Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип доступности и индивидуализации





Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Учебное задание должно предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения. Если материал не представляет трудности то он мало интересен и не стимулирует проявлению трудолюбия, настойчивости, повышению активности учащихся. Экспериментально выделено 3 зоны сложности заданий: 1 – зона безразличной сложности; 2 – ­зона стимулирующей сложности; 3 – зона угнетающей сложности. Трудность учебного задания должна приближаться к границе между 2 и 3 зонами.

Критерием доступности служит психофизиологическая реакция организма на учебную нагрузку, не превышающая допустимых норм. Чрезмерная физическая нагрузка может иметь очень серьезные отрицательные последствия и даже вызвать необратимые изменения в некоторых системах и органах. Следовательно, основное назначение принципа доступности и индивидуализации состоит в том, чтобы, во первых, обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для развития двигательных способностей, формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физической работоспособности. Во-вторых, исключить негативные, вредные последствия для; орга­низма человека чрезмерных, непосильных тренировочных нагру­зок, требований, заданий.



Таким образом, в этом принципе сконцентрировано фактически основное назначение всего физического воспитания, сущность ко­торого можно кратко выразить формулой – эффективно совершен­ствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью.

Доступность задания и индивидуальные особенности занимающихся очень сильно взаимосвязаны. Доступность учебного материала всегда индивидуальна: то, что доступно одному, может быть не по силам другому.

Доступность задания определяется рядом факторов:

1. Чем больше информации заложено в двигательном действии, тем ниже его доступность. Следовательно, каждое новое физическое упражнение, несущее в себе много нового неизвестного, ранее не встречаемого, потребует более длительного периода обучения.



2. Оценивая доступность физического упражнения, следует учитывать его структурную сложность и величину психофизиологических усилий, затрачиваемых на выполнение.

3. Доступность обучения двигательному действию определяется уровнем развития соответствующих двигательных способностей.

Одним из центральных вопросов физического воспита­ния является определение меры доступного для каждого индиви­дуума на всех этапах физкультурно-спортивных занятий. Мера доступности нагрузок пока, к сожалению, зачастую определяется методом проб и оши­бок, не обеспечивая должного эффекта. В настоящее время для ее определения разработаны некоторые общие положения, которые служат лишь ориентирами в реализации принципа на практике:

1. Определяя меру доступного, преподаватель может руково­дствоваться учебными программами и нормативными требованиями, установленными для различных возрастных и поло­вых контингентов населения на основе исследовательских мате­риалов и практического опыта. При этом надо иметь в виду, что данные нормативы и задания являются усредненными, а следова­тельно, зачастую и непригодными для конкретного человека.

2. Величины доступности (также усредненные), зафиксирован­ные в нормативных основах отечественной системы физического воспитания – в зачетных тестах, спортивной классификации, во­енно-спортивных комплексах, – также можно использовать в прак­тической работе в качестве исходных ориентиров определения на­грузок.

3. Сведения об индивидуальных возможностях занимающихся преподаватель может получить в результате применения различ­ных тестов по физической и технической подготовке, педагогиче­ских наблюдений, а также систематического врачебно-педагогического контроля, включающего различные функциональные пробы. На основе всех этих данных возможно более конкретное прибли­жение к определению оптимальных индивидуальных нагрузок.



4. Важным моментом для определения допустимых нагрузок и заданий является положение о постепенности их увеличения и ус­ложнения. Само собой разумеется, поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и соответст­вующие нагрузки необходимо увеличить без резких скачков.

5. Для практического осуществления принципа доступности важно соблюдать некоторые методические правила, как то: от лег­кого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосво­енному. В этих правилах выражено требование о преемственности занятий, согласно которому необходимо распределять учебный ма­териал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.

Существуют объективные и субъек­тивные показатели для определения дос­тупных нагрузок и заданий. В объективные входят:

1) показатели здоровья (они определяются медиками – кардио­граммы, артериальное давление, различные функциональные про­бы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие);

2) показатели тренированности (динамика спортивных резуль­татов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и техниче­ской подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.

К субъективным критериям, дающим важную информацию о доступности нагрузок, обычно относят: сон, аппетит, самочувст­вие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и т.д. При этом надо отметить, что в сфере физического воспитания и массового спорта преподаватель-тренер пока вынужден зачастую руководствоваться при определении нагрузок данными преимуще­ственно субъективного характера, которые он получает от зани­мающихся. В спорте высших достижений уже широко использу­ются объективные критерии.

Принцип систематичности

 

В физическом воспитании и спортивной тренировке принцип систематичности по праву признается центральным, специфически стержневым. Нарушение его хотя бы некоторых положений наибо­лее сильно сказывается на эффекте всего физического воспитания, делая его либо бессмысленным, либо вредным для здоровья. Бессистемные занятия физическими упражнениями никакой реальной пользы человеку не приносят.

