Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Управление национальным имуществом





 
Национальное имущество, его рациональное использование и приращение традиционно относятся к важнейшим аспектам национальной экономики, ее воспроизводственным возможностям и интересам. Для последнего времени характерны следующие темпы роста экономики: в 2006-2010 гг. в России ВВП увеличивался ежегодно в седнем на 6,7%, инвестиции в основной капитал - на 11,5%. Однако рост производства товаров и услуг не сопровождается улучшением качества средств производства. Сохраняется высокий износ основных фондов, ограничена мощность объектов производственной инфраструктуры. Именно производственная инфраструктура (электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо - и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство) - наиболее сдерживающие факторы развития национальной экономики. Отмечается недостаток инвестиционных вложений в объекты производственной инфраструктуры, находящихся в собственности как государства, так и коммерческих структур. Непрерывный рост цен на недвижимость, инфляция деформируют движение материальных оборотных средств. Высокие кредитные ставки увеличивают сроки ввода основных фондов и объем незавершенного строительства. Необходим жесткий контроль за приростом денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. К сожалению, массовая приватизация государственной собственности и передача ее объектов частным коммерческим структурам (к 1998 г. 73,9% имущества перешло в частную собственность, к 2007 г. - свыше 80%) не сопровождались эффективным ее использованием . Либерализация экономики привела к нарушению всей системы народнохозяйственной кооперации и подорвала механизм, способный нацеливать на совокупные конечные результаты: повышение покупательной способности граждан, увеличение массы действующего промышленного капитала, рост занятости и качественное обновление рабочих мест в промышленности и сфере услуг. Задача ускоренной горизонтальной и вертикальной интеграции стоит перед российской экономикой с особенной остротой. Проводимая административная реформа затрагивает структурный аспект управления экономикой, поскольку направлена на поиск оптимального соотношения между государственным регулированием и рыночным механизмом ресурсного обеспечения. Степень государственного регулирования должна быть адекватна уровню и характеру развития механизма активизации ресурсного обеспечения воспроизводства инновационного типа. Здесь многое зависит от полноты включенности регионов, отраслей, производственных комплексов, ресурсов, что требует координации федерального центра и субъектов Федерации, особой системы прогнозирования и планирования. Однако такая координация пока несовершенна, ряд комплексов чрезмерно децентрализован и функционирует в автономном режиме. Таким образом, основные проблемы управления национальным имуществом обусловлены несогласованностью экономической, структурной и административной реформ, недостаточной их ориентацией на достижение конечных целей, низким уровнем использования национального имущества и природных ресурсов; недостаточной эффективностью продажи государственного имущества в процессе его приватизации, отсутствием эквивалентных денежных потоков при формировании доходной части бюджета и ее использования на социальные нужды населения; недооценкой потенциальных слабостей политики быстрого снятия защитных механизмов с недостаточно конкурентоспособной экономики на открытых товарных и финансовых рынках. В целом за 1993-2009 гг. в российскую бюджетную систему поступило лишь немногим более 17 млрд. долл. средств от приватизации государственного и муниципального имущества. При этом, по оценке исследователей, государство из всей находящейся в его ведении собственности продало в первую очередь самую высокодоходную . В 2009 г. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг составили 4,2% оборота организаций в национальной экономике. При этом доля основных фондов в данном секторе экономики составила 24,3%, а число занятых 9,3% . В то же время в сфере приватизации в 2003-2005 гг. (по количеству выставляемых на продажу пакетов акций и решений о преобразовании унитарных предприятий) ситуация близка к кризисной. Не менее 50% сделок ежегодно откладывается из-за отсутствия спроса, а качество управления государственным имуществом мало чем отличается от уровня 1990-х гг. Одной из причин этого является модификация взглядов на роль государственного сектора в экономике России. Как показывает анализ, в крупных городах страны к моменту приватизации не был завершен процесс разграничения собственности на федеральную и субфедеральную, не существовало законодательной ясности с собственностью на землю и ее оценкой. Приватизация такого недвижимого имущества, как здания и нежилые помещения, происходила в отрыве от приватизации земельных участков. Следует также учитывать, что отечественный земельный и жилищный рынки развиваются в условиях высокой инфляции под воздействием спекулятивного капитала. Главная причина роста цен на жилую недвижимость состоит в том, что жилье выступает не только как предмет потребления, но и в качестве финансового актива. Ожидание высокой окупаемости финансовых вложений позволяет продавцам и строителям повышать цены на жилье и привлекать новых инвесторов, повышать долю элитного жилья. В московском регионе за 2007-2009 гг. цены на жилую недвижимость увеличились на 90%. Значительные колебания и дифференциация цен на недвижимость в стране подчеркивают незавершенность процесса формирования цивилизованного рынка в сфере имущественных отношений. Эта незавершенность отражает остроту общественных и частных интересов. Вопрос о том, должна ли собственность, в том числе на землю, быть частной (персонифицированной) или общественной (интегрированной), остается крайне злободневным и сегодня . В принятом в 1999 г. документе "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", предусматриваются методы приватизации, конкурсный характер продажи имущества и одновременно не отвергаются арендные отношения. Известно, что стимулирующее воздействие прав собственности позволяет экономить на трансакционных издержках. В то же время, вследствие наличия положительных трансакционных издержек нельзя полностью ни специфицировать права собственности, ни обеспечить их защиту. Распределительные аспекты частной собственности создают социальные затруднения, однако и общественная (или коллективная) собственность не всегда гарантирует успешное их разрешение. В 2004-2005 гг. в стране было зафиксировано не менее 65 только публичных корпоративных конфликтов на сумму, если оценивать по вовлеченным активам, свыше 4 млрд. долл. В конце 2005 - начале 2006 гг. Санкт-Петербург захлестнула волна незаконного захвата собственности (рейдерство). Применяя поддельные документы и пользуясь прикрытием коррумпированных сотрудников налоговой инспекции рейдеры попытались захватить 20 крупных петербургских предприятий с общим объемом чистых активов 1 млрд. долл. Среди них были такие фирмы, как Фабрика им. Крупской, Завод металлических конструкций, ЗАО "Петербургский нефтяной терминал". Методы присвоения чужих активов делятся на "законные" и совсем незаконные. Так называемые белые рейдеры - это опытные юристы, которые умело обходят закон в своих целях. Например, они практикуют скупку акций, сознательно занижают стоимость активов, захватывают контрольный пакет. Скупку акций у миноритарных акционеров облегчает поправка к законодательству "Об акционерных обществах", принятая 1 июня 2006 г. Теперь владелец 95% акций компании может объявить о принудительном выкупе акций у миноритариев. Крупные акционеры предлагают более мелким выйти из бизнеса и покупают у них акции за бесценок. Закон о защите прав инвесторов существует уже восемь лет, но на практике исков по нему мало. В целом же на законодательном уровне регулирование комплекса вопросов враждебных поглощений находится на начальной стадии. В действующей системе нормативно-законодательного регулирования продажи и аренды государственного имущества необходимо усилить права субъектов малого предпринимательства в дальнейшем использовании арендуемых ими нежилых помещений. Во-первых, арендаторы, добросовестно выполняющие в течение 3-5 лет условия договора аренды, при их желании могут выкупить у государства эти помещения по рыночной стоимости. Во-вторых, арендаторы должны иметь возможность перезаключить договор аренды на новый срок. Здесь часть вопросов (по выкупу) предполагает пересмотр федерального законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, часть вопросов (по аренде) - пересмотр регионального законодательства. В настоящее время накоплен опыт предоставления льгот арендаторам - субъектам малого предпринимательства. Арендная ставка включает две составляющие, рассчитываемые отдельно: затратная часть, равная сумме годовых затрат собственника на содержание объекта аренды (исключая эксплуатационные расходы), возмещаемые арендатором и доходная часть, эквивалентная оценке рыночной стоимости арендуемого объекта (рассчитана через оценку рыночной стоимости 1 м и площадь объекта) с учетом корректирующего коэффициента, отражающего социальные и другие функции арендатора в структуре городского хозяйства. Также установилась и оправдала себя практика передачи прав аренды на конкурсной основе нежилых помещений, свободных от обязательств. В соответствии с постановлением правительства разработаны и утверждены функции организации и проведения аукционов по продаже прав аренды объектов недвижимости с зачислением средств в городской бюджет. Содержание и текущая эксплуатация зданий, инженерных коммуникаций и сооружений возмещается предприятию по договорам на коммунально-эксплуатационное обслуживание с арендаторами-пользователями данных помещений. При сдаче в аренду нежилых помещений важное значение приобрели социальные факторы, характеризующие общественную целесообразность аренды. Учет социальных факторов предполагает законодательный порядок, достаточную информированность участников арендных отношений. Правительство Москвы, его Департамент имущества предложили использовать в работе с пользователями недвижимости режим "одного окна". По данным Центрального территориального агентства Департамента имущества г. Москвы, в числе обращений арендаторов в режиме "одного окна" в 200-2009 гг. значатся: переоформление прав аренды на новый срок - 69%; оформление договоров субаренды -13%; оформление изменений и дополнений к договорам аренды - 17%; оформление договоров аренды на основании распоряжений правительства Москвы - около 1%. Государственные структуры, с одной стороны, должны защищать интересы собственника, арендодателя, связанные с сохранностью имущества, сбором арендных платежей, контролем сроков их поступления в бюджет. С другой -обеспечивать права арендодателя и арендатора, соблюдать договорные условия аренды и хозрасчетной самостоятельности арендатора. Проводимые социологические исследования среди предпринимателей показывают, что последних беспокоит формирование благоприятного делового климата, устойчивость налоговой политики, порядок пересмотра условий аренды нежилых помещений. В Санкт-Петербурге по итогам последних объявленных и прошедших торгов по продаже помещений из 480 предпринимателей только 20% сумели выкупить ранее арендуемые ими помещения. Правительством Санкт-Петербурга совместно с Общественным советом по малому предпринимательству установлен мораторий на продажу помещений без согласия арендаторов - субъектов малого бизнеса, если арендаторы в течение пяти лет добросовестно исполняли условия арендных договоров.В системе управления национальным имуществом особое значение имеют вопросы повышения эффективности использования имущества в рамках делового оборота, права владения, пользования и распоряжения своим (государственным или частным) имуществом. Реализация данной установки предполагает, с одной стороны, учет интересов государства, юридических и физических лиц по использованию имущества в текущем и перспективном периодах, с другой - субординацию экономических и нормативных отношений по использованию имущества в соответствии с договором аренды, купли-продажи и другими правовыми документами и требованиями. Договорная стратегия должна быть направлена на развитие возобновляемых земельно-имущественных источников экономического роста, реконструкцию и модернизацию производственных мощностей, объектов инфраструктуры и социального назначения, а также жилищное строительство и введение новых производственных и инфраструктурных объектов.    

