Сделай Сам Свою Работу на 5

СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА





 

Государство Ематай. Древнейшим протогосударственным образованием Японского архипелага считается Ематай. Населявший его народ в китайском сочинении «Вэй чжи» называется вожэнь. В японских источниках это звучит вадзин. Исследователи до сих пор не могут локализовать Ематай. Кроме того, в китайских источниках упоминаются и другие японские протогосударства – На Мяньту и Куна.

В первые десятилетия II в. между ними разгорелась борьба за лидерство, результатом которой стало создание сильного федеративного объединения во главе с Ематай, правительницей которого стала Химико (ок. 188–248). В последнее десятилетие своего царствования она установила дипломатические отношения с китайской династией Вэй.

Поскольку японцы продемонстрировали преклонение перед «сыном неба» и китайской цивилизацией, послы Химико получили от китайского императора золотую печать. После Химико престол заняла Хими Ие, которая, ввиду краха государства Вэй, отправила посольство ко двору новой династии Западная Цзинь (265). Под 266 г. Ематай последний раз упоминается в источниках.

Ямато и его социальный строй. В конце III – середине IV в. в Японии сложился пле-менной союз под главенством племени Ямато. Его центр находился в районе современного города Нара. Объединив под своей властью большую часть территории страны, Ямато лишь частично покорил племена кумасо и эбису.



Основными категориями зависимого населения в Ямато были яцуко (рабы) и бэ (полусвободные из местного населения, а также из переселенцев из Кореи и Китая). Бэ навечно прикреплялись к земле (во владениях царя и знати) или к определенному ремеслу и по своему положению приближались к римским колонам. В Ямато сохранялась большая роль общины, постепенно превращавшейся из родовой в земледельческую (соседскую).

С начала VI в. власть правителей (оками) заметно ослабевает. Сильные роды начинают борьбу за власть. С 536 г. решающую роль в управлении страной стал играть род Сога. Тогда же происходит укрепление буддизма в ущерб исконному синтоизму.

В последующем Ямато стало самоназванием японцев и их страны. Его можно перевести как: 1) страна гор; 2) страна огнедышащих гор. Другое название Японии – Оясима – «восемь больших островов». Название острова Хонсю переводится как «большая земля». В VI в. было создано сочинение «Кодзики», где утверждалось, что Японские острова – капли с копья бога, сотворившего мир.



Эпоха Сога и Сётоку-тайси. В 592 г. род Сога совершил переворот и захватил фактическую власть в стране. Сога поддержали наследника престола (тайси) Сётоку, ставшего в 593 г. регентом (сэссё). Регентство Сётоку-тайси продолжалось до 621 г. За это время он провел ряд реформ, покровительствуя буддистам.

Для укрепления своего влияния Сога и их приверженцы использовали буддизм, который был занесён в страну корейскими и китайскими переселенцами и начал распространяться в Японии с VI в. Тем самым наносился удар по древней языческой религии японских племён синто («путь богов»), основу которой составляли почитание сил природы и культ предков.

В разгоревшейся борьбе за власть один из членов свергнутого царского дома Сётоку-тайси опирался на придворных, которые предпочитали китайскую культуру. Многие из них успели побывать за морем, в Корее или Китае, и по возвращении выступали поборниками различных заимствований, стремились перенести на японскую почву государственные и социальные институты раннесредневекового Китая.

В 603 г. Сётоку-тайси ввел 12-ранговую лестницу придворных чинов вместо наследственной системы должностей. В 604 г. был обнародован «Кодекс 17 статей», который укрепил власть императора и зафиксировал права и обязанности различных слоев населения. В 607 г. Сётоку-тайси отправил первое посольство в Пекин. Его целью было установление прочных политических связей с китайским двором: правящий лагерь Японии стремился использовать опыт китайской государственной машины управления страной.



«Переворот Тайка» и его последствия. В 645 г. царский род Сумэраги и жреческий род Накатоми разгромили род Сога, временно оттеснивший Сумэраги от власти. Пришедший к власти Сумэраги Котоку (645–654) дал первым годам своего правления девиз Тайка («великая перемена»). Он стал императором Японии с титулом тэнно («сын неба»), а Накатоми Катамари занял пост главного министра (найдзин, с 662 г. – най-дайдзин).

В годы Тайка были проведены реформы, положившие начало формированию централизованного государственного аппарата. Высший совет при императоре (дадзёкан) возглавлял восемь ведомств, состоявших из различных отделов и занимавшихся делами императорского двора, гражданского населения, армии и полиции.

Они назначали чиновников, контролировали деятельность местных властей, в частности, по составлению и проверке подворных списков, по распределению государственных земельных наделов и взиманию с населения налогов, податей, выполнению им трудовой и военной повинностей. Вместо распущенных родовых дружин была создана централизованная армия на основе всеобщей воинской повинности.

Кодекс Тайхорё. Японский император Мому (701–704), взявший девизом своего правления Тайхо («великое сокровище»), издал в 701 г. свод законов, получивший название Тайхорё («кодекс Тайхо»). Этот сборник состоял из 30 разделов, где регламентировалось всё, что связано с надельной системой, налогами, госаппаратом и т.п.

Наиболее важным в Тайхорё является IХ раздел, посвященный надельной системