Автор-составитель: Гелецкий В.М., к.п.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры ФФКиС СФУ.
Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
Учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория физической культуры и спорта» учебного плана направления 032100.62 «Физическая культура». Составлено в соответствии со стандартом и содержит теоретический материал по дисциплине «Теория физической культуры и спорта». В пособии представлены основные понятия теории физической культуры и спорта, изложены вопросы теории и методики физического воспитания,содержатся методические основы профилирования физкультурных занятий в зависимости от возрастных и других особенностей занимающихся, раскрыты основы спортивной подготовки.
Учебное пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта. Может быть полезно для специалистов в области физической культуры и спорта.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Сибирского федерального университета.
© В.М. Гелецкий
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...
|
|
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ………………………………………………………
|
|
Глава 1.1. Введение в теорию физической культуры ………….…….
|
|
1.1.1. Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина………………………………………………………….…..
|
|
1.1.2. Этапы становления теории физической культуры…………
|
|
1.1.3. Основные понятия теории физической культуры…………
|
|
Глава 1.2. Методология научного исследования в области физической культуры и спорта…………………………………………………..
|
|
1.2.1. Виды научных исследований………………………………...
|
|
1.2.2. Этапы научного исследования и их краткое содержание ….
|
|
1.2.3. Проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта…………………………..............................
|
|
Глава 1.3. Физическая культура как часть общей культуры общества……………………………………………………………………………
|
|
1.3.1. Физическая культура как социальное явление………...........
|
|
1.3.2. Структура физической культуры…………………………….
|
|
1.3.3. Функции физической культуры……………………………...
|
|
1.3.3.1. Специфические функции физической культуры …………
|
|
1.3.3.2. Общекультурные функции физической культуры ……….
|
|
Глава 1.4. Система физической культуры, её основы и принципы функционирования ………………………………………………………..
|
|
1.4.1. Понятие о системе физической культуры ………………….
|
|
1.4.2. Цель и задачи отечественной системы физической культуры …………………………………………………………………….
|
|
1.4.3. Принципы системы физической культуры …………………
|
|
1.4.4. Основы системы физической культуры …………………….
|
|
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ……………………………………….
|
|
Глава 2.1. Средства формирования физической культуры личности
|
|
2.1.1. Физические упражнения как основное средство формирования физической культуры личности …………………………….
|
|
2.1.2. Техника физических упражнений …………………………...
|
|
2.1.3. Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений ………………………………………………………….
2.1.4. Классификация физических упражнений …………………..
|
|
2.1.5. Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры ……………………………………………………
|
|
|
|
Глава 2.2. Методы формирования физической культуры личности .
|
|
2.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний ………….
|
|
2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками ………………………………………………….
|
|
2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных способностей …………..
|
|
Глава 2.3. Методические принципы физического воспитания ……...
|
|
2.3.1. Принцип сознательности и активности ……………………..
|
|
2.3.2. Принцип наглядности ………………………………………..
|
|
2.3.3. Принцип доступности и индивидуализации ……………….
|
|
2.3.4. Принцип систематичности ………………………………….
|
|
2.3.5. Принцип прогрессирования (динамичности) ………………
|
|
Глава 2.4. Обучение двигательным действиям ……………………
|
|
2.4.1. Двигательные умения и навыки ……………………………..
|
|
2.4.2. Особенности обучения двигательным действиям ………….
|
|
2.4.3. Структура процесса обучения двигательным действиям …
|
|
Глава 2.5. Развитие двигательных способностей ……………………..
|
|
2.5.1. Развитие силовых способностей …………………………….
|
|
2.5.1.1. Структура силовых способностей ……………………
|
|
2.5.1.2. Задачи, средства и основные методы развития силы .
|
|
2.5.1.3. Методики развития отдельных видов силовых способностей ………………………………………………………
|
|
2.5.1.4. Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями ……………………………………….
|
|
2.5.1.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития силовых способностей …………………….
|
|
2.5.2. Развитие скоростных способностей ………………………..
