Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровни владения фонетическими навыками





ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ

Составитель:

старший преподаватель кафедры

славянских языков,

кандидат педагогических наук

И. С. Каминская

 

Минск, 2015


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данное пособие адресовано учащимся 4 курса факультета английского языка МГЛУ, получающим специализацию «Русский язык как иностранный» (РКИ), для самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям по учебному предмету «Методика преподавания русского языка как иностранного». В пособии представлены наиболее сложные темы практического курса РКИ – обучение русской фонетике, лексике и грамматике, что составляет специфику методики преподавания РКИ как частной реализации общей методики преподавания иностранных языков.

Основной целью пособия является совершенствование профессиональной компетенции преподавателей РКИ, развитие методического мышления будущих специалистов в осмыслении и решении проблем обучения инофонов языковым средствам общения.

Для достижения поставленной цели в пособии решается ряд задач: даются основные положения обучения фонетике, лексике и грамматике; рассматриваются типичные проблемы усвоения иностранными учащимися средств общения на русском языке; предлагаются практические задания, направленные на развитие у учащихся умения применять полученные знания в процессе преподавания.



Практическая часть пособия включает задания различных типов: решение методических задач – «типичных проблемных ситуаций, моделирующих процесс обучения» [10, с. 3]; разработку фрагментов занятий по наиболее сложным темам преподавания фонетики, лексики и грамматики русского языка; анализ современных средств обучения РКИ. Выполнение заданий также предполагает знакомство учащихся с опытом современных практиков в области обучения иностранцев аспектам русского языка.

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Обучение фонетике. 4

Тема 1. Формирование фонетических навыков (общие положения) 4

Тема 2. Обучение произношению русских звуков. 7

Тема 3. Обучение русскому ударению.. 14

Тема 4. Обучение русским интонационным конструкциям. 17

Раздел 2. Обучение лексике. 26

Тема 1. Формирование лексических навыков (общие положения) 26



Тема 2. Семантизация лексики. 33

Тема 4. Национально-культурная специфика русской лексики. 36

Тема 5. Усвоение лексических навыков. 41

Раздел 3. Обучение грамматике. 48

Тема 1. Формирование грамматических навыков (общие положения) 48

Тема 2. Система работы по формированию грамматических навыков. 53

Тема 3. Трудности усвоения грамматики русского языка. 57

Тема 4. Обучение «трудным» темам русской грамматики. 59


Раздел 1. Обучение фонетике

Тема 1. Формирование фонетических навыков (общие положения)

1.1 Определение понятия фонетический навык. Цель и содержание обучения фонетическим навыкам. Методы обучения фонетическим навыкам.

1.2 Этапы работы над фонетическими навыками.

1.3 Уровни владения фонетическими навыками.

1.1Определение понятия фонетический навык. Цель и содержание обучения фонетическим навыкам. Методы обучения фонетическим навыкам

 

Наряду с понятием фонетический навык в методической литературе также встречается понятие произносительный навык.

 

Таблица 1.1. –Соотношение понятий произносительный и фонетический навыки

Произносительный навык Фонетический навык
Способность совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы <…>» [15, с.248]. Способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить [15, с. 369]

 

Понятие фонетический навык шире понятия произносительный навык, так как включает способность не только правильного произношения звуков, слов, фраз, но и адекватное восприятие фонетических единиц в речевом потоке, что крайне важно для успешности речевого общения. Таким образом, понятие произносительный навык является частью понятия фонетический навык.



Цель работы по формированию фонетических навыков – постановка произношения русских фонетических единиц, максимально близкого к произношению носителей русского языка, а также формирование умения безошибочно понимать звучащую русскую речь.

Содержание обучения фонетическим навыкам:

1. Обучение артикуляции русских звуков.

2. Обучение ритмике русских слов.

3. Обучение интонационным конструкциям русского языка.

 

Методыобучения фонетическим навыкамвключают имитативный и аналитико-имитативный.