Принцип систематичности можно сформулиро­вать следующим образом – физическое воспитание надо осуществ­лять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагру­зок с необходимым отдыхом.

Он базируется на одной из существен­ных биологических закономерностей, известной под названием «фазового изменения работоспособности». Именно на ее основе и строится процесс физического воспитания, особенно спортивная тренировка. Сущность фазового изменения работоспособности со­стоит в следующем. При выполнений физической работы (физиче­ских упражнений) в организме человека постепенно наступает утомление. Эта первая фаза называется фазой снижения работо­способности. После прекращения работы, во время отдыха, обяза­тельно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной (т.е. в соответ­ствии с принципом доступности), то проявляется третья фаза – фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).

К настоящему времени уже известны некоторые особенности проявления закона фазового изменения работоспособности, кото­рые имеют большое методическое значение в физическом воспита­нии. Рассмотрим некоторые из них:

1. Степень сверхвосстановления зависит от величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем зна­чительней степень сверхвосстановления.

2. Сохранение фазы сверхвосстановления у человека зависит от продолжительности выполняемой им работы. Фаза сверхвосста­новления дольше сохраняется после длительной работы и быстро проходит после кратковременной.

3. Одна и та же по величине нагрузка, применяемая в системе занятий регулярно, с каждой последующей серией занятий вызы­вает в организме все меньшие психофизиологические и другие сдвиги, т.е. происходит соответствующая адаптация, получившая название явления «экономизации функций».

4. Наиболее заметный рост работоспособности в системе заня­тий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается в фазе сверхвосстановления.

Назначение принципа систематичности, исходя из вышеизложенного, будет заключаться, во-первых, в том, чтобы обеспечить суммирование срочных тренировочных эффектов (сдвигов в организме), достиг­нутых благодаря фазам сверхвосстановления, во-вторых, в обеспе­чении адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам, в-третьих, в закреплении двигательных умений и навыков, осваивае­мых на занятиях.

При реализации данного принципа важное значение принима­ет объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентиру­ющих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а так­же меру и качество отдыха.

Принцип систематичности реализуется путем соблюдения сле­дующих методических требований:

1. Необходимо исключать неоправданные перерывы в занятиях. Дело в том, что достигнутый в результате тренировочных занятий уровень функциональных и морфологических изменений (умения, навыки, двигательные способности, общая и специальная работоспособ­ность) при прекращении занятий постепенно снижается. Причем некоторые регрессивные изменения выявляются уже на 5–7 День перерыва (Н. В. Зимкин).

2. Рационально чередовать нагрузку и отдых. Между занятиями целесообразен такой интервал отдыха, чтобы не происходила ут­рата положительного эффекта от предыдущего занятия. Таким образом, в результате многих занятий возникает «кумуля­тивный эффект», вызывающий стойкие адаптационные пере­стройки функционального и структурного характера (к примеру, растет сила и увеличивается мышечная масса). Наименьшие интер­валы между занятиями целесообразны при развитии скоростных и координационных способностей, несколько большие – при развитии силы, самые продолжительные – при развитии выносливо­сти.

3. С учетом гетерохронности (неодновременности) восстановле­ния различных функциональных систем организма можно практи­ковать разные интервалы отдыха в зависимости от характера на­грузки. Например, после кратковременной интенсивной работы в мышцах повышается уровень гликогена после 1 часа отдыха, а че­рез 12 часов он становится исходным. После продолжительной объемной работы cверхвосстановление наступает примерно через сутки, но зато и сохраняется в пределах около двух-трех суток.

В массовой практике физического воспитания типичными мож­но признать однодневные интервалы отдыха, т.е. трехразовые заня­тия в неделю. Такие занятия способны обеспечить полное под­держание и некоторое увеличение имеющегося уровня работоспо­собности, двигательных способностей и техники движений.

4. При построении системы занятий необходимо соблюдать единство двух противоположных тенденций – повторения прой­денного материала и включение нового, вариативного. Повторение содержания занятий (физических упражнений, нагрузок, исполь­зуемых методов и т.д.) необходимо на протяжении недельных, месячных и других циклов для обеспечения прочности усвоения, за­крепления и адаптации организма к нагрузкам.

Столь же существенна и тенденция, связанная с вариативностью и новизной содержания занятий. Она требует включать в занятия новые упражнения, увеличивать и варьировать нагрузку, методику, менять интервалы отдыха и т.д. Тем самым обеспечивается перевод организма на более высокий уровень функционирования. Поэтому требование оптимального соотношения повторяемости и вариатив­ности является обязательным условием в реализации принципа систематичности.

Таковы некоторые типичные пути соблюдения принципа систе­матичности в физическом воспитании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.