Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
Финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.
Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов. Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой — через величину финансовых ресурсов, формируемых в хозяйствующих субъектах и государстве и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структура финансового механизма. Выделяют две группы финансового механизма, отражающие экономическое содержание финансов:
• механизм государственных и муниципальных финансов;
• финансовый механизм хозяйствующих субъектов.
Финансовый механизм государства включает:
• методы распределения национального дохода;
• способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);
• методы образования государственных целевых внебюджетных фондов;
• виды платежей в бюджет и целевые внебюджетные фонды;
• финансовое планирование и прогнозирование;
• финансовый контроль.
Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья: мобилизацию финансовых ресурсов; финансирование; стимулирование и др.
Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки:
• финансового планирования и прогнозирования;
• оперативного управления;
• финансового контроля.
Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются.
Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве. Использование юридических норм в финансовой сфере деятельности дает возможность установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, государства. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
Финансовый механизм организации (предприятия) — составная часть хозяйственного механизма предприятия; совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу и получение максимальной прибыли.
В структуру финансового механизма предприятия входят пять взаимосвязанных элементов:
(1) финансовые методы;
(2) финансовые рычаги;
(3) правовое обеспечение;
(4) нормативное обеспечение;
(5) информационное обеспечение.
Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.
Финансовые рычаги представляют собой инструменты, используемые в финансовых методах: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, денежные фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма предприятия включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К этой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.
Количественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы страны. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на государственном и муниципальном уровнях и уровне хозяйствующих субъектов, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики в целом и ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести:
• снижение налоговых ставок;
• установление предельного размера дефицита бюджета, предельного объема государственных и муниципальных заимствований и государственного и муниципального долга;
• условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм;
• порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
Функциональным элементом управления финансами являются финансовое планирование и прогнозирование.
Целью финансового планирования является разработка и обоснование движения финансовых потоков у экономического субъекта с целью выполнения функций этим субъектом.
Объектом фин.планирования является финансовая деятельность экономического субъекта, то есть формирование и использование фин.ресурсов.
Субъектомвыступают органы власти, фин.службы организаций, члены домашних хозяйств.
Информационной базой фин.планирования выступают прогнозы, бизнес-планы, программы.
В ходе фин.планирования определяется:
1.состав и структура финансовых ресурсов
2.направление использования финансовых ресурсов с учетом приоритетов данного субъекта
3.расчет степени соответствия финансовых ресурсов потребностям и определение источников покрытия дефицита финансовых ресурсов
Финансовое планирование направлено на:
1. обеспечение планомерности и непрерывности развития субъекта
2. создание условий для структурных изменений в деятельности субъекта
Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов и финансовых разделов, бизнес-планов и целевых программ.
Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимосвязанных показателей, отражающих объем, источники поступлений и направления использования фин.ресурсов на планируемый период.
Финансовое прогнозирование– это составление обоснованных гипотез о вероятном поступлении и состоянии финансов.
Этапы финансового планирования:
1. анализ выполнения финансового плана в предыдущем периоде и выявление факторов, которые повлияли на выполнение плана
2. составление разных вариантов финансового плана
3. обоснование выбора финансового плана на текущий период
На этапе анализа применяются различные виды экономического анализа:
a. Факторный анализ (выявление влияния отдельных факторов на фин.показатели)
b. Трендовый анализ (выявление тенденций изменения фин. показателей)
Методы расчета финансовых показателей:
1. Нормативный метод. Показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов (нормы амортизации)
2. Метод экстраполяции. Означает расчет фин.показателей на основе выявленной устойчивой динамики
3. Метод математического моделирования. Моделирование позволяет определить количественное выражение между показателями, которые включены в модель. Модель базируется на корреляционных взаимосвязях и позволяет перейти к многовариантным расчетам.
4. Индексный метод
5. Программно-целевой метод. Программы представляют собой увязанные по задачам, ресурсам и срокам комплекс мероприятий.
6. Метод оптимизации плановых решений. Предусматривает выбор критерия оптимальности, который зависит от деятельности субъекта.
