Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ТАКТИКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОИНАХ





Бабич В. К. Истребители меняют тактику.

—М.: Воениздат, 1983.— 151 с., ил.

В пер.: 25 к.

В своей книге кандидат военных наук, военный летчик 1 класса В. К. Бабич в популярной форме рассматривает особенности тактики современных истребителей, опыт их участия в локальных войнах, показывает изменения, происшедшие в воздушном бою.

Книга написана по материалам зарубежной печати. Она рассчитана на командиров, летный и инженерно-технический состав авиационных частей, а также на преподавателей, слушателей и курсантов военно-учебных заведений ВВС.

1307000000-206 Б —68-83 068(02)-83

ББК 68.5/7 355М21

© Воениздат, 1983

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТАКТИКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОИНАХ
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ТАКТИКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1. Опыт войны в Корее

2. Тактические приемы.

3. Десятилетие перехватчиков

  • Глава 3. ОПЫТ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН ВО ВЬЕТНАМЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

1. Способы боевых действий истребителей

2. Боевые порядки истребителей

3. Особенности боевого полета

4. Причины потерь

5. Вынужденные изменения в тактике

  • Глава 4. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ВОЗДУШНОМ БОЮ

1. Поиск

2. Сближение



3. Атака

4. Ближний маневренный бой

5. Выход из боя

6. Взаимодействие

7. Управление

  • Глава 5. СОВРЕМЕННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ В ВОЗДУШНОМ БОЮ
  • Глава 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ

1. Цифровое моделирование

2. Аналоговое моделирование

3. Летный эксперимент (натурное моделирование)

4. На учениях "Рэд флэг"

5. Некоторые выводы иностранных специалистов из опыта учений

  • Глава 7. НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ТАКТИКЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

1. Воздушный бой на средних дистанциях

2. Воздушный бой на больших дистанциях

3. Сочетание новых и старых элементов

4. Воздушный бой в будущем

ВВЕДЕНИЕ

Тактика современных истребителей многое взяла из опыта локальных войн. За рубежом эти войны часто называют полигонами для испытаний боевой техники и оружия. Действительно, в начале 50-х годов в Корее проверку огнем прошли дозвуковые реактивные самолеты, а пятнадцать лет спустя во Вьетнаме — сверхзвуковые, оснащенные управляемыми ракетами. Результаты их боевого применения были тщательно проанализированы специалистами за рубежом. На основе сделанных выводов вырабатывались предложения по дальнейшему совершенствованию тактики.



В ходе войны во Вьетнаме, по их мнению, обнаружилось серьезное несоответствие характеристик американских самолетов поставленным задачам. Ниже ожидаемых оказались возможности электронного оборудования, средств поражения, систем контроля, оповещения и управления. Накопилось много причин для выдвижения новых требований к очередному поколению реактивных истребителей. По своим качествам они должны были резко отличаться от "фантомов" и "миражей", участвовавших в боевых действиях в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Увеличившаяся дальность действия оружия и связанная с ней реальность атаки на встречном курсе ломали привычное представление о воздушном бое. Система раннего обнаружения и наведения на базе воздушных командных пунктов также влияла на реконструкцию тактики.

В середине 70-х годов новые истребители, предназначенные для завоевания превосходства в воздухе, начали поступать в ВВС США. Одновременно разрабатывалась и теория боевого применения этого поколения самолетов. Резко возросло число опытных учений, исследовательских проверок. Тактические концепции пересматривались с учетом опыта локальных войн. Были значительно изменены методика обучения и программы подготовки летного состава армий западных государств, большое внимание стали уделять моделированию боевого полета различными методами. В ВВС США появились специальные эскадрильи, имитирующие тактику вероятного противника, введены комплексные тренировки летчиков ведению воздушного боя в условиях, максимально приближенных к боевым.



В чем же заключается опыт локальных войн? Какое влияние он оказал на формирование современной тактики истребителей? Об этом и рассказывается в предлагаемой вниманию читателя книге. Она написана по материалам открытой зарубежной печати.

Глава 1. ТАКТИКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОИНАХ

Ведущее место в тактике истребителей зарубежные военные специалисты отводят воздушному бою, который трактуется ими как организованная вооруженная борьба одиночных экипажей и групп самолетов в воздухе. Все остальные элементы тактики, по их определению, занимают подчиненное положение по отношению к бою, поскольку лишь подготавливают или обеспечивают его успешное ведение.

Журнал "Ревю милитер женераль" писал: "Основной причиной применения авиации в первой мировой войне (1914—1918) явилась возможность эффективного выполнения самолетом задач воздушной разведки и корректирования огня артиллерии. В ходе войны было также установлено, что огонь наземного оружия в борьбе с авиацией противника недостаточно эффективен. Возникла идея использования самолета для борьбы с самолетами противника. Так появился самолет-истребитель.

