Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГУМАНИСТОВ ХVI В.





 

Влияние раздробленности немецких земель на распространение идей Возрождения в Германии. Как известно, родиной Возрождения была Италия, представлявшая собой в ХIV–ХVI вв. конгломерат разных по своему политическому устройству государств. Нахождение здесь всемирного католического центра – Рима – способствовало не только сохранению многих древних рукописей и текстов и высокому уровню знания латыни, но и созданию наиболее благоприятных условий для критики устоев Средневековья, которую развернули высокообразованные итальянские гуманисты.

Степень раздробленности Германии была более чем на порядок выше, чем в Италии, и это также создавало благоприятные условия для распространения идей Возрождения. Хотя отсутствие сильной центральной власти помогало Католической церкви держать Германию в духовном подчинении, этот фактор способствовал более свободному проникновению гуманистических взглядов на земли Центральной Европы.

Большое централизованное государство римской Папской курии было контролировать намного легче, чем конгломерат мелких феодальных владений. При сильном короле достаточно было постоянно держать папского представителя, который подсказывал монарху, как подобает вести себя «христианнейшему» правителю. Если же король объединённого государства игнорировал советы нунция или примаса своей страны, папа мог объявить монарха отлучённым от церкви и санкционировать создание коалиции враждебных правителей соседних государств.



Значительно труднее было навести порядок в раздробленной стране, где помимо независимых владений светских феодалов и архиепископов существовали ещё и вольные города. Отсутствие сильной центральной власти в Германии заставляло папскую курию держать здесь огромную «армию» священнослужителей, что не могло не вызывать раздражения местного населения, особенно представителей появившейся буржуазии.

Фактический суверенитет немецких князей позволял некоторым из них привечать у себя гуманистов. Те же, кто мечтал о возрождении в Германии сильной императорской власти, находили поддержку своих идей в сочинениях итальянских гуманистов, писавших о необходимости объединения их родины в единое государство.



Ульрих фон Гуттен о политическом будущем Германии. О сумме взглядов на государство и право, типичных для немецкого гуманизма, можно с достаточной достоверностью судить по политическому кругозору Ульриха фон Гуттена (1483–1523) – одного из наиболее ярких гуманистов Германии.

Всё его творчество пронизано патриотической идеей освобождения родной страны из-под гнетущей и разорительной власти римско-католической церкви. «Решительно покончим с папской тиранией», – неустанно увещевает он своих соотечественников.

«…Я готов смириться со смертью, – говорит У. фон Гуттен, – но не с жалким рабством. И с рабством Германии я тоже не смирюсь»». Во имя завоевания свободы родины он призывает немецкую нацию к мечу, считая нелепыми расчёты на получение подлинного суверенитета из рук пап.

Германия, которой удастся сбросить с себя чужеземное ярмо, в плане государственного устройства должна по-прежнему оставаться империей. Но империей единой, преодолевшей княжеский партикуляризм, междоусобицу курфюрстов и её тяжкие последствия: нарушения мира и права. Во главе суверенной империи надлежит находиться могущественному энергичному монарху.

Ему (как и всякому светскому правителю) «следует подчиняться по примеру Христа и учения апостольского». Верно служить своему государю и заботиться о благе отечества – это, по У. фон Гуттену, одно и то же. С императора, являющегося блюстителем свободы всего государства, отцом отечества, в персоне которого воплощается вся страна в целом

соответственно и самый большой спрос. Германия избирает его для того, чтобы он был руководителем войны (если таковая случается) и защитником государства.



Долг императора – не допускать разрушения общественной свободы. Как высшему носителю справедливости ему вменяется в обязанность предотвращать попрание законности, ибо там, где преступают законы, идёт всё прахом.

Представления У. фон Гуттена о справедливом обществе. Полнота власти, которой обладает император, должна употребляться им в видах «общей пользы» и «справедливости». Под «справедливостью» У. фон Гуттен понимает здесь выполнение каждым из сословий своей функции и принесение пользы обществу.

Первым сословием немецкой нации, её ведущей и интегрирующей силой гуманист считал дворянство, рыцарство, возглавляемое самим императором. Страдания и беды Германии проистекают, по убеждению У. фон Гуттена, из факта несоответствия реального положения рыцарского сословия, всё более оттесняемого на периферию общественной жизни, истинному призванию рыцарей.

Порядок в стране восстановится, справедливость придёт, благоденствие наступит тогда, когда за дворянами закрепится монопольное право на политическое руководство государством. В своей приверженности этому сословию У. фон Гуттен доходит до того, что соглашается на ограничение полномочий любой власти (даже императорской!), если они будут задевать и ущемлять указанное право дворянства.

Апология феодального рыцарства (чем бы она субъективно ни побуждалась) – исторически обречённого социального строя, игравшего реакционную роль в жизни Германии ХVI в., – несомненно слабое звено в идейно-политической платформе У. фон Гуттена. Аналогичного свойства были и его боязнь использовать радикальные меры для решения коренных внутренних проблем страны и страх перед народными массами.

