Сделай Сам Свою Работу на 5

Установление законов и судов

То, что царь является воплощением закона и норм праведности, что он — главный судья в своей стране, вообще locus communus индийской литературы. Его основная функция на государственном уровне — следовать дхарме, делать все в соответствии с нормами праведности и принуждать к этому всех жителей. “Чьей силой мир установлен на вечном пути, тот бог (имеется в виду царь) побуждает, процветает, славен, отправляет правосудие, владыка земли” (“Каман-дака-нитисара”). Истинный царь — воплощение закона.206) Царь именно в обряде раджасуи являлся воплощением Варуны — бога-законодателя; а сам обряд еще именовался Varunasava.207) В ходе ритуальной игры в кости, одной из его важнейших составляющих, царь провозглашает: “Да будет закон править в моей стране”.208) [173]

Установление культа Диониса и его особенности

В источниках имеются сообщения о том, что Дионис научил индийцев почитать богов, и прежде всего самого себя (Diod. II.38.5; Arr. Ind. 7.3, 8). Наилучшим и, наверное, единственным соответствием введению богопочитания в индийской традиции является легенда о восстановлении Притху ведийского жертвоприношения, уничтоженного его отцом тираном Веной:

maryādāṃ bhedayām āsa dharmopetāṃ sa pārthivaḥ | vedadharmān atikramya so 'dharmanirato 'bhavat || niḥsvādhyāyavaṣaṭkārāh prajās tasmin prajāpatau | pravṛttam na papuḥ somaṃ hutaṃ yajneṣu devatāḥ || na yaṣṭavyaṃ na hotavyam iti tasya prajāpateḥ | āsīt pratijnā krūreyaṃ vināśe pratyupasthite || aham ijyaś ca yaṣṭā ca yajnaś ceti bhṛgūdvaha | mayi yajno vidhātavyo mayi hotavyam ity api || (4.31-34).209)

Так в “Брахма-пуране” (4.31-34) описываются злодеяния Вены. Этот рассказ повторяется и в “Вишну-пуране” (I.13.14, 20-24). А стихи 14 и 23 передают прямой запрет Вены на совершение жертвоприношений. После этого Пураны рассказывают, как небесные риши свергли Вену, а затем из его правой руки родился Притху, который и восстановил почитание богов (VP. I.13.26-38), Так как Притху был первым царем в эру Ману Вивасваты, слушателями этой истории, т.е. Мегасфеном, он справедливо мог быть расценен как установивший богопочитание. Вена не рассматривается в Пуранах как “истинный царь”, так как не отличался добродетельным поведением, поэтому возможно, что именно этот сюжет скрывается за установлением первым индийским царем культа богов.



И другая сторона введения в Индии религиозных культов Дионисом — установление почитания самого себя (Arr. Ind. 7.8) — отчетливо видна при анализе обряда раджасуи. В ходе жертвоприношения с царем Сомой, царем брахманов, идентифицируется и сам совершающий жертвоприношение будущий царь, совершающий жертвоприношение рассматривается как жертвуемое, он тождествен жертве, в данном случае напитку Соме. Тем самым приносящий в жертву Сому — a fortiori совершающий царское жертвоприношение — становится идентичным царю Соме.210) Царь, совершающий обряд раджасуи, по определению самого обряда становится идентичным Соме; пьющий Сому, он пьет сам себя, Сома становится тождествен самой царской власти.211) Жертвующий, жертвуемый и принимающий жертву соединяются в фигуре царя. Таким образом получается, что царь в данном случае участвует в собственной культовой практике, [174] а совершивший возлияние Сомы в ходе впервые совершенного обряда посвящения на царство — установил ее.212) Предложенное объяснение слишком громоздко для того, чтобы поверить, что Мегасфен мог усвоить все эти подробности. Но способ его общения с местным окружением определенно подразумевал значительное упрощение передаваемой информации, и такого рода понимание пуранического сюжета о восстановлении жертвоприношения совершенно возможно.

