Сделай Сам Свою Работу на 5

Воздушный бой на средних дистанциях





По мнению иностранных военных специалистов, воздушный бой может вестись на ближних, средних и дальних дистанциях. Величина дистанции определяется способностью летчика видеть противника невооруженным глазом или возможностью бортовой РЛС и дальностью стрельбы самолетного оружия,

Ближний бой ведется с визуально наблюдаемым противником. В нем могут применяться пушки и ракеты типа "Сайдвиндер", имеющие высокие маневренные характеристики. В бою на средних дистанциях контроль за полетом поздушной цели осуществляется с помощью бортового радиолокационного прицела. Для поражения противника летчик применяет УР типа "Спарроу" с ограниченной маневренностью, но увеличенной дальностью действия.

Принимая во внимание возможности оружия и радиоэлектронного оборудования современных истребителей, иностранные специалисты определяют средние дистанции воздушного боя в диапазоне 5—50 км. Находясь на удалении 50 км от воздушного противника, летчик, анализируя радиолокационную информацию, принимает решение на вступление в бой. В случае сокращения дистанции до визуальной видимости бой может перерасти в ближний, маневренный (рис. 35).



Рис. 35. Атака на встречном курсе с наведением с земли

Обнаружение и опознавание цели осуществляются с помощью бортовой аппаратуры. Как показывают тренировочные полеты и действия истребительной авиации на учениях, о которых сообщалось в иностранной печати, большую роль в наведении истребителей на воздушного противника играют наземные посты, которые по командным линиям связи передают экипажам данные, необходимые для обнаружения или захвата целей.

На самолете F-15 установлена многофункциональная РЛС. В режиме обзора ее антенна ведет поиск в секторе ±60° по азимуту и ±10° по углу места относительно выбранной летчиком базовой линии. Дальность обнаружения цели 80 км, а захвата — в пределах 60 км. Антенна стабилизирована по тангажу, крену и рысканию с помощью сигналов, поступающих от инерциаль-ной платформы. Поэтому при маневре самолета в определенных пределах она будет продолжать следить за целью. На экране вертикальной обстановки, установленном на приборной панели слева сверху, отображается в виде символов и цифр обработанная с помощью ЭВМ информация.



Для опознавания цели летчик включает систему "свой — чужой" нажатием кнопки на рычаге управления двигателем. Если ответ от обнаруженного самолета принят, на экране появляется отметка "ромб", а если нет — "квадрат".

РЛС самолета F-15 имеет специальный режим ближнего поиска, позволяющий вести обзор в пределах поля зрения индикатора в диапазоне дальностей от 150 м до 18 км. В этом режиме ближайшая к истребителю цель автоматически захватывается. Летчик опознает ее, включив систему "свой — чужой". Если цель "отвечает" на запрос, РЛС прекращает автоматическое сопровождение (сбрасывает захват) и продолжает поиск цели на большей дальности. Когда па индикаторе появляется "квадрат" (самолет "чужой"), летчик выбирает оружие и готовится к атаке. Этот режим предусмотрен на тот случай, если обстановка усложняется внезапным появлением воздушного противника и у летчика нет возможности последовательно выполнить все операции по перехвату.

Сближение осуществляется после опознавания цели и принятия решения на атаку. В процессе его летчик приблизительно определяет характер цели, а также выполняет маневр для занятия тактически выгодного исходного положения, сравнивает высоту полета цели со своей, а затем переводит РЛС в специальный режим поиска по скорости (в этом случае на экране индикатора появляется значение скорости обнаруженной цели).

В зависимости от характера цели летчик строит свой маневр, выбирает тип оружия и нажатием кнопки "Захват" переводит РЛС в режим автоматического сопровождения.



Режимы сканирования по азимуту и углу места и работы передатчика РЛС устанавливаются автоматически. Информация о цели поступает и на индикатор на лобовом стекле (рис. 36). Летчику кроме азимута и дальности выдается скорость сближения. На нем он также видит командную метку, символ ожидаемого появления цели и т. п. При сближении с захваченной целью летчик пилотирует самолет, сообразуясь с положением командных меток и символов на индикаторе. При этом он стремится наложить командную метку на символ самолета, а в последующем — метку цели на перекрестие прицела.

Этап сближения заканчивается обычно тогда, когда самолет выведен в тактически выгодное исходное по ложение для атаки. В этот момент нажатием кнопки на РУД происходит выбор оружия (ракет "Спарроу" или "Сайдвиндер" или пушки).

Атака с применением ракет средней дальности — наиболее ответственный этап воздушного боя.

