Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Консолидированный бюджет – механизм согласования федеральных, региональных и местных интересов





БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.

В российской бюджетной практике существуют следующие понятия бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды; бюджет консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;. бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.



Структурные пропорции консолидированных бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений расходов) каждого уровня бюджетной системы существенно отличаются от пропорций консолидированных бюджетов других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня. Главными причинами этого являются: закрепление за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень социально-экономического развития той или иной территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции консолидированных бюджетов одного уровня); распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др. Бюджетная система РФ включает в себя три уровня:



- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.

Консолидированным бюджетом РФ называют свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также государственных территориальных внебюджетных фондов.



Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, он используется для анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы РФ, т.е. является лишь источником информации.

Консолидированный бюджет России и субъектов федерации публикуется в ежегодно издаваемых сборниках Госкомстата РФ: “Российский статистический ежегодник” и “Регионы России”.

 

Несмотря на рост доходов , в ряде регионов продолжается политика неплатежей по своим обязательствам и наращивания долгов. По решению Правительства РФ, на выплату зарплаты регионы должны выделять до 40% своих доходов.

Основным источником средств развития субъектов РФ являются бюджетные ссуды (22%), что свидетельствует о существенной зависимости регионов от федерального центра. На долю коммерческих кредитов и эмиссии ценных бумаг приходится всего по 8-9%, что говорит об ограниченности возможностей регионов привлекать денежные ресурсы на общих основаниях с финансовых рынков. Доверие участников рынка к региональным органам власти еще не восстановилось после августовского кризиса 1998 г.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов: налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %); НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов; акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов; лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством; подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов; платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством; платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов; лесного налога - в размере 100 процентов доходов; платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов; налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов; прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством. Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Алтайском крае основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, являлся Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алтайском крае» от 27.11.95 № 23-3С, а в настоящее время – Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансировании в Алтайском крае» от 13.01.99 №1-3С. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ (в том числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований .

 

Тема 6. Содержание финансовой политики государства

Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Понятие “финансы” охватывает государственные финансы, с одной стороны, с другой - финансы предприятий и корпораций частного сектора.

Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Это образует общегосударственную финансовую систему.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупный централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более вновь созданной стоимости. В государственном бюджете объединяются все финансовые институты - расходы, доходы, государственные займы. Его главнейшая функция - проведение в жизнь финансовой политики правительства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов, роль которых в современных условиях возрастает. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного финансирования. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, муниципалитетов, в России - субъектов федерации, городов, населенных пунктов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах - около 30%.

Особое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. Они имеют значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений.

Роль государственных финансов в современных условиях чрезвычайно высока. С помощью и за счет государственных финансов осуществляется стимулирование совокупного спроса; проведение структурной и научно-технической политики; стабилизация экономики. Посредством государственных финансов осуществляются социальные программы и мероприятия, обеспечивающие достижение определенного уровня жизни.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.