Тем не менее главным в содержании этой платформы была острая критика притязаний папского престола (в частности, на власть в Священной Римской империи германской наций), которая усиливалась беспощадным разоблачением порочной жизни, паразитизма и лицемерия иерархов католической церкви. И именно это делало данное учение незаурядным явлением Возрождения, высоким образцом немецкого гуманизма.

С осуществлением своих политических планов У. фон Гуттен связывал решение не одних только собственно государственно-правовых проблем. Он надеялся также на то, что вместе с решением этих проблем в стране начнётся подъём просвещения, быстрее станут распространяться знания, произойдёт расцвет искусств и наук, появится простор для развития человеческих талантов.

Общая характеристика политико-правовых взглядов Эразма Роттердамского. Виднейший гуманист западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский (1469–1536) не оставил сколько-нибудь цельной и логически упорядоченной доктрины государства и права. Он вообще испытывал неприязнь к окончательно завершённым (и потому замкнутым) теоретическим построениям.

К тому же фактически во всех его размышлениях исходным пунктом выступают не те или иные общности (политические, конфессиональные, семейные, этнические и пр.), а ин-дивид, отдельный человек, озабоченный своим личностным (на христианско-религиозный манер) спасением. Политико-правовые идеи «вкраплены» во многие произведения гуманиста, имеющие по преимуществу моралистическую окраску.

Тем не менее есть две работы, в которых Эразм Роттердамский уделил больше внимания политико-правовым вопросам, чем в других своих сочинениях. Это «Кинжал христианского воина» (1501) и в особенности «Воспитание христианского государя» (1516).

В общей сумме идей, направлений и школ, оказавших влияние на представления Эразма о политике, государстве и праве, можно выделить несколько наиболее важных. Во-первых, это «философия Христа», т.е. переработанная гуманистом в соответствии с ренессансными мировоззренческими и социальными принципами этика раннего, незапятнанного католической церковью и схоластикой, христианства. Во-вторых, – взгляды древних греков и римлян, явившиеся, по мнению Эразма, базой самой христианской культуры. В-третьих, идеи итальянского Возрождения, создавшие в Западной Европе духовную почву для формирования человека нового, антифеодального типа.

Высказываясь по вопросам государства и права (и прежде всего, вынося суждения о конкретных институтах и процессах политической жизни), Эразм, конечно, сообразовывался с хорошо известными ему данными о государственно-правовых порядках в тогдашнем европейском обществе.

Высказывания Эразма Роттердамского о государстве и праве затрагивают значительный круг проблем, занимавших философскую и социальную мысль его эпохи. Много внимания он уделяет общему пониманию государства, происхождению и целям государственности; в поле его научных интересов находятся взаимоотношения государства и церкви, различные формы государства.

В числе рассматриваемых им политико-правовых сюжетов: легитимация и границы публичной власти, характер связи права и государства, право на сопротивление. В эразмовских трудах получило развитие своеобразное учение о государстве, его облике и призвании, задачах, принципах правления. В них имеется чётко выраженная пацифистская концепция внешнеполитической деятельности государства.

Ключевой идеей всех затрагиваемых Эразмом вопросов выступает положение, согласно которому политическое бытие общества должно являться воплощением высших социально-этических норм и ценностей. Это долженствование проистекает, по Эразму, из того, что люди, в совокупности составляющие государственный организм, – существа свободные и обладающие самостоятельной волей. Уважение человеческого достоинства имеет, считает гуманист, решающее значение как для правильного поведения каждого индивида, так и для управления, которое требуется от государства.

Идеальное государство по Эразму. По мнению Эразма, государство есть некое тело (corpus), образуемое множеством разных входящих в него частей, и одна из них – государь. Настоящий государь – христианин. От природы он равен остальным своим согражданам (поскольку все они особи человеческого рода), он мудрый и безупречно нравственный человек.

Но прежде всего он – слуга общества, призванный блюсти закон и справедливость. Нет повиновения закону со стороны граждан там, где государь бесцеремонно обращается с ним. Напрасно надеяться на неподкупность чиновников в той стране, где сам государь торгует должностями.

Управляя согражданами, добрый государь всегда считается с двумя фундаментальными вещами. Во-первых, с тем, что он правит свободными людьми и властвует над ними с их согласия. По Эразму, вообще лишь согласие людей (consensus) создаёт государя. А во-вторых, с тем, что его (государя) главная цель – общественная польза, общее благо, общегосударственный интерес.

«Не обращай в свою пользу общественное, – говорит Эразм государям, – а отдавай на общее благо и то, что принадлежит тебе, и всего себя. Многим народ обязан тебе, ты же народу обязан всем». Понятия «общее благо», «общегосударственный интерес» у Эразма очень специфичны и несут характерную для позиции гуманиста социально-этическую нагрузку. Предполагается, что смысл деятельности государства – обеспечение мира, и что люди сознательно служат такому государству (отечеству), представляющему их как политическое целое.

