Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Государственная экономическая политика
Методические указания для самостоятельной работы студентов
Специальность: 080504.65 Государственное и муниципальное управление
для всех форм обучения
Лысьва 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ………………………………………………………………………...4
Тема 1. Необходимость государственного регулирования экономики……….4
Тема 2. Влияние глобализации на действенность национально экономической политики…………………………………………………………………………13
Тема 3. Денежно-кредитная политика………………………………………….17
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………...19
Тема 4. Государственный бюджет как инструмент экономической политики………………………………………………………………………….19Тема 5. Консолидированный бюджет – механизм согласования федеральных, региональных и местных интересов……………………………………………22
Тема 6. Содержание финансовой политики государства……………………..27
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...28Тема 7. Фискальная политика как инструмент государственного регулирования…………………………………………………………………....28Тема 8. Социальная политика государства…………………………………….29
Тема 9. Государственная промышленная политика…………………………..32
Тема 10. Управление национальным имуществом…………………………....33
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ…………………………...41
ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ……………………………………..43
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...48
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Государственная экономическая политика» в соответствии с Учебным планом специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» относится к дисциплине специализации цикла специальных дисциплин. Изучение дисциплины базируется на знаниях по гуманитарным дисциплинам – «Теория управления»; «Информационные технологии управления»; «Государственные и муниципальные финансы»; «Разработка управленческого решения»; «Теория организации»; «Система государственного и муниципального управления». Изучение дисциплины «Государственная экономическая политика» координируется с изучением других дисциплин («Муниципальный бюджет», «Муниципальное хозяйство»).
Цели дисциплины :
- представление студентам знания о сущности и основных направлениях государственной экономической политики;
- формирование целостного систематического представления о современной экономической политике России;
- иллюстрация структуры и особенностей аналитического аппарата исследования современных экономических проблем.
В процессе изучения дисциплины студенты должны иметь представление об основных терминах и понятиях дисциплины.
Знать:
-принципы реализации экономической политики;
-основные инструменты и направления проведения государственной экономической политики.
Уметь:
составлять аналитические материалы и обзоры по важнейшим экономическим проблемам;
использовать статистические данные для прогнозирования экономической конъюнктуры;
работать со статистической информацией, проведения аналитических исследований и построения экономических моделей.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
Тема 1. Необходимость государственного регулирования экономики.
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Суть государственной антициклитической политики, или регулированияхозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.
В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса.
В другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по ограничению чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру экоромики государства.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.
Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям кризисных явлений в экономике отдельного государства.
Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы конкуренции, социальной защиты, охраны окружающей среды и др.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.
Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы).
Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя страны и за рубежом. Из этой главной цели вытекают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлено на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для:
- стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности;
- снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно - энергетического баланса;
- поддержания занятости в отрасли;
- снятия в этих районах социальной напряженности;
- оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.
Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.
Основные инструменты государственного регулирования:
- фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
- денежная политика;
- политика регулирования доходов;
- социальная политика;
- государственное регулирование ценообразования;
- внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.
Основные экономические средства - это:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком)
- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
- операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|