Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровни владения грамматическими навыками.





Таблица1.4. – «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценки»: требования к владению грамматическими знаниями и навыками [6, с. 177–178].

А1 Учащийся может использовать ограниченное число простейших заученных конструкций и моделей предложений
А2 Учащийся правильно использует простые грамматические конструкции, однако систематически допускает типичные ошибки (например, путает времена, неправильно оформляет согласование), тем не менее общий смысл высказывания обычно ясен.
В1 Учащийся имеет достаточно грамотную речь в знакомых ситуациях общения; заметно влияние родного языка, ошибки допускает, но общий смысл высказывания ясен. Достаточно грамотно употребляет определенное число стандартных конструкций, связанных с наиболее предсказуемыми ситуациями.
В2 Учащийся имеет хороший уровень контроля: допускает немногочисленные ошибки и незначительные неточности в построении предложений, которые сам может исправить. Имеет относительно высокий уровень грамматической правильности речи, ошибки допускает редко.
С1 Учащийся имеет стабильно высокий уровень грамматической правильности речи: ошибки допускает редко.
С2 Учащийся имеет стабильно высокий уровень грамматической правильности сложной речи, даже если его внимание сосредоточено на чем-то другом, например, на планировании дальнейшего высказывания, на наблюдении за реакцией собеседника и т.п.

Вопросы по теме 1 «Формирование грамматических навыков (общие положения)».



1. Что значит владеть грамматикой русского языка?

2. Почему, с точки зрения методики, целесообразно разделять активную и пассивную грамматику?

3. Как описываются языковые единицы в педагогической грамматике в отличие от грамматики теоретической?

4. Какие требования предъявляются к отбору содержания грамматического минимума? Каково содержание грамматического минимума на начальном этапе обучения?

5. Какие требования предъявляются к владению грамматическим материалом на каждом этапе обучения?

 

 

Тема 2. Система работы по формированию грамматических навыков

2.1. Введение грамматического материала. Речевой образец.



2.2. Правила в обучении грамматике.

2.3. Система упражнений для формирования грамматических навыков.

Введение грамматического материала. Речевой образец.

«Грамматический материал должен быть рационально организован и введен в учебный процесс. В практике преподавания русского языка иностранцам все морфологические формы вводятся на синтаксической основе и предъявляются учащимся в виде предложения, которое служит минимальной единицей обучения. Принцип организации языкового материала на синтаксической основе открывает возможность более полно реализовать речевую направленность обучения» [8, с.48].

Чаще всего грамматический материал организуется в систему речевых образцов. Каждый речевой образец – это конкретное воплощение абстрагированной обобщающей модели.

Таблица2.1. – Пример построения речевых образцов.

Исходная единица Пример речевого образца
Простое нераспространенное предложение с глаголом в форме настоящего времени с нейтральным типом фразового ударения   Андрей – студент. Ольга – студентка. Он студент. Она студентка. Андрей переводит текст, а Ольга пишет реферат. Он переводит хорошо, а она переводит плохо. Они изучают немецкий язык. Это телефон. Это мой телефон. Это мой новый телефон. Это его телефон. Это ее телефон. Это его новый телефон.
Сложное предложение, компонентами которого выступают простые предложения Андрей готовился к экзамену. Ольга смотрела кино. – Когда Андрей готовился к экзамену, Ольга смотрела кино.

 

Требования, предъявляемые к речевому образцу:



- типичность;

- коммуникативность (проявляется в смысловой законченности, информативности, наличии коммуникативной целевой установки, соотнесенности с ситуацией употребления и контекстом [8, с. 52]).

Правила в обучении грамматике. Способы введения грамматического материала.

Таблица2.2.Типы организации материала грамматического правила [10, с. 6].

Тип правила Организация материала правила
Простое Сложное Языковая норма действует при наличии одного условия Языковая норма действует при наличии нескольких условий
Позитивное Негативное Указывает на норму   Указывает не на норму, а на исключение
Операциональное (инструктивное) Не операциональное (не инструктивное) Содержит не только описание того или иного факта языка, но инструкцию действий с языковыми единицами   Содержит только описание того или иного факта языка

 

Выбор того или иного способа введения материала по грамматике зависит:

· от характера самого языкового материала,

· от возраста учащихся

· от степени их лингвистической подготовки.

 

Таблица2.3.Индуктивный и дедуктивный пути введения грамматического материала

Способ введения материала Пример реализации способа
Индукция -- путь от наблюдения к выводу. Прочитайте предложения. Определите по контексту, в каких из них говорится о запрете какого-либо действия, а в каких – о невозможности его выполнения. Укажите вид инфинитива. Нельзя входить в аудиторию: там идет государственный экзамен. Нельзя открывать окно. На улице мороз. Нельзя войти в аудиторию: ключ от нее потерялся. Нельзя открыть окно: ручка сломалась. Дополните схемы: Нельзя + инф. НСВ = _____ Нельзя + инф. СВ = ______
Дедукция --путь от правила к анализу явления Познакомьтесь с материалом правила: 1) Нельзя + инф. НСВ = запрет (нельзя курить возле университета, нельзя покупать просроченные продукты) 2) Нельзя + инф. CВ = невозможность выполнения действия (нельзя снять деньги, так как банкомат не работает; нельзя получить книги, так как библиотека еще закрыта) Прочитайте предложения, определите, в каких из них выражен запрет, а в каких – невозможность выполнения действия.

 

 

Система упражнений для формирования грамматических навыков.

Таблица2.4. – Стадии формирования грамматического навыка (на примере работы по теме «Выражение причины в простом предложении»).

Стадия формирования навыка Пример упражнений
Презентация грамматического явления Упражнение 1. Прочитайте текст. Василий болен. Из-за дождя он промочил ноги, и у него началась ангина. От боли в горле он не мог есть, от высокой температуры было темно в глазах и хотелось спать. Из нелюбви к лекарствам Василий отказывался принимать таблетки. По рассеянности он забывал полоскать горло. Из-за ангины он мог пропустить важное собеседование. На помощь Василию пришла его подруга Наталья. Она начала ухаживать за больным: поила его чаем с малиной, уговаривала принимать лекарства. Наталья была хорошим человеком и часто помогала людям из сострадания. Благодаря заботе Натальи через неделю Василий поправился и с успехом прошел собеседование.
Имитация Упражнение 2. Ответьте на вопросы по образцу. Образец: Василий промочил ноги из-за дождя? – Да, он промочил ноги из-за дождя.
Подстановка Упражнение 3. Дополните предложения необходимыми предлогами. … боли в горле Василий не мог есть. Наталья часто помогала людям … сострадания (и т.п.)
Трансформация Упражнение 4. Ответьте на вопросы по образцу. Образец: Василий отказывался принимать таблетки, потому что не любил лекарства? – Да, из нелюбви к лекарствам Василий отказывался принимать таблетки.
Целенаправленное употребление структуры Упражнение 5. Перескажите текст.
Переключение Упражнение 6. Расскажите, случалось ли вам серьезно болеть? Кто помог вам выздороветь?

 

 

Вопросы по теме 2 «Работа по формированию грамматических навыков»:

1. Что такое речевой образец? Какие требования предъявляются к речевому образцу?

2. Охарактеризуйте способы предъявления грамматического материала? На чем следует основываться преподавателю, выбирая тот или иной способ предъявления грамматического материала?

3. Охарактеризуйте стадии формирования грамматических навыков. Какие упражнения можно включать на каждой из стадий?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.