Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕДИЦИНСКАЯ БИОЭТИКА КАК НАУКА





Содержание

Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология). Этические требования к врачу в современном обществе:  
  Альбицкий В.Ю., Амиров Н.Х., Нежметдинова Ф.Т. Медиицинскаябиоэтика как наука и предмет преподавания…  
  Гиппократов сборник. «Клятва»……………..…………………….  
  Гиппократов сборник. «О враче»…………..……………….….…..  
  Факультетское обещание……………………………………….…..  
  Этический кодекс Российского врача (АВР)………………….…..  
  Международный кодекс медицинской этики (ВМА) ………..…..  
  Женевская декларация (ВМА)…….....  
  Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1, статьи 54, 56, 57, 58, 60, 62-64………..  
Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных заболеваний:  
  Заявление о халатном отношении врачей к своим обязанностям (ВМА)……………………………………………………………...…  
  Бородулин В.И., Вербицкий В.М., Кваскова Ю.Ю. Врачебные ошибки и совесть врача: экскурсия в историю отечественной медицины XIX – начала XX века………………….  
  Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 66-68……………………………  
Права пациента в международной практике и в России:  
  Лиссабонская декларация о правах пациента (ВМА)…….……….  
  Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ)…………………………………………..…………….  
  Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы)…………………  
  Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО)..….  
  Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 1, 2, 17-21, 24, 30-34, 61……….  
  Воробьев А.И., Шкловский-Корди Н.Е., Воробьев П.А. К вопросу о декларации прав пациента…………………………....  
Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы:  
  Хельсинская декларация (ВМА)…………………………………...  
  Нюрнбергский кодекс…………………………………………….…  
  Международные рекомендации (этический кодекс) по проведению медико-биологических исследований с использованием животных (CIOMS)………………………….…...  
  Власов В.В. Международные этические требования к медицинским исследованиям с участием человека…………….…  
  Лепахин В.К., Фисенко В.П., Чельцов В.В., Астахова А.В. Международные стандарты при клинических испытаниях….…..  
  Положение о национальном этическом комитете…………….…..  
  Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах", статьи 1, 2, 3, 4, 36-40………….…….  
  Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статья 43……………………………….  
  Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе", статья 16………………………………………………………….…..  
  Заявление об использовании животных в медико-биологических исследованиях (ВМА)..……………………………………………...  
  Нормы защиты экспериментальных животных…………………...  
Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии:  
  Попов А.А. Краткая история аборта и демографической политики в России………………………………………………..….  
  Кеттинг Е. Аборт: состояние проблемы в мире………………...…  
  Заявление о праве женщины на использование контрацепции (ВМА)……………………………………………………………..….  
  Заявление о планировании семьи (ВМА)…………..…………..….  
  Декларация Осло о медицинских абортах (ВМА)..…………..…...  
  Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 35-37............................................  
  Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности…………………………….……………  
  Инструкция о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям….….  
  Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности……………………………………….…  
  Инструкция о порядке разрешения операции медицинской стерилизации граждан……………………………………………....  
  Колоколов Г.Р. Правовые основы медицинского вмешательства в репродуктивную деятельность человека (искусственное оплодотворение)………………………………………………..……  
  Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (ВМА)…………………………………………………...  
Эйтаназия как биоэтическая проблема  
  Декларация об эвтаназии (ВМА)……………………………….…..  
  Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах (ВМА)….  
  Венецианская декларация о терминальном состоянии (ВМА).....  
  Заявление о политике в области лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль (ВМА)……….….  
  Заявление о персистирующем вегетативном состоянии (ВМА)....  
  Сиднейская декларация относительно констатации факта смерти (ВМА)……………………………………………………..………….  
  Всероссийская онкологическая социальная программа «Равное право на жизнь»………………………………………………..…….  
  Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 45, 46….  
  Громов А. Эйтаназия………………………………………………...  
  Клюев А.Г. Некоторые аспекты эвтаназии как моральная проблема медицинской деятельности…………………..………….  
  Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Что думают об эвтаназии врачи.....  
  Стефанчук Р.А. К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ…………………………………………………………………...  
  Попова Л.М. Этические проблемы, возникающие при диагностике смерти мозга……………………………………….….  
  Плавунов Н.Ф., Миллионщикова В.В. Хоспис и паллиативная помощь……………………………………………….………………  
  Вишняков Н.И., Зельницкий Л.А. Опыт организации службы "Хоспис" в крупном городе…………………………………..……..  
  Апраксина К.В. Волонтеры в хосписах……………………..……...  
Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии  
  Декларация о трансплантации человеческих органов (ВМА)…....  
  Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (ВМА)……………………  
  Заявление о трансплантации эмбриональных тканей (ВМА)…….  
  Заявление о торговле живыми органами (ВМА)……………….….  
  Дополнительный протокол к Конвенции по правам человекаи биомедицине относительно трансплантации органов и тканейчеловеческого происхождения (Совет Европы)…………………..  
  Шрамка М., Раттай М. Правовые и этические аспекты нейротрансплантации…………………………………………….…  
  Кочемасов В.В., Крижевская Ю.В. Этические аспекты трансфузиологии…………………………………………………….  
  Дземешкевич С.Л., Борогад И.В., Гурвич А.И. Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии……...  
  Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 47, 48, 53……………………….  
  Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека"……………………………….….  
  Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов"………………………………………………………..  
СПИД: этико-правовые проблемы  
  Как это начиналось………………………………………………….  
  Временное заявление по СПИД'у (ВМА)………………………….  
  Заявление по вопросам, возникающим в связи с ВИЧ-эпидемией (ВМА)………………………………………………………………...  
  Заявление о политике тестирования и консультирования на ВИЧ (ЮНЭЙДС)……………………………………….………………….  
  Принципы консультирования по вопросам ВИЧ/СПИДа (ЮНЭЙДС)…………………………………………………………..  
  Заявление о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц больных СПИДом (ВМА)……………………………  
  Дъяченко А.П. Правовой статус Российских ВИЧ-инфицированных……………………………………………………  
  Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"…………………………………………………....  
  Комментарии к ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»……………………  
  Приказ Минздрава СССР от 14 мая 1991 г. № 134 "О порядке назначения и выплаты пособия на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом"………………………………………………..…  
  Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции при проведении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров………………  
   
  Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)…………………………………….…...
  Перечень показаний для обследования на ВИЧ/СПИД в целях улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции………………..
  Перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)………………….….
  Приказ Минздрава России от 28 декабря 1993 г. № 302 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности"………………………
  Инструкция по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в акушерских стационарах (извлечения)…………………………………………………………
Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии
  Декларация о проекте «Геном человека» (ВМА)…………………
  Заявление о генетическом консультировании и генной инженерии (ВМА)…………………………………………………...
  Иванов В.И, Ижевская В.Л. Генетика человека: этические проблемы настоящего и будущего. Проблемы евгеники…………
  Лопухин Ю.М. Этические и правовые аспекты клонирования человека………………………………………………………………
  Заявление HUGOо принципах проведения генетических исследований…………………………………………………………
  Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"………………………………………………………..
  Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека"………………………………..
         

КЛАССИЧЕСКАЯ (ГИППОКРАТОВА) МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА (ДЕОНТОЛОГИЯ). ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ







МЕДИЦИНСКАЯ БИОЭТИКА КАК НАУКА

И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ9

Н.Х.Амиров, В.Ю.Альбицкий, Ф.Т.Нежметдинова

“Кто успевает в науках и отстает

в нравственности, тот более вреден,

нежели полезен”.

Гиппократ

В развитии высшей медицинской школы России, на наш взгляд, произошло примечательное событие: приказом ректора Казанского государственного медицинского университета от 7 июля 1996 г. создан самостоятельный курс медицинской биоэтики. Хотя вопрос о необходимости и путях преподавания биоэтики в медицинских университетах и академиях дискутируется на протяжении последних нескольких лет, и современные этические проблемы медицины уже преподаются в некоторых из них, тем не менее только благодаря упомянутому выше акту медицинская биоэтика получила права гражданства, своего рода юридический статус, став наравне с другими предметами преподавания самостоятельной дисциплиной в медицинском вузе.