Общая польза достигается путём умножения высоких личных качеств государя как мудрого, справедливого и нравственного человека на добрую волю граждан, исполняющих законы и активно стремящихся к совершенству. К этим двум факторам добавляется третий: учёт объективной обстановки плюс использование подобающих форм, средств и методов управления. В связи с этим встаёт вопрос о том, какая их форм правления казалась Эразму предпочтительной.

Общепринято писать о тяготении гуманиста к монархии. Однако этот монархизм - вынужденный. Государственный порядок, вызывающий у Эразма наибольшие симпатии, – это строй вольных имперских городов или самоуправление общин в Нидерландах.

Эразм и окружающая его действительность. Эразм учит, что основными методами воздействия на свободную волю человека, наставления индивида на путь служения общему благу должны стать воспитание и убеждение. Издаваемые государством предписания, законы должны сознательно приниматься людьми, обладающими свободной волей. Их нельзя навязывать силой или угрозой принуждения.

Гуманист наблюдает в окружающей действительности социальную дисгармонию, праздные элементы (осуждаемые им как источник грязных дел в обществе), различные злоупотребления, преступления и т.д. Потому он считает нужным в соответствующих случаях (смотря по ситуации) применять силу закона. Но в основном законодательство, по его разумению, должно быть не проводником репрессивной политики, орудием насилия, а инструментом постепенного сглаживания и ослабления имущественных, правовых, моральных, культурных контрастов в обществе.

Эразм ясно понимает, насколько много в окружающей его жизни феодального произвола, угнетения и унижения личности, бесправия людей, сословных привилегий, религиозного фанатизма, бескультурья. Однако он категорически против борьбы с варварством феодального мира варварскими же средствами. Правда, при этом он не предлагает своей определённой программы социальных реформ, превративших бы его политико-юридические воззрения в общественную явь.

Он придаёт слишком много значения морализаторству, апелляции к одному лишь здравому смыслу. Вот почему в данном конкретном случае можно пожалеть о дефиците реализма (а точнее даже, практицизма) у Эразма.

Эразм обнажает подоплёку тех феодальных войн, которые затеваются тиранами для того, чтобы под предлогом наступления чрезвычайных обстоятельств (состояния войны) беспрепятственнее разобщать, подавлять и грабить свои собственные народы. Эразм желал установления отношений между всеми государствами на тех же самых нравственных началах, на которых должны строиться взаимоотношения мудрого, справедливого государя со своими гражданами – людьми лично свободными, равными друг другу и руководствующимися собственной волей.

Значение западноевропейского гуманизма для прогресса политико-юридической мысли. Постановка во главу угла проблемы человека в значительной мере обусловила повышенный интерес гуманистов к политической и правовой педагогике, т.е. к вопросам воспитания в духе гражданственности государя, магистратов, отдельных индивидов, всего населения страны в целом. Это – один из показателей стремления не оставаться в рассуждениях о политике, государстве, праве только на уровне абстракций, а придать таким рассуждениям качество, делающее реальным их непосредственное применение на практике.

В сочинениях гуманистов политика, государство и право в принципе ещё не осознаны как объекты, составляющие особую и относительно самостоятельную область социальной жизни. Они трактуются как явления этические, части человеческой культуры вообще. Для гуманизма человек и человеческое органически связаны с природой. Причём эта связь обусловлена не одними их физическими свойствами, но и тем, что они управляются одними и теми же законами, господствующими во Вселенной.

Отсюда черты «натурфилософского» понимания политических институтов, юридических установлений в качестве необходимых звеньев космической законосообразности и регулярности. При этом используются термины, аргументы, словарь христианства.

Влияние политических идей гуманистов на общественную мысль Нового времени. В гуманистическом движении содержатся определённые духовные предпосылки для возникновения идей, оказавших очень большое влияние на развитие политико-юридической мысли Нового времени. Речь идёт о социалистическом учении, а применительно к ХVI–ХVII вв. – об утопическом социализме.

Родоначальники утопического социализма Т. Мор и Т. Кампанелла во многом разделяли позиции ренессансного гуманизма. Они были согласны с его критикой пороков феодализма, господства одних людей над другими, обскурантизма и т. д. Они восприняли попытку гуманистов понять мир как нечто гармонически разумное в своих первоосновах.

Утопическому социализму было близко гуманистическое представление о достоинстве личности. В особенности усвоил он высокую оценку гуманистами социальности, общежития как главного условия существования людей. Т. Мор и Т. Кампанелла взяли на вооружение и тезис гуманистов о необходимости доверять управление государством только наиболее образованным и доблестным членам общества, обладающим наибольшими достоинствами.

Фиксируя определённую идейную связь ренессансного гуманизма и утопического социализма, нельзя забывать о тех качественных различиях (в социально-классовом и мировоззренческом плане, исторических продолжениях и др.), которые имеются между этими течениями и которые, естественно, проявляют себя в различиях их политико-юридических концепций.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.