Сделай Сам Свою Работу на 5

Воздушный бой на больших дистанциях





К ведению воздушного боя на больших дистанциях (50—150 км) в настоящее время приспособлен самолет-истребитель флота США F-14 "Томкэт" с системой управления огнем AWG-9.

Система AWG-9 имеет два основных чувствительных устройства: радиолокатор, выполняющий задачи импульсно-доплеровского поиска, сопровождения, целеуказания и наведения, и установленный на шарнирном подвесе инфракрасный телескоп. В системе используются быстродействующая цифровая вычислительная машина, два индикатора и различные средства управления, которые размещены в задней кабине самолета. В режиме сопровождения в процессе обзора система AWG-9 может одновременно сопровождать 24 различные цели.

Радиолокатор обнаруживает цели и выдает данные о них в ЦВМ для всего комплекта оружия класса "воздух—воздух" — шести УР большой дальности "Феникс", которые можно запустить по шести отдельным целям почти одновременно, шести УР средней дальности "Спарроу", четырем УР "Сайдвиндер" с ИК-системой наведения.

Установленный в задней кабине индикатор дает свободное от местных помех панорамное изображение, позволяющее оценивать тактическую обстановку по данным от датчиков самолета и своих наземных подразделений, поступающим по радиоканалу. Изображение имеет характер, который может считаться более типичным для самолета дальнего .обнаружения, чем для истребителя. В распоряжении офицера управления огнем также имеется индикатор (в задней кабине) на потенциалоскопе с экраном диаметром 12,7 см для воспроизведения необработанных данных, поступающих непосредственно от радиолокатора и инфракрасного телескопа. Помимо местоположения и принадлежности целей указываются их высота и курс. Справа от метки каждой цели высвечиваются цифры, указывающие рекомендуемую вычислительной машиной очередность поражения. Данные, выдаваемые вычислительной машиной, воспроизводятся также на индикаторе обстановки в горизонтальной плоскости, установленном в передней кабине самолета (для летчика).



С помощью двух индикаторов офицер управления огнем готовится к применению всего оружия, имеющегося на самолете, за исключением пушки и ракет "Сайд-виндер" (особенно при поражении целей на больших дальностях). Летчик может применять любое оружие, имеющееся па самолете (УР "Феникс", "Спарроу", "Сайдвиндер"), а также несколько методов дальнего захвата или быстрого целеуказания. Он захватывает цель в полете к цели по линии прицеливания, как на любом истребителе. Цифровая вычислительная машина непрерывно выдает решения, связанные с запуском оружия, с воопроизведением необходимых данных индикатором на лобовом стекле.



Как считают зарубежные специалисты, для перехвата целей на больших дальностях важное значение имеет наличие на самолете F-14 экипажа из двух человек. Обслуживает радиолокатор получивший специальную подготовку второй член экипажа, а летчик сосредоточивает внимание на маневрировании. Во время ближнего боя можно легче обнаружить истребителя противника в задней полусфере. Способность системы AWG-9 работать во многих режимах в сочетании с изменяемой геометрией крыла самолета в пределах всей огибающей полетных режимов дает возможность самолету F-14 противостоять нескольким средствам воздушного нападения, включая крылатые снаряды, которые будут применяться против авианосцев и базирующихся на них бомбардировщиков. Некоторые из этих возможностей были продемонстрированы корреспонденту журнала "Авиэйшн уик" во время полета, продолжавшегося 2 ч 5 мин.

Самолет F-14 демонстрировал, как писал потом журнал, свое превосходство перед самолетом F-4, который он должен заменить, в отношении разнообразия атак, продолжительности полета, возможностей оружия и планера (См.: Авиэйшн уик, 1973, 12 марта).



В полете радиолокатор работал в импульсно-доплеровском режиме поиска на большой дальности. В этом режиме он имеет высокую частоту повторения импульсов, большую мощность излучения, может обнаруживать цели с размерами истребителя на дальностях больше 185 км и цели с фюзеляжами большого Диаметра — на дальности 370 км. Режим дает оптимальные результаты, когда самолет F-14 находится перед целью или сзади цели, т. е. в условиях, когда возникает доплеровское смещение частоты, обусловленное сближением или отрывом. Однако на траверзе цели геометрия атаки может быть такова, что результирующая скорость сближения истребителя и цели будет приближаться к скорости самолета F-14.

При выходе самолета в точку на траектории полета, выбранную для первого перехвата, на индикаторе детальных данных появился отраженный сигнал. Положение сигнала на индикаторе позволило установить, что скорость сближения с целью по линии визирования близка к числу М= 1,0. Нажатием пусковой кнопки на блоке ручного управления антенна радиолокатора была переключена из режима в широком секторе в режим развертки более узкого сектора по азимуту, равному 20, для облучения цели. Рядом с меткой отраженного сигнала цели на индикаторе детальных данных появились метки целеуказания, имеющие форму скобок, и радиолокатор переключился в режим сопровождения одиночной цели.

После появления метки цели на индикаторе тактической обстановки вычислитель выдавал помимо другой информации дальность до цели с точностью до десятых долей мили, высоту цели, ее курс, азимут и путевую скорость.

Перехват было решено провести с применением управляемых ракет "Феникс". Самолет F-14 находился на высоте 10600 м: самолеты F-4 и F-8 совершали групповой полет на высоте 11000 м и расстоянии около 240 км позади атакующего самолета.

По указаниям из наземного центра управления самолет F-14 вышел в положение для атаки двух истребителей на встречных курсах. Начальный разрыв достигал 222 KM; цели были обнаружены корреспондентом журнала, выполнявшим функции оператора, на дальности 176 км и захвачены на дальности 163 км.

Из-за перебоя в работе вычислительной машины на дальности около 139 км нарушился захват цели радиолокатором, но на дальности 122 км было осуществлено повторное целеуказание и восстановлен захват целей. Самолет пролетел по траектории сближения с целью расстояние около 37 км, на котором стал возможен "пуск" снаряда "Феникс".

Самолет F-14 демонстрировал также на полигоне флота возможность почти одновременного поражения четырех мишеней, которые не были оснащены средствами повышения уровня отраженного сигнала и находились на расстоянии 37 км друг от друга. Самолет F-14 летел на высоте 9600 м со скоростью М = 0,7. Скорость целей (мишеней) М = 0,6, высота 6100— 6800 м. Четыре мишени (из пяти запущенных) были сбиты ракетами "Феникс" на встречном курсе на дальностях от 37 до 55 км. Атака с пуском четырех ракет заняла по времени 44 с (рис. 37) (Рисунок из журнала "Авиасьон магазин", 1975, № 659, 834). Результаты двух других пусков показаны на этом же рисунке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.