Рис. 36. Вид индикатора на лобовом стекле самолета F-15 при применении УР "воздух — воздух": 1 — авиагоризонт: 2 — указатель приборной воздушной скорости; 3 — метка цели; 4 — кольцо сетки прицела; 5 — перекрестие стрелкового прицела; 5 — указатель магнитного курса; 7 — символ "квадрат" на месте ожидаемого появления цели; 8 — указатель барометрической высоты; 9 — указатель дальности до цели и скорости сближения: 10 — указатель угла тангажа; 11 — командная метка

Когда самолет вошел в зону пуска ракеты средней дальности, летчик может выполнить прицеливание как по экрану вертикального обзора, так и по индикатору на лобовом стекле. В первом случае уменьшается вероятность поражения цели, но она может быть атакована на максимально возможной дальности (этот вариант применяется при малой скорости сближения и неудавшихся попытках сократить расстоя.ние до противника).

Ракета класса "воздух—воздух" средней дальности "Спарроу" АIМ-7 имеет радиолокационную полуактивную систему наведения, что обеспечивает проведение атаки как с задней, так и с передней полусферы. Наивыгоднейшим маневром считается сближение с увеличением угла тангажа. При этом цель удерживается в створе луча РЛС, но летчик может не сохранять направление полета непосредственно на противника.

В зарубежной печати приводились примеры учебных перехватов истребителем F-15A самолетов различных типов. Так, во время летных испытаний F-15A с ракетами AIM-7F на борту атаковал стратегический разведчик SR-71, совершавший полет на высоте 24 000 M и скорости М=3. Летчик истребителя вышел в исходное положение для атаки на высоте 20 000 м, имея скорость М=1,6, Захват цели был осуществлен на дальности 27 км, а пуск ракеты—на дальности 16 км.

В другом испытательном полете экипаж двухместного самолета TF-15A отрабатывал перехват тактического разведчика RF-4C, летящего на средней высоте. Радиолокационный поиск цели в назиачен.ной зоне проходил на высоте 3200 м и на скорости 470 км/ч, обеспечивавшей наименьший часовой расход топлива. После обнаружения "противника" на экране вертикальной обстановки летчик осуществил захват, а затем определил по индикатору на лобовом стекле его превышение (1200 м), скорость (830 км/ч) и дальность до него (35 км). Чтобы замаскировать свой полет на фоне земли, "противник" начал пикировать. Этот маневр был зафиксирован летчиком самолета TF-15A по резкому изменению высоты его полета, дальности до него и скорости сближения. Прицеливание по маневрирующему "противнику" выполнить не удалось, и РЛС была переведена в режим автоматического ближнего поиска. По данным наземного пункта управления цель в это время находилась на высоте 300 м и примерно на 3000 м ниже перехватчика.

На экране РЛС летчик зафиксировал три цели, причем изображение было чистым от помех, возникающих вследствие влияния земной поверхности. В режиме автоматического сопровождения было установлено, что перехват первой цели невозможен из-за большой скорости сближения на встречных курсах, а высота полета второй не обеспечивала безопасность атакующего. Полученные данные (местонахождение, высота, скорость) о третьей цели соответствовали тем, которые были сообщены летчиком самолета RF-4C после контрольного запроса.

Затем самолет TF-15A имитировал атаку на цель с передней полусферы для проверки возможности начала автоматического сопровождения с дистанции 37 км с переходом в ближний бой и выбором оружия малой дальности. По результатам испытательного полета было отмечено, что летчик мало обращал внимания на приборы в кабине и использовал только экран индикатора РЛС и индикатор на лобовом стекле. Управление РЛС и оружием выполнялось без снятия руки с РУД, на котором установлены регулятор угла места антенны, переключатель выбора оружия и кнопка радиолокационного запросчика ("свой — чужой").

Таким образом, публикуемые в иностранной печати сведения об одиночных воздушных боях на средних дистанциях показывают, что они всецело выполняются с помощью бортовой аппаратуры и достижение успеха в них во многом зависит от скрытности сближения с противником, не предпринимающим резких маневров с изменением курса и высоты полета.

Почему воздушному бою на средних дистанциях в тактике истребителей отводится особое место? В чем состоит его отличие от ближнего маневренного боя или перехвата 60-х годов? Зарубежные военные специалисты высказывают по этому поводу следующее мнение.

В основе ближнего маневренного боя находятся маневр и огонь с малых дистанций. Стремясь войти в область возможных атак ("смертельную зону" — по определению западных журналов), перемещавшуюся вслед за хвостом самолета противника, летчик совершал энергичные ма.невры с большой перегрузкой. "Смертельная зона", размеры которой определялись возможностями оружия малой дальности (пушки, тепловые ракеты первых двух поколений), представляла собой конус раствором 40° и высотой 1850 м. Если атакующий находился вне пределов этого конуса, огонь из пушек и пуск УР были неэффективными (См.: Флайт, 1981, ноябрь, с. 1376).

