Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТАКТИКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ





Опыт войны в Корее

Основным достижением в области развития авиационной техники после второй мировой войны были реактивные двигатели, поступившие на смену поршневым. Впервые они были установлены на самолеты-истребители, скорость которых достигла 1100 км/ч, а практический потолок возрос до 15000 м. В ноябре 1950 г. реактивные самолеты провели первый воздушный бой в небе Кореи.

Опыт корейской войны привлек пристальное внимание зарубежных специалистов, ожидавших существенных изменений в тактике в связи с улучшением летных характеристик самолетов. Однако быстрый технический прогресс повлиял далеко не на все стороны боевой деятельности истребителей. Тактика получила дальнейшее развитие, но сохранила основные черты последних лет второй мировой войны.

Воздушный бой остался групповым и маневренным, хотя рамки его расширились, а темп возрос. Неизменными остались и принципы боя. Прежние требования предъявлялись и к профессиональной подготовке летчика-истребителя: уверенный пилотаж, пространственная ориентировка, устойчивость к перегрузкам, умение действовать в группе и метко стрелять. Но уровень этих требований стал намного выше.



Главным препятствием, не позволившим изменить вид и характер воздушного боя, было старое оружие. На борту реактивных самолетов остались пулеметы и пушки прошлого поколения. Из двух основных элементов боя: маневра и огня — новое содержание получил только первый. Дальность действия авиационных пушек возросла незначительно, поэтому область возможных атак почти не изменила своих размеров. Чтобы достичь основной цели боя — поразить воздушного противника, — требовалось зайти ему в хвост и сблизиться на небольшое расстояние. Необходимость выхода на малые курсовые углы и короткую дистанцию по отношению к подвижной цели обусловливала маневренный характер боя. Слабая мощь бортового огня вынуждала, как и прежде, компенсировать ее количеством участвовавших в атаке самолетов.

Чем же, по мнению зарубежных военных специалистов, ценен опыт войны в Корее? Во-первых, воздушные бои происходили на больших высотах, истребители получили практику боевого применения в стратосфере. Во-вторых, были разработаны новые тактические приемы, соответствовавшие возросшим боевым возможностям техники. В-третьих, усовершенствован боевой порядок — расстановка сил перед боем. В-четвертых, произошла реорганизация управления истребителями в воздухе.



Специалисты отмечали, что наиболее сложным оказалось соединить тактику с возможностями новой техники. Участвовавшие в воздушных боях первые реактивные истребители (северокорейский МиГ-15 и американский F-86 "Сейбр") принадлежали к одному классу, но имели различное вооружение. Первый из них обладал несколько большей максимальной скоростью и заметно лучшей скороподъемностью. Второй имел преимущество в маневре по горизонту, особенно на малой высоте. МиГ-15 был вооружен одной 37-мм и двумя 23-мм пушками, F-86—шестью 12,7-мм пулеметами (впоследствии на "сейбр" также были установлены пушки). Исходя из этих различий логика ведения боя для летчика МиГ-15 коротко выражалась так: "выше и на вертикаль", а для летчика "сейбра" — "ниже и на горизонталь".

Обстановку перед завязкой боя западные специалисты называли типичной и для последующих локальных войн. "Сейбры" к началу налетов своих штурмовиков на прифронтовые объекты выставляли многоярусные заслоны и перекрывали возможные пути подхода "мигов" к району боевых действий. Северокорейские истребители вступали в бой с группами заслона и оттесняли противника со своей территории.

Вот как описывает один из эпизодов того времени полковник ВВС США Г. Р. Тинг, командир крыла истребителей F-86: "Разбившись на небольшие группы, мы совершаем полет на различных высотах, проверяем наши прицелы и пушки, делая несколько пробных выстрелов при подходе к району боевых действий. Кислородные маски плотно облегают наши лица. В предстоящем бою перегрузки могут достигать восьмикратных и при свободно надетой маске возникают болевые ощущения. Напрягаем зрение, чтобы заметить приближение "мигов" к району, примыкающему к южному берегу реки Ялуцзяя, известному под названием "аллея истребителей". Скорость полета близка к максимальной. Мы знаем, что северокорейские летчики становятся активнее по мере уменьшения у нас запаса топлива и, следовательно, сокращения резерва летного времени. Наконец получаем информацию по радио и видим, как в лучах солнца на большой высоте сверкают прекрасные "миги".



