Тема 2. Классификация и концепция управления персоналом организации.
Таблица 1 - Характеристика этапов развития управления персонала в организациях развитых стран мира.
Период
| Основной объект управления
| Доминирующие потребности персонала
| Ведущие направления управления персоналом
| до 1900
| Технология производства
| Интересы персонала практически не учитываются
| Поддержание дисциплины труда
| 1900-1910
| Безопасность и условия труда персонала
| Безопасные условия труда и создания предпосылок для хорошей работы
| Обеспечение безопасных условий труда
| 1910-1920
| Эффективность производства
| Повышение уровня заработной платы за счет повышения производительности труда
| Мотивация и стимулирование высоко производительного труда
| 1920-1930
| Индивидуальные особенности работников
| Учет индивидуальных особенностей при проектирование работ
| Разработка психоаналитических тестов, опросы, учет предложений работников при проектирование работ
| 1930-1940
| Профсоюзы, социальные партнерства
| Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателям
| Организация взаимодействия и сотрудничество на производстве
| 1940-1950
| Экономические гарантии и социальная поддержка
| Гарантия экономической и социальной безопасности
| Организация пенсионного обеспечения
| 1950-1960
| Человеческие отношения
| Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины
| Подготовка управленческого персонала с учетом изменения его роли в организации, коллективные формы организации труда
| 1960-1970
| Сотрудничество, развитие и углубление партнерства
| Расширение участия в обсуждении и принятие управленческих решений
| Отработка процедур совместного участия в управлении, разделение ответственности
| 1970-1980
| Перемена труда
| Соответствие содержание работы к способностям, устранение монотонности и однообразия в работе
| Чередование работ, развитие коллективных форм организации труда
| 1980-1990
| Движение персонала
| Надежная гарантия занятости в период экономического спада
| Перераспределение рабочей силы, переподготовка, содействие в поисках работы
| 1990 и по настоящее время
| Кардинальные изменения в составе рабочей силы дефицит квалифицированного персонала
| Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства
| Стратегическое управление и планирование трудовых ресурсов, расширение гарантий занятости, переподготовка, создание гибких форм мотивации и стимулирование, участие в доходах и капитале
|
Тема 2. Классификация и концепция управления персоналом организации.
§1. Государственное регулирование рынка труда.[2]
Рынок труда – совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросам купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использование их в процессе производства.
Рынок рабочей силы включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. всё экономически активное население. Таким образом, в этот рынок включаются и безработные.
Трудовые ресурсы – население обоих полов в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет) за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц получающих пенсию по возрасту и на льготных условиях, а также лиц в нетрудоспособном возрасте занятых в экономике (если трудоспособный возраст у мужчин начинается с 16 лет, то в исключительных случаях можно использовать подростков с 14 лет, но на льготных условиях).
Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирования рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его главные функции состоят в обеспечение, во-первых, через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и, во-вторых, работой незанятого в данный момент населения.
На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники, формируя, таким образом, объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:
1) Совокупный спрос или общая потребность экономики в наёмной рабочей силе.
2) Совокупное предложение включающую всю наемную рабочую силу из экономически активной части населения
3) Стоимость (цена рабочей силы)
4) Конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями)
5) Резервирование рабочей силы
Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест существующих в экономике и требующих заполнение. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и сводные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос – определяемый число экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий и заполненные работниками не эффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность работников составной частью, которой является безработица. Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения претендующего на работу по найму, а также лиц желающих трудится не по найму, а на условиях само занятости и предпринимательства. Категория само занятость подразумевает труд на приусадебном участке.
Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три составляющие:
1) Лица не занятые трудовой деятельностью и ищущие работы.
2) Лица намеревающиеся сменить место работы.
3) Лица желающие трудится в свободное от работы или учебы время.
Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в условиях рыночной экономики удовлетворяется, что обеспечивает функционирование общественного производства удовлетворенного спроса. Меньшая часть его в силу движения рабочей силы (например, увольнение, переход на другие места работы) и рабочих мест оказывается свободной, и нуждается в соединение спроса и предложения. Это часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущий рынок труда, емкость которого определяется количеством вакансий и лиц, занятых поиском работы. В своём единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.
