|
МЕДИЦИНСКАЯ БИОЭТИКА КАК НАУКА
Содержание
Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология). Этические требования к врачу в современном обществе:
|
| | | Альбицкий В.Ю., Амиров Н.Х., Нежметдинова Ф.Т.
Медиицинскаябиоэтика как наука и предмет преподавания…
|
| | | Гиппократов сборник. «Клятва»……………..…………………….
|
| | | Гиппократов сборник. «О враче»…………..……………….….…..
|
| | | Факультетское обещание……………………………………….…..
|
| | | Этический кодекс Российского врача (АВР)………………….…..
|
| | | Международный кодекс медицинской этики (ВМА) ………..…..
|
| | | Женевская декларация (ВМА)…….....
|
| | | Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1, статьи 54, 56, 57, 58, 60, 62-64………..
|
| | Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных заболеваний:
|
| | | Заявление о халатном отношении врачей к своим обязанностям (ВМА)……………………………………………………………...…
|
| | | Бородулин В.И., Вербицкий В.М., Кваскова Ю.Ю.
Врачебные ошибки и совесть врача: экскурсия в историю
отечественной медицины XIX – начала XX века………………….
|
| | | Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 66-68……………………………
|
| | Права пациента в международной практике и в России:
|
| | | Лиссабонская декларация о правах пациента (ВМА)…….……….
|
| | | Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ)…………………………………………..…………….
|
| | | Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы)…………………
|
| | | Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО)..….
|
| | | Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 1, 2, 17-21, 24, 30-34, 61……….
|
| | | Воробьев А.И., Шкловский-Корди Н.Е., Воробьев П.А.
К вопросу о декларации прав пациента…………………………....
|
| | Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы:
|
| | | Хельсинская декларация (ВМА)…………………………………...
|
| | | Нюрнбергский кодекс…………………………………………….…
|
| | | Международные рекомендации (этический кодекс) по проведению медико-биологических исследований с использованием животных (CIOMS)………………………….…...
|
| | | Власов В.В. Международные этические требования к медицинским исследованиям с участием человека…………….…
|
| | | Лепахин В.К., Фисенко В.П., Чельцов В.В., Астахова А.В.
Международные стандарты при клинических испытаниях….…..
|
| | | Положение о национальном этическом комитете…………….…..
|
| | | Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах", статьи 1, 2, 3, 4, 36-40………….…….
|
| | | Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статья 43……………………………….
|
| | | Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе", статья 16………………………………………………………….…..
|
| | | Заявление об использовании животных в медико-биологических исследованиях (ВМА)..……………………………………………...
|
| | | Нормы защиты экспериментальных животных…………………...
|
| | Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии:
|
| | | Попов А.А. Краткая история аборта и демографической политики в России………………………………………………..….
|
| | | Кеттинг Е. Аборт: состояние проблемы в мире………………...…
|
| | | Заявление о праве женщины на использование контрацепции (ВМА)……………………………………………………………..….
|
| | | Заявление о планировании семьи (ВМА)…………..…………..….
|
| | | Декларация Осло о медицинских абортах (ВМА)..…………..…...
|
| | | Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 35-37............................................
|
| | | Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности…………………………….……………
|
| | | Инструкция о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям….….
|
| | | Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности……………………………………….…
|
| | | Инструкция о порядке разрешения операции медицинской стерилизации граждан……………………………………………....
|
| | | Колоколов Г.Р. Правовые основы медицинского вмешательства в репродуктивную деятельность человека (искусственное оплодотворение)………………………………………………..……
|
| | | Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (ВМА)…………………………………………………...
|
| | Эйтаназия как биоэтическая проблема
|
| | | Декларация об эвтаназии (ВМА)……………………………….…..
|
| | | Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах (ВМА)….
|
| | | Венецианская декларация о терминальном состоянии (ВМА).....
|
| | | Заявление о политике в области лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль (ВМА)……….….
|
| | | Заявление о персистирующем вегетативном состоянии (ВМА)....
|
| | | Сиднейская декларация относительно констатации факта смерти (ВМА)……………………………………………………..………….
|
| | | Всероссийская онкологическая социальная программа «Равное право на жизнь»………………………………………………..…….
|
| | | Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 45, 46….
|
| | | Громов А. Эйтаназия………………………………………………...
|
| | | Клюев А.Г. Некоторые аспекты эвтаназии как моральная проблема медицинской деятельности…………………..………….
|
| | | Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Что думают об эвтаназии врачи.....
|
| | | Стефанчук Р.А. К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ…………………………………………………………………...
|
| | | Попова Л.М. Этические проблемы, возникающие при диагностике смерти мозга……………………………………….….