Актуальность и своевременность организации самостоятельного курса (кафедры) медицинской биоэтики, с нашей точки зрения, обусловлены следующими важными моментами. Во-первых, переход российского медицинского вуза в статус университета (академии) влечет за собой отнюдь не по формальным причинам повышение требований к подготовке студентов по общетеоретическим, фундаментальным вопросам биологии, медицины, в том числе философским. Изучение биоэтических проблем требует университетского подхода к образованию будущего врача. Во-вторых, биоэтика как самостоятельная дисциплина почти два десятилетия изучается в университетах США и Западной Европы. Чтобы соответствовать мировым стандартам медицинского образования, следует срочно преодолеть отставание в этой области. В-третьих, переход к рыночной, демократической системе происходит в России крайне болезненно, с большими нравственными потерями. Закат коммунистической морали и не пришедший ей на смену восход общенациональной идеи (идеологии) привели к тому, что к началу 90-х годов медицина в России оказалась на пороге этического банкротства. Чтобы избежать его, надо прежде всего вернуться к истокам русской философской мысли, к работам Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина и В.И.Вернандского, возродить традиции российской врачебной этики, связанной с именами М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, В.А.Манассеина и В.В.Вересаева, а также проникнуться идеями западной либеральной философии – идеями приоритета прав человека, прав пациента. Без этого не решить традиционных задач медицины, ни новых моральных коллизий, связанных с развитием новейших медицинских технологий. Путь здесь один: пересмотр содержания гуманитарного образования и медицинском вузе.

Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos – привычка, мораль, обычай) и означает он учение о нравственных, моральных нормах и правилах поведения, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Медицинская же этика – это свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам. Основы медицинской этики сформировались в глубокой древности. Наиболее четкое выражение они получили в трудах Гиппократа (IV в. до н.э.). Уже тогда был определен круг извечных проблем медицинской этики: взаимоотношения между врачом и обществом, врачом и больным, врачом и родственниками больного, самими врачами, врачебная тайна, эвтаназия (“Я не дам никому просимого у меня смертельного средства”), врачебные ошибки и т.д.

Деонтология является разделом общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей. Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”. В этом труде указывалось: “Основание деонтологии – принцип пользы... это значит, что определенный поступок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы”. Медицинская деонтология рассматривает и обосновывает принципы поведения врачей в их практической и научной деятельности. По существу, понятие медицинской деонтологии близко (у большинства авторов идентично) к понятию медицинской этики. Это, в частности, отмечено в большой медицинской энциклопедии: “То, что теперь составляет предмет деонтологии медицинской, в конце XIX века называлось врачебной этикой”.

Таким образом, можно констатировать: классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология) определяет систему традиционных морально-этических требований, предъявляемых как к профессиональной деятельности врача (медицинского работника), так и к его нравственным качествам.

Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика – мост в будущее”. В ней он обозначил биоэтику как соединение биологических знаний и человеческих ценностей, понимая её как “науку о выживании и улучшении условий жизни”, как дисциплину, “определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике”. Эта дефиниция не устоялась, и спектр её значения трактуется весьма широко. С нашей точки зрения, за основу можно взять определение, предложенное Страсбургским симпозиумом по биоэтике (1990), согласно которому биоэтика, будучи комплексной областью знаний, изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. Во многих зарубежных публикациях наряду с термином “биоэтика” широко употребляется, по существу, его синоним “биомедэтика”, “биомедицинская этика”.

Формирование биоэтики как новой области знаний (новой научной дисциплины) было обусловлено прежде всего небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в практику новейших, на грани фантастики, технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным, причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека - от зачатия до смерти. Хорошо известно, например, какие острые моральные коллизии возникают в связи с размножением in vitro, суррогатным материнством, определением пола будущего ребенка. Не меньшего драматизма полна ситуация, когда приходится отвечать на вопрос: не следует ли прекратить лечение больного, находящегося несколько месяцев (а то и лет) в устойчивом вегетативном (бессознательном ) состоянии? Нельзя не отметить и остроту этических проблем, возникающих с развитием трансплантологии (проблема донорства, констатации смерти, коммерческого использования органов и тканей).

Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть. В этике Гиппократа либеральных трактовок прав пациента попросту не существовало. В то же время к правам пациента стали относить положения, традиционно считавшиеся прерогативой врачей. Как итог указанных тенденций происходит смена традиционной патерналистской схемы отношений между врачом и пациентом на модели, основанной на признании принципов самоопределения, автономии пациента, на модели информационного и совещательного характера. Например, из обязанностей медика ставить больного в известность о предполагаемом способе медицинского вмешательства возникло право пациента на информацию и выбор (вплоть до отказа) метода лечения.