Рабочая сила – способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил применяемых им в процессе производства. Рабочая сила является товаром и имеет потребительскую и денежную стоимость (цена).
Труд – это умственный или физический процесс, осуществляемый при помощи таких способностей человека, которые направлены на производство товаров и услуг.
Различают следующие разновидности труда: интеллектуальный и производственный, простой и сложный, полезный и абстрактный, прибавочный и овеществленный.
Стоимость рабочей силы – это цена материальных и духовных благ необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работников и их семей. Процесс развития трудовых ресурсов проходит три стадии:
1) Потенциальное трудоспособное население.
2) Профессиональное обучение с занятием рабочих мест на предприятие.
3) Рабочая сила реализуется в процессе производства и создает потребительную стоимость.
Совокупное предложение трудовых ресурсов на рынке и после циклов воспроизводства, работники получают оплату за труд. Полученные деньги используются для покупки товаров и услуг, уплаты налогов и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг. Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия и организации, которые формирует спрос на производственный и интеллектуальный труд. Государственные органы управления определяют государственный заказ на предприятие товаров и услуг, осуществляют нормативное регулирование производства и получает от производственной сферы налоги на производство.
Предприятия и организации взаимодействуя с рынком товаром и услуг формируют совокупное предложение и путем обмена получают выручку от их реализации. Государственные органы обеспечивают рынок товаров и услуг землей и государственными ресурсами устанавливают цены на услуги естественной монополии. И регулируя правовые аспекты общественного производства.
§2. Классификация персонала.
Понятие персонала объединяет составные части трудового коллектива. К нему мы относим всех работников выполняющих производственные или управленческие операции, и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Рабочие или производственный персонал осуществляют свою трудовую деятельность с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, её обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части:
1) Основные – рабочие преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия.
2) Вспомогательные – рабочие преимущественно занятые в заготовление и обслуживание цеха предприятия.
Служащие или управленческий персонал осуществляет свою трудовую деятельность в процессе управления производства с преобладающей долей умственного труда, основным результатом их трудовой деятельности является создание новой информации, управленческих решений, а также реализация, контроль и исполнение решений. Управленческий персонал делится на две основные группы: руководители и специалисты.
Специалисты делятся на три основных группы в зависимости от результатов труда:
1) Функциональные специалисты управления
2) Инженеры
3) Технические специалисты
В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей и функциональных руководителей.
§3. Концепция управления персоналом организации.
Управление персоналом – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений служб управления персонала, которая включает разработку концепций и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персонала.
Управление персоналом заключается в формирование системы управления персонала, кадровым планированием, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале и в учете и нормирование численности работников.
Концепция управления персоналом – это система теоретико методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, принципов, критериев и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов и формирование механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организации.
Она включает разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования поведения персонала соответствующего целям, задачам организации, методов и принципов управления персонала. Система управления персонала предполагает формирование целей, функций организационной структуры управления персоналом, установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей между руководителями и специалистами в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом включает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение, управление деловой карьерой и служебным профессиональным обучением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стремятся обеспечить социальное развитие организации, высвобождение персонала, вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управление безопасностью персонала. Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляет возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствие с задачами стоящими перед организацией.
Система управления персоналом – это система, в которой реализуется функции управления персоналом, она включает: подсистему личного руководства, а также ряд функциональных подсистем специализирующихся на выполнение однородных функций.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
Принципы управления персоналом – это правила, основные положения и нормы, по которым должны действовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Они отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей поэтому являются объективными.
Методы управления персоналом – способы воздействия коллективы и отдельные группы работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные методы, экономические методы, социально-психологические методы.
Административные методы управления основанная на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности и осуществляется в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направленно на организацию процесса производства и управления. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми аспектами не нормативного характера.
Экономические методы управления – это элементы экономического механизма с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации.
Социально-психологические методы управления основана на использование социального механизма управления. Специфика этих методов заключается в значительной доли использование неформальных факторов, интересов личности, группы или коллектива людей в процессе управления персонала.
Социально – психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использование закономерностей социологии и психологии.
Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабам и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе трудовой деятельности и психологические методы, которые направлено воздействуют на личность конкретного человека.
Методы управления персонала можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы планирования, нормирования организации, координацию, регулирование мотивации и стимулирование контроля, анализ и учет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|