Глава 2.3. Методические принципы физического воспитания
Процесс физического воспитания базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе – это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности (принципы отечественной системы физической культуры). Вместе с тем есть ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса. В литературе по педагогике и физическому воспитанию принципы называются по-разному, однако по содержанию все сводятся к следующему:
Принцип сознательности и активности
Прежде всего, уточним представление о терминах «сознательность» и «активность», поскольку именно они выражают сущность данного принципа.
Сознательность представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность, т.е. действовать не произвольно и хаотично, а так как это наиболее целесообразно с точки зрения современных представлений. Поэтому сознательность основана, прежде всего, на познании этих законов, на понимании их значения, а отсюда, как следствие, на предвидении результатов своей деятельности, постановке и решении реальных задач.
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.
Принцип получил двойное название в связи с тем, что сознательность и активность только в неразрывном единстве в состоянии принести реальную пользу. Порознь они оказываются либо бесполезными, либо даже вредными (проявляя высокую активность, глупый человек может принести больше вреда). Поэтому принцип «работает» только при соблюдении оптимальной меры проявления обеих его составляющих.
Назначениепринципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборных команд. Текущими целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объеме?». Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося. Выдающуюся роль в разработке этого принципа в физическом воспитании сыграл П. Ф.Лесгафт. Он писал: «Каждое упражнение должно быть предварительно объяснено; следует сказать, как его производить и для какой цели оно производится».
С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию необходимо предусмотреть следующее:
1. Сообщать занимающимся в доступной для них форме знания о физической культуре и спорте, в частности, о роли физической культуры в жизни человека, о средствах и методах физического воспитания, о двигательных способностях, технике, тактике и т.д. Такая информация расширяет их специальный кругозор, познавательные возможности, понимание тех или иных закономерностей в методике, технике, делает процесс физкультурных занятий более осмысленным, грамотным.
2.Всегда ставить перед занимающимися не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования. Успешное решение конкретной задачи, как правило, стимулирует последующую активность. Поэтому обеспечение доступности заданий является хорошим стимулом к активной деятельности.
3. Формировать и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности. Мотив, как известно, является серьезной побудительной причиной активности человека, направленной на достижение цели. К примеру, первичный мотив физкультурных занятий у ребенка, обычно связанный с получением удовольствия от самих движений, важно вначале закрепить путем различных интересных заданий, а затем пытаться постепенно перевести его в более социально значимый (приобрести хорошую осанку, развить силу, увеличить работоспособность и т.д.).
4. Формировать у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Интерес – это категория, характеризующая избирательное отношение человека к чему-либо, связанное с личной жизненной значимостью и эмоциональной привлекательностью. Эти два его свойства и следует использовать для формирования устойчивого интереса (убеждать в полезной значимости физкультурных занятий для человека и добиваться, чтобы каждое занятие было для него эмоционально насыщенным и привлекательным). И тогда постепенно устойчивый интерес и положительная мотивация к физической культуре смогут перерасти в потребность к систематическим физкультурным занятиям.
5. Применять специальные методы и методические приемы обучения, способствующие более активному включению в этот процесс сознания обучаемых. К ним можно отнести:
– идеомоторную тренировку;
– последовательная концентрация внимания на основных элементах техники физического упражнения;
– анализ выполняемых действий на основе получаемых ощущений, особенно мышечных;
– словесный отчет о выполненном действии;
6. Развивать способность критически относится к своим успехам и неудачам стимулировать потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности.
Существенную роль в повышении активности занимающихся играет:
– пробуждение у них интереса к занятиям, систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий;
– выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов;
– доступность предъявляемых заданий и требований;
– использование методических приемов, предполагающих подбор музыкального сопровождения различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука фонограммы в совокупности определяют степень психофизиологического воздействия на занимающихся. Темповая, ритмичная музыка современных танцевальных направлений значительно повышает активность занимающихся, мобилизует их моторную и вегетативную функции к интенсивной деятельности, а также определяет ритм двигательных действий;
– применение педагогических воздействий таким образом, чтобы занимающийся расценивал свою активность как проявление личного желания, а не подчинение воле преподавателя.
Принцип наглядности
Принцип наглядности предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). Показания различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки. По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя, так называемый единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями («чувство планки», «чувство воды», «чувство снега»).
Конкретное назначение принципа наглядности в физическом воспитании заключается в следующем:
1. Создание зрительного и двигательного представления изучаемых двигательных действий, комбинаций и тактических приемов.
2. Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности и связанных с нею нравственных и эстетических образцов поведения.
3. Облегчение и ускорение процесса обучения движениям. Установлено, что чем шире у занимающегося чувственный образ и богаче его впечатления, тем быстрее и легче формируется на этой базе полноценная ориентировочная основа действия.
4. Создание достаточного запаса чувственных, зрительных, кинестезических впечатлений и ощущений у занимающихся в качестве своеобразного «строительного материала» для анализа и обобщения своей физкультурно-спортивной деятельности.
Основные пути реализации принципа наглядности на практике:
1. Систематически использовать разнообразные формы наглядности, в частности, такие, как показ упражнения в целом и по частям, замедленный показ, демонстрация различных наглядных пособий (схем, рисунков, фото), просмотр кино и видеозаписей, применение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, направленного прочувствования движения, различных ориентиров и т.д. Это вызывается тем, что полноценный образ изучаемого движения формируется не только при помощи зрительных восприятий, но и ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, двигательного анализатора. Сигналы, поступая с различных рецепторов в головной мозг и дополняя друг друга, создают единый «комплексный анализатор» (А. Н. Крестовников), в результате чего у человека появляются специализированные восприятия такие, к примеру, как чувство мяча у футболиста или снега у лыжника.
2. Находить наиболее оправданные соотношения в использовании разных форм наглядности. К примеру, на начальном этапе обучения движениям зрительные восприятия играют решающую роль в формировании двигательного образа. В последующем эта функция переходит к двигательному анализатору. И чтобы ускорить его совершенствование, иногда целесообразно искусственно выключать зрительный анализатор (например, ведение баскетбольного мяча с закрытыми глазами).
3. Искать разумные соотношения наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся. При этом важно иметь в виду, что с увеличением возраста и уровня подготовленности удельный вес наглядности целесообразно снижать, а слова соответственно повышать, чтобы совершенствовать не подражательные механизмы, а осмысленно-сознательные способы деятельности.
4. Для развития наблюдательности занимающихся преподаватель может шире практиковать различные специальные задания по наблюдению за техникой, тактикой, спортивной борьбой более сильных спортсменов и команд с обязательным последующим анализом и обобщением увиденного. Однако нельзя при этом забывать, что наглядность не является самоцелью, а служит лишь одним из важных средств для успешного осуществления процесса физического воспитания.
При реализации принципа наглядности необходимо учитывать, что эффективность применения тех или иных форм наглядности обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или словесно-логического восприятия).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|