Принцип доступности и индивидуализации
Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
Учебное задание должно предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения. Если материал не представляет трудности то он мало интересен и не стимулирует проявлению трудолюбия, настойчивости, повышению активности учащихся. Экспериментально выделено 3 зоны сложности заданий: 1 – зона безразличной сложности; 2 – зона стимулирующей сложности; 3 – зона угнетающей сложности. Трудность учебного задания должна приближаться к границе между 2 и 3 зонами.
Критерием доступности служит психофизиологическая реакция организма на учебную нагрузку, не превышающая допустимых норм. Чрезмерная физическая нагрузка может иметь очень серьезные отрицательные последствия и даже вызвать необратимые изменения в некоторых системах и органах. Следовательно, основное назначение принципа доступности и индивидуализации состоит в том, чтобы, во первых, обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для развития двигательных способностей, формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физической работоспособности. Во-вторых, исключить негативные, вредные последствия для; организма человека чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Таким образом, в этом принципе сконцентрировано фактически основное назначение всего физического воспитания, сущность которого можно кратко выразить формулой – эффективно совершенствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью.
Доступность задания и индивидуальные особенности занимающихся очень сильно взаимосвязаны. Доступность учебного материала всегда индивидуальна: то, что доступно одному, может быть не по силам другому.
Доступность задания определяется рядом факторов:
1. Чем больше информации заложено в двигательном действии, тем ниже его доступность. Следовательно, каждое новое физическое упражнение, несущее в себе много нового неизвестного, ранее не встречаемого, потребует более длительного периода обучения.
2. Оценивая доступность физического упражнения, следует учитывать его структурную сложность и величину психофизиологических усилий, затрачиваемых на выполнение.
3. Доступность обучения двигательному действию определяется уровнем развития соответствующих двигательных способностей.
Одним из центральных вопросов физического воспитания является определение меры доступного для каждого индивидуума на всех этапах физкультурно-спортивных занятий. Мера доступности нагрузок пока, к сожалению, зачастую определяется методом проб и ошибок, не обеспечивая должного эффекта. В настоящее время для ее определения разработаны некоторые общие положения, которые служат лишь ориентирами в реализации принципа на практике:
1. Определяя меру доступного, преподаватель может руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями, установленными для различных возрастных и половых контингентов населения на основе исследовательских материалов и практического опыта. При этом надо иметь в виду, что данные нормативы и задания являются усредненными, а следовательно, зачастую и непригодными для конкретного человека.
2. Величины доступности (также усредненные), зафиксированные в нормативных основах отечественной системы физического воспитания – в зачетных тестах, спортивной классификации, военно-спортивных комплексах, – также можно использовать в практической работе в качестве исходных ориентиров определения нагрузок.
3. Сведения об индивидуальных возможностях занимающихся преподаватель может получить в результате применения различных тестов по физической и технической подготовке, педагогических наблюдений, а также систематического врачебно-педагогического контроля, включающего различные функциональные пробы. На основе всех этих данных возможно более конкретное приближение к определению оптимальных индивидуальных нагрузок.
4. Важным моментом для определения допустимых нагрузок и заданий является положение о постепенности их увеличения и усложнения. Само собой разумеется, поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и соответствующие нагрузки необходимо увеличить без резких скачков.
5. Для практического осуществления принципа доступности важно соблюдать некоторые методические правила, как то: от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному. В этих правилах выражено требование о преемственности занятий, согласно которому необходимо распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.
Существуют объективные и субъективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий. В объективные входят:
1) показатели здоровья (они определяются медиками – кардиограммы, артериальное давление, различные функциональные пробы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие);
2) показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и технической подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.
К субъективным критериям, дающим важную информацию о доступности нагрузок, обычно относят: сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и т.д. При этом надо отметить, что в сфере физического воспитания и массового спорта преподаватель-тренер пока вынужден зачастую руководствоваться при определении нагрузок данными преимущественно субъективного характера, которые он получает от занимающихся. В спорте высших достижений уже широко используются объективные критерии.
Принцип систематичности
В физическом воспитании и спортивной тренировке принцип систематичности по праву признается центральным, специфически стержневым. Нарушение его хотя бы некоторых положений наиболее сильно сказывается на эффекте всего физического воспитания, делая его либо бессмысленным, либо вредным для здоровья. Бессистемные занятия физическими упражнениями никакой реальной пользы человеку не приносят.