Условия и предпосылки для развития воздушной войны были созданы. Начали строить самолеты-разведчики, корректировщики, штурмовики и бомбардировщики, с одной стороны, и истребители — с другой. Воздушное пространство над территорией противника приобрело военную ценность. За господство в нем нужно было сражаться" .

В те годы предполагалось, что воздушный бой будет похож на бой морской. Отсюда делался, например, вывод, что оружие самолета следует размещать на подвижных установках, как это было на кораблях. Однако опыт воздушных боев показал ошибочность такого вывода. Летчики-истребители установили, что лучше прицеливаться, маневрируя самолетом, чем наводить на самолет противника подвижной пулемет. Поэтому самолеты стали вооружать одним или несколькими жестко установленными пулеметами, стреляющими только по направлению полета. Единственным средством борьбы с такими самолетами были также самолеты-истребители. Для достижения основной цели — лишение противника - возможности вести воздушную разведку и корректирование огня своей артиллерии — истребители должны были прежде всего подавить противодействие истребительной авиации противника.

Известный советский исследователь тактики А. Н. Лапчинский в книге "Воздушный бой" писал, что бой в период первой мировой войны развивался как борьба одиночек. Ход ее диктовали летчики-асы. Так, в 1918 г. в рядах истребительной авиации Франции насчитывалось 1500 летчиков. В воздушных боях за время войны было сбито 2049 неприятельских самолетов и 908 из них приходится на долю 52 асов. В общей сложности 105 асов авиации Антанты сбили 2023 самолета из 3138, числившихся в составе потерь немецкой авиации. А в воздушных боях участвовало несколько тысяч летчиков.

Приведенные цифры, как отмечал А. Н. Лапчинский, наглядно показывают картину "разделения труда": продуктивно "работали" главным образом одиночки-мастера, а истребитель "середняк" больше патрулировал вхолостую. Если же ему и случалось начинать бой, то в 97 случаях из 100 схватка заканчивалась безрезультатно.

Каждый ас имел свой "почерк", что определяло разнообразие способов ведения воздушного боя. Однако все стремились иметь преимущество в высоте и достичь меньшую амплитуду маневра, сближались с противником на минимальную дальность, максимально используя элемент внезапности. Немецкий ас Иммельман писал: "Я безоружен, пока я ниже". Основатель тактики немецких истребителей Белке считал, что "главное в воздушном бою — вертикальная скорость". Английский ас Бишоп говорил: "Осуществление внезапности атаки сопряжено с работой, требующей большого терпения; успех достигается только после целого ряда неудач" .

В книге английского летчика О. Стюарта "Тактика воздушного боя", написанной в 1928 г., сделана попытка суммировать и оценить опыт летчиков, имевших наибольший успех в воздушных боях, а также дать на основе этого опыта определенные практические выводы. Изложенные в ней вопросы тактической, огневой и психологической подготовки летчика-истребителя не потеряли актуальности и в наше время. Приведу их с некоторыми сокращениями, сохранив стиль изложения автора.

Тактическая подготовка. Тщательное изучение тактики позволяет овладеть методами воздушного боя, приводящими к уничтожению неприятельских самолетов без потерь со своей стороны. Если летный состав воздушного флота оказался бы численно вдвое слабее противника и имел бы самолеты одинакового с ним качества, но зато хорошо знал бы принципы ведения воздушной войны, превосходя в этом отношении своего врага, то обе стороны оказались бы в примерно одинаковых условиях.

При обучении истребителей, считает Стюарт, с особенной настойчивостью надо подчеркивать тот факт, что воздушная война является новым явлением в вооруженной борьбе, не имеющим никакой преемственной связи с войной на земле или на море. Она подчинена своим правилам, имеет свои способы и приемы, требует людей особого склада.

Ведение воздушного боя, основанное на твердом знании тактики и навыках пилотирования, резко отличается от беспечной отваги, на основе которой нельзя подготовить хорошего воздушного бойца. Беспечный летчик является самой легкой добычей расчетливого противника, выжидающего удобного для нападения случая.

Воздушный боец должен уметь не только сбивать самолеты противника, но и не быть сбитым самому. Это требование кажется совершенно очевидным, а между тем в течение мировой войны было достаточное количество летчиков, тактические знания которых можно суммировать одним словом "атака". Большая часть этих летчиков была, естественно, быстро сбита противником.

В качестве примера приводятся действия капитана Болла (43 сбитых самолета). Болл действовал на основании определенной системы, которая в его время отличалась лучшей разработанностью, чем какая-либо другая, применявшаяся в боях его соратниками. Хотя он и использовал чрезвычайно рискованные приемы, но всегда имел определенный план действий, предварительно составленный им самим.