Если считать, что индийскую основу образа Диониса, по крайней мере в “Индике” Мегасфена, составил Притху — первый царь, то, исходя из экстатического действия самого напитка Сомы в ходе раджасуи (например, RV. I.91.17; IV.27.5), можно предположить и “вакхический” характер культа индийского Диониса (например, Arr. Ind. 7.8), на основании этого признака ассоциируемого обычно с Шивой. Неспроста анализ санскритской терминологии, относящейся к винограду, показывает, что часть сортов была выведена именно на севере.213)

Длинные волосы “последователей Диониса” также наталкивали греческих авторов на мысль о вакхическом характере его культа. Между тем, обратившись к обряду раджасуи, можно выяснить, что длинные волосы в данном случае имеют большой ритуальный смысл. Согласно индийским представлениям, волосы заключают в себе мужскую силу. Сила воды,214) которой царь посвящался на царство, переходила в его волосы. Царь мог лишь укоротить, но не остричь их, чтобы не утерять царской силы.215) В ходе обряда раджасуи по этой причине даже царским подданным не разрешалось брить волосы, бороду или стричь ногти.216)

Некоторые параллели этому сюжету прослеживаются опять же на мифологическом материале кафиров. Их верховный бог Imra/Mara считался изобретателем танца и создателем первой фигуры бога, которую он выстрогал самостоятельно. То, что Imra/Mara мог иметь определенное отношение к созданию легенды об индийском Дионисе — “культурном герое”, отмечалось выше. Эти данные дополняют уже вполне явственный информационный пласт, позволяющий говорить о возможном влиянии мифологической традиции кафиров на формирование основ истории об индийском походе Диониса и Геракла.

Вывод

На основе проведенного анализа античной традиции можно считать вполне установленным тот факт, что история о завоевании Дионисом Индии, будучи построена по классическим канонам древнегреческой этнографии, в своей содержательной части базируется на материале индийской традиции, восходящей к описанию обряда раджасуи. Она имеет несколько слоев: армия Александра Македонского во время индийского похода встретила следы культа местных божеств, возможно кафирских, шивоподобных, которые подкрепили их ожидания видеть следы Диониса в Индии; Мегасфен, восприняв эту легенду, насытил ее историческим” содержанием. [175]

* * *

Рассмотрение легенды о походе в Индию Геракла мы будем вести также с помощью таблицы, содержащей обобщение основных мифологических сюжетов по “первичным” и “вторичным” источникам.

Индийский Геракл

Сюжет Первичный источник Вторичный источник
Родился (как и Дионис) в Индии, завоевал Индию, правил через 15 поколений после Диониса Мегасфен Strabo XV.1.6-7; Diod. II.39.1; Arr. Anab. V.3.4, Ind. 8.4; IX.9; Ios. Flav. Contra Apion. 1.20.144
Совершил много подвигов, неудачно пытался взять скалу Аорн Историки Александра Arr. IV.28.1-4, Ind. 5.10; Diod. XVII.85.2; Strabo. XV.1.8; Curt. VIII.II.2
Совершил в конце жизни инцест с единственной дочерью Пандайей, даровал ей царство на юге у моря, где (у народа пандов) возраст замужества наступает в 6 (7) лет, а люди живут 40 лет Мегасфен Diod. II.39.2; Plin. NH. VI.23.6; Arr. Ind. 8.6-7, IX.1-8; Phlegon. Mirab. 33.2; Solin. 52.15; Polyaen. Strateg. 1.3.4
Обошел всю землю и море, очистив их от чудовищ (обойдя сушу и море и очищая все от зла), нашел жемчужину для дочери. Среди жемчужин-маргарит, которые ценятся дороже золота, имеются царь и царица “Некоторые” индийцы, богатые эллины, римляне; Мегасфен Diod. II.39.2 = Arr. Ind. 8.6-13
Разделил Индию среди многих сыновей, продолжил царскую династию, начатую Дионисом   Diod. II.39.2; Arr. Ind. 8.6
За совершенные блага почитался жителями равнин   Strabo XV.1.58
Почитался в племенах сурасенов (в городах Метора и Клейсобора) и сибов, считавших себя остатком войска, штурмовавшего Аорн Мегасфен Strabo XV.1.8; Diod. XVII.96.2; Arr. Ind. 5.10; VIII.5; Curt. IX.4.2
Основал много городов, в том числе Паталипутру, которую хорошо укрепил Мегасфен Diod. II.39.3
О нем осталось немного воспоминаний Мегасфен Arr. Ind. 5.10
Отличался необыкновенной отвагой и силой, носил дубину и львиную шкуру (одевался подобно Гераклу Фиванскому) Мегасфен Diod. II.39.1-2; Curt. IX.4.2; Strabo XV.1.8; Arr. Ind. 8.6 [176]

Авторство фрагментов

Диодор упоминает основание Гераклом города Паталипутра (II.39.3), в котором и побывал Мегасфен. Селевкидский посол ввел целый пласт новой информации о Геракле, которой не могли обладать спутники Александра Македонского, — основание Гераклом Паталипутры (Diod. II.39.3).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.