7. Балансовый метод. Нацелен для увязки источников формирования ресурсов с потребностями. Доходы + источники финансирования дефицита бюджета = расходы. Этот метод позволяет обеспечить финансовую устойчивость субъекта.
Финансовый план подлежит подтверждению соответствующим органом или лицом и обязателен к исполнению.
Виды финансовых планов:
Органы власти составляют финансовый план в виде бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Коммерческие организации составляют финансовый план в виде баланса доходов и расходов, либо это сводный бюджет.
Бюджетные и автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности.
Казенные учреждения составляют смету.
Фин. прогноз-ие - исследование конкретных перспектив развития гос. и муницип. финансов, финансов субъектов хозяйствования в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования фин. ресурсов на перспективу. Фин. прогноз-ие явл. одним из важнейших этапов фин. планирования.
Главной целью фин. прогноз-ия явл. опред-ие реально возможного объема фин.ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Фин прогнозы явл.необходимым элементом в выработке фин. политики.
Задачами фин. прогноз-ия явл.: 1) увязка материально-вещественных и фин.-стоимостных пропорций в эк-ке в перспективе; 2) опред-ие источников формир-ия и объема фин. ресурсов органов гос. власти и местн. самоупр-ия, хоз-щих суб-тов на прогноз-мый период; 3) обоснование направлений использ-ия фин. ресурсов органами гос. власти и мест. самоупр-ия, хоз-щими суб-тами на прогноз-мый период на основе анализа тенденций и динамики фин. показателей с учетом воздействующих на них внутр.и внеш. факторов; 4) опред-ие и оценка фин. последствий принимаемых органами гос. власти и местн. самоупр-ия, суб-тами хозяйствования решений.
В теории и практике используются след. методы прогнозирования: 1)Стохастич.(вероятностные) Методы; 2)Эконометрическое прогноз-ие (на основе коэффициентов); 3)Метод экспертных оценок; 4)Трендовый метод (зависимость от фактора времени); 5)Разработка сценариев (оценка последствий тех или иных методов); 6)Математич. Моделирование.
В практике фин. прогноз-ия, как впрочем и практике фин. план-ия, примен-ся чаще всего сочетание разных методов.
Результатом фин. прогноз-ия явл. составление фин. прогноза, ко. представляет собой сис-му научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии фин. сис-мы, отдельных ее сфер и звеньев.
Фин. прогноз-ие осущ-ся на трех уровнях эк-ки: общегос-ом, территориальном, хозяйствующих субъектов.
21. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: понятие, субъекты и объекты, формы и методы финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, ее территориальные пропорции, социальные процессы.
Согласованность функционирования различных звеньев (территорий, отраслей, соц.групп) экономической системы достигается путем регулирования.
Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Регулирование экономики основывается на изменении темпов развития отдельных структурных звеньев.
Регулирование экономики осуществляется в 2ух формах: саморегулирование и гос.регулирование.
Саморегулирование основывается на свободе выбора субъекта, но в рамках действующего правового поля.
Некоторые сегменты экономики не подлежат саморегулированию и в целях решения социально-экономических задач используется государственное регулирование.
Рыночный механизм недостаточно хорошо решает следующие вопросы:
1. Обеспечение макроэкономической стабильности,
2. Распределение доходов между различными экономическими субъектами (гос-во устанавливает налоговые льготы, прожиточный минимум);
3. Регулирование развития монополий (через принятие антимонопольного законодательства);
4. Учет внешних эффектов - это издержки, которые достаются 3им лицам, не участвующим в рыночной сделке (напр, через установление санитарно-гигиенических норм);
5. Проблема неполной информации (устанавливаются определенные требования к производителям «Закон о защите прав потребителей»),
6. Производство общественных благ.
Инструменты государственного регулирования:
1. Административные – основаны на элементах запрета, разрешения или принуждения.
2. Рыночные :
· Кредитное регулирование - осуществляется через ставку рефинансирования, изменение требований к УК, снижение норматива резервирование в банковской сфере.
· Страховой инструмент – изменение форм и видов страхования
· Финансовый инструмент – основан на перераспределении ресурсов между субъектами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|