После оснащения самолетов-истребителей управляемыми ракетами третьего поколения область возможных атак стала круговой. Заход в хвост перестал быть обязательным в тактике боя. Тепловые ракеты типа "Сайд-виндер" 9L можно применять в переднюю полусферу противника с дальности, определяемой возможностями человеческого глаза или оптических средств обнаружения (до 16 км). УР "Спарроу" AIM-7F с радиолокационным наведением запускаются после захвата цели бортовой РЛС с дальности в два-три раза больше. Поиск, сближение и атаку летчик выполняет, ориентируясь по показаниям индикаторов обзорно-прицельной системы, включающей РЛС, счетно-решающее и отображающие устройства.

Таким образом, роль техники в воздушном бою резко повысилась, особенно на начальных его этапах. По выражению некоторых зарубежных специалистов, бой на средних дистанциях — это "приборный бой", начинающийся и заканчивающийся без зрительной связи с воздушным противником. От перехвата 60-х годов он отличается тем, что перехват предусматривал атаку цели на догоне. В настоящее время необходимость выполнения дополнительных маневров для выхода на попутные с целью курсы отпадает.

Сближение и атака в бою на средних дальностях представляют собой почти единый процесс без резкого перехода от одного этапа к другому. Прицеливание и грубая наводка оружия осуществляются в ходе сближения по прямолинейной или мало изогнутой траектории.

Изменившиеся возможности обзорно-прицельных систем и оружия определяют тактику боя на средних дистанциях. Полуактивный радиолокационный метод наведения УР требует, чтобы летчик постоянно подсвечивал цель специальным излучателем. Отраженный от цели сигнал принимается головкой самонаведения ракеты. После захвата (начала автоматического сопровождения) цели антенна головки отрабатывает угол упреждения — доворачивает головку в упрежденную точку встречи (в отличие от УР с тепловой головкой, которая всегда направлена прямо на цель). Необходимость постоянного подсвета цели и отработки угла упреждения делают радиолокационное наведение чувствительным к маневру цели (См.: Интеравиа, 1972, № 10.).

Для УР с радиолокационной системой наведения между истребителем и целью должна быть обеспечена минимальная дальность пуска порядка 1000 м, что вызвано необходимостью ввода ракеты в "луч" наведения. Перегрузка истребителя в, момент пуска не должна быть слишком большой (около 3—4), поскольку ее превышение может привести к срыву наведения. Чтобы УР средней дальности была эффективна и в ближнем воздушном бою, требуется расширение диапазона перегрузок для обеспечения тактической свободы самолету-носителю и возможности поражения маневрирующей цели. Пока автономность действий, определяемая большим временем сопровождения цели до пуска и длительностью наведения УР, исключена (См.: Эр форс, 1974, № 3, с. 215).

Отсутствие тактической свободы, по мнению зарубежных специалистов, означает, что летчику трудно самому добиться выгодных условий для атаки с применением УР средней дальности. Эти условия ему должны создавать самолеты группы обеспечения, удерживающие ложными перемещениями цель .в полете, близком к прямолинейному. Кроме того, чтобы обнаружить и взять на сопровождение цель на дальности, которую обеспечивает бортовая обзорно-прицельная система, летчику необходимо целеуказание. Такое целеуказание он получает с воздушного командного пункта, оборудованного на самолете дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Варианты использования самолетов ДРЛО при ведении боевых действий в воздухе включают: наблюдение з.а действиями своих истребителей от взлета до посадки; обеспечение информацией о воздушной обстановке в зоне, ограниченной дальностью обзора бортовой РЛС (около 400 км на малых высотах); выбор целей для атак своих истребителей, предупреждение их об угрозе нападения и о защитных маневрах противника; регулирование движения групп различного тактического назначения; оказание помощи экипажам, терпящим бедствие, руководство спасательными операциями. В интересах воздушного боя самолеты ДРЛО обеспечивают раннее оповещение и обработку полученной информации для своевременного нацеливания на противника, представляющего наибольшую угрозу. Вычислительная машина ведет расчеты и на перехват (См.: Веркунде, 1980, сентябрь, с. 472).

"Наземные командные пункты из-за своих ограничений по наблюдению за полетами на малых высотах уже не могут удовлетворить потребности современных истребителей, выполняющих задачу завоевания превосходства в воздухе", — писал журнал "Эр форс" (Эр форс, 1972, № 9, с. 70). В боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне израильских ВВС принимали участие самолеты ДРЛО "Хокай" Е-2.С американского производства. По свидетельству журнала "Авиэйшн уик", с борта Е-2С осуществлялось управление истребителями F-15 в воздушном бою, состоявшемся над Ливаном в июне 1979 г. (Cм,: Авиэйшн уик, 1979, 9 июля).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.