Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы упражнений, направленных на формирование лексических навыков





Таблица5.1. – Типы упражнений, направленных на усвоение лексики русского языка.

Типы упражнений Виды заданий
Дифференцировочные   · Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме. · Сгруппируйте слова по указанному признаку. · Покажите называемые предметы. · Выполните команды по действиям с предметами. · Расположите слова в алфавитном порядке. · Выделите слова с общим корнем. · Сгруппируйте слова по аналогии. · Подчеркните новые слова в предложении. · Найдите в тексте словосочетания с указанным словом. · Выпишите из текста слова по определенным признакам и т.п.
Подстановочные · Заполните пропуски в подписях к рисункам словами из списка. · Подставьте соответствующие слова или словосочетания вместо рисунков в предложениях. · Заполните пропуски в предложениях, выбирая слова из пар антонимов в соответствии с контекстом. · Заполните пропуски в предложениях, выбирая слова из групп синонимов, в соответствии с контекстом. · Используя разные определения, уточните значения слов в предложении. · Внесите все слова из списка в подстановочную таблицу. · Попеременно замените слова в речевом образце словами из списка слов для подстановки. · Из предложенных для подстановки вариантов составьте самостоятельные предложения по данному речевому образцу и т.п.
Трансформационные · Расширьте следующие предложения по образцу, употребляя новые слова. · Сократите предложения по образцу. · Перефразируйте услышанное предложение, употребляя новые слова. · Замените развернутые описания в тексте одним словом. · Замените в предложениях фразеологизмы соответствующими по смыслу словами, словосочетаниями. · Замените в предложениях словосочетания отдельными словами. · Замените в предложениях словосочетания синонимическими выражениями. · Употребите имеющийся в предложении многозначный глагол (существительное) в другом значении и внесите соответствующие изменения в это предложение и т.п.
Упражнения для активизации лексики в речи · Прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему. · Прослушайте начало диалога, расширьте и дополните последнюю реплику одного из партнеров, используя новую лексику. · Перескажите диалог в монологической форме, употребляя ключевые слова и добавляя детали, собственные оценки. · Составьте диалог на основе монолога, используя употребленные в нем речевые клише. · Передайте в устной и письменной форме содержание прослушанного текста, используя новые слова. · Придумайте концовку рассказа, употребляя новые слова. · Составьте диалог на основе ключевых слов. · Составьте диалог на основе зачинов реплик и разрозненных слов. · Составьте монологическое высказывание на основе плана и списка обязательных слов и т.п.

Вопросы по теме 5 «Усвоение лексических навыков»:





1. Какие стадии усвоения лексических навыков выделяют психологи?

2. Как в системе упражнений отражаются стадии усвоения лексических навыков?

Задания к разделу 2 «Формирование лексических навыков».

Задание 1. Прочитайте статью М. В. Миловановой «Проблема адекватной семантизации лексических единиц в практике преподавания славянских языков как иностранных». Заполните таблицу.

 

Глаголы, трудные для усвоения иностранцами Релевантные семантические признаки «трудных» глаголов
   

 

Задание 2.Определите наиболее эффективный способ (способы) семантизации данных ниже слов. Аргументируйте свой выбор.

 

Бежать, любовь, университет, валенки, стакан, конституция, уродливый, алый, улыбка, учитель, философия.

 

Задание 3.1.Оцените с точки зрения методической целесообразности следующие действия преподавателя.

1) Для семантизации слова радость преподаватель использует наглядность – фотографию, на которой изображены смеющиеся люди.



2) На среднем этапе обучения преподаватель семантизирует глагол тратить с помощью антонима зарабатывать.

3) Для семантизации слова практика преподаватель использует толкование «деятельность людей, в результате которой они, воздействуя на материальный мир, в процессе производства, преобразуют его».

3.2. Предложите свои способы семантизации указанных слов.

 

Задание 4.Определите, какие трудности могут возникнуть у англоговорящих иностранных студентов при самостоятельном установлении значения следующих слов:

 

Митинг, интеллигентный, амуниция, баллон, дата, конкурс, мультипликация, сервант, принцип.

 

Задание 5.Впишите в таблицу ниже примеры русских словообразовательных суффиксов имен существительных, знание которых поможет иностранному студенту семантизировать новую лексику с помощью словообразовательного анализа. Дифференцируйте суффиксы внутри каждой группы по значению. Приведите примеры слов с данными суффиксами.

 

Словообразовательный суффикс Семантическая доминанта имени существительного
  лицо мужского пола
  лицо женского пола
  процесс
  качество, состояние

 

Задание 6.Определите, какие трудности могут возникнуть у иностранных учащихся при семантизации данных ниже слов на основе словообразовательного анализа.

 

Благодушный, дальновидный, мягкосердечный, хорошенький, выключатель, открытка, безумный.

 

Задание 7.Какими грамматическими комментариями необходимо сопровождать следующие слова?

 

1. Молодежь, доктор, Рождество, невежа, лебедь, моль, пальто, кенгуру, ООН, лист, еда, нападки, беспорядок.

2. Радоваться, плыть, шуметь, адресовать, наблюдать, интриговать, смеяться.

 

Задание 8. Отберите глаголы ЛСГ «Выражение чувств». По какому признаку вы организуете лексический материал внутри группы?

 

Задание 9. Отберите прилагательные ЛСГ «Качества характера». По какому признаку вы организуете лексический материал внутри группы? Определите, какие из отобранных прилагательных вы дадите для усвоения на начальном этапе обучения, а какие – на средне-продвинутом.

