Сферы и звенья финансовой системы РБ, их краткая характеристика. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы.
Финансовые ресурсы государства, их понятие. Состав финансовых ресурсров, источники их формирования.
Характерной особенностью фин. отнош. явл. то, что они осуществл-ся путём оборота денег и направл-ся в конеч. итоге на повыш. доходов и накоплений, создание фондов денеж. средств.
Фин. рес-сы – это фонды денеж. средств, находящ-ся в распоряж. гос-ва, хоз. субъектов и населения, образуемые в процессе распред. и перераспред. части ст-ти ВВП и предназнач. для обеспеч. расшир. воспр-ва и общегосуд потребностей. В отличии от финансов явл-ся реальной категорией.
Признаки финансовых ресурсов:
1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.
2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо которое распоряжается ими.
3. целевая направленность то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, социальные нужды, оборудование, управление и тд.).
Денеж. фонды выступ. в кач-ве матер.-веществ. основы эк-ких отнош., осущ-мых в денеж. форме и обобщаемых понятием «фин-сы».
Как гос-во в целом, так и отдельн. предпр-тия могут осущ-лять свою деят-ть лишь путём создания и использования различ. фондов денж. средств. Т. о. реальн. проявлением фондов служат денеж. фонды, обуславливающие формирование доходов и накопление.
Конкрет. размер денеж. фондов опред-ся планом эк-ого и соц. развития и использ-ся они строго по целевому назнач.
Создание денеж. фондов необход. размеров, аккумуляция доходов и накоплений, осуществляемые путём использования финанс. механизма, представл. собой совокупность фин. рычагов с помощью которых гос-во формирует и использует эти фонды.
Фин. механизм выступ. в системе эк-ких отношений как составная часть всего фин. механизма общ-ва. Появление новых денеж фондов или их ликвидация влечёт за собой изменение фин. мех-ма, обеспеч. их функционирование.
Денеж. фонды в зависимости от соц.-эк-ких, природных потребностей, которые они призваны удовлетворить подразд-ся на: Централизованные.(Ц.) Децентрализованные.(Дец.)
Назнач. и использов. этих фондов различное. Ц. фонд денеж. средств сосредот. непосредств. у гос-ва и расходуется в основном на мероприятия, имеющие общегос. значение.
Дец. фонды нах-ся в распоряж. субъектов хозяйствования и расходуются на их нужды.
Через формиров. и использование Ц. фондов проявл. актив. роль гос-ва в регулировании эк-ких отнош. на основании планов эк-ого и соц. развития.
В работе субъектов хозяйствования использ-ся разл. методы распред. и перераспред. денеж. средств.
На финансирование развития предприятия по источникам образования использ-ся собств., ведомственные, бюджетные и кредитные ресурсы.
Направление использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.
Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального пр-ва для создания децентрализ фин рес, которые находятся в распоряжении хоз субъектов, т.е. формируются на микроур-не и используются на затраты по расширению пр-ва. За счет Д фин рес финансируются кап вложения, расширение оборотных ср-в, технич перевооружение и т.д. Осуществление этих затрат за счет Д фин рес позволяет обеспечить ден средствами процесс расширенного воспроизв-ва. Д фин рес образуемые за счет части чистого дохода, являются источниками расширенного воспр-ва – стоимости рабочей силы. Второй по величине источник формир-я Д фин рес амортизационные отчислен – образуются за счет стоимости оснпроизводственных фондов.
Другая часть чистого дох служит для формир централиз фин рес, которые являются основой фин обеспечения общегос-ных потребностей, отражающих макроэкономич ур. Ц фин рес – результат перераспред-я главным образом чистого дох через налоговые и неналог платежи и отчисления. Так же к источникам за счет кот формируются Ц фонды фин рес относятся отчисления хоз субъектом оргакам гос соц страхования, имущественного и личного страх, в целевые бюджетные фонды. На пополнение Ц фин рес идет часть нац богатства, вовлекаемая в хоз оборот, а так же ср-ва, от реализации гос ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначит часть Ц рес – поступления от населения.
5. Понятие о финансовой системе, основы её построения.
Финансовая система государства – совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, которые характеризуют формирование и использование денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств на макро- и микроуровнях, а также совокупность органов управления, организующих функционирование этих элементов.
Она состоит из ряда частей, каждая из которых имеет свои отличительные особ-сти.
· Финансовая система включает в себя следующие сферы:
· Общегосударственные (централизованные) финансы.
Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.
Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).
В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:
1) Принцип единства:
a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.
b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.
c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны – бюджетом.
2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.
Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги.
Наряду с понятием фин сист в экономич литературе существует понятие фин-кред системы. Вышеуказанное понятие включаются сферы и звенья не только финансовой, но и кредитной системы.