|
| | | Плавунов Н.Ф., Миллионщикова В.В. Хоспис и паллиативная помощь……………………………………………….………………
|
| | | Вишняков Н.И., Зельницкий Л.А. Опыт организации службы "Хоспис" в крупном городе…………………………………..……..
|
| | | Апраксина К.В. Волонтеры в хосписах……………………..……...
|
| | Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии
|
| | | Декларация о трансплантации человеческих органов (ВМА)…....
|
| | | Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (ВМА)……………………
|
| | | Заявление о трансплантации эмбриональных тканей (ВМА)…….
|
| | | Заявление о торговле живыми органами (ВМА)……………….….
|
| | | Дополнительный протокол к Конвенции по правам человекаи биомедицине относительно трансплантации органов и тканейчеловеческого происхождения (Совет Европы)…………………..
|
| | | Шрамка М., Раттай М. Правовые и этические аспекты нейротрансплантации…………………………………………….…
|
| | | Кочемасов В.В., Крижевская Ю.В. Этические аспекты трансфузиологии…………………………………………………….
|
| | | Дземешкевич С.Л., Борогад И.В., Гурвич А.И.
Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии……...
|
| | | Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статьи 47, 48, 53……………………….
|
| | | Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека"……………………………….….
|
| | | Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов"………………………………………………………..
|
| | СПИД: этико-правовые проблемы
|
| | | Как это начиналось………………………………………………….
|
| | | Временное заявление по СПИД'у (ВМА)………………………….
|
| | | Заявление по вопросам, возникающим в связи с ВИЧ-эпидемией (ВМА)………………………………………………………………...
|
| | | Заявление о политике тестирования и консультирования на ВИЧ (ЮНЭЙДС)……………………………………….………………….
|
| | | Принципы консультирования по вопросам ВИЧ/СПИДа (ЮНЭЙДС)…………………………………………………………..
|
| | | Заявление о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц больных СПИДом (ВМА)……………………………
|
| | | Дъяченко А.П. Правовой статус Российских ВИЧ-инфицированных……………………………………………………
|
| | | Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"…………………………………………………....
|
| | | Комментарии к ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»……………………
|
| | | Приказ Минздрава СССР от 14 мая 1991 г. № 134 "О порядке назначения и выплаты пособия на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом"………………………………………………..…
|
| | | Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции при проведении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров………………
|
| | |
| | | Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)…………………………………….…...
|
| | Перечень показаний для обследования на ВИЧ/СПИД в целях улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции………………..
|
| | Перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)………………….….
|
| | Приказ Минздрава России от 28 декабря 1993 г. № 302 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности"………………………
|
| | Инструкция по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в акушерских стационарах (извлечения)…………………………………………………………
|
| Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии
|
| | Декларация о проекте «Геном человека» (ВМА)…………………
|
| | Заявление о генетическом консультировании и генной инженерии (ВМА)…………………………………………………...
|
| | Иванов В.И, Ижевская В.Л. Генетика человека: этические проблемы настоящего и будущего. Проблемы евгеники…………
|
| | Лопухин Ю.М. Этические и правовые аспекты клонирования человека………………………………………………………………
|
| | Заявление HUGOо принципах проведения генетических исследований…………………………………………………………
|
| | Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"………………………………………………………..
|
| | Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека"………………………………..
|
| | | | | |
КЛАССИЧЕСКАЯ (ГИППОКРАТОВА) МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА (ДЕОНТОЛОГИЯ). ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
МЕДИЦИНСКАЯ БИОЭТИКА КАК НАУКА
И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ9
Н.Х.Амиров, В.Ю.Альбицкий, Ф.Т.Нежметдинова
“Кто успевает в науках и отстает
в нравственности, тот более вреден,
нежели полезен”.
Гиппократ
В развитии высшей медицинской школы России, на наш взгляд, произошло примечательное событие: приказом ректора Казанского государственного медицинского университета от 7 июля 1996 г. создан самостоятельный курс медицинской биоэтики. Хотя вопрос о необходимости и путях преподавания биоэтики в медицинских университетах и академиях дискутируется на протяжении последних нескольких лет, и современные этические проблемы медицины уже преподаются в некоторых из них, тем не менее только благодаря упомянутому выше акту медицинская биоэтика получила права гражданства, своего рода юридический статус, став наравне с другими предметами преподавания самостоятельной дисциплиной в медицинском вузе.