 

Таблица 1.2. – Имитативный и аналитико-имитативный методы обучения фонетическим навыкам

Метод Сущность метода Критическая оценка метода
Имитативный Метод обучения произношению, основанный на том, что учащийся слушает речевой образец и воспроизводит его 1) как правило, не у всех учащихся хорошо сформированы слуховые навыки, таким образом, речевой образец может быть услышан неправильно; 2) способность к имитации у взрослых людей значительно меньше, чем у детей, а значит, данный метод не рекомендуется использовать во взрослой аудитории
Аналитико-имитативный Метод обучения произношению, сочетающий в себе момент анализа (осознания материала) и его имитацию. Преподаватель начинает с объяснения материала, используя таблицы, схемы артикуляции, схемы движения тона в разных типах интонации и т. д. Одновременно дается слуховой образец. Только после объяснения и демонстрации ученики произносят (имитируют) звуковой образец [1, с. 30] 1) данный метод опирается на принцип сознательности обучения – один из ведущих дидактических принципов; 2) дает возможность учащимся проанализировать речевой образец, осознать специфику изучаемого фонетического явления перед тем, как его имитировать; 3) отвечает требованиям возрастной психологии.

 

 

Этапы работы над фонетическими навыками

Работа по постановке правильного произношения фонетических единиц начинается с первого занятия по РКИ и осуществляется постоянно на протяжении всего периода обучения.

В работе по формированию фонетических навыков принято выделять следующие курсы:

- вводно-фонетический курс;

- корректировочный курс;

- сопроводительный курс.

 

Таблица 1.3. – Место и содержание этапов работы над фонетическими навыками в курсе РКИ

Этап Место курса Цель курса
Вводно-фонетический этап На начальном этапе обучения РКИ, в течении 1-2 недель обучения Дать представление о фонетической системе русского языка, обучить произношению русских звуков; обучить произношению одно-, двух-, трехсложных русских слов; показать позиционные изменения русских звуков; обучить основным типам ИК (1–3 или 1–4).
Сопроводительный этап Является структурной частью каждого занятия по РКИ (5-10 минут – фонетическая зарядка) либо выделяется в отдельный аспект (1 занятие в неделю) Снять фонетические трудности при вводе новых лексико-грамматических явлений; совершенствовать навыки, полученные в ходе вводно-фонетического курса и формировать новые: произношение сочетаний звуков; произношение звуков в разных позициях; произношение грамматических форм слова; произношение многосложных слов; слитность произношения; синтагматическое членение фразы; перенос интонационного центра ИК; употребление ИК4(5) – ИК7.
Корректировочный этап На среднем / продвинутом этапах обучения Совершенствовать навыки произношения; ликвидировать устойчивые произносительные ошибки в речи учащихся.

 

 

Уровни владения фонетическими навыками

 

Таблица 1.4. – «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценки»: требования к владению фонетическими знаниями и навыками [6, с. 99].

А1 Учащийся может произнести лишь ограниченное число заученных слов и фраз, что вызывает некоторые затруднения восприятия у носителей языка, не привыкших общаться с иностранцами.
А2 Несмотря на заметный акцент, имеет произношение довольно понятное, однако собеседники бывают вынуждены просить повторить отдельные слова и фразы.
В1 Имеет достаточно четкое произношение, хотя иногда ощущается иностранный акцент, допускается неправильное произношение отдельных слов.
В2 Владеет четким естественным произношением.
С1 Может передавать тончайшие оттенки значения с помощью соответствующей интонации и логического ударения.
С2 См. уровень С1

 

 

Вопросы по теме 1 «Формирование фонетических навыков (общие положения)»:

1. Совпадает ли объем понятий «произносительный навык» и «фонетический навык»?

2. Какова цель обучения русскому произношению?

3. Какой метод обучения предпочтительнее использовать, работая над фонетическими навыками во взрослой аудитории?

4. Каковы место и содержание работы по формированию и коррекции фонетических навыков на разных этапах обучения?

5. Каких результатов в области русского произношения должны достичь учащиеся на каждом этапе обучения русскому языку?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.