Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики





Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны

Государственные и местные финансыденежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, прежде всего национального дохода, (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Следовательно, формируются государственные и местные финансы с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.). Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для реального обеспечения потребностей расширенного воспроизводства на микро-, так и на макроэкономическом уровне и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции РФ.



Бюджеты делятся в зависимости от уровня управления:

· Федеральный бюджет,

· Бюджеты субъектов РФ,

· Местные бюджеты

Внебюджетные фонды в зависимости от уровня управления делятся на:

· Государственные внебюджетные фонды РФ,

· Территориальные государственные внебюджетные фонды

ПФР — 22%; ФСС — 2,9%; ФФОМС — 5,1%.

Наиболее важную роль в государственных финансах играют федеральные финансы, включающие федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ГВФ) РФ (ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС).

С помощью федерального бюджета финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств, а также межбюджетные отношения, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и софинансирование социально значимых расходов. ГВФ РФ формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.



За счет пенсионного фонда выплачиваются пенсии.

За счет фонда социального страхования осуществляется выплата социальных пособий

Фонды ОМС : федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС.

За счет территориальных фондов ОМС и бюджетов субъектов РФ происходит финансирование здравоохранение на региональном уровне.

В условиях демократизации важнейшим звеном финансовой системы РФ являются территориальные финансы, которые охватывают бюджеты субъектов РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), а также бюджеты муниципальных образований.

Территориальные финансы в целом обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным, жилищно-коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов и субвенций.



 

Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики

Внебюджетные фонды были созданы в 90-ые годы в целях увеличения объемов финансовых ресурсов, выделяемых на определенные цели за счет закрепления доходной базы этих фондов и усиления контроля за целевым использованием средств.

Создание внебюджетных фондов было связано с социальными рисками и необходимостью решения проблем в социальной сфере. С 1 января 2000 года с введением бюджетного кодекса внебюджетные фонды стали носить только социальный характер и стали создаваться на федеральном и региональном уровнях.

Государственный внебюджетный социальный фонд (ГВФ) – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

В состав бюджетов ГВФ входят бюджеты ГВФ РФ (ПФР, ФСС, ФФОМС) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС).

Особенности внебюджетных фондов:

1. Целевая направленность фондов, которая соответствует названию фонда;

2. Законодательно закреплены источники формирования фонда;

3. Средства фондов обособлены от бюджетов бюджетной системы и не подлежат изъятию на другие цели;

4. Создаются на федеральном и региональном уровнях;

5. Социальная направленность фондов;

6. Средствами распоряжаются органы власти.

Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат.

В соответствии с БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации составляются органами управления этими фондами на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджеты ГВФ РФ по представлению Правительства Российской Федерации рассматриваются Государственной Думой в трех чтениях и принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ в форме федеральных законов.

Средства ГВФ РФ (ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС) находятся в федеральной собственности и не входят в состав федерального бюджета, а средства территориальных ГВФ (ТФОМС) находятся в собственности субъектов РФ и не входят в состав бюджетов субъектов РФ. Средства государственных внебюджетных социальных фондов изъятию не подлежат. Органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ не вправе создавать внебюджетные фонды.

В бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов подлежат зачислению налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, прочие доходы. Каждый фонд имеет свои источники доходов.

Расходы ГВФ осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ.

Доходы внебюджетных фондов:

Неналоговые доходы:Страховые взносы по тарифам,пении, штрафы, доходы от размещения временно свободных средств,штрафы, поступающие в результате возмещения ущерба.

Безвозмездные поступления:Межбюджетные трансферты,Прочие поступления.

Фонд социального страхования:

1. Выплата пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение (стоимость ритуальных услуг).

2. Оплата путевок для сотрудников и их детей в санатории, курорты

Федеральные фонды ОМС.

Фонд напрямую не покрывает расходы на ОМС (покрывают территориальные фонды), а аккумулирует финансовых средства для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС путем выделения финансовой помощи территориальным фондам ОМС. СЕЙЧАС ВСЕ ВЗНОСЫ – В ФФОМС. ЗАТЕМ ФФОМС РАСПРЕДЕЛЯЕТ ИХ ПО ТФОМСам.

Пенсионный фонд: выплата пенсий, выплата социальных пособий.

Исполнение бюджетов ГВФ (Российской Федерации и территориальных) осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета ГВФ РФ составляется органом управления Фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении территориальных ГВФ составляется органом управления Фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта в форме закона субъекта РФ. Контроль за исполнением бюджетов ГВФ осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ в порядке, установленном БК РФ для соответствующих бюджетов.

Роль ГВФ в социально-экономическом развитии страны. ГВФ, как и бюджеты, способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения. Через внебюджетные социальные фонды проходит довольно существенная часть денежных ресурсов государства (примерно около половины средств федерального бюджета). Средства ГВФ служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения, а также оказания бесплатной медицинской помощи.\

ПРО КАЖДЫЙ ФОНД.

Пенсионный фонд Российской Федерации— государственное учреждение, осуществляющее обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации; фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты прав граждан от особого вида социального риска утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся — длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации:

· сбор и аккумуляция страховых взносов;

· капитализация средств ПФ РФ, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

· совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых взносов в ПФ РФ и за целевым и рациональным их расходованием;

· назначение и выплата пенсий, финансирование других расходов;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования и др.

Фонд социального страхования Российской Федерации— централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан гарантированными государственными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при усыновлении ребенка; при рождении ребенка; и др.;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

· разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование.

ФФОМС выполняет следующие функции:

· осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

· разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на ОМС.

· осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

· выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

· ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

Территориальным фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий.

ТФОМС осуществляет следующие функции:

· аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;

· выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на ОМС;

· взаимодействует с ФФОМС и другими территориальными фондами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.