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ







1. Модели взаимоотношений экономики и государства.

2. Социально-экономическая политика государства и ее приоритеты.

3. Теория экономических реформ. Содержание, необходимые условия и основные направления радикальной экономической реформы по переходу от централизованной экономики к рыночной экономике.

4. Важнейшие направления и сферы государственного регулирования.

5. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.

6. Экономическая роль государства: исторический аспект.

7. Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики.

8. Функции и инструментарий государственного регулирования экономики

9. Общая характеристика методов государственного регулирования экономики.

10. Государственное предпринимательство и государственный сектор в экономике развитых стран.

11. Государственная собственность и государственные предприятия как инструмент регулирования экономики.

12. Государственное предприятие в условиях переходной экономики.

13. Критерии эффективности деятельности государственных предприятий.

14. Антимонопольное регулирование рыночной экономики.

15. Государственное регулирование цен.

16. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

17. Государственные финансы и финансовая политика: сущность и значение.

18. Финансовая политика государства: политика доходов и расходов.

19. Бюджетная политика государства.

20. Сущность и цели денежно-кредитной политики.

21. Основные субъекты денежно-кредитной политики.

22. Основные субъекты денежно-кредитной политики.

23. Промышленная политика государства: цели, задачи, методы.

24. Структурная политика государства как инструмент промышленной политики.

25. Проблемы стабилизационной и структурной политики государства в условиях транзита.

26. Сущность и цели государственной научно-технической политики.

27. Инструментарий реализации государственной научно-технической политики.

28. Сущность и цели государственной региональной политики.

29. Инструментарий реализации государственной региональной политики.

30. Проблемы государственной региональной политики России.

31. Содержание государственной социальной политики.

32. Механизм реализации социальной политики государства.

33. Россия и проблемы социальной справедливости.

34. Сущность и современные тенденции внешнеэкономической деятельности государства.

35. Основные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

36. Основные цели и задачи ГЭП.

37. Основные направления ГЭП.

38. Особенности методологического подхода к проведению ГЭП кейнсианцев.

39. Особенности методологического подхода к проведению ГЭП «новых классиков».

41. Особенности методологического подхода к проведению ГЭП сторонников «экономики предложений».

42. Краткая характеристика основных целей и задач социально-экономического развития РФ на современном этапе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.