Работа по обучению русской падежной системе на начальном этапе обучения
Задачами работы по усвоению русской падежной системы является:
1) запоминание учащимися падежных окончаний;
2) усвоение семантики, выражаемой падежными формами.
На начальном этапе материал работы с падежами минимизируется: включаются не все значения, выражаемые падежными формами. Порядок ввода падежей не определяется их традиционным порядком, а регулируется целями обучения.
Таблица4.2.–Порядок ввода падежей на начальном этапе обучения и минимизация материала [11, с. 16–58].
Порядок ввода падежей
| Значения, выражаемые падежными формами
| Именительный
| Падеж подлежащего
| Винительный
| · Винительный прямого объекта (неодушевленный).
· Винительный прямого объекта (одушевленный).
| Предложный
| · Предложный падеж локального значения с предлогами в и на.
| Винительный
| · Винительный падеж локального значения с предлогами в и на
| Родительный
| · Родительный падеж принадлежности.
· Родительный падеж в отрицательных и безличных предложениях.
· Родительный падеж для обозначения места, из которого исходит движение с предлогами из, с, около
| Дательный
| · Дательный падеж адресата.
· Дательный падеж со значением лица, к которому направлено движение с предлогом к
| Творительный
| · Творительный падеж со значением совместного действия с предлогом с.
· Творительный падеж при глаголах быть, стать, работать.
· Творительный падеж локального значения с предлогом рядом с
|
Работа по обучению видам глагола
Для того чтобы правильно употреблять виды глагола в речи, учащимся необходимо: 1) уметь правильно образовывать видовые пары глаголов; 2) усвоить значения, выражаемые видами глагола в прошедшем и будущем времени, в инфинитиве, в императиве, а также знать ситуации ограниченного употребления видов глагола (только НСВ или только СВ).
Таблица4.3. – Материал по теме «Виды русского глагола», подлежащий обязательному усвоению.
Виды глагола
| Значения, подлежащие усвоению
| Виды глагола в прошедшем и будущем времени
| · процесс (НСВ) – результат (СВ)
· многократность (НСВ) – однократность (СВ)
· общефактическое значение (НСВ)
| Виды глагола в прошедшем и будущем времени с отрицанием
| · действие вообще не состоялось / не состоится (НСВ) – действие не достигло / не достигнет результата (СВ)
| Виды глагола в императиве
| приглашение (НСВ) – приказ, требование, просьба (СВ)
| Виды глагола в императиве с отрицанием
| запрет, просьба не делать чего-либо (НСВ) – предостережение (СВ)
| Виды глагола в инфинитиве
| · ограничения в сочетаемости:
ü фазовые глаголы + инфинитив только НСВ
ü глаголы привыкать, отвыкать, учиться и др. + инфинитив только НСВ
ü не + надо, нужно, стоит, хотеть и др. + инфинитив только НСВ
ü глаголы советовать, уговаривать, решить, обещать + инфинитив только НСВ
· запрет: нельзя + инфинитив НСВ – невозможность выполнения действия: нельзя + инфинитив CВ.
| Сочетаемость видов глагола
| · одновременность действий (НСВ + НСВ)
· последовательность действий (СВ + СВ)
· частичная одновременность действий (НСВ + СВ)
|
Таблица 4.4. – Пример системы упражнений, направленных на формирование правильного употребления видов глагола в прошедшем времени.
Этапы работы
| Описание этапа работы
| Предъявление таблицы с примерами употребления видов глагола в прошедшем времени (процесс – результат, однократность – многократность; общефактическое значение)
| Примеры должны содержать специальные слова-маркеры, подчеркивающие значение, выражаемое видом глагола:
НСВ: конструкции времени без предлога (как долго?) / наречие (долго); конструкции времени, указывающие на частоту, повторяемость, регулярность (ежедневно, по вторникам, по вечерам, часто).
СВ: конструкции времени с предлогом за (за какое время?).
| Первичное закрепление полученных знаний
| Упражнения на анализ микротекстов, содержащих все описанные ситуации употребления видов глагола. Для облегчения анализа сначала в скобках указывается номер примера из таблицы.
| Тренировка употребления видов глагола в прошедшем времени
| Упражнения:
1. Спросите о продолжительности действия: – Я прочитала новый роман. – Сколько времени вы его читали? Вчера я написала эссе. – Сколько времени вы его писали?
2. Спросите, был ли достигнут результат. – Вечером я читала книгу. – Вы прочитали ее? Вчера я получала посылку. – Вы получили ее?
3. Скажите, что кто-то всегда, часто, обычно так поступает. – Андрей опоздал на лекцию – Он всегда опаздывает. Настя опять потеряла ключи. – Она всегда их теряет.
4. Диалоги в парах с заданными глаголами по определенным образцам: – Вчера я получил письмо. – Ты часто получаешь письма? Сегодня я перевел два текста. – Сколько времени ты их переводил? Или За какое время ты их перевел? – Я переводил их 3 часа (перевел за три часа).
