Сделай Сам Свою Работу на 5

Покажите изменение содержания и роли государственного финансового контроля в условиях рыночных преобразований. Современные проблемы общественного контроля, границы и сферы его применения.





Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).



В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация фи­нансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансо­вого контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, при­сущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов.

Поскольку частная форма собственности в России еще не за­няла подобающее место в экономической системе, действия государственных контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходного к рынку периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредст­вом скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближа­йся к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.



В настоящее время в России происходят преобразования в финансово-бюджетной сфере, в том числе в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля. В соответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Планом мероприятий по ее реализации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р, планируется внесение изменений в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования государственного (муниципального) контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Роль общественного контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования общественного контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).



В настоящее время общественный контроль сталкивается с рядом проблем: недостаточное расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; не выражена четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, так же нет установленных мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); в наши дни требуется законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; в этом же направление можно заметить еще один пробел в современном общественном контроле - нет обеспечения возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Под общественным контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.

Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

37.​ Дайте определение финансов коммерческих организаций. Сформулируйте и раскройте принципы финансов коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций– это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Финансовые отношения предприятия строятся на следующих основных принципах:

1.Принцип хозяйственной самостоятельностив области финансов обеспечивается тем, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложения средств с целью получения прибыли.

2.Принцип самоокупаемостиозначает возмещение текущих затрат, т.е. издержек производства и обращения за счет полученных доходов.

3.Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских, и коммерческих кредитов.

4.Принцип материальной заинтересованности — наличие определенной стоимостной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. В целом этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), погашение векселей.

5.Принцип финансовой заинтересованностидиктуется основной целью предпринимательской деятельности – получение прибыли. Реализуется принцип через достойную оплату труда, оптимальную налоговую политику государства, соблюдение экономически обоснованных пропорций в распределении прибыли.

6.Принцип финансового контроляоснован на том, что деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться.

7.Принцип обеспечения финансовыми резервами. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величина оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

38.​ Назовите виды финансовых отношений индивидуальных предпринимателей с различными субъектами. Какие виды производственных расходов могут отсутствовать у индивидуальных предпринимателей?

ИП имеют взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования - коммерческими, некоммерческими организациями, другими домохозяйствами. У ИП наиболее развитыми являются отношения с коммерческими организациями и другими ИП, т.к. основной целью их деятельности является извлечение предпринимательского дохода. В эту группу включаются отношения по поводу предоставления (получения) отсрочки платежа за реализованные ТРУ; получение и возврат банковских кредитов, а также процентов по ним; внесение страховых взносов страховым организациям для обеспечения бесперебойной предпринимательской деятельности. В целях диверсификации деятельности и получения дополнительного дохода ИП могут участвовать в деятельности коммерческих организаций – приобретать акции, облигации, вносить взносы в уставный капитал.

Финансовые взаимоотношения ИП с некоммерческими организациями возникают в связи с оплатой предоставленных им гарантий для получения банковского кредита; внесением членских взносов в союзы для защиты их профессиональных интересов.

Особенности финансовых взаимоотношений ИП с публично-правовыми образованиями состоят в особом порядке уплаты налогов и обязательных платежей и получении средств из бюджетов бюджетной системы в рамках финансовой поддержки.

У ИП могут отсутствовать любые виды производственных расходов, особенно, если ИП не занимается производством, например: расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров и др.

39.​ Дайте определение государственных внебюджетных фондов. Назовите доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Пенсионный фонд Российской Федерации основан 22 декабря 1990, создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от фонда оплаты труда организации.

Доходы ПФ РФ:

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

-Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

-Прочее

Расходы ПФ РФ:

-Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам

-Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам

-Выплата страховой части трудовой пенсии

-Прочее

40.​ Назовите объекты государственного финансового регулирования. Укажите методы государственного финансового регулирования отраслевых пропорций.

Основные объекты государственного финансового регулирования:

-отраслевая структура экономики

-ее территориальные пропорции

-социальная структура общества

Одной из важнейших задач является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Методы государственного финансового регулирования отраслевой структуры:

-налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

-амортизационная политика (может предполагать использование ускоренной амортизации)

-различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

- льготное кредитование и страхование

Регулирование территориальных пропорций. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов.

Регулирование социальных процессов. Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности.

 

41.​ Дайте определение финансового планирования, покажите его место в системе управления финансами. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Цель финансового планирования – прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Финансовое планирование как один из функциональных элементов управления финансами (наряду с финансовым прогнозированием, оперативным управлением и финансовым контролем) раскрывает содержание процесса управления финансами. В процессе финансового планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Задачи:

-обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами

-установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами

-выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций

-повышение прибыльности финансово-хоз. деятельности

-контроль за образованием и расходованием денежных средств.