 

Задание 10. Отберите лексику по теме «Олимпиада». Сгруппируйте лексические единицы с учетом требований, предъявляемых к организации ТГ.

 

Задание 11. Составьте учебный фрейм по темам: 1) «Религия. Церковь»; 2) «Выборы»; 3) «Посещение музея».

 

Участники действия Типичное действие
   

Задание 12. Прочитайте сочинение студента из Японии (оригинал текста полностью сохранен). Найдите в нем лексические ошибки. Определите причины их появления.

 

О подароке

«Ой, голова болит»

Большинство японцев жаловают перед праздником и днем рожденией друга и подруги, что они должны покупать подарки.

Простые японцы живут в узком квартире, не интересуетесь букет цветы, и хобби нет. Итак, трудно быврать хороший (но не дорогой) подарок.

В счастье, я хорошо знаю о вине, поэтому всегда я возиму хорошое и недорогое вино.

Но подарок для любимой женщины, это не так просто.

Если любимая женщина умная и очаровательная, надо думать не только что я должен подать подарок, но как мы проводить праздник и ей день рождения. Этот день – продемонстрировать свои опыты и идея мужчины.

Нельзя возить ее к сутороке (сутолоке), простой ресторан – это ужас!

Нам надо внимательный быврать особое место, и хороший и тихий ресторан. Конечно, надо думать как подать свой подарок. Выбор места и время, это самый важный.

Если ваша девушка жадная и без образования – это просто. Каждый праздник и день рождения, дай её сумку «Луи Витона», часы «Ролекса», туфли «Прады» или кольцо «Тифания», но надо слишком много деньги.

 

Задание 13. Прочитайте статью Л. Г. Чапаевой «Социокультурный комментарий в преподавании русского языка как неродного». По примеру социокультурного комментария автора статьи к рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» создайте социокультурный комментарий к рассказу «Толстый и тонкий».

 

Задание 14. Отберите безэкивалентную лексику по теме «Масленица». Определите способ ее комментирования. Создайте лингвострановедческий комментарий по теме.

 

Задание 15. Прочитайте статью А. К. Новиковой «Сопоставительное изучение фразеологии как принцип национально-ориентированного преподавания русского языка как иностранного». Заполните таблицу.

 

Трудности усвоения китайскими учащимися русской фразеологии Причины трудностей усвоения русской фразеологии
   

Задание 16. Отберите 8 фразеологических единиц со значением «Выражение времени». Придумайте контексты, при помощи которых можно семантизировать данные фразеологизмы.

 

Задание 17. Определите, какими грамматическими комментариями необходимо сопровождать следующие фразеологизмы.

 

Кот наплакал, бить баклуши, гора с плеч, несолоно хлебавши, за душой ничего нет, заткнуть за пояс.

 

Задание 18. Отберите фразеологизмы с компонентом «голова». С учетом этапов работы над фразеологическими единицами создайте систему упражнений по их усвоению.

 

Задание 18.Расположите упражнения по обучению лексике в необходимой последовательности.

Тема: «Существительные, имеющие разное значение в единственном и множественном числе: выбор – выборы».

А __, Б __, В __, Г __, Д __, Е __, Ж __, З __ .

1. Вставьте вместо точек существительные выбор, выборы в нужной форме.

2. Прочитайте предложения. Определите, в каком из следующих значений употребляется слово выбор (только в ед. числе) и выборы (только во мн. числе).

3. Ответьте на вопросы по образцу.

Образец: – Вы когда-нибудь участвовали в выборах? – Да, я уже несколько раз участвовал в выборах.

– В этом магазине большой выбор бытовой техники? – Да, в этом магазине большой выбор бытовой техники.

4. Расскажите, как проходят выборы в вашей стране.

5. Измените данные предложения таким образом, чтобы в них можно было употребить словосочетания со словами выбор, выборы.

6. Расскажите, какие магазины в предпочитаете посещать в Минске и почему.

7. Прочитайте и запомните данные словосочетания.

Большой, широкий, богатый выбор; в большом выборе; нет выбора; сделать выбор; по выбору; затрудняться в выборе (чего) и т.д.

Проводить, организовать, назначить, устраивать выборы; выборы состояться; участвовать в выборах; после выборов и т.д.

8. Послушайте диалог «В супермаркете». Используя лексику диалога, составьте свой по аналогии с услышанным.

 

Задание 19.Создайте систему упражнений по усвоению следующих лексических единиц:

1) любоваться – восхищаться – наслаждаться;

2) интерес – интересы;

3) писать – написать, записать, подписать, надписать, выписать, переписать.

 

Задание 20.Изучите возможности обучения лексике на образовательной платформе www.quizlet.com. Создайте собственный учебный материал по теме «Русские паронимы» (экономический – экономичный, мировой – мирный – миролюбивый; фамильный – фамильярный; цветной – цветастый и др.).

Задание 21. Изучите возможности программы ADTester для обучения лексике русского языка. Разработайте материалы, направленные на контроль усвоения лексики по теме «Имидж политика» (текст-основа – «Имидж политика, или кого мы выбираем» [Богомолов, А. Н. Новости из России-2009. Русский язык в средствах массовой информации. Учебник для изучающих русский язык как иностранный / А. Н. Богомолов. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М. : Русский язык. Курсы, 2009. – 304 с.]).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.