5. Задайте вопрос, исходя из данной ситуации:
Вы ждете друга, он готовит домашнее задание.
6. Ответьте на вопросы, в ответе подчеркните, что действие было длительным: – Ты был в библиотеке? – Да, готовился к семинару. Ты в магазине? – Да, покупал продукты.
7. Задайте вопросы с целью выяснить, имело ли место действие в прошлом: – Ты читал стихи Пушкина? Ты смотрел фильмы Тарковского? и пр.
8. Задайте вопросы к данным ответам.
9. Измените глаголы в тексте так, чтобы речь шла не о повторяющихся, а о последовательных действиях (обычно – вчера).
| Перенос полученных навыков в речь
| 10 Составьте небольшой связный текст с заданными глаголами.
11 Составьте текст по картинкам.
12 Спросите друга о его прошлом: Ты когда-нибудь делал это?
13 Прочитайте текст. Расскажите, что нового вы узнали.
14 Расскажите, как обычно проходил ваш день в средней школе.
15 Расскажите, что вы делали в воскресенье и пр.
|
Вопросы к теме 4 «Работа над трудными для усвоения иностранцами темами русской грамматики»:
1. Какие внутриязыковые факторы провоцируют трудности в усвоении категории рода имени существительного? Какое методическое основание, на ваш взгляд, имеет порядок введения материала по данной теме?
2. Какие знания, умения и навыки необходимы для того, чтобы иностранный учащийся мог безошибочно употреблять в русской речи падежные формы? Чем, по вашему мнению, объясняется порядок ввода русских падежей на начальном этапе обучения?
3. Каков обязательный материал для усвоения темы «Виды русского глагола»? В каком порядке вводится учебный материал по теме?
Памятка «Как создать систему упражнений по грамматике»
1. По справочникам (словарям) уточните все характеристики подлежащего изучению грамматического явления: его значения, условия употребления, исключения из правил.
2. Минимизируйте грамматический материал в соответствии с этапом обучения.
3. Если грамматическое правило слишком объемно, разделите его на части.
4. Определите подход к введению грамматического материала: индуктивный или дедуктивный.
5. Подберите примеры или тексты, иллюстрирующие правило таким образом, чтобы они: 1) содержали все подлежащие изучению ситуации употребления грамматического явления; 2) не содержали лексических единиц, не знакомых учащимся.
6. Сформулируйте правило таким образом, чтобы оно было операциональным.
7. Используйте средства наглядности, усиливающие восприятие правила.
8. Подберите языковой материал для упражнений на анализ изучаемого грамматического явления.
9. Сформулируйте задания к упражнениям, направленным на тренировку изучаемого явления, и подберите материал для них. Помните о том, что тренировка должна включать: 1) упражнения на имитацию (желательно, вопросно-ответные, чтобы в ответе повторялась форма, употребленная в вопросе); 2) упражнения на подстановку; 3) упражнения на трансформацию; 4) упражнения на целенаправленное употребление грамматического явления.
10. Проявите фантазию: придумайте речевые упражнения для переноса полученных грамматических навыков в речь.
Задания к разделу 3 «Формирование грамматических навыков»
Задание 1. Укажите слова, категория рода которых с трудом усваивается иностранцами:
Лебедь, собака, статья, медаль, вариант, письмо, кость, строитель, день, папа, радость, бег, такси.
Задание 2. Приведите несколько примеров языковых упражнений, направленных на усвоение категории рода русских имен существительных.
Задание 3. На примере значений, выражаемых родительным падежом, покажите, как минимизируется грамматический материал на начальном этапе обучения РКИ.
Задание 4. Прочитайте главу из книги В. И. Остапенко «Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе» [М.: Русский язык, 1983] – «Винительный падеж прямого объекта». Опишите в таблице порядок ввода материала по теме «Винительный падеж прямого объекта».
Задание 5. Укажите, какой грамматический комментарий должен сопровождать введение следующих глаголов:
Писать, любить, играть, ждать.
Задание 6. Приведите несколько примеров речевых упражнений по теме «Виды глагола в прошедшем времени».
Задание 7. Познакомьтесь с содержанием учебного пособия Г. Л. Скворцовой «Глаголы движения – без ошибок!» [М.: Русский язык. Курсы, 2003]. На основе содержания пособия опишите порядок ввода материала по теме «Глаголы движения».
Этап работы
| Характеристика этапа
|
|
|
Задание 8. Опишите, какие основные трудности следует учитывать, работая с приставочными глаголами движения (кроме приставки по-).
Трудность усвоения
| Причина трудности усвоения
|
|
| Задание 9. Приведите примеры для каждой из указанных групп возвратных глаголов. Определите, каким комментариями должно сопровождаться введение данных глаголов при обучении иностранных учащихся. Заполните таблицу.