Кроме этих двух основополагающих причин, следует упомянуть и о таких факторах, способствующих формированию и развитию биоэтики, как: - необходимость контроля (этического, правового, общественного) за исследовательской деятельностью во многих областях медицины, ибо эта деятельность затрагивает фундаментальные ценности общества и человека;

- возрастание роли биомедицинского права (ряд проблем уже не может быть урегулирован традиционными этическими нормами, для этого требуется правовой контроль);

- необходимость этического и правового регулирования экспериментальных исследований на животных и людях, размах которых возрастает в геометрической прогрессии, и соответственно решение важнейшей задачи – минимизации риска, страданий и боли для испытуемых, защита их интересов;

- медикализация как двуединый процесс: феномен чрезвычайного возвышения ценности здоровья и гигантски возросшая роль медицинской науки и практики в современном обществе;

- нарастающее внимание к проблеме реализации принципа социальной справедливости в системе здравоохранения (особенно в условиях страховой медицины, коммерциализации медицинских услуг) и социальной помощи (вопросы распределения все более ограниченных ресурсов);

- возрастающее значение морального плюрализма при разрешении тех биоэтических ситуаций, когда вовлеченные в них люди вынуждены брать на себя ответственность за установление пределов своего собственного существования, сознательно преступая границы собственной религиозной, этнической, политической, расовой и сексуальной идентичности;

- глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает интересы всего человечества (отнюдь не случайно коллективный поиск моральных решений в области медицины возглавляет Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ, а в последнее время и Всемирная медицинская ассоциация – ВМА).

Анализ литературных источников, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы соотношения (взаимоотношения) между традиционной врачебной этикой и биоэтикой, позволяет, на наш взгляд, отразить существо проблемы в следующих трех положениях.

Первое.У большинства авторов, обсуждающих проблему генезиса биоэтики, не вызывает сомнения, что своими корнями она уходит в глубь веков, к клятве Гиппократа, что традиционная медицинская этика является естественной исторической предшественницей биоэтики.

Второе.Существует – на этом настаивают многие зарубежные авторы – более широкое толкование биоэтики. Оно включает в себя ряд аксиологических проблем, связанных с системой здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Иными словами, есть ряд принципиальных различий между двумя обсуждаемыми предметами, которые мы попытались представить в таблице в обобщенном виде.

Третье.Многие авторы специально фиксируют внимание на тесной, сущностной связи между этикой Гиппократа и биоэтикой. Рядом ученых (здесь прежде всего следует указать на публикации А.Я.Иванюшкина) обосновывается точка зрения о том, что “по происхождению и содержанию своих проблембиоэтика остается частью профессиональной медицинской этики”(подчеркнуто нами - авт.) и что “биоэтику можно определить как такой уровень предметной медицинской этики, в которой отражаются новые нравственные проблемы медицины и прикладной биологии эпохи научно-технической революции”. По существу, если исходить из представленной выше точки зрения, то можно постулировать следующее (не скроем, близкое нам, авторам) положение. Первая часть – классическая традиционная этика, основу которой составляют заповеди (догматы), буква и дух клятвы Гиппократа, а ее содержание фактически исчерпывают “две проблемы: манеры поведения медицинского персонала и внутрикорпоративные обязанности врачей по отношению друг к другу”. Вторая часть – биоэтика (биомедэтика) по своей сути (о чем мы уже упоминали) насыщена социальным содержанием, выходит за рамки медицины, а в прикладном плане пытается решить возникающие в современной клинической практике сугубо конкретные задачи нравственного и правового характера, обусловленные применением новейших технологий, затрагивающих святое святых – начало и конец жизни.

Исходя из изложенного выше, нам представляется, что современная медицинская этика, её основное содержание и предназначение на современном этапе развития общества (права пациента) и медицины (новейшие технологии) могли бы быть обозначены термином “медицинская биоэтика”. Впрочем, это предложение не является оригинальным. Оно как бы витает в воздухе. Так, заведующая кафедрой философии Красноярской медицинской академии Л.А.Шевырногова метко подметила: ”Наши коллеги от медицины совершенно сознательно и серьезно биоэтику сводят к медицинской биоэтике”. Мы далеки от такой прямолинейной подмены одного понятия другим. Но с учетом того, что биоэтика занята философским осмыслением ряда фундаментальных медицинских проблем (а), имеет несомненное прикладное значение для клинической медицины (б), решает, пусть и с других принципиально новых позиций, центральную проблему медицинской профессиональной этики (деонтологии) любой эпохи – проблему взаимоотношения врача и больного (в), мы считаем, что выделение из нее (в ней) особой медицинской части под именем “медицинская биоэтика” выглядит вполне корректным (здесь уместны аналогии с генетикой и медицинской генетикой, демографией и медицинской демографией и т.п.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.