Автор считает, что тактическая ценность преимущества в высоте и скорости объясняет то сильное влияние, которое оказывает на войну в воздухе умственная работа изобретателей самолетов. По этой причине качество будущих бой имеет больший вес, большее значение, чем количество их.

Прежде чем решать вопрос, каким образом атаковать противника с наибольшими шансами на успех, отмечает Стюарт, необходимо добыть все сведения о нем. При составлении плана воздушного боя следует обдумать не только свои, но и все возможные варианты действия противника. Другими словами, каждая сторона должна стремиться достичь внезапности, принимая все меры к тому, чтобы исключить возможность самой подвергнуться неожиданному нападению.

Внезапность создает превосходство для атакующего, поэтому в воздухе летчик должен руководствоваться тактическим принципом: увидеть первым, оставаясь самому как можно дольше незамеченным. Успех или, во всяком случае, благоприятный исход воздушного боя должен быть результатом искусства летчика и знания тактики.

Огневая подготовка. Летчики всегда имели достаточно случаев убедиться, что и при тактически грамотном ведении воздушного боя они часто оказывались не в состоянии достичь победы над противником из-за неумения выйти на нужную дальность стрельбы и вести меткий огонь.

В книге "Тактика воздушного боя" приводятся следующие слова немецкого аса Рихтгофена: "У большинства понятие "50 м" (оптимальная дальность стрельбы из пулемета) весьма растяжимо. Мне приходилось расспрашивать молодых летчиков, за которыми я наблюдал во время полета. Они мне говорили, что подлетали к противнику на 10 м. Я не преувеличу, если скажу, что к этим 10 м можно было бы свободно приписать еще два нуля. Поэтому ясно: обучение стрельбе должно идти параллельно обучению тактике".

Воздушное обучение и моральный фактор. Летчик с хорошей техникой пилотирования может и не быть хорошим бойцом, хотя во время боя в воздухе умелое владение самолетом дает много преимуществ. Но слишком большое внимание к управлению самолетом может принести и вред в бою. Поэтому и получалось так, что некоторые из блестящих трюковых летчиков оказались неважными воздушными бойцами. Слишком много внимания концентрировалось на самом процессе летания, исключая этим возможность сосредоточиться на достижении победы над противником.

То, что понимается под термином "хороший полет", оказывается во многих отношениях недостаточным для победы в воздушном бою. Опыт же ведения боя может быть накоплен как изучением теории тактики боя, так и практически. Подобно игре на музыкальном инструменте, умение летать на самолете все же лучше приобретается длительной и старательной практикой. Этому в значительной степени помогают технические знания: чем лучше обучающийся постигает принципы конструкции, работы самолета и мотора, а также законы полета, тем лучший летчик вырабатывается из него.

Во всяком бою предварительная моральная победа составляет половину успеха. Летчик, который в момент сближения самолетов самым решительным образом проявляет намерение принять бой, уже находится на пути к победе, хотя при этом еще не сделал ни одного выстрела.

Воздушная атака выполняется иногда с такой неожиданностью, что даже мужественный летчик не успевает подумать о способах противодействия ей; требования человеческой природы вынуждают его к уклонению от опасности, прежде чем он даст себе ясный отчет о создавшемся положении. В результате, когда он решает наконец повернуть свой самолет и встретить противника контратакой, последний будет обладать превосходством, которое называется моральным; оно оказывает непосредственное влияние на исход боя.

Сложно определить пути обучения летного состава захвату морального превосходства над противником. Безусловно, основным средством выработки волевых качеств остаются знания. Летчик, глубоко понимающий сущность воздушного боя, больше уверен в себе. Он будет в психологическом отношении выше противника независимо от условий, в которых протекает бой.

В предисловии к книге автор отмечает следующее: "Пройдет много лет, прежде чем истребитель как боевая машина потеряет свое значение, если он вообще его потеряет. А если бы даже это и случилось, то принципы тактики воздушного боя останутся без всякого изменения".

В конце первой мировой войны летчики перешли к групповым воздушным боям. Форма построения боевых порядков диктовалась тремя требованиями: представлять собой трудноуязвимую мишень для зенитной артиллерии; оказывать друг другу огневую поддержку в бою; иметь возможность для маневрирования и наблюдения за воздушным пространством. Самолеты в группе эшелонировались по высоте.

Однако в целом в то время теория и практика группового боя не получили еще законченных форм.

