Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип прогрессирования (динамичности)





 

Данный принцип также считается одним из существенных в фи­зическом воспитании и особенно в спортивной тренировке. Он вы­ражает тенденцию постепенного, но неуклонного повышения тре­бований к занимающимся. Если не увеличивать требований, то дальнейшее совершенствование физических способностей чело­века не произойдет.

В основе принципа динамичности лежат биологическая и социальная закономерности.

Сущность биологической закономерности основана на явлении адаптации к постоянному раздражителю. По мере выполнения од­ной и той же по величине нагрузки функциональные сдвиги в ор­ганизме постепенно уменьшаются. Значит, те нагрузки, которые приводили к необходимым позитивным сдвигам в организме, на­чинают терять свой развивающий эффект. А функциональные воз­можности организма позволяют выполнять ему стандартную ра­боту более экономно, с меньшим расходом психофизической энер­гии. Происходит, как уже выше упоминалось, явление «экономизации функций». Привычная нагрузка перестает вызывать фазу сверхвосстановления и уже не служит фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить повышение его функ­циональных возможностей, важно постепенно увеличивать трени­ровочные нагрузки. В этом заключается одна из фундаментальных закономерностей физического воспитания – необходимость повы­шения требований к занимающимся.



Немаловажное значение, обосновывающее целесообразность принципа прогрессирования, отводится социально-психологиче­скому фактору. Дело в том, что интерес человека (а это одна из серьезных мотивационных сил к активности) к любому виду дея­тельности очень сильно зависит от успеха в том деле, которым он занимается. Поэтому, если никаких положительных изменений не происходит, интерес к занятиям угасает. Отсюда соответствующие требования рекомендуется повышать.

В связи с этим основным назначением принципа динамичности является, во-первых, обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков, а также адаптационных перестроек, лежащих в ос­нове развития двигательных способностей и повышения физической рабо­тоспособности. Во-вторых, создание условий их прогрессивного совершенствования и тем самым расширение функциональных возможностей организма занимающихся.



Следовательно, в процессе физического воспитания необходимо обязательно постепенно повышать тренировочные требования (объем нагрузки, ее интенсивность, число подходов, координаци­онную сложность осваиваемых упражнений, число схваток, сорев­нований и т.д.).

В практике существуют разнообразные способы и пути повы­шения нагрузок. Все их многообразие можно выразить тремя ти­пичными вариантами: прямолинейно восходящая форма повыше­ния нагрузок, ступенчатая и волнообразная (рис. 2.3.) Из этих способов можно комбинировать пригодные для конкретных случаев формы варьирования тренировочных требований.

 

Рис. 2.3. Формы повышения физических нагрузок:

I – линейно-восходящая;

II – ступенчато-восходящая;

III – волнообразно-восходящая.

 

Суть прямолинейно восходящей формы повышения нагрузок состоит в том, что на каждом занятии (или через несколько заня­тий) на строго определенную величину нагрузка увеличивается. Например, человек пробегает с определенной скоростью 3000 м, на следующем занятии к этой дистанции добавляется еще 100 м, затем снова 100 м и т.д.

Смысл ступенчатой формы повышения нагрузок заключается в следующем. На протяжении определенного периода (к примеру, в течение двух недель) на каждом занятии выполняется относи­тельно стабильная нагрузка. Через две недели нагрузка увеличива­ется более значительно, чем при прямолинейной динамике. Проис­ходит как бы своеобразный скачок с одной ступеньки на другую. Эта форма позволяет организму лучше адаптироваться к нагрузке. В целом она дает человеку возможность осваивать более значи­тельные нагрузки, чем при предыдущем варианте.



Волнообразная динамика нагрузок характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с заметным их на­растанием и последующим некоторым снижением. Следующая «волна» воспроизводится аналогичным образом, но на более высо­ком уровне. Это дает возможность выдержать тенденцию повыше­ния нагрузок на протяжении более длительных периодов, чем при ступенчатой форме. Поэтому волнообразная форма является наи­более прогрессивной, т.к. она позволяет в периоды спадов «волны» обеспечивать адаптацию организма к выполняемой работе, а в периоде заметных подъемов выводить организм на новые, более вы­сокие уровни функционирования и соответствующего развития.

В этом заключается сущность традиционно устоявшихся методических прин­ципов физического воспитания.

Контрольные вопросы:

1. Дать характеристику принципу сознательности и активности.

2. В чем заключается назначение принципа наглядности?

3. Что означает принцип доступности и индивидуализации?

4. Какими факторами определяется доступность задания?

5. Раскройте значение принципа систематичности.

6. Какое значение имеет реализация принципа прогрессирования?

7. Охарактеризуйте ти­пичные варианты повы­шения нагрузок.

 

Глава 2.4. Обучение двигательным действиям

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.