение благосостояния населения;
· улучшение условий труда и жизни людей;
· осуществление принципов социальной справедливости;
· учет не только материальных, но и политических, духовных интересов членов общества, при развитии экономики;
· обеспечение заинтересованности работников в результатах своего труда и повышение эффективности их экономической деятельности.
СПГ выдвигает перед экономикой следующие задачи:
- как удовлетворить социальные проблемы людей;
- каким образом обеспечить справедливое распределение благ в обществе;
- как обеспечить, чтобы повышение благосостояние людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного производства.
Основными направлениями СПГ являются:
- гарантирование членам общества минимального дохода;
- поддержание и развитие способности членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;
- обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.
СПГ осуществляется посредством социальной защиты и социальной гарантии.
Успех или неудача в решении социальных и экономических проблем определяют устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.
Социальная устойчивость предполагает:
· стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;
· недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;
· формирование надежной систе5мы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.
Социальная неустойчивость общества обуславливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения – непомерно богатого и бедного.
Показатели СПГ
Показателями СПГ являются: уровень и качество жизни населения. Уровень жизни – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность ими) населения различными потребительскими товарами, продуктами питания, жильем и т.п.
Для получения реальной картины уровня жизни берется, как правило, «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.
Выделяют поэтому:
1. Минимальный уровень потребления (МУП) – это такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит, так называемая «черта бедности».
2. Физиологический уровень потребления (ФУП) – это такой уровень потребления ниже, которого человек не может существовать физически.
3. Рациональный уровень потребления (РУП) – это такой уровень потребления, который отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Именно достижение РУП и является одной из задач СПГ.
Вторым основным показателем СПГ является качество жизни под которым понимают совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.
Качество жизни – это более сложный показатель чем уровень жизни. В него входит множество количественных и качественных оценок:
· условия и безопасность труда;
· состояние среды обитания;
· наличие и возможность использования свободного времени;
· культурный уровень;
· физическое развитие;
· физическая и имущественная безопасность граждан и т.д.
Основными индикаторами качества жизни населения являются:
1. Индекс развития человеческого капитала (ИРЧП), который представляет собой среднюю арифметическую величину трех индексов:
- ожидаемой продолжительности жизни (Iж);
- уровня образования (Iо);
- ВВП на душу населения (ВВПдн).
Iж + Iо + ВВПдн
ИРЧП = ─────────────
3
2. Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране.
3. Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм, организаций и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения.
4. Коэффициент жизнеспособности населения, который характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики.
5. Частные показатели качества жизни:
- социально-демографические показатели;
- экономическая эффективность населения;
- социальная напряженность и т.д.
13.2. Доходы населения и источники их формирования как основное средство решения задач СПГ Основным механизмом достижения целей СПГ является перераспределение налогов и других доходов, поступающих в госбюджет.
Под доходами, как правило, понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг для личного потребления.
Основная часть потребительских товаров и услуг реализуется как товары, поэтому уровень потребления населения в первую очередь зависит от уровня дохода, т.е. доходы – это деньги, используемые в целях личного потребления.
Виды доходов
1. Номинальный доход – это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного времени. Он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
2. Располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Он меньше номинального дохода на сумму налога и обязательных платежей.
3. Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного времени, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Номинальный денежный доход формируется из различных источников, основными из которых являются факторные доходы: зарплата (труд); прибыль (предпринимательские способности); рента (земля, природные ресурсы); процент (капитал).
И второй источник доходов: денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот и др. Это так называемые «социальные выплаты». На Западе они обозначаются термином «трансфертные платежи» (пенсии, пособия инвалидам, пособия по безработице и т.п.).
Соотношение трансфертных платежей и, например, зарплаты играет важную роль в формировании экономического поведения человека, его трудовой мотивации.
Так, например, при доминирующей роли зарплаты формируются предприимчивость и, наоборот, – халявничество.
Кроме того, источниками доходов также являются: доходы, получаемые через финансово-экономическую систему и от теневой экономики.
Так, денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему представляются в виде:
1) Выплат по государственному страхованию.
2) Банковских ссуд на индивидуальное строительство жилья и другие личные нужды.
3) Процентов по вкладам в сберкассах и других кредитных организациях, начисляемых по итогам года.
4) Доходов от увеличения стоимости акций, облигаций и погашения займов и других ценных бумаг.
5) Выигрышей по лотереям, казино, игровым автоматам и т.п.
6) Временно свободных средств, образующих в результате покупки товаров в кредит.
7) Выплат различных компенсаций и т.п.
Огромные доходы, к сожалению и в современной России, определенная категория людей получает от «теневой экономики», которая представляет собой совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности. Существуют разные виды «теневой экономики»: фиктивная, «серая» и «черная».
Видами доходов от теневой экономики являются:
- доходы общекриминального происхождения, связанные с коррупцией, торговлей наркотиками, контрабандой, контрафактной продукцией и т.п.
- другие доходы, некриминальные по своему характеру, но имеющие экономическую природу: доходы, скрываемые от налоговой службы: доходы от подпольных мастерских и т.п.
Номинальные доходы включают и обязательные платежи помимо чистых доходов населения. Обязательные платежи осуществляются через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов.
Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим.
Государство устанавливает порог минимума в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливается более высокие ставки налогов.
Таким образом, налогообложение выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из направлений социальной политики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|