Дайте определение финансовых ресурсов, раскройте признаки финансовых ресурсов. Назовите основные формы формирования и использования финансовых ресурсов.
Под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Признаки финансовых ресурсов:
1.Существуют только в денежной форме. Т.к. финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов.
2.Всегда имеют собственника или распорядителя. Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.
3.Финансовые ресурсы всегда обслуживают процесс общественного производства. Они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное богатство в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства.
Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, а также заемные и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового рынка дает хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных средств различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.
Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться в фондовой, но и в не фондовой форме. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения. Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в не фондовой форме.
Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с не фондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и не фондовой форм.
8.Покажите влияние организационно-правовых форм некоммерческих организаций на их финансовый механизм. Назовите группы финансовых отношений, составляющие содержание финансов некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, прежде всего, отражают способы формирования финансовых ресурсов и деятельность финансового механизма организации.
1.Взносы учредителей. Размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.
2.Вступительные, членские и паевые взносы. Эти средства формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации.
3.Добровольные взносы и пожертвования. Поступают от юридических и физических лиц для осуществления уставной деятельности. Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций.
4.Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, включая гранты.
5.Бюджетные ассигнования. Выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий. Бюджетные средства могут предоставляться либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конкретным категориям потребителей.
6.Доходы от предпринимательской деятельности. Общественные организации (объединения) могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предприятия, заниматься издательской деятельностью.
Финансовые отношения некоммерческих организаций представлены следующими группами:
-с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;
-с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;
-с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;
-со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения.
Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.
Раскройте особенности организации финансовых ресурсов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Охарактеризуйте организацию муниципальных финансовых ресурсов в Российской Федерации.
Финансовые ресурсы органов государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.
1.Бюджет субъекта РФ (регион б-т) — фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ и предназначенный для выполнения возложенных на них функций и задач.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.
Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
2.Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда — фонд денежных средств, образуемый вне бюджета субъекта РФ и предназначенный для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь).
Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов формируются за счет: налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.
Основной объем расходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, за счет средств бюджетов данных фондов финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения, а также деятельность фондов.
Между бюджетами органов государственной власти и бюджетами государственных внебюджетных фондов существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:
- между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ
- между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов
- между бюджетами субъектов и бюджетами государственных внебюджетных фондов.
- между бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ
- между бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов.
Также региональными финансами распоряжаются государственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государственных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на региональном уровне.
Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления — один из содержательных признаков муниципальных финансов.
Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.
Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.
1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - фонд денежных средств находящийся в распоряжении органов местного самоуправления и обеспечивающий решение вопросов местного значения.
Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.
Местные бюджеты находятся в собственности муниципальных образований и утверждаются муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, других доходов местных бюджетов.
Согласно основному назначению муниципальных финансов — финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.
Первая группа расходов — по удовлетворению основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования
Вторая группа включает расходы по финансовому обеспечению полномочий, составляющих компетенцию органов государетвенной власти РФ и субъектов РФ и переданных ими органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок либо бессрочно.
Выделение третьей группы расходов обусловлено правом органов местного самоуправления муниципальных районов на делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав данного муниципального района, и напротив — передачей органами местного самоуправления поселений части своих полномочий в пользу муниципальных районов.
2. Наряду с местными бюджетами экономическую основу местного самоуправления могут составлять бюджеты муниципальных внебюджетных фондов
Бюджет муниципального внебюджетного фонда — фонд денежных средств, образуемый вне бюджета муниципального образования и предназначенный для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|