Тема № 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАМВАЕВ. ПОНЯТИЕ О ПАССАЖИРОПОТОКАХ И ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКАХ. РЕГУЛЯРНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.
Лекция – 2 часа.
Продолжая разговор об организации движения трамваев, необходимо отметить, что на весь процесс перевозки пассажиров, или перевозочный процесс, самое серьезное влияние оказывают три основных составных элемента:
· Маршрутная система, как совокупность маршрутных сетей.
· Транспортная подвижность населения.
· Пассажиропоток.
· Провозная способность того или иного вида транспорта.
ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – это количество поездок, приходящееся на одного жителя населенного пункта в год.Она зависит от многих факторов, в том числе от расположения мест проживания жителей по отношению к местам работы, отдыха и другим местам тяготения пассажиров. По Санкт-Петербургу транспортная подвижность населения составляет примерно 900-950 поездок в год. Средняя длина поездки пассажиров в абсолютном большинстве городов колеблется от 2 до 6 км.
ПАССАЖИРОПОТОК – это количество пассажиров, проследовавших по определенному участку транспортной сети за определенный промежуток времени.Пассажиропоток даже для одного маршрута не является постоянной величиной, он изменяется по времени года, дням недели и часам суток. В течение года на пассажиропоток в значительной степени влияют метеорологические условия, а это значит, что зимой и летом пассажиропоток будет неодинаковым. Сюда же необходимо добавить сезон отпусков и выезды для отдыха на длительное время. В рабочие и выходные дни пассажиропотоки также не будут одинаковыми, и, наконец, в течение суток пассажиропоток колеблется в широких пределах.
Размеры и направление пассажиропотока периодически проверяется путем обследования пассажирских перевозок и статистической обработки результатов обследования. Существуют следующие методы обследования пассажиропотока:
· Анкетный метод – с использованием специальных анкет производится непосредственный опрос населения о характере и направлениях регулярных поездок.
· Талонный метод – выдача пассажирам при посадке и изъятие при выходе специальных талонов.
· Метод определения пассажиропотоков по проданным билетам – позволяет получить только частичные сведения об изменении пассажиропотока по часам суток и дням недели.
· Метод глазомерного обследования – приблизительный подсчет пассажиров, находящихся на подвижном составе на отдельных, наиболее характерных участках транспортной сети.
ПРОВОЗНАЯ СПОСОБНОСТЬ того или иного вида транспорта – максимальное число пассажиров, которое может быть перевезено данным видом транспорта в течение одного часа в одном направлении.
Величина скорости движения городского пассажирского транспорта характеризует эффективность использования подвижного состава, его техническое состояние, состояние энергоснабжения, рельсового или дорожного полотна, а также уровень организации движения трамвая на линии. Различают следующие виды скоростей движения:
· Конструктивная скорость – это максимальная скорость, которую может развить подвижной состав трамвая, исходя из его конструкции и надежности работы всего оборудования.
· Максимальная скорость – это наибольшая скорость, которую разрешается развивать на улицах города.
· Средняя ходовая скорость – это средняя скорость движения поезда по перегону.
· Скорость сообщения – это средняя скорость, которую развивает трамвай на протяжении маршрута от одного конечного пункта до другого с учетом времени простоя на всех промежуточных остановках. Скорость сообщения определяется путем деления протяженности маршрута на все время движения поезда на маршруте. Она позволяет определить время, затрачиваемое пассажиром на поездку от одного пункта до другого.
· Эксплуатационная скорость –это средняя скорость, которая получается за время полного рейса с учетом времени простоя на всех промежуточных остановках и на конечных пунктах.
Скорость движения является одним из основных и весьма важных качественных показателей работы городского транспорта и, в частности, трамвая. Рост эксплуатационной скорости повышает производительность труда поездной бригады, значительно экономит время пассажиров, улучшает качество транспортного обслуживания, причем, при этом сокращается потребность в количестве подвижного состава и снижаются эксплуатационные расходы.
