|
Сравнительная характеристика медицинской этики и биоэтики
Сущностные
критерии
| Медицинская этика
| Биоэтика
| Определение
Явления
| Вид (отрасль) профессиональной этики
| Социальный институт современного общества, общественное (биоэтическое) движение и мировоззрение
| Основное
содержание
| Нормы, правила, принципы поведения врача (медика)
| Нравственное отношение к живому, или этика жизни
| Основное
назначение
| Изучение моральных проблем медицинского обслуживания, оказания медицинской помощи
| Междисциплинарный анализ этических вопросов, вызванных современным развитием биологии и медицины
| Цель
| Внедрение и регуляция профессиональных этических стандартов
| Принятие жизненно значимых решений в области биомедицины совместно с медиками и обществом (государством, правом, общественным мнением), выработка гуманистического мировоззрения
| Сфера
Функциони-
рования
| Отношения между личностями (врачом и пациентом, самими врачами и т.д.), специа-листами и обществом
| Отношения между техническими возможностями и общечеловеческими ценностями
| Таким образом, под медицинской биоэтикой мы понимаем предмет, возникший на стыке традиционной медицинской этики и биоэтики, и определяем его как профессиональную этику врача (медика) на современном этапе развития общества и медицины.
Вполне очевидно, содержание медицинской биоэтики как предмета преподавания должно покоится на трех китах: на основах философской, традиционной медицинской и биомедицинской этики. Сложность вопроса в другом. Как избежать эклектики, механического смешения трех названных дисциплин? Как суметь доказать (показать, убедить), что, с одной стороны, он пришел на смену этике Гиппократа, не потеряв (сохранив) при этом ее вечные ценности, а с другой – воплотил в себе (вобрал в себя) достижения либеральной философской мысли, идею прав человека?
Содержание предмета медицинской биоэтики могло бы быть обусловлено следующей целью: анализ этических дилемм, вызванных современным развитием медицины, биологии и общества и выработка умения и навыков принятия жизненно значимых решений на основе гуманистического мировоззрения. Для того, чтобы достичь поставленной цели, с нашей точки зрения, необходимо решить следующие задачи:
1. Предмет должен быть разделен на общую (пропедевтическую) и специальную (частную, клиническую) части.
2. В общей части преподавание должно начинаться с философских основ – этики. Это необходимо по ряду причин:
1) этика дает возможность осмыслить значение нравственных ценностей (добро, долг, справедливость и т.д.) как главного стержня общечеловеческих ценностей (жизнь, здоровье и т.д.);
2) философские основы нравственности позволяют понять генезис, эволюцию и закономерности развития профессиональной этики в контексте динамики и изменений в обществе с точки зрения ценностных приоритетов;
3) и, наконец, без знакомства с этическими теориями, их воплощением как в прошлом, так и в настоящем трудно будет сформировать ”биоэтическое мировоззрение”.
В общем разделе преподавания медицинской биоэтики предполагается изучать следующие вопросы: 1) биоэтика как социальный институт, общественное движение и мировоззрение; 2) медицинская биоэтика как область познания; 3) философские основы медицинской биоэтики: а) биоэтика – этика жизни, или нравственное отношение к живому; б) гуманизм, утилитаризм, деонтологизм как теоретические основания медицинской биоэтики; в) принцип моральной автономии личности; г) справедливость как моральный идеал; 4) этические дилеммы ценностных доминант: а) здоровье и болезнь в системе ценностных доминант современного человека; б) жизнь и смерть как основы человеческого бытия и проблемы самоидентификации, смысл жизни; 5) моральный плюрализм в мультикультурном обществе и проблемы биоэтического согласия.
В качестве связующего звена между первой и второй частями предмета предлагается тема, в которой будут рассмотрены этические нормы классической медицинской этики с исторической и гносеологической точек зрения, где особое место займет вклад представителей отечественной медицины в становление гуманистической направленности медицинской деонтологии.
3. Специальная (клиническая) часть, на наш взгляд, должна включать в себя анализ следующей проблематики: современные модели взаимоотношения врача и пациента в свете биоэтических реалий; эксперименты на человеке; аборт, контрацепция, стерилизация; новые репродуктивные технологии; трансплантация систем и органов; генетика, генетический скрининг и генная инженерия; самоубийство и отказы больных от лечения по жизненно важным показаниям; эвтаназия (активная и пассивная) и ее альтернативы; психиатрия и права душевнобольных; СПИД и этические аспекты социальной адаптации; анализ концепций социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения. Клиническая часть также предполагает изучение медико-этических стандартов, освоение документации ВОЗ, ВМА, а также российского законодательства.
Для выработки определенного умения и навыков применения решений медико-этического характера основу практических знаний должны составить клинико-этические разборы (разборы казусов).
Российский философ П.Д.Тищенко, размышляя о феномене биоэтики, подчеркнул: “Если у нашего общества есть будущее – без биоэтики ему не обойтись. Это положение призвано убедить читателя в том, что развитие современного российского общества в русле демократии не станет реальным без биоэтического как движения, так и мышления и образования. Оно в полной мере относится и к российской медицине – к здравоохранению в целом и к медицинскому образованию в частности. Последнее можно обозначить как нонсенс, если в его системе не занимают (не займут) достойного места изучение биоэтических проблем и вопросов. Успешно же решить данную задачу, на наш взгляд, можно путем преподавания медицинской биоэтики и организацией соответствующих кафедр (курсов).
Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания в медицинском вузе соединит в единое гармоничное целое достижения мировой, в том числе знаменитой русской начала ХХ века философской, этической мысли (а), традиции классической (Гиппократа) и отечественной врачебной этики (б), изучение современных, социальных, правовых и этических последствий использования новейших биомедицинских технологий (в). Этим самым в системе медицинского образования, с одной стороны, заполнится часть имеющегося вакуума гуманитарного (идеологического) содержания, а с другой - начнет осуществляться полноценное преподавание профессиональной этики врача, отвечающей реалиям сегодняшнего развития общества и медицины.
КЛЯТВА ГИППОКРАТА
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом;
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал, касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
О ВРАЧЕ
ВРАЧУ сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других.
Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных.
Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы.
Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (больных) ценятся, когда они редки.
Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать.
Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.
ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ
Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю.
Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.
Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми моими силами ее процветанию, сообщая ученому совету все, что открою.
Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств.
Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности. Однако же если бы потребовала того польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия.
В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведующих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|