Актуальность и своевременность организации самостоятельного курса (кафедры) медицинской биоэтики, с нашей точки зрения, обусловлены следующими важными моментами. Во-первых, переход российского медицинского вуза в статус университета (академии) влечет за собой отнюдь не по формальным причинам повышение требований к подготовке студентов по общетеоретическим, фундаментальным вопросам биологии, медицины, в том числе философским. Изучение биоэтических проблем требует университетского подхода к образованию будущего врача. Во-вторых, биоэтика как самостоятельная дисциплина почти два десятилетия изучается в университетах США и Западной Европы. Чтобы соответствовать мировым стандартам медицинского образования, следует срочно преодолеть отставание в этой области. В-третьих, переход к рыночной, демократической системе происходит в России крайне болезненно, с большими нравственными потерями. Закат коммунистической морали и не пришедший ей на смену восход общенациональной идеи (идеологии) привели к тому, что к началу 90-х годов медицина в России оказалась на пороге этического банкротства. Чтобы избежать его, надо прежде всего вернуться к истокам русской философской мысли, к работам Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина и В.И.Вернандского, возродить традиции российской врачебной этики, связанной с именами М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, В.А.Манассеина и В.В.Вересаева, а также проникнуться идеями западной либеральной философии – идеями приоритета прав человека, прав пациента. Без этого не решить традиционных задач медицины, ни новых моральных коллизий, связанных с развитием новейших медицинских технологий. Путь здесь один: пересмотр содержания гуманитарного образования и медицинском вузе.
Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos – привычка, мораль, обычай) и означает он учение о нравственных, моральных нормах и правилах поведения, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Медицинская же этика – это свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам. Основы медицинской этики сформировались в глубокой древности. Наиболее четкое выражение они получили в трудах Гиппократа (IV в. до н.э.). Уже тогда был определен круг извечных проблем медицинской этики: взаимоотношения между врачом и обществом, врачом и больным, врачом и родственниками больного, самими врачами, врачебная тайна, эвтаназия (“Я не дам никому просимого у меня смертельного средства”), врачебные ошибки и т.д.
Деонтология является разделом общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей. Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”. В этом труде указывалось: “Основание деонтологии – принцип пользы... это значит, что определенный поступок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы”. Медицинская деонтология рассматривает и обосновывает принципы поведения врачей в их практической и научной деятельности. По существу, понятие медицинской деонтологии близко (у большинства авторов идентично) к понятию медицинской этики. Это, в частности, отмечено в большой медицинской энциклопедии: “То, что теперь составляет предмет деонтологии медицинской, в конце XIX века называлось врачебной этикой”.
Таким образом, можно констатировать: классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология) определяет систему традиционных морально-этических требований, предъявляемых как к профессиональной деятельности врача (медицинского работника), так и к его нравственным качествам.
Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика – мост в будущее”. В ней он обозначил биоэтику как соединение биологических знаний и человеческих ценностей, понимая её как “науку о выживании и улучшении условий жизни”, как дисциплину, “определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике”. Эта дефиниция не устоялась, и спектр её значения трактуется весьма широко. С нашей точки зрения, за основу можно взять определение, предложенное Страсбургским симпозиумом по биоэтике (1990), согласно которому биоэтика, будучи комплексной областью знаний, изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. Во многих зарубежных публикациях наряду с термином “биоэтика” широко употребляется, по существу, его синоним “биомедэтика”, “биомедицинская этика”.
Формирование биоэтики как новой области знаний (новой научной дисциплины) было обусловлено прежде всего небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в практику новейших, на грани фантастики, технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным, причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека - от зачатия до смерти. Хорошо известно, например, какие острые моральные коллизии возникают в связи с размножением in vitro, суррогатным материнством, определением пола будущего ребенка. Не меньшего драматизма полна ситуация, когда приходится отвечать на вопрос: не следует ли прекратить лечение больного, находящегося несколько месяцев (а то и лет) в устойчивом вегетативном (бессознательном ) состоянии? Нельзя не отметить и остроту этических проблем, возникающих с развитием трансплантологии (проблема донорства, констатации смерти, коммерческого использования органов и тканей).
Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть. В этике Гиппократа либеральных трактовок прав пациента попросту не существовало. В то же время к правам пациента стали относить положения, традиционно считавшиеся прерогативой врачей. Как итог указанных тенденций происходит смена традиционной патерналистской схемы отношений между врачом и пациентом на модели, основанной на признании принципов самоопределения, автономии пациента, на модели информационного и совещательного характера. Например, из обязанностей медика ставить больного в известность о предполагаемом способе медицинского вмешательства возникло право пациента на информацию и выбор (вплоть до отказа) метода лечения.