Боевой порядок уплотняется, нижний эшелон подбирает высоту. Группы "мигов" теперь наводятся с земли и, совершая полет на большой скорости и высоте, имеют тактическое преимущество.

Наши истребители развертываются фронтом, но "миги" неожиданно проходят через наш расчлененный строй со скоростью сближения около 1900 км/ч. Точная стрельба по радиодальномеру в таких условиях невозможна, но она ведется наугад. "Миги" немедленно взмывают вверх, разворачиваясь на 180°, а мы с максимальной перегрузкой должны быстрее выйти им навстречу. Самолеты снова сходятся, подобно средневековым рыцарям, после "холостой" лобовой атаки. "Сейбр" выигрывает в скорости разворота и получает лучшую позицию, но проигрывает в высоте.

Если в этом положении "миг" будет продолжать маневр, не снижая скорости, то он уйдет из поля зрения, схватка прекратится и возобновление ее возможно лишь после повторного наведения. Однако если "миг" также увеличит перегрузку и пожертвует скоростью ради быстрого поворота, то задача "сейбра" — "переманеврировать" его на сходящихся "ножницах".

Бой превращается в единоборства, строй групп распадается, однако напарник должен быть всегда на месте и прикрывать тебя. Дальнейшая цель—выбрать момент для уменьшения скорости и пропустить "миг" вперед. В критический момент ты еще раз резко изменяешь направление полета и выпускаешь воздушные тормоза. Если "миг" остается в развороте и не успевает среагировать на ложный прием, открывается возможность для стрельбы. Здесь на учете каждое мгновение, ибо безрезультатная атака после потери скорости чрезвычайно опасна".

По мнению Тинга, только опыт пилота и его высокая подготовка делали "сейбр" равноценным противником "мига". Это были трудные воздушные бои, в которых меньшую максимальную скорость и скороподъемность приходилось компенсировать тактическим умением. Потерю такого самолета, как МиГ-15, он объясняет только недостатками в обучении северокорейских летчиков. "Этот самолет страшен,— пишет Тинг,— если управляется хорошим, инициативным летчиком" (Стюарт Дж. Воздушная мощь — решающая сила в Корее. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1959, с. 57 и 58.).

Боевые порядки истребителей приспосабливали к условиям выполнения боевых задач. Основным тактическим подразделением являлась эскадрилья. В предвидении боя она делилась на ударную и прикрывающую группы, а также группу наращивания усилий (резерв). Ударная группа включала не меньше звена и предназначалась для поражения основных сил в боевом порядке противника. Обязанности группы прикрытия заключались в защите ударной группы и ее усилении. Резерв (одна-две пары) должен был поддерживать основные группы, а также отражать атаки вновь появляющихся в районе боя истребителей противника. Когда того истребовала обстановка или не ожидалось интенсивного противодействия со стороны противника, резерв не выделялся или находился в готовности к вылету на аэродроме. Интервалы и дистанции в боевом порядке увеличились.

Стремление "мигов" постоянно иметь преимущество в высоте обусловило относительно небольшую глубину боевого порядка эскадрильи МиГ-15. Обычно прикрывающая и ударные группы располагались одна над другой. Северокорейские истребители часто практиковали полеты шестеркой; третья пара называлась группой свободного маневра.

При поиске противника шестерка выстраивалась тупым клином, а перед боем пара свободного маневра переходила в пеленг или резко набирала высоту. Она была готова к наращиванию усилий или отражению внезапных атак.