|
|
2.5.2.1. Структура скоростных способностей ………………
|
|
2.5.2.2.Средства развития скоростных способностей ………
|
|
2.5.2.3. Методы развития скоростных способностей ……….
|
|
2.5.2.4. Методики развития скоростных способностей …….
|
|
2.5.2.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития скоростных способностей …………………
|
|
2.5.3. Развитие выносливости ………………………………………
|
|
2.5.3.1. Виды выносливости и факторы влияющие на их проявление ……………………………………………………..
|
|
2.5.3.2. Методика развития общей выносливости …………..
|
|
2.5.3.3. Методика развития специальной выносливости ……
|
|
2.5.3.4. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития выносливости ………………………………
|
|
2.5.4. Развитие гибкости ……………………………………………
|
|
2.5.4.1. Общая характеристика гибкости …………………….
|
|
2.5.4.2. Методика совершенствования гибкости …………….
|
|
2.5.4.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития гибкости …………………………………….
|
|
2.5.5. Развитие координационных способностей …………………
|
|
2.5.5.1. Общая характеристика координационных способностей ……………………………………………………………..
|
|
2.5.5.2. Методические подходы совершенствования координационных способностей ……………………………………..
|
|
2.5.5.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития координационных способностей ………….
|
|
Глава 2.6. Формирование личности в процессе физического воспитания ………………………………………………………………………..
|
|
2.6.1. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания …………………………………………………………..
|
|
2.6.2. Средства и методы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………
|
|
2.6.3. Требования к личности учителя (преподавателя)
физической культуры ……………………………………………….
|
|
Глава 2.7. Формы занятий физическими упражнениям ……………...
|
|
2.7.1. Характеристика форм занятий ………………………………
|
|
2.7.2. Урочные формы занятий …………………………………….
|
|
2.7.3. Классификация урочных занятий …………………………..
|
|
2.7.4. Неурочные формы занятий ………………………………….
|
|
Глава 2.8. Планирование и контроль в физическом воспитании …...
|
|
2.8.1. Планирование в физическом воспитании …………………..
|
|
2.8.2. Педагогический контроль в физическом воспитании ……...
|
|
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ………………………………………….
|
|
Глава 3.1. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста ……………………………………………………….
|
|
3.1.1. Значение физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста …………………………………………………….
|
|
3.1.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста …………………………………………....................
|
|
3.1.3. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста ……………………………………………….
|
|
3.1.4. Особенности методики физического воспитания детей в раннем дошкольном возрасте …………………………………….
|
|
3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте ………………………………………………
|
|
3.1.6. Формы проведения занятий …………………………………
|
|
Глава 3.2. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста ………………………………………………………
|
|
3.2.1. Общие аспекты физического воспитания школьников ……
|
|
3.2.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………
|
|
3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста …………………………………………………………………….
|
|
3.2.4. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста ……………………………………………………………………..
|
|
3.2.5. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем …
|
|
3.2.6. Организация и методические основы проведения урока физической культуры ……………………………………………….
|
|
Глава 3.3. Физическая культура в высших образовательных учреждениях ……………………………………………………………………..
|
|
3.3.1. Значение и задачи физического воспитания студентов ……
|
|
3.3.2. Возрастные особенности физического развития студентов .
|
|
3.3.3. Содержание программы по дисциплине «физическая культура» в вузе …………………………………………………………
|
|
3.3.4. Методические основы физического воспитания в вузе …..
|
|
3.3.5. Особенности методики занятий различных учебных отделениях ……………………………………………………………….
|
|
3.3.6. Формы занятий физическими упражнениями студентов ….
|
|
Глава 3.4. Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
|
|
3.4.1. Социальное значение физической культуры в основной период трудовой деятельности …………………………………….
|
|
3.4.2. Особенности физического развития лиц молодого и зрелого возраста ………………………………………………………….
|
|
3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня …………….
|
|
3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня ……………..