 

42.​ Укажите, чем определяется применение различных методов при проведении финансового контроля. Назовите основные нормативно-правовые акты, регламентирующие управление финансами в разных сферах финансовой системы Российской Федерации.

Финансовый контроль- это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуются при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

При выявлении злоупотреблений наиболее эффективен такой подход, когда первоначально контролёры самостоятельно или с привлечением специалистов изучают небольшое количество заранее отобранных документов.

Если будет установлено, что нарушение нашло отражение в данных учёта, то назначается документальная ревизия (проверка).

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Используемые в ходе управления финансами финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ. Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ. Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ. В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты.

Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», ФЗ от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ. Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами.

43.​ Сформулируйте и раскройте принципы финансов коммерческих организаций. Приведите примеры влияния отраслевых факторов на особенности финансового механизма коммерческих организаций.

Финансовые отношения предприятия строятся на следующих основных принципах:

1.Принцип хозяйственной самостоятельностив области финансов обеспечивается тем, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложения средств с целью получения прибыли.

2.Принцип самоокупаемостиозначает возмещение текущих затрат, т.е. издержек производства и обращения за счет полученных доходов.

3.Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских, и коммерческих кредитов.

4.Принцип материальной заинтересованности — наличие определенной стоимостной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. В целом этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), погашение векселей.

5.Принцип финансовой заинтересованностидиктуется основной целью предпринимательской деятельности – получение прибыли. Реализуется принцип через достойную оплату труда, оптимальную налоговую политику государства, соблюдение экономически обоснованных пропорций в распределении прибыли.

6.Принцип финансового контроляоснован на том, что деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться.

7.Принцип обеспечения финансовыми резервами. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величина оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

Влияние отраслевых факторов на особенности фин механизма:

Отраслевыми факторами, влияющими на особенность орга­низации финансов, являются сезонность производства, длитель­ность производственного цикла, особенность оборота производ­ственных фондов, степень риска предпринимательской деятель­ности и др. Например, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияние природно-климатических факторов на процесс производства, что определяет его сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В этих усло­виях большую роль играют привлечение заемных средств для формирования финансовых ресурсов, создание резервных фон­дов и страхование. Для строительства, как и для некоторых отрас­лей промышленности, имеющих длительный производственный цикл (например, судостроение), характерно наличие больших объемов незавершенного производства, что также определяет не­обходимость формирования финансовых ресурсов за счет заем­ных средств.

44.​ Назовите основные источники формирования финансовых ресурсов ИП. Какие существуют системы налогообложения ИП?

Финансовые ресурсы ИП - это денежные доходы, поступления и накопления, домашнего хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для финансового обеспечения этой деятельности и удовлетворения других потребностей домохозяйства.

В начале ведения предпринимательской деятельности финансовые ресурсы ИП могут быть сформированы за счет:

- личных сбережений домохозяйства,

- кредитов и займов коммерческих банков,

- небанковских кредитных организаций и грантов, предоставляемых из бюджетов.

Личные сбережения домохозяйства являются основным, а в большинстве случаев единственным, источником формирования финансовых ресурсов ИП при создании собственного дела.

Кредиты коммерческих банков, займы небанковских кредитных организаций составляют при организации собственного бизнеса небольшой удельный вес. Коммерческие банки практически не предоставляют кредиты ИП для открытия собственного бизнеса, поскольку это связано с повышенными рисками для кредитных организаций.

В период осуществления предпринимательской деятельности финансовые ресурсы ИП формируются за счет:

- доходов от предпринимательской деятельности;

- банковских кредитов;

- займов небанковских кредитных организаций;

- субсидий, предоставляемых из бюджетов; сбережений домохозяйства.

Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогооблож доходов ИП:

- общий порядок налогообложения (налог на доходы физических лиц на общих основаниях);

- специальные налоговые режимы.

При общем порядке налогообложения ИП облагаются налогом на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по ставке 13%.

Помимо общего подхода к налогообложению доходов ИП в России существуют специальные налоговые режимы.

- УСН. При данной системе налогообложения некоторые виды налогов упразднены и заменены единым налогом, сумма которого рассчитывается исходя из результатов деятельности ИП за налоговый период. УСН действует на всей территории РФ без ограничений.

- ЕНВД. Для данной системе налогообложения характерно отсутствие требования уплаты таких налогов, как НДФЛ, НДС и некоторых других. Они заменены таким налогом, как ЕНВД – единым налогом на вменённый доход (для отдельных видов деятельности). Остальные же налоги ИП уплачивает согласно другим режимам налогообложения, в том числе и страховые взносы на пенсионное обеспечение.

- ЕСХН. Эта система применяется только для ИП, которые занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и товаров. Для ЕСХН характерно отсутствие обязательства для уплаты таких налогов, как НДФЛ, НДС, налога на имущество. Они все заменены одним налогом – ЕСХН, сумма которого рассчитывается согласно результатам от ведения хозяйственной деятельности ИП за налоговый период.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.