Звено истребителей МиГ-15 действовало в составе эскадрильи или самостоятельно. Одна пара звена была ударной, а другая — прикрывающей. Типичным для звена было размыкание по фронту и превышение прикрывающей пары над ударной. Перед атакой ведомая пара занимала острый пеленг—боевой порядок вытягивался в глубину для лучшей защиты, облегчения маневра и концентрации огня на выбранном направлении.

Пара истребителей считалась неделимой в бою. Она все чаще получала сложные боевые задания и ответственность за их выполнение нес старший летчик (ведущий пары). Предоставление большей самостоятельности заставляло его повышать тактическую грамотность, развивать творчество и инициативу (См.: Военно-исторический журнал, 1977, № 5, с. 32 и 33.).

Организация управления. Расчленение боевого порядка приводило к усложнению управления истребителями в воздухе. Однако сохранению непрерывного управления способствовало появление новых самолетных и наземных радиотехнических средств. На борту реактивных самолетов, участвовавших в воздушных боях, находились уже УКВ приемопередающие радиостанции, а контроль за воздушной обстановкой с земли осуществлялся с помощью радиолокаторов, тактико-технические характеристики которых значительно улучшились. Так, дальность обнаружения воздушных целей и разрешающая способность радиолокаторов были увеличены примерно в два-три раза. Наземный командный пункт стал "видеть" выше и дальше, различать по отдельности мелкие группы истребителей, находившиеся друг от друга на небольшом расстоянии.

Данные о противнике поступали от постов системы оповещения, боевой расчет анализировал обстановку по вертикальному планшету, на котором велась проводка обнаруженных целей, и поднимал нужное количество истребителей в воздух. Наведение на противника осуществлялось курсовым способом до момента обнаружения цели ведущим группы.

Достижения в электронике изменили тактику военно-воздушных сил. Они в значительно большей степени повлияли на оперативную деятельность командиров, чем на успехи в самолетовождении или воздушной стрельбе. Оперативные комнаты командных пунктов и штабов с настольными картами и средствами отображения обстановки и сами операторы внезапно стали играть важную роль в войне в воздухе. Летчики уже не были предоставлены сами себе, а реально ощущали контроль за своими действиями с земли (См.: Ревю милитер женераль, февраль, 1968, с, 185.).

Зарубежные специалисты предполагали, что сдвиги в способах управления истребителями повлекут за собой не менее крупные изменения в способах ведения воздушного боя. Однако этого не произошло. Командные пункты ограничивались оповещением и наведением, а непосредственно в сферу боя не вмешивались. После схождения групп обстановка на экранах локаторов становилась настолько сложной, что даже опытный оператор не мог в ней разобраться.

После двух лет войны американской авиацией были применены средства радиопротиводействия в целях подавления работы системы оповещения и управления истребителями КНА. Для этого несколько бомбардировщиков В-26 были переоборудованы в постановщиков активных и пассивных помех. Помехи ставились наземным радиолокационным станциям обнаружения воздушных целей (в системе оповещения истребителей) и станциям орудийной наводки зенитной артиллерии.

Самолеты - постановщики помех обычно следовали впереди ударных групп. После того как бортовая аппаратура радиотехнической разведки фиксировала облучение самолета наземными РЛС, оператор сбрасывал металлизированные ленты-отражатели и включал передатчики активных помех. Наведение истребителей и управление ими в полете в такой обстановке значительно усложнились.

В конце войны в ВВС США в Корее начали активно проводиться мероприятия, направленные на усложнение воздушной обстановки в районе боевых действий: дезинформация по радио, имитация ложного направления удара, демонстративные маневры перед началом налета. Все это должно было затруднять анализ действий противника и принятие решения. Значительно повысились требования к подготовке расчетов командных пунктов. Им надо было в дополнение к прежним обязанностям уметь правильно разобраться в потоке ложной и действительной информации, разгадать замысел противника и обеспечить своим истребителям начало боя на выгодных условиях. В тактику истребителей начали внедрять способы ведения радиоэлектронной борьбы (Военно-исторический журнал, 1977, № 9, с. 45.).