|
|
Глава 3.5. Физическая культура людей пожилого и старшего возраста …………………………………………………………………………
|
|
3.5.1. Старение и задачи направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте …………………..
|
|
3.5.2. Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями ………………………………………………………
|
|
3.5.3. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью ..
|
|
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ СПОРТА …………………………………………..
|
|
Глава 4.1. Общая характеристика спорта ……………………………..
|
|
4.1.1. Спорт как социальное явление ……………………………..
|
|
4.1.2. Социальные функции спорта ……………………………….
|
|
4.1.3. Особенности современного этапа развития спорта ………..
|
|
4.1.4. Основные направления в развитии спортивного движения .
|
|
4.1.5. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений
|
|
Глава 4.2. Спортивная тренировка ……………………………………..
|
|
4.2.1. Цели и задачи спортивной тренировки …………………….
|
|
4.2.2. Средства и методы спортивной тренировки ……………….
|
|
4.2.3. Принципы спортивной тренировки …………………………
|
|
Глава 4.3. Основные стороны спортивной подготовки ………………
|
|
4.3.1. Техническая подготовка ……………………………………..
|
|
4.3.2. Тактическая подготовка ……………………………………..
|
|
4.3.3. Физическая подготовка ………………………………………
|
|
4.3.4. Психическая подготовка ……………………………………..
|
|
Глава 4.4. Система спортивной подготовки ……………………………
|
|
4.4.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс ………...
|
|
4.4.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах) ….
|
|
4.4.3. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) ….
|
|
4.4.4. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах) .
|
|
Глава 4.5. Планирование в подготовке спортсмена …………………..
|
|
4.5.1. Документы планирования ……………………………………
|
|
4.5.2. Планирование на разных этапах спортивной подготовки ...
|
|
Глава 4.6. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена .
|
|
4.6.1. Виды контроля ……………………………………………….
|
|
4.6.2. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями ………………………………………………………….
|
|
4.6.3. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена ….
|
|
4.6.4. Контроль за факторами внешней среды ……………………
|
|
4.6.5. Учет в процессе спортивной тренировки …………………..
|
|
ЛИТЕРАТУРА………………………………………..……………………..
|
|
ГЛОССАРИЙ ..…………………………………………..…………………
|
|
Учебное пособие написано в соответствии со стандартом направления 032100.62 «Физическая культура». Теория физической культуры и спорта является профилирующей учебной дисциплиной формирующей систему фундаментальных знаний, которая определяет профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта.
Цель данного учебного пособия - обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных методах и приемах профессиональной деятельности, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
1. Общая характеристика теории физической культуры и спорта;
2. Содержание и методики занятий физическими упражнениями;
3. Физическая культура в различные периоды жизни человека;
4. Теория спорта.
В первом разделе раскрываются особенности теории физической культуры и спорта, как научной и учебной дисциплины, её роль и место среди дисциплин направления «Физическая культура». Представлены основные понятия теории физической культуры и спорта. Даны первоначальные сведения о методологии научных исследований в области физической культуры и спорта, которые затем будут конкретизироваться и углубляться в специальном курсе «Основы научно-методической деятельности».
Отдельные темы посвящены социальным аспектам физической культуры и отечественной системе физической культуры.
Во втором разделе изложены вопросы теории и методики физического воспитания. Рассматриваются принципы, средства, методы и формы физического воспитания, основы теории и методики обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей.
Третий раздел содержит методические основы профилирования физкультурных занятий в зависимости от возрастных и других особенностей занимающихся.
В разделе теория спорта дана общая характеристика спорта, изложены основы спортивной тренировки, планирование и комплексный контроль в подготовке спортсмена.
При подготовке учебного пособия использованы учебники и учебные пособия по данной дисциплине, а также научные труды ведущих ученых в области физической культуры и спорта: А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Филина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена, В.И.Ляха, А.М.Максименко, Ю.Ф.Курамшина, В.Н.Платонова, Б.А.Ашмарина, Н.А. Бернштейна и др.
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.