Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2.3. Методические принципы физического воспитания

 

Процесс физического воспитания базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе – это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности (принципы отечественной системы физической культуры). Вместе с тем есть ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса. В литературе по педагогике и физическому воспитанию принципы называются по-разному, однако по содержанию все сводятся к следующему:

Принцип сознательности и активности

 

Прежде всего, уточним представление о терминах «сознатель­ность» и «активность», поскольку именно они выражают сущность данного принципа.

Сознательность представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно разбираться в объективных зако­нах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою дея­тельность, т.е. действовать не произвольно и хаотично, а так как это наиболее целесообразно с точки зрения современных представ­лений. Поэтому сознательность основана, прежде всего, на позна­нии этих законов, на понимании их значения, а отсюда, как следст­вие, на предвидении результатов своей деятельности, постановке и решении реальных задач.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

Принцип получил двойное название в связи с тем, что созна­тельность и активность только в неразрывном единстве в состоя­нии принести реальную пользу. Порознь они оказываются либо бесполезными, либо даже вредными (проявляя высокую актив­ность, глупый человек может принести больше вреда). Поэтому принцип «работает» только при соблюдении оптимальной меры проявления обеих его составляющих.



Назначениепринципа сознательности и активности в физиче­ском воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимаю­щихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и по­требности к физкультурно-спортивной деятельности, а также по­буждать их к оптимальной активности.

Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспек­тивные и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборных команд. Текущи­ми целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение опре­деленного уровня развития физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимаю­щихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объе­ме?». Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося. Выдающуюся роль в разра­ботке этого принципа в физическом воспитании сыграл П. Ф.Лесгафт. Он писал: «Каждое упражнение должно быть предварительно объяснено; следует сказать, как его производить и для какой цели оно производится».

С целью формирования сознательного отношения индивида к заня­тию необходимо предусмотреть следующее:

1. Сообщать занимающимся в доступной для них форме знания о физической культуре и спорте, в частности, о роли физической культуры в жизни человека, о средствах и методах физического воспитания, о двигательных способностях, технике, тактике и т.д. Такая информация расширяет их спе­циальный кругозор, познавательные возможности, понимание тех или иных закономерностей в методике, технике, делает процесс физкультурных занятий более осмысленным, грамотным.

2.Всегда ставить перед занимающимися не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования. Успешное реше­ние конкретной задачи, как правило, стимулирует последующую активность. Поэтому обеспечение доступности заданий является хорошим стимулом к активной деятельности.

3. Формировать и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности. Мотив, как известно, является серьезной побуди­тельной причиной активности человека, направленной на достиже­ние цели. К примеру, первичный мотив физкультурных занятий у ребенка, обычно связанный с получением удовольствия от самих движений, важно вначале закрепить путем различных интересных заданий, а затем пытаться постепенно перевести его в более соци­ально значимый (приобрести хорошую осанку, развить силу, уве­личить работоспособность и т.д.).

4. Формировать у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Интерес – это категория, ха­рактеризующая избирательное отношение человека к чему-либо, связанное с личной жизненной значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Эти два его свойства и следует использовать для формирования устойчивого интереса (убеждать в полезной значи­мости физкультурных занятий для человека и добиваться, чтобы каждое занятие было для него эмоционально насыщенным и при­влекательным). И тогда постепенно устойчивый интерес и положи­тельная мотивация к физической культуре смогут перерасти в по­требность к систематическим физкультурным занятиям.

5. Применять специальные методы и методические приемы обучения, способствующие более активному включению в этот процесс сознания обучаемых. К ним можно отнести:

– идеомоторную тренировку;

– последовательная концентрация внимания на основных элементах техники физического упражнения;

– анализ выполняемых действий на основе получаемых ощущений, особенно мышечных;

– словесный отчет о выполненном действии;

6. Развивать способность критически относится к своим успехам и неудачам стимулировать потребность в самооценке, самоана­лизе и самоконтроле двигательной деятельности.