Группа возвратных глаголов
| Пример употребления
| Комментарий
| Собственно-возвратные глаголы
|
|
| Взаимно-возвратные глаголы
|
|
| Глаголы количественного и качественного изменения
|
|
| Глаголы, имеющие страдательное значение
|
|
| Безличные глаголы
|
|
| Задание 10. Прочитайте статью Г. В. Чумаковой «О некоторых сложностях восприятия видовременных форм русского глагола в англоязычной аудитории». Заполните таблицу.
Трудность усвоения
| Причина трудности усвоения
|
|
|
Задание 11. Прочитайте статью М. В. Холодковой «Преподавание русской падежной системы существительных в англоязычной аудитории: проблема интерференции и пути ее решения». Заполните таблицу.
Проблемы усвоения
| Способ решения проблемы усвоения
|
|
|
Задание 12.Познакомьтесь с материалом пособия И. П. Кузьмич и Н. М. Лариохина «Падежи… ах! Падежи…» [М. : Русский язык. Курсы, 2007]. В таблице ниже отразите лексико-грамматический подход к отбору и группировке учебного материала для работы над подчинительной связью управление.
Форма объекта
| Семантика падежной формы
|
|
|
Задание 13.Познакомьтесь с материалом учебного пособия под редакцией М. Н. Аникиной «Синтаксис сложноподчиненного предложения» [М. : Дрофа, 2006]. Опишите систему упражнений по одной из тем пособия.
Задание 14.Определите, для работы по какой грамматической теме может быть использован данный текст. Заполните таблицу.
Управление конфликтом
Все, связанное с конфликтной ситуацией, приобретает для его участников эмоциональную окраску. Именно эта эмоциональная сторона конфликта и становится часто основным препятствием в поиске разумного решения. Если ваш собеседник переполнен эмоциями:
- дайте ему возможность выразить свои чувства до конца;
- не говорите ему, что он не прав;
- сначала отметьте те моменты, с которыми вы согласны, и лишь затем скажите о том, в чем вы расходитесь;
- не используйте дискуссионную манеру общения;
- предложите вырабатывать альтернативы вместе.
Грамматическая модель
| Пример употребления (из текста)
|
|
|
Задание 15.Определите причину грамматических ошибок в следующих высказываниях. Заполните таблицу.
Религиозные секты более опасны, чем мафиозные кланы
Айджемал (Туркменистан)
С моего точки зрения люди которые присоединили в религиозном секту, ищут человеку, чтобы, увеличивать количеству своих людей. Они привлекают людей к себе, умеют убедить людей, что они начали доверят в них. Люди находившейся среди них начинают думать по другому. Проще говоря, человек начинает полностью отказаться от своей индивидуальности, они не имеют личные мысли самостоятельно, не могут принять решения.
Мой личный вклад в борьбу за чистоту окружающей среды
Ван Шичин (Китай)
В нашим мире грязнение природы стало серьезноном проблемом. Народ пара защищать нашу землю. Например, я еду на автобуче, метро, не еду на личном машине. Я не использую пластиковый пакет. Я посоветую, что фабрики используют чистые энергии. (например: солнечная энергия). Когда я вышел из дома, я выключю свет.
Чистая земля для нас как будто вода для рыбу. Если мы будем загрязнять землю то она отмстит нам. Вы же видели что землетресение, цунами, лесные пожары чаще произходят. Бросайте плохую приычку, начинайте защищать нашу землю.
Пример ошибочного употребления
| Причина ошибочного употребления
|
|
|
Задание 16.На основе памятки «Как создать систему упражнений по грамматике» разработайте комплекс упражнений по теме «Выражение значения долженствования / необходимости в русском языке».
Задание 17. По пособиюПулькиной И. М. «Учебник русского языка для студентов иностранцев. Практическая грамматика с упражнениями» [М. : Русский язык, 1975. – 518 с.] изучите, как образуется повелительное наклонение русского глагола. Подготовьте материал, предназначенный для презентации указанной темы в процессе обучения РКИ.
Задание 18.Проанализируйтепримеры употребления притяжательных местоимений, сформулируйте операциональное правило употребления местоимения «свой». Предложите упражнения для формирования умения правильно употреблять указанное местоимение.
Олег отдал брату свои деньги. – Олег отдал брату его деньги.
Андрей прочитал нам свои стихи. – Друг Андрея прочитал нам его стихи.
Задание 19. На основе языкового материала диалога сформулируйте правило употребления неопределенных местоимений. Приведите свои примеры, иллюстрирующие правило.
– Ко мне кто-нибудь приходил? Я кое-кого жду.
– Да, кто-то приходил, но я его не знаю.
Задание 20. На портале www.ruscorpora.ru познакомьтесь с материалами А. Мустайоки «Роль корпусов в лингвистических исследованиях и преподавании языков» и Л. А. Янда «Студенты – пользователи Национального корпуса русского языка». Напишите сообщение о том, как возможности предоставляет национальный корпус русского языка для обучения иностранцев грамматике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|