|
Тема 2. Обучение произношению русских звуков
2.1 Трудности иностранных учащихся в овладении русскими звуками.
2.2 Классификация приемов постановки звуков.
2.3 Приемы постановки «трудных» русских звуков.
2.4 Работа по обучению позиционным изменениям русских согласных – оглушению и озвончению.
2.5 Виды упражнений, направленных на постановку русских звуков
Трудности иностранных учащихся в овладении русскими звуками
Трудности усвоения фонетической системы русского языка порождаются наличием в русском языке специфических звуков, отсутствующих или имеющих иную артикуляцию в родном языке учащегося, что провоцирует появление фонетических ошибок в речи иностранцев.
Таблица 2.1. – Классификация ошибок в произношении звуков [7, с. 29].
Тип ошибки
| Описание ошибки
| Фонематические
| Возникают по причине отсутствия в родном языке обучаемого различий, характерных для фонем русского языка ([л – л’] у западноевропейцев, [э – и] у арабов; [р – л] у китайцев)
| Артикуляционные
| Вызываются тем, что в родном языке учащегося есть соответствующий звук, но произносится он с иной артикуляцией ([р] во французском, английском, немецком языках)
| Ошибки «смешанного типа»
| Связаны и с неразличением фонем, и с нарушением артикуляции (произношение [и] на месте [ы]; замена глухих согласных звонкими и наоборот)
|
Классификация приемов постановки и коррекции звуков
Таблица2.2 –Классификация приемов постановки звуков [1, с. 80–82]
Вид приема
| Описание приема
| Использование звуков-помощников
| Звук-помощник должен обладать тем неощутимым моментом артикуляции, который необходимо вызвать у нового звука, и отличаться от него таким моментом артикуляции, которым можно управлять сознательно.
| Использование благоприятной фонетической позиции
| Благоприятной будет такая позиция звука, в которой наиболее легко поставить его произношение. Например, для устранения придыхания согласного благоприятной фонетической позицией будет сочетание этого согласного с [а], так как гласный нижнего подъёма [а] увеличивает объем ротовой полости и уменьшает возможность придыхания.
| Использование звуков-спутников
| Прием основан на взаимодействии артикуляции соседних звуков в слоге и слове. Для постановки трудного звука подбираются такие сочетания этого звука с другими, в которых предшествующий и последующий звуки помогают настроить органы речи так, чтобы вызвать нужный неощутимый момент артикуляции звука.
| Использование действия по аналогии
| Прием основан на наличии в родном языке студента или в известных ему иностранных языках явлений, аналогичных тому, которое требуется усвоить.
| Утрирование артикуляции
| При утрированном произнесении звука некоторые неощутимые моменты артикуляции могут стать ощутимыми.
| Изменение темпа речи
| Замедленное произнесение слога или слова ведет к разложению звука на составные части, что помогает студенту осознать структуру данного звука и правильно его произнести.
Ускоренное произнесение слога позволяет избежать излишних вставок в сочетания согласных звуков.
| Психологические приемы
| Понять неощутимый момент артикуляции часто помогают образы, представления. Например, при произнесении русского [т] полезен такой совет: произнося этот звук, представьте, что у вас полный рот молока. Такое представление ведет к прогибанию нижней спинки языка.
| Логопедические приемы
| Использование специальных приборов (ложечки, шпателя) для фиксации языка в нужном месте.
|
Приемы постановки «трудных» русских звуков
В русском языке есть звуки, овладение которыми вызывает проблемы у большинства иностранных студентов вне зависимости от их национальной принадлежности.
Для постановки этих звуков можно использовать следующие приемы:
Таблица 2.3. – Приемы постановки «трудных» русских звуков [1, 2].
Звук
| Приемы постановки
| [ы]
| Цель: добиться смещения массы языка назад и поднятия средней и задней части языка к мягкому небу.
Приемы:
· произнести звук [э] с закрытым ртом;
· зажать ручку между зубами и пытаться произнести звук [у];
· использовать звуки-помощники [к], [г], [х].
| [ж, ш]
| Цель: добиться образования двух щелей – между передней частью и кончиком языка и альвеолами; между задней частью языка и мягким небом.