Кроме этих двух основополагающих причин, следует упомянуть и о таких факторах, способствующих формированию и развитию биоэтики, как: - необходимость контроля (этического, правового, общественного) за исследовательской деятельностью во многих областях медицины, ибо эта деятельность затрагивает фундаментальные ценности общества и человека;
- возрастание роли биомедицинского права (ряд проблем уже не может быть урегулирован традиционными этическими нормами, для этого требуется правовой контроль);
- необходимость этического и правового регулирования экспериментальных исследований на животных и людях, размах которых возрастает в геометрической прогрессии, и соответственно решение важнейшей задачи – минимизации риска, страданий и боли для испытуемых, защита их интересов;
- медикализация как двуединый процесс: феномен чрезвычайного возвышения ценности здоровья и гигантски возросшая роль медицинской науки и практики в современном обществе;
- нарастающее внимание к проблеме реализации принципа социальной справедливости в системе здравоохранения (особенно в условиях страховой медицины, коммерциализации медицинских услуг) и социальной помощи (вопросы распределения все более ограниченных ресурсов);
- возрастающее значение морального плюрализма при разрешении тех биоэтических ситуаций, когда вовлеченные в них люди вынуждены брать на себя ответственность за установление пределов своего собственного существования, сознательно преступая границы собственной религиозной, этнической, политической, расовой и сексуальной идентичности;
- глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает интересы всего человечества (отнюдь не случайно коллективный поиск моральных решений в области медицины возглавляет Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ, а в последнее время и Всемирная медицинская ассоциация – ВМА).
Анализ литературных источников, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы соотношения (взаимоотношения) между традиционной врачебной этикой и биоэтикой, позволяет, на наш взгляд, отразить существо проблемы в следующих трех положениях.
Первое.У большинства авторов, обсуждающих проблему генезиса биоэтики, не вызывает сомнения, что своими корнями она уходит в глубь веков, к клятве Гиппократа, что традиционная медицинская этика является естественной исторической предшественницей биоэтики.
Второе.Существует – на этом настаивают многие зарубежные авторы – более широкое толкование биоэтики. Оно включает в себя ряд аксиологических проблем, связанных с системой здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Иными словами, есть ряд принципиальных различий между двумя обсуждаемыми предметами, которые мы попытались представить в таблице в обобщенном виде.
Третье.Многие авторы специально фиксируют внимание на тесной, сущностной связи между этикой Гиппократа и биоэтикой. Рядом ученых (здесь прежде всего следует указать на публикации А.Я.Иванюшкина) обосновывается точка зрения о том, что “по происхождению и содержанию своих проблембиоэтика остается частью профессиональной медицинской этики”(подчеркнуто нами - авт.) и что “биоэтику можно определить как такой уровень предметной медицинской этики, в которой отражаются новые нравственные проблемы медицины и прикладной биологии эпохи научно-технической революции”. По существу, если исходить из представленной выше точки зрения, то можно постулировать следующее (не скроем, близкое нам, авторам) положение. Первая часть – классическая традиционная этика, основу которой составляют заповеди (догматы), буква и дух клятвы Гиппократа, а ее содержание фактически исчерпывают “две проблемы: манеры поведения медицинского персонала и внутрикорпоративные обязанности врачей по отношению друг к другу”. Вторая часть – биоэтика (биомедэтика) по своей сути (о чем мы уже упоминали) насыщена социальным содержанием, выходит за рамки медицины, а в прикладном плане пытается решить возникающие в современной клинической практике сугубо конкретные задачи нравственного и правового характера, обусловленные применением новейших технологий, затрагивающих святое святых – начало и конец жизни.
Исходя из изложенного выше, нам представляется, что современная медицинская этика, её основное содержание и предназначение на современном этапе развития общества (права пациента) и медицины (новейшие технологии) могли бы быть обозначены термином “медицинская биоэтика”. Впрочем, это предложение не является оригинальным. Оно как бы витает в воздухе. Так, заведующая кафедрой философии Красноярской медицинской академии Л.А.Шевырногова метко подметила: ”Наши коллеги от медицины совершенно сознательно и серьезно биоэтику сводят к медицинской биоэтике”. Мы далеки от такой прямолинейной подмены одного понятия другим. Но с учетом того, что биоэтика занята философским осмыслением ряда фундаментальных медицинских проблем (а), имеет несомненное прикладное значение для клинической медицины (б), решает, пусть и с других принципиально новых позиций, центральную проблему медицинской профессиональной этики (деонтологии) любой эпохи – проблему взаимоотношения врача и больного (в), мы считаем, что выделение из нее (в ней) особой медицинской части под именем “медицинская биоэтика” выглядит вполне корректным (здесь уместны аналогии с генетикой и медицинской генетикой, демографией и медицинской демографией и т.п.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|