Существенную роль в повышении активности занимающихся играет:

– пробуждение у них интереса к занятиям, си­стематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий;

– вы­полнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов;

– доступность предъявляемых заданий и требований;

– использование методических приемов, предполагающих подбор музы­кального сопровождения различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука фонограммы в совокупности определяют степень психофизиологического воздействия на занимающихся. Темповая, рит­мичная музыка современных танцевальных направлений значительно по­вышает активность занимающихся, мобилизует их моторную и вегетатив­ную функции к интенсивной деятельности, а также определяет ритм двигательных действий;

– применение педагогических воздействий таким образом, чтобы занимающийся расценивал свою активность как проявление личного желания, а не подчинение воле преподавателя.

Принцип наглядности

 

Принцип наглядности предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Он пре­дусматривает формирование у занимающихся точного чувственного об­раза (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физичес­ких способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основны­ми формами чувственного познания в реализации принципа нагляднос­ти являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отра­жают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). Показания различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки. По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя, так называемый единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями («чувство планки», «чувство воды», «чувство снега»).

Конкретное назначение принципа наглядности в физическом воспитании заключается в следующем:

1. Создание зрительного и двигательного представления изу­чаемых двигательных действий, комбинаций и тактических прие­мов.

2. Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности и связанных с нею нравственных и эстетических образцов поведения.

3. Облегчение и ускорение процесса обучения движениям. Ус­тановлено, что чем шире у занимающегося чувственный образ и богаче его впечатления, тем быстрее и легче формируется на этой базе полноценная ориентировочная основа действия.

4. Создание достаточного запаса чувственных, зрительных, кинестезических впечатлений и ощущений у занимающихся в каче­стве своеобразного «строительного материала» для анализа и обоб­щения своей физкультурно-спортивной деятельности.

Основные пути реализации принципа наглядности на практике:

1. Систематически использовать разнообразные формы нагляд­ности, в частности, такие, как показ упражнения в целом и по час­тям, замедленный показ, демонстрация различных наглядных по­собий (схем, рисунков, фото), просмотр кино и видеозаписей, при­менение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, направленного прочувствования движения, раз­личных ориентиров и т.д. Это вызывается тем, что полноценный образ изучаемого движения формируется не только при помощи зрительных восприятий, но и ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, двигательного анализатора. Сигналы, поступая с различных рецепторов в голов­ной мозг и дополняя друг друга, создают единый «комплексный анализатор» (А. Н. Крестовников), в результате чего у человека по­являются специализированные восприятия такие, к примеру, как чувство мяча у футболиста или снега у лыжника.

2. Находить наиболее оправданные соотношения в использова­нии разных форм наглядности. К примеру, на начальном этапе обучения движениям зрительные восприятия играют решающую роль в формировании двигательного образа. В последующем эта функция переходит к двигательному анализатору. И чтобы ускорить его совершенствование, иногда целесообразно искусственно выключать зрительный анализатор (например, ведение баскетбольного мяча с закрытыми глазами).

3. Искать разумные соотношения наглядности и слова в зависи­мости от возраста и уровня подготовленности занимающихся. При этом важно иметь в виду, что с увеличением возраста и уровня подготовленности удельный вес наглядности целесообразно сни­жать, а слова соответственно повышать, чтобы совершенствовать не подражательные механизмы, а осмысленно-сознательные спо­собы деятельности.

4. Для развития наблюдательности занимающихся преподава­тель может шире практиковать различные специальные задания по наблюдению за техникой, тактикой, спортивной борьбой более сильных спортсменов и команд с обязательным последующим ана­лизом и обобщением увиденного. Однако нельзя при этом забы­вать, что наглядность не является самоцелью, а служит лишь од­ним из важных средств для успешного осуществления процесса физического воспитания.

При реализации принципа наглядности необходимо учи­тывать, что эффективность применения тех или иных форм наглядности обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминирова­нием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственно­го или словесно-логического восприятия).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.