Приемы:
· произносить звук [з] и в момент произнесения загибать кончик языка как можно ближе к небу (тот же прием со звуком [c] для постановки [ш]);
· использовать звуки-помощники [о], [у], [г];
· использовать благоприятную позицию в сочетании со звуками [м], [н] (мжа, нжа) и между гласными.
| [щ]
| Цель: добиться образования двухфокусной щели, опущения кончика языка и поднятия средней части языка.
Приемы:
· произносить [ш] и в момент произнесения опустить кончик языка;
· произносить [с’] в момент произнесения поднять кончик язык;
· использовать благоприятную позицию между двумя [и] (ищи), причем первый звук [и] произносить долго и напряженно.
| [ч]
| Цель: добиться плотной смычки передней части и кончика языка с альвеолами.
Прием:
· использовать в качестве звуков-помощников [и], [т’].
| [ц]
| Цель: добиться образования однофокусной щели, плотной смычки передней части языка с альвеолами и опущения кончика языка к нижним зубам.
Приемы:
· многократно и быстро повторять слово «сад» (на месте [тс] должен появиться звук [ц]);
· графически показать смычку, акцентируя внимание на длительности [c] – [тС];
· использовать аффрикату [дз] и оглушать ее (оте[дз] бы сказал – отец; Шпи[дз]берген – шпиц);
· использовать звуки-помощники [т], [д] (отцы, молодцы), [а], [о], [у], [ы].
| [л]
| Цель: добиться смычки передней части языка с альвеолами и верхними зубами, поднятия задней части языка к мягкому небу, образования щели между краями языка и боковыми зубами; оттягивания языка назад, как при произнесении всех твердых согласных.
Приемы:
· зажать кончик языка между зубами и задержать в таком положении;
· произносить долгий [ы], упирая кончик языка в альвеолы и верхние зубы, а затем отпускать кончик языка;
· палочкой, зажатой между зубами, фиксировать смычку кончика языка и верхних зубов и альвеол;
· использовать звуки-помощники [ы], [у], [г] [к];
· изменить привычную артикуляцию – опустить кончик языка вниз;
· провести аналогию произношения твердого [л] с произношением звука в английских словах типа ball, poll.
| [р]
| Цель: добиться появления вибрации кончика языка – многократного смыкания и размыкания с альвеолами.
Приемы:
· поднять кончик языка к альвеолам, не смыкать, выдохнуть сильную струю воздуха так, чтобы заставить кончик языка вибрировать;
· использовать звуки помощники [ж], [д], [т] (жра, дра, тра);
· использовать звуки-помощники [г], [к], [х], чтобы снять язычковую артикуляцию (для тех учащихся, в родном языке которых имеется увулярный звук [r]).
| [х]
| Цель: добиться поднятия спинки языка к мягкому небу, образования щели на границе твердого и мягкого неба, выпуклой формы языка, опущения кончика языка.
Приемы:
· произносить [к] и в момент произнесения расслабить гортань и опустить язык вниз;
· использовать звуки-помощники [о], [у].
| Твердые – мягкие согласные
| Цель: добиться появления при произнесении мягких согласных палатализации – поднятия передне-средней части языка к твердому небу.
Приемы:
· дать психологическую установку: «Представьте, что вы собираетесь произнести звук [и]»;
· использовать благоприятную позицию – произношение согласного между двумя звуками [и];
· произносить мягкие согласные «женским» голосом, а твердые –«мужским», так как произношение мягких согласных сопровождается повышением тона.
| Глухие – звонкие согласные
| Цель: добиться произношения полнозвонких согласных; колебания голосовых связок должны сопровождать всю артикуляцию звука.
Приемы:
· закрыть уши пальцами или костяшками ладоней и произносить попеременно звонкий и глухой согласный, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких;
· с помощью ладони или зеркала контролировать напор воздушной струи, который больше при произнесении глухого согласного.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|