Принцип систематичности можно сформулировать следующим образом – физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом.
Он базируется на одной из существенных биологических закономерностей, известной под названием «фазового изменения работоспособности». Именно на ее основе и строится процесс физического воспитания, особенно спортивная тренировка. Сущность фазового изменения работоспособности состоит в следующем. При выполнений физической работы (физических упражнений) в организме человека постепенно наступает утомление. Эта первая фаза называется фазой снижения работоспособности. После прекращения работы, во время отдыха, обязательно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной (т.е. в соответствии с принципом доступности), то проявляется третья фаза – фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).
К настоящему времени уже известны некоторые особенности проявления закона фазового изменения работоспособности, которые имеют большое методическое значение в физическом воспитании. Рассмотрим некоторые из них:
1. Степень сверхвосстановления зависит от величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем значительней степень сверхвосстановления.
2. Сохранение фазы сверхвосстановления у человека зависит от продолжительности выполняемой им работы. Фаза сверхвосстановления дольше сохраняется после длительной работы и быстро проходит после кратковременной.
3. Одна и та же по величине нагрузка, применяемая в системе занятий регулярно, с каждой последующей серией занятий вызывает в организме все меньшие психофизиологические и другие сдвиги, т.е. происходит соответствующая адаптация, получившая название явления «экономизации функций».
4. Наиболее заметный рост работоспособности в системе занятий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается в фазе сверхвосстановления.
Назначение принципа систематичности, исходя из вышеизложенного, будет заключаться, во-первых, в том, чтобы обеспечить суммирование срочных тренировочных эффектов (сдвигов в организме), достигнутых благодаря фазам сверхвосстановления, во-вторых, в обеспечении адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам, в-третьих, в закреплении двигательных умений и навыков, осваиваемых на занятиях.
При реализации данного принципа важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а также меру и качество отдыха.
Принцип систематичности реализуется путем соблюдения следующих методических требований:
1. Необходимо исключать неоправданные перерывы в занятиях. Дело в том, что достигнутый в результате тренировочных занятий уровень функциональных и морфологических изменений (умения, навыки, двигательные способности, общая и специальная работоспособность) при прекращении занятий постепенно снижается. Причем некоторые регрессивные изменения выявляются уже на 5–7 День перерыва (Н. В. Зимкин).
2. Рационально чередовать нагрузку и отдых. Между занятиями целесообразен такой интервал отдыха, чтобы не происходила утрата положительного эффекта от предыдущего занятия. Таким образом, в результате многих занятий возникает «кумулятивный эффект», вызывающий стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера (к примеру, растет сила и увеличивается мышечная масса). Наименьшие интервалы между занятиями целесообразны при развитии скоростных и координационных способностей, несколько большие – при развитии силы, самые продолжительные – при развитии выносливости.
3. С учетом гетерохронности (неодновременности) восстановления различных функциональных систем организма можно практиковать разные интервалы отдыха в зависимости от характера нагрузки. Например, после кратковременной интенсивной работы в мышцах повышается уровень гликогена после 1 часа отдыха, а через 12 часов он становится исходным. После продолжительной объемной работы cверхвосстановление наступает примерно через сутки, но зато и сохраняется в пределах около двух-трех суток.
В массовой практике физического воспитания типичными можно признать однодневные интервалы отдыха, т.е. трехразовые занятия в неделю. Такие занятия способны обеспечить полное поддержание и некоторое увеличение имеющегося уровня работоспособности, двигательных способностей и техники движений.
4. При построении системы занятий необходимо соблюдать единство двух противоположных тенденций – повторения пройденного материала и включение нового, вариативного. Повторение содержания занятий (физических упражнений, нагрузок, используемых методов и т.д.) необходимо на протяжении недельных, месячных и других циклов для обеспечения прочности усвоения, закрепления и адаптации организма к нагрузкам.
Столь же существенна и тенденция, связанная с вариативностью и новизной содержания занятий. Она требует включать в занятия новые упражнения, увеличивать и варьировать нагрузку, методику, менять интервалы отдыха и т.д. Тем самым обеспечивается перевод организма на более высокий уровень функционирования. Поэтому требование оптимального соотношения повторяемости и вариативности является обязательным условием в реализации принципа систематичности.
Таковы некоторые типичные пути соблюдения принципа систематичности в физическом воспитании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|