Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта





 

К наиболее актуальным темам научных исследований в области физической культуры и спорта в настоящее время можно отнести следующие:

– влияние оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий средств физической культуры и спорта на раз­личные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся;

– совершенствование методики стимулирования естествен­ного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повыше­ние общей физической подготовленности, неспецифической ус­тойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности физических упражнений при различных видах забо­леваний, продление жизни;

– разработка и совершенствование методик повышения уровня теоретической подготовленности занимающихся; обогаще­ние их двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным опытом, опытом общения; обучение занимающих­ся методам познания самих себя, своих спо­соб­ностей, достоинств и недо­статков; стимулирование глубоко осознанного и активного отно­шения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к уче­бе, трудовой деятельности и др.;



– поиск эффективных методик применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восста­новления работоспособности после умственных, физических и эмо­циональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учеб­ной, спортивной и профессиональной деятельности;

– возможности средств и методов фи­зической культуры и спорта при занятиях с людьми среднего и по­жилого возраста;

– содержание физического вос­питания различных групп населения по формированию здорово­го стиля жизни, по спортивной подготовке в детско-юношеском, массовом спорте, спорте высших достижений;

– совершенствование методики проведения школьного урока и его частей;

– проблемы, связанные с физическим воспитанием детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику видам научных исследований.

2. Назовите этапы научного исследования.

3. Как определяется объект и предмет исследования?



4. Каковы требования к постановке и формулированию цели и задач исследования?

5. Каковы требования к подбору исследуемых?

6. Назовите основные методы педагогического исследования.

7. На чем основывается выбор методов исследования?

8. В чем заключается обработка результатов исследо­вания?

9. Каковы требования формулированию выводов?

10. Назовите наиболее актуальные темы научных исследований в области физической культуры и спорта.

 

Глава 1.3. Физическая культура как часть общей культуры общества

 

Физическая культура как социальное явление

 

Культура является наиболее сложным феноменом в современной на­уке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни ее определений, а значит, нет ни од­ного адекватного. Наиболее распространенным является следующее определение понятия «культура» (БСЭ): (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Физической культуре как части общей культуры тоже трудно дать однозначное толкование, которое отражало бы всю многогранность этого социального явления. Поэтому в научной и методической литературе используется много определений понятия «физическая культура» каждое из них не лишено определенных недостатков.

В теории физической культуры наиболее используемым является следующее определение:



Физическая культура –это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

Физическая культура доста­точно сложное социальное образование. В ее структуре можно вы­делить три относительно самостоятельных компонента (аспекта): деятельностный, ценностный и результативный. Рассмотрим их сущность.

1. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в ре­зультате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществля­ется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В отличие от многих других видов физической активности че­ловека, физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

Во-первых, она обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим.

Во-вторых, деятельность в сфере физической культуры пред­ставлена наиболее рациональными формами двигательных дейст­вий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспита­нии скоростных способностей, к примеру, методика будет сущест­венно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам.

В-третьих, физкультурная деятельность человека всегда направ­лена на совершенствование самого себя, например овладение ра­циональной техникой упражнения, развитие двигательных способностей, формирование правильной осанки, укрепление здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существо­вать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

2. Ценностный аспект физической культуры, как следует из оп­ределения, представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного фи­зического совершенствования человека.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном обору­довании и инвентаре (гимнастические и легкоатлетические сна­ряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.). Физкультурное занятие без таких предметных ценностей менее эффективно, либо просто не­возможно.

Духовные ценности физической культуры представлены исто­рически отобранными и апробированными на практике физиче­скими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, с ее громадным набором упражнений; спорта, игры и туризма, ос­нованных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры по праву относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных мето­дических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках дости­жений, правилах соревнований и т.д.

3. Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приоб­рел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К ним можно отнести: полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки; саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий; возрос­шую физическую работоспособность; пропорционально развитое телосложение и осанку; физкультурные знания; нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

Таким образом, физическая культура одновременно существует в виде материальных и духовных ценностей, в форме двигательной деятельности, а также в качестве внутреннего достояния человека, воплощенного в его знаниях, умениях, навыках, физических спо­собностях и т.д. Стержневым, или говорят, системообразующим фактором в рамках трех рассмотренных аспектов физической куль­туры, безусловно, является деятельностный.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.