Тактические приемы.

В книге Дж. Стюарта "Воздушная мощь — решающая сила в Корее" приведено девять из более чем тридцати тактических приемов, применявшихся истребителями КНА.

Рис. 1. "Удар и уход"

Рассмотрим их.

Наиболее распространенным был прием "удар и уход" (рис. 1 ). В тот период типичными условиями завязки воздушного боя после получения информации с земли являлось сближение на встречных курсах, при этом "миги" обычно занимали исходное положение с превышением относительно противника. После схождения с "сейбрами" запас высоты корейские летчики использовали для нисходящего маневра с разгоном, который пары одного звена выполняли поочередно. Если в ходе атаки первой пары группа противника размыкалась (выполнялся оборонительный маневр), вторая пара не меняла направление пикирования и выбирала наиболее уязвимую цель. После атаки за счет набранной на снижении скорости "миги" немедленно уходили вверх. В затяжной бой они не ввязывались, но при возможности повторяли маневр.

Многое, если не все, зависело в этом приеме от своевременности начала маневра и точности его выполнения, но и при срыве атаки противнику было трудно перейти в наступление. У "сейбра" для быстрого набора нужной высоты просто не хватало мощности двигателей, первая же точная атака с переворота, которую завершала очередь из пушек, могла сразу же решить исход боя. Маневр "горка к солнцу" (рис. 2) являлся усовершенствованным вариантом маневра "удар и уход". Атака начиналась cо стороны солнца, а уход — в сторону солнца. Оба приема были рассчитаны на использование хорошей скороподъемности самолета МиГ-15.

Рис. 2. "Горка к солнцу"

 

Рис. 3. "Карусель"

Тактический прием "карусель" (рис. 3) выполнялся в ходе прикрытия наземных объектов (например, электростанции на р. Ялуцзян). Два звена "мигов" становились в круг; летчики прикрывали друг друга от возможных атак противника. Таких кругов образовывалось от двух до трех, причем круги эшелонировались по высоте уступом — верхний выдвигался в сторону противника. "Сейбры" обычно вторгались в зону контроля одного из нижних эшелонов. Тогда сверху следовала атака по типу "удар и уход". Выходившие из атаки "миги" образовывали новый круг. В этом приеме должен был строго соблюдаться принцип непрерывности взаимодействия между группами истребителей, действующих по единому замыслу.

Прием "клещи" (рис. 4) применялся при налете крупных сил истребителей КНА в воздушное пространство, примыкавшее к линии фронта. С несколько расходящимися курсами на высоте 10000—12000 м две большие группы "мигов" следовали в южном направлении. Интервал между группами выходил далеко за пределы зрительной связи. Действия групп координировал наземный пункт управления.

Рис. 4. "Клещи и окружение"

При подходе к линии фронта "миги" снижались до высоты 4500—6000 м и разворачивались на север, выполняя встречный маневр. Полет с обратным курсом совершался вдоль главных наземных коммуникаций в поисках истребителей-бомбардировщиков противника и небольших групп "сейбров", возвращавшихся на свои аэродромы. Третья группа "мигов" в расчетное время с намеченного рубежа вклинивалась в пространство внутрь "клещей" для уничтожения "зажатых" в них самолетов противника. В ряде случаев эта группа имела другое тактическое назначение — она прикрывала "мигов", возвращавшихся с задания с ограниченным остатком топлива. Последний вариант предусматривал увеличение высоты полета третьей группы, но общая схема приема не изменялась.