Сферы и звенья финансовой системы РБ, их краткая характеристика. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы.
Финансы базируются на единстве эк-ки и расширенном воспроизводстве, что предполаг. единую систему финансовых отношений. Вместе с тем распределение и перераспределение ВВП и нац. дохода осуществляется в различных сферах, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и методами формирования и использ-ния фондов денежных средств. В результате существуют относительно обособленные сферы финансовых отношений в рамках единой экономической категории финансов. В состав финансовой системы государства исходя из роли субъектов финансовых отношений в процессе общественного воспроизводства традиционно включаются 2 крупные сферы:
1. Финансы предприятий (организаций) – децентрализованные финансы.
2. Общегосударственные финансы – централизованные финансы.
Финансы п/п подразделяются в зависимости от характера деятельности на:
1. Финансы коммерческих орг-ций2. Финансы некоммерческих организаций.
Ф-сы сферы проз-ва и сферы услуг.Ф-сы гос орг-ций и негос орг-ций.
В зависимости от отрасли экономики:
1. Финансы промышленных предприятий.2. Финансы АПК
3. Финансы строительных организаций 4. Финансы энергетики и т.д.
В состав финансов неком орг-ций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают:
1. финансы учреждений.2. Финансы обществ и религиозных организаций.
3. Финансы благотворительных и др. фондов.
Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования,кроме комм и некоммер орг-ций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы.
Централизованные финансы включают следующие звенья(3 звена на макроуровне):
1. Гос бюджет.2. Гос целевые фонды.3. Государственный кредит.
Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы, исходя из структуры органов управления, выделяют звенья:
1. органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти).
2. Органы оперативного упр-ния: Мин Фин, ЦБ,ИМНС, Гос Тамож комитет
3. Органы отраслевого управления:Финансовые службы министерств и ведомств;Финансовые службы предприятий и организаций.
Все сферы фин. системы взаимодейств. друг с другом, что проявл-ся в различных взаимоотношениях. Взаимодействие всех звеньев фин. системы гос-ва в значить. мере достиг-ся путём централизации управления финансами.
7. Финансовая политика Финансовая стратегия и фин. тактика.
ФП – совокупность целенаправленных мер гос-ва в области упр-ния фин-ми, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных меропр-тий, для создания фин основы выполнения экономич политики государства.
Гл субъект ФП – гос-во. Прежде всего в лице главы гос-ва, законодат и исполнит органов, кот и определяют, устанавливают основ направления развития финансов, фин отношений, законодательно закрепляют формы фин отношений, регламентируют порядок их функционирования. Эта деятельность должна проводится в интересах гос-ва, отдельных хоз субъектов и граждан.
Объекты ФП – фин отношения и фин ресурсы, которые формируются и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы государства.
Фин. политика является составной частью эк. политики гос-ва.
Финансовую политику классифицируют:
1. по территориальному признаку: - общегосударственная
- финансовая политика отдельных территорий и регионов
2. По временному признаку:- финансовая стратегия- финансовая тактика
Финансовая стратегия включает крупномасштабное глобальные цели и задачи ФП, которые будут оказывать влияние на различные стороны развития общества и решения которых носит долговременный характер.
Финансовая тактика – совокупность мероприятий в области ФП, которая реализуется в конкретном периоде относящимся к определенному этапу эконом и соц развития гос-ва, отдельных территорий, направ на решение стратег задач.
Задачи ФП на любом этапе развития государства:
1. Мобилизация необходимых фин ресурсов, изыскание доп резервов их увеличения для обеспечения экономич соц развития гос-ва в определ период.
2. Установление и соблюдение оптимальных пропорций в распределении мобильных фин рес-сов по различным сферам обществ деят-ти, отраслям эк-ки.
3. Организация эффектив рационального, целевого использования фин рес-ов по различным направлениям, мероприятиям.
Принципы ФП:1. Сбалансировать доходы и расходы во всех сферах и звеньях фин сис-мы гос-ва и особенно в бюджетном звене.
2. Формирование фин резервов на различных уровнях, у различных субъектов хоз-ния. 3. Сосредоточение оптимального размера финансовых ресурсов в руках государства.
Фин. пол-ка гос-ва осущестляется в форме планомерного регулирования процесса произв-ва, распределения и использования ВВП и НД. Финансовая политика оформляется законодательно: в РБ в виде нормативных документов Нацбанка, Мин. финансов.
В условиях рын. экономики фин. политика должна основываться на системе обоснованных фин. регуляторов (налоги, регулирование цен, условия формирования прибыли, ставки кредитования и др.) и долгосрочных научнообоснованных прогнозах.
Фин. политика разделяется на налоговую, бюджетно-финансовую и ден.-кредитную политики в виде самостоятельных составных частей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|