На величину скорости движения трамвая на линии влияют самые различные факторы:
· Конструктивные, динамические качества и техническое состояние подвижного состава.
· Состояние энергоснабжения, а также дорожного и путевого хозяйства.
· Планировка уличной сети и ее благоустройство.
· Особенности трассы (направление маршрута, предельные уклоны, кривые различного радиуса, количество ТМ+ТБ пересечений и т.д.).
· Интенсивность дорожного движения и система его регулирования.
· Месторасположение остановочных пунктов и расстояние между ними.
· Величина пассажиропотока и степень наполнения подвижного состава.
· Время простоя поезда на остановочных пунктах.
· Интервалы и регулярность движения, а также пропускная способность транспортной сети.
· Метеорологические условия.
· Индивидуальные навыки и умения водителя в управлении поездом.
· Освещение пути уличным освещением по всему маршруту.
Основным качественным показателем работы трамвая является регулярность движения. Каждый поезд, выходящий с конечной станции, должен проходить любой пункт своего маршрута точно в установленное время, которое определяется расписанием. Движение трамвая считается регулярным, если фактические интервалы между поездами равномерны на всем протяжении маршрута и в каждый период времени точно соответствуют интервалам, заданным по расписанию. Регулярность движения подвижного состава на линии является одним из важнейших качественных показателей работы трамвая, с повышением регулярности движения, безусловно, увеличивается объем пассажироперевозок.
Регулярность движения обеспечивает равномерное распределение пассажиров между всем находящимся в движении подвижным составом на маршруте. И наоборот, при нарушении регулярности движения поезда распределяются по маршруту неравномерно, вследствие чего одни поезда переполнены, другие следуют пустыми. В результате условия перевозки пассажиров резко ухудшаются, происходят задержки поездов на подходах к остановочным пунктам, снижается их пропускная способность. Нарушается правильный режим вождения поездов, снижается эксплуатационная скорость, провозная способность, увеличивается время, затраченное пассажирами на поездку. Неравномерность загрузки подвижного состава приводит также к тому, что в поездах с большим наполнением, сбор платы за проезд уменьшается и план сбора выручки не выполняется.
Регулярность движения может нарушаться вследствие:
· Несоответствия заданного времени пробега в действующих маршрутных расписаниях фактическим повседневным или временно изменившимся условиям движения.
· Несвоевременного или неполного выпуска подвижного состава на линию.
· Выбытия поездов из движения по причине возникновения технической неисправности на подвижном составе, в путевых устройствах, в энергоснабжении и др.
· Различных задержек, возникающих на линии по причинам дорожного движения.
· Недостаточной квалификации водительского состава.
· Недостаточной опытности работников, обеспечивающих регулирование движения.
Тема № 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАМВАЕВ НА ЛИНИИ.
Лекция 4 часа.
Основой организации движения трамваев является расписание движения, которое составляется Службой движения и практически объединяет работу всех подразделений трамвайного предприятия. Движение поездов строго по расписанию обеспечивается четкой организацией работы Службы движения и всех ее подразделений, исправным состоянием подвижного состава трамвая, контактной и кабельной сетей, путевого хозяйства и других сооружений, связанных с движением трамвая. В выполнении расписания большая ответственность ложится и на водителя.
Расписание движения поездов представляет собой план движения поездов на линии в строго определенное время с определенным интервалом между поездами. Оно дает возможность пассажирам экономить время на ожидание трамвая, на поездку к месту назначения и должно обеспечивать:
· Выполнение плана перевозки пассажиров.
· Регулярность движения поездов на маршруте.
· Безопасность движения.
· Максимальную скорость движения, допускаемую на маршрутах.
· Наиболее эффективное использование подвижного состава.
Основным документом для составления расписания движения является расчетный план – наряд пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на основании результатов обследования пассажиропотоков, хронометражных измерений времени на пробег ми пропускной способности узлов улично-дорожной сети. Наряд вагонов (поездов) устанавливает:
· Распределение маршрутов между парками.
