Сделай Сам Свою Работу на 5

Коммуникативный контакт— система приемов оптимизации отношений между общающимися лицами.

Особенно значимы первые фразы следователя, их лексичес­кое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности доп­рашиваемого лица. Но речь следователя не должна быть инаи­гранно-заискивающей. У каждого человека в каждой жизнен-

Поведение следователя должно быть естественным, не ма­нерным, спокойным, уверенным и достойным. Своим коррект­ным поведением он должен возбуждать у допрашиваемых лиц так называемый личностный резонанс — психическое заражение личностными качествами— уверенностью, честностью, профес-, сиональной компетентностью. Наряду с этим следует категори­чески пресекать проявления со стороны отдельных допрашива­емых лиц недисциплинированности, бескультурья, речевой рас­пущенности.

Следователь на допросе реализует официально-ролевую со­циальную функцию и обладает всеми полномочиями для орга­низации ответственного поведения всех проходящих по делу лиц.

Интерес к лично­сти допрашиваемогонаходит обычно соответствующий эмоциональный отклик. Во многих случаях следователь специ­ально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого, привлекательные стороны его характеристи­ки, отдельные проявления гражданственности, порядочности и т. п.

Одна из основных тактических задач следователя — распоз­навание и преодоление защитных средств поведениянекоторых допрашиваемых: бравада, наглость или пассивное противодей­ствие — отказ от общения. Психологическим барьером может быть и правовая неграмотность допрашиваемого, его необосно­ванное опасение отрицательных последствий откровенного об­щения, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в целесообразности правдивого поведения, содействия правосу­дию — одна из наиболее сложных сторон коммуникативной деятельности следователя.

На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предо­ставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельствах расследуемого дела



Однако и в условиях свободного рассказа, с одной стороны, может возникнуть конформность допрашиваемого лица, его стремление соответствовать ожиданиям следователя; с другой

возможен уход от темы, нежелание лица воспроизводить опре­деленные события в целостном рассказе. В этих случаях приме­нимы определенные тактические приемы

Тактически целесообразно ориентировать некоторых допра­шиваемых на первоначальное изложение наиболее расследованно­го эпизода,что облегчает оценку следователем позиции допра­шиваемого лица. Уже на этой стадии допроса следователь мо­жет оказать мнемическую помощь: сформировать план воспроизведения, выделить спорные события, подсказать нача­ло изложения, направить рассказ в основное русло и др.

В ходе допроса недопустимо, однако, ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд, дета­лям, попутным замечаниям, ибо нельзя заранее знать, что в данном деле окажется главным или второстепенным. Повышен­ное внимание должно проявляться и к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в логике изложения со­бытий

На детализирующей стадии допроса основными задачами являются: 1) восполнение пробеловсвободного рассказа, уточне­ние неопределенности высказываний, выяснение противоречий; 2) оказание мнемической помощидля более полного воспроизве­дения отдельных эпизодов события; 3) получениеконтрольных данных для оценки и проверки показаний; 4) диагностика причинумышленного умолчаниядопрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий, психическое содействие преодолению допрашиваемым лицом барьеров умолчания, нейтрализация мотивов умолчания; 5) диагностика и изобличение ложных пока­заний; 6) оказание правомерного психического воздействияна

допрашиваемое лицо с целью получить правдивые показания (при полной уверенности в ложности показаний

На заключительной стадии допроса основная задача следова­теля состоит в полной и объективной фиксации полученных пока­заний.Здесь необходимы точные формулировки, адекватные ранее данным устным показаниям. При этом актуализируется оценочная деятельность допрашиваемого лица, ему может быть предоставлена возможность самому написать показания или прослушать написанный следователем протокол допроса, фо­нограмму.

Разговорная речь отличается фрагментарностью, сокращен-ностью, неполнотой, избыточностью, обилием бытовизмов. Чем более взволнован человек, тем более свернута его речь. Боль­шой объем информации идет по неязыковому (паралингвисти-ческому) каналу.

Уже в процессе допроса следователь должен направлять речь допрашиваемого, просить излагать факты более точно и опреде­ленно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, ми­мические выражения необходимо по возможности переводить в речевые выражения.

При переводе устной речи в письменную следует учитывать явления эхолалии и речевой персеверации — тенденцию лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услы­шанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса

В процессе допроса подозреваемому задаются прежде всего те вопросы, ответы на которые уже известны следователю. При этом выясняется позиция подозреваемого в отношении право­судия.