Рис. 5. "Отвлечение"

Прием "отвлечение" (рис. 5) был достаточно сложным; его начали выполнять после того, как северокорейские летчики приобрели достаточный боевой опыт. Замыслом предусматривалось выманивать патрулировавших "сейбров" из своих зон и обеспечивать этим пролет "мигов" к югу для атаки американских истребителей-бомбардировщиков, действовавших по наземным целям. Регулировал действия "мигов" пункт управления, который, наблюдая за воздушной обстановкой, давал команду на вход ударной группы истребителей в освободившееся пространство. Главной задачей группы отвлечения считалось создание благоприятных условий для действий ударной группы, что не исключало связывания "сейбров" боем в интересах выполнения главной задачи.

"Ловушка" (рис. 6) — активный прием с выделением группы приманки. Северокорейские летчики знали, что "сейбры" охотно атакуют превосходившими силами оторвавшихся от строя одиночек или пары "мигов". Учитывая это, эскадрилья "мигов" по звеньям выстраивалась лестницей, опускавшейся в сторону противника. Нижний эшелон составляли отдельные пары, которые приковывали к себе внимание патрулировавших "сейбров" из групп заслона. Обнаружив сближение последних или получив об этом информацию с пункта управления (других групп), "миги" из группы приманки бой йе принимали, а выполняли маневр с набором высоты в направлении верхних ступенек лестницы. Преследовавшие приманку "сейбры" попадали под атаку и были вынуждены вести оборонительный бой в невыгодных для себя условиях.

Рис. 6. "Ловушка"

Прием "пасть" (рис. 7) по замыслу был похож на "ловушку". Если "сейбры" после обнаружения "мигов" из группы приманки сближались с ними, но отказывались от преследования уходящих вверх "мигов", тогда основная группа "мигов" выстраивалась уже не лестницей, а этажеркой — в два эшелона, один над другим. Таким образом, "сейбры" попадали под атаку нижнего эшелона.

Рис. 7. "Пасть"

"Удар снизу" применялся как по "сейбрам", так и по истребителям-бомбардировщикам, совершавшим полет на небольшой высоте. Пары "мигов", составленные из наиболее Подготовленных летчиков, выходили в район боевых действий на предельно малой высоте и уничтожали обнаруженные самолеты противника. В продолжительный бой не ввязывались, а, используя складки местности, выходили из атаки. Этот прием выполнялся в ходе свободной охоты, принципы и порядок ведения которой были известны из опыта второй мировой войны.

Рис. 8. "Удар снизу"

Имелся и другой вариант удара снизу (рис. 8), он заключался в следующем. Когда "сейбры" обнаруживали пару "мигов", совершавшую полет на высоте 4000—6000 м, и сближались с ней, ударная группа, самолеты которой имели камуфлированную окраску под местность, выполняла атаку. Удар снизу был наглядным примером принципа тактической внезапности.

Прием "лестница" (рис. 9) напоминал "ловушку", но здесь ближе к противнику были "миги" верхнего эшелона ("лестница" опускалась в свою сторону). Ступеньки были более крутыми и состояли из пар самолетов, каждая из которой летела ниже и сзади ведущей на 300—600 м. Приманкой служила верхняя пара, находившаяся на высоте 2400—4500 м. Когда "сейбры" сближались с ней, ведомые пары быстро набирали высоту и выполняли атаку сзади.

Большинство приведенных приемов из опыта войны в Корее с необходимыми поправками и уточнениями вошли в тактику истребителей следующих поколений.

Выполнению заданий в период войны в Корее предшествовали, как правило, тщательная оценка возможностей своих и противника, розыгрыш вероятных ситуаций и анализ последствий каждого тактического хода. Такие приемы, как "клещи", "ловушка" или "пасть", требовали более тщательной подготовки, даже предварительных расчетов на земле. Летчики поднимались в воздух уже с готовым вариантом действий.

Рис. 9. "Лестница"

Опыт корейских событий, по мнению зарубежных военных специалистов, показывает, что все основные элементы тактики истребителей — способы выполнения боевых задач, приемы воздушного боя, организация управления и взаимодействия, а также методика подготовки к полетам пополнили свое содержание. Дальнейшее развитие тактики было уже невозможно без учета опыта этой войны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.