В период первой мировой войны военные стратеги разработали теорию колеблющегося превосходства в воздухе; на ее основе была выработана формула местного кратковременного превосходства, исчисляемого лишь несколькими важными для наземных действий часами. Уже в послевоенное время французский тактик Гюимене писал, что защита разведывательной авиации и атака самолетов противника выполняются вместе. Командование определяет, какая из этих задач имеет главное значение. Способы их выполнения различны. Если ведется наступательный бой, то главным является защита своих самолетов наблюдения, поскольку важно для успеха, чтобы своя артиллерия могла получать данные о целях, а командование было информировано о том, где; находится пехота. Наоборот, в оборонительном бою пренебрегают защитой своих самолетов наблюдения, стремясь вместо этого противодействовать воздушному противнику. Это требует значительно меньшего количества сил, чем в первом случае.

Более сложной задачей будет облегчение своим самолетам проникновения в расположение противника. Здесь речь идет об обеспечении самолетам наблюдения на некоторое время безопасности, что требует большого численного превосходства над противником.

Немецкая военная печать того времени отмечала, что даже при значительном численном перевесе сил истребителей превосходство в воздухе достигается только временное и местное. Удерживать превосходство в течение нескольких часов можно только при, наличии нескольких истребительных эскадр на направлении главного удара всего фронта.

На второстепенных фронтах надо довольствоваться применением отдельных отрядов, причем необходимо держать их готовыми на аэродромах. Они вводятся в бой или по требованию воздушной оборони, или командиром эскадры самостоятельно, если он со своего аэродрома может наблюдать обстановку в воздухе.

На направлении главного удара превосходства в воздухе добиваются всеми силами, чтобы дать возможность действовать своим артиллерийским, пехотным, штурмовым и разведывательным самолетам и, кроме того, обеспечить свои войска от атак с воздуха. По мнению авторов книги "Тактика авиации", первая мировая война показала, что вождение истребительной группы в воздухе есть искусство, которое можно считать прирожденным. Его нельзя изучить по книгам, оно постигается на опыте и зависит исключительно от личных качеств. Искусство командира состоит в том, чтобы подвести группу возможно ближе к противнику и использовать при этом преимущества, даваемые положением солнца и облаков. Боевой, порядок должен меняться в каждом отдельном случае и перестраиваться в воздухе с учетом обстановки. По общему правилу группы истребителей эшелонируются в глубину и по высоте с таким расчетом, чтобы обеспечить себя от неожиданного нападения. Чем больше высота, тем легче истребителям при сближении с противником выбрать выгодное положение для атаки. Если с атакой связан еще и элемент внезапности, исход боя в большинстве случаев предрешен.

После встречи групп, отмечалось в книге, воздушный бой разбивается на ряд индивидуальных боев. При равной материальной части исход боя будет решен моральным превосходством одной стороны над другой.

В период второй мировой войны достижения в радиосвязи, а затем и в радиолокации изменили тактику ВВС. Авиационные командиры могли передавать приказы и распоряжения экипажам своего соединения, т. е. непрерывно руководить действиями подчиненных.

Летно-тактические характеристики самолетов значительно улучшились. Скорость, рабочий потолок и скороподъемность истребителей возросли втрое по сравнению с теми же характеристиками самолетов периода первой мировой войны. Вооружение их стало мощнее. Более сложными стали прицельные устройства. Однако это являлось лишь результатом совершенствования ранее существовавших образцов. По существу, истребитель остался той же системой оружия, но стал обладать более высокими характеристиками.

Способы ведения воздушного боя почти не изменились, истребителям ставились прежние основные боевые задачи: прикрытие войск, сопровождение бомбардировщиков и обеспечение разведчиков. Как и в первой мировой войне, командиры авиационных частей стремились обеспечить себе местное численное превосходство в воздухе. После первого столкновения двух групп противников их боевые порядки распадались на звенья, а затем и отдельные самолёты по мере вовлечения каждого летчика в бой. Радиосвязь способствовала оказанию помощи отставшим и вышедшим из боя экипажам, а также позволяла командиру быть в курсе происходящих событий.

Авиационные соединения, будь то авиакрылья, эскадрильи или отряды, состояли из тактических единиц. Пара истребителей являлась неделимым боевым элементом. Экипажи, входившие в ее состав, находились все время вместе и действовали как единое целое. Ведущий имел возможность атаковать противника, сохраняя уверенность в том, что будет защищен напарником.

Группа бомбардировщиков или самолетов-разведчиков прикрывалось истребителями непосредственного сопровождения (эскортом), летевшими обычно выше и несколько сзади. Эскорт, "привязанный" к бомбардировщикам, в свою очередь, прикрывался другим эшелоном истребителей, получивших относительную свободу маневра. Таким образом, создавалось многослойное построение, включавшее несколько эшелонов, поддерживавших тактическое взаимодействие. Сами истребители прикрытия в предвидении воздушного боя делились на ударную и прикрывающую группы, причем эти роли могли меняться в зависимости от обстановки. В целом воздушный бой периода второй мировой войны характеризовался как групповой и маневренный.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.