Существенную роль при допросе подозреваемого играет адекватная интерпретация динамики его текущих эмоциональ­но-волевых состояний. Известно, что проявления эмоциональ­ного состояния человека не имеют доказательственного значе­ния. Однако эмоциональное состояние может иметь оператив­но-ориентирующее значение. Так, постоянное волнение при определенных вопросах, уход от каких-то тем должны побудить следователя к более тщательному выявлению причин такого поведения.

При допросе подозреваемого следователь должен проявлять большую осторожность в использовании фактического матери­ала, ибо малейшие неточности в его использовании резко ос­лабляют позиции следователя.

Следователь должен всегда помнить, что подозрения в отно­шении лица могут возникнуть в силу неблагоприятного стече­ния обстоятельств, ошибки, заблуждения, оговора. Основная задача следователя — получить сведения, позволяющие пров

Большую роль в допросе подозреваемых имеет метод косвен­ных вопросов— вопросов, существенных для расследования, но маскируемых среди внешне безопасных, как бы далеких от рас­следования тем. При этом анализируется осведомленность по­дозреваемого об участниках расследуемого события, о времени и месте его совершения, орудиях и способах преступления, дру­гих обстоятельствах преступления. Следует своевременно бло­кировать возможные ложные утверждения подозреваемого, ос­лабляющие значение имеющихся доказательств

Подозреваемые нередко прибегают к ложному алиби. Одна­ко детальный допросв этих случаях выявляет незнание подозре­ваемым обстоятельств, относящихся к месту якобы его пребы­вания. (Так, подозреваемый утверждает: «сидел дома, смотрел телевизор», «был в театре», но не в состоянии ответить на воп­рос следователя о названии и содержании увиденного.)

Признание обвиняемым своей вины не является исключитель­ным,наиболее сильным доказательством;оно не имеет преиму­щественного значения и, как все другие доказательства, подле­жит проверке и оценке.Признание может быть положено в осно­ву обвинения лишь в случае его подтверждения совокупностью доказательств

Психология очной ставки

Очная ставка — одновременный допрос двух ранее допрошен­ных лиц.Основанием для очной ставки является наличие в по­казаниях допрашиваемых противоречий относительно одних и

В начале очной ставки устанавливается, знают ли допраши­ваемые лица друг друга и в каких отношениях они находятся. ■Далее участникам очной ставки предлагается поочередно дать показания по тем обстоятельствам, относительно которых ранее ими давались противоречивые показания. Следователь задает допрашиваемым вопросы, направленные на установление исти­ны, разрешает им задавать друг другу вопросы.

В первую очередь допрашивается лицо, дающее признатель­ные показания, во вторую — лицо, отрицающее эти показания. Показания допрашиваемых детализируются. Первоначально за­даются косвенные вопросы. (Так, вместо вопроса: кто участво­вал в разбойном нападении? — целесообразно задать вопрос: какими орудиями нападения пользовались отдельные участни­ки преступной группы?) Вначале снимаются противоречия в показаниях относительно менее значимых обстоятельств, а за­тем — более значимых.

Допрашиваемые на очной ставке лица, как правило, оказы­ваются в позиции конфликтного противоборства. Тактически целесообразно уделить первостепенное внимание показаниям более полным и, предположительно, более правдивым.

В напряженных конфликтных ситуациях следователь должен сохранять устойчивость, уравновешенность. Очная ставка дол­жна проводиться в условиях полной психической стабильности следователя, при глубоком предварительном изучении личнос­тных особенностей возможных участников очной ставки, сла­бых мест их характера; положительных и отрицательных качеств личности.

При проведении очной ставки максимально используется социально-психологический эффект ингибиции — эффект при­сутствия других людей. В этих условиях поведение человека модифицируется: он ориентируется на взаимодействие с при­сутствующими, его поведение становится ситуативно-реактив­ным, ориентированным на социальное ожидание, при этом воз­можны прорывы в защитной доминанте допрашиваемого. Воп­росы, задаваемые лицу, занимающему позицию содействия

420 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

следствию, и предполагаемые ответы на них должны психичес­ки воздействовать на запирающееся лицо.

Основная цель очной ставки — изобличение лица, противодей­ствующего следствию.Правдивая информация выступает основ­ным фактором психического воздействия. Иногда детальное воспроизведение события оказывает решающее воздействие на прекращение сопротивления противодействующего лица. Одна­ко сопротивление противодействующего лица может быть и стойким. Оно само может оказывать сильное психическое воз­действие на другого допрашиваемого, дающего признательные показания. Здесь необходима система мер, блокирующих воз­можность такого негативного воздействия. Следует категори­чески пресекать всевозможные угрозы, попытки внушающего воздействия, укреплять волевую позицию лица, дающего прав­дивые показания, усиливать его позицию предъявлением соот­ветствующих доказательств.