· Число вагонов (поездов) на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения вагонов на каждом маршруте по периодам дня.
· Типы вагонов на маршруте.
· Сменность вагонов (поездов).
· Объем транспортной работы (вагоно – часы, вагоно – километры.).
· Среднюю эксплуатационную скорость.
· Максимально допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения в часы «пик» по каждому маршруту.
Наряд вагонов (поездов) разрабатывается на рабочие и выходные дни и корректируется по мере необходимости. Однако основой организации движения вагонов (поездов) является расписание движения, координирующее работу всех подразделений предприятия ГЭТ.
Расписание составляется:
· На каждый маршрут.
· На каждый вагон (поезд) на данном маршруте.
· На каждую конечную станцию.
· На каждый контрольный промежуточный пункт.
Расписание движения устанавливает:
· Время выхода вагона (поезда) из парка и направление следования.
· Время прохождения через контрольные пункты.
· Время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в парк.
· Время захода вагона на техническое обслуживание или отстой, время и место смены поездной бригады (при смене на линии), время приема пищи.
Рейс считается выполненным по расписанию в следующих случаях:
· Если подвижной состав отправился с конечной станции и проследовал контрольные промежуточные пункты, а также прибыл на конечную станцию во время, указанное в расписании.
· Если подвижной состав, отправленный с конечной станции с отклонением от расписания для выравнивания интервала, выполнил время заданного пробега.
· Если подвижной состав, следовавший по расписанию, возвращен для перекрытия интервала в обратном направлении и прибыл вовремя.
Рейс считается выполненным по оперативному расписанию (по пробегу), если подвижной состав выполнил заданное время пробега в случаях:
· Движения по обходному направлению в связи с заранее предусмотренным закрытием пути на ремонт.
· Движения по измененному направлению при усилении движения.
· Изменения направления следования подвижного состава при длительных задержках движения.
· Движения в неблагоприятных сезонных и метеорологических условиях (гололед, буксовка, туман, снежные заносы, ливневые дожди и т.д.). При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий, по распоряжению старшего диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или же не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется «Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных ситуациях, вызванных стихийными явлениями мили изменением дорожно-климатических условий.
· Движения по нарядам других поездов.
· Если подвижной состав, направленный в укороченный рейс для постановки его в расписание, выполнил заданное время пробега до установленного пункта.
Временем прибытия на конечную станцию считается:
· Время прихода подвижного состава на конечный пункт маршрута.
· Время остановки за последним поездом, если на конечной станции стоит один или несколько поездов.
Временем прибытия подвижного состава на контрольный пункт считается:
· При наличии обязательной остановки перед узлом – время прибытия на обязательную остановку.
· При отсутствии остановки – время прибытия к данному узлу (стрелка, помещение контрольного поста).
Во всех случаях прибытия подвижного состава на конечные станции и проследования промежуточных контрольных пунктов отклонение времени от расписания допускается: опоздание - + 2 мин., преждевременное прибытие – 1 мин.
Рейс не считается выполненным ни по расписанию, ни по оперативному расписанию, если:
· Водитель прибыл на конечную станцию с отклонением от времени, выше допустимого.
· Водитель следовал через контрольные пункты с отклонением времени от расписания, выше допустимого.
· Если водитель, хотя и прибыл на конечную станцию своевременно, но достиг этого самовольным укорочением рейса или обходом по кратчайшему пути.
Способы восстановления расписания движения:
· Отправка вагона (поезда) в укороченный или удлиненный рейс.
· Отправка вагона (поезда) по измененному маршруту.
· Нагон опозданий в пределах допустимых скоростей с обеспечением безопасности движения. Допустимый нагон – 5 мин. на 1 час пробега.
· Использование резервных вагонов и вагонов с других маршрутов.
· Сокращение времени обеденных перерывов и технических стоянок в пределах допустимых норм.
· Изменение интервала между отправлением вагонов (поездов) с конечной станции.
· Изменение поездных расписаний между выходами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|