При проведении очной ставки исполнителя или соучастника с организатором группового преступления необходима специ­альная психологическая подготовка лиц, ранее психически за­висимых от преступников-лидеров. Открытое выступление про­тив них на очной ставке становится началом разрыва их психи­ческой зависимости, что существенно влияет на возможность их последующей ресоциализации

 

45. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

 

Следственный эксперимент проводится с целью проверки фак­тической возможности и особенностей осуществления определен­ного действия, события или явления в определенных условиях.

Моделируя, воспроизводя соответствующие условия, следова­тель устанавливает:

1) имелась ли возможность видеть, различать и опознавать определенные предметы, их форму, цвет, размеры, частные при­знаки при данных условиях их удаленности, освещенности, угле зрения;

2) возможно ли совершить определенные действия при дан­ных условиях;

3) возможно ли провести данное действие за определенное время;

4) имелась ли возможность слышать и различать определен­ные слова, звуки;

5) обладает ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками и умениями.

Содержание следственного эксперимента — проведение опытов, организация непосредственного наблюдения за реаль­ными явлениями, действиями и процессами.

Основные требования,предъявляемые к следственному экспе­рименту:проведение опытных действий в условиях, максималь­но приближенных к условиям, в которых совершалось проверя­емое действие или событие, проведение следственного экспери­мента в том же месте, где произошло событие; в то же время суток и года; при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т. п.); с использованием всех первоначальных средств действия (механизмов, орудий, при­способлений, материалов); при той же величине и направлении приложения сил; при тех же темпе и продолжительности дей­ствий.

Следует также учитывать, что эффективность деятельности человека, особенности его поведения в значительной мере зави­сят от его психического состояния. Воспроизведение этих со­стояний во многих случаях невозможно. Так, в состоянии аф­фекта человек способен многократно увеличивать свои физи­ческие возможности. Экспериментальная проверка таких действий неосуществима. Моделирование субъективных факто-

§ 8. Системная организация следственных действий 441

ровосновная сложность в проведении следственного экспери­мента.Присутствие многих людей также может повлиять на чистоту эксперимента: неизбежно возникновение эффекта со­циальной ингибиции — подавление активности индивида. На­ряду с этим повторные действия несут в себе эффект научения. Повторно можно сделать то, что сразу не получалось. Повтор­ные действия могут осуществляться значительно быстрее или медленнее, чем в первичных условиях. Замедление действий может быть связано с тем, что при проверке его действий чело­век берет подсознательный контроль и все то, что первоначаль­но могло осуществляться на подсознательном, стереотипном уровне, т. е. более ускоренно. Все это обусловливает необходи­мость вариативности проводимых опытов

46. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ.

Предметом судебно-психологической экспертизы являются пси-ические особенности лица и психологизированные обстоятель­ства, имеющие существенное значение для установления истины по делу, выявление которых требует специальных научных познаний.Судебно-психологическая экспертиза некомпетентна решать вопросы юридического содержания — определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т. п.

Экспертом-психологом может быть назначен только специа­лист, имеющий высшее психологическое или медицинское об­разование. Отказ от проведения экспертизы должен быть при­нят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответ­ствуют профессиональной специализации данного лица.

456 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены за­коном. В своей познавательной деятельности эксперт самосто­ятелен и независим.

При исследовании так называемых пограничных состояний (олигофрении, инфантилизма, акцентуаций характера, психо­патии) осуществляется комплексная психолого-психиатричес­кая экспертиза. Для исследования влияния соматических (теле­сных) заболеваний на психическое состояние индивида назна­чается комплексная медико-психологическая экспертиза .

Заключение судебно-психологической экспертизы как источник доказательства излагается письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, струк­туру и содержание. Оно состоит из трех частей: вводной, иссле­довательской, заключительной — и должно быть написано по­нятным языком, а научные термины — разъяснены. Во вводной части указываются время и место составления заключения, све­дения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же ука­зываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изме­нения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами эк­спертизы.

Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необхо­димость назначения психолого-психиатрической, медико-пси­хологической, инженерно-психологической или другой экспер-

В связи с отсутствием в нашей стране необходимой системы су-дебно-психологических экспертных учреждений укажем, что такие экспертизы по особо важным делам могут быть Проведены в психоло­гической лаборатории НИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербско­го, в секторе психологии Института дефектологии, в Психологическом институте Российской академии образования, в Институте психоло­гии РАН.

§ 2. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы 457

тизы. В заключении комплексной экспертизы указывается, ка­кие исследования проведены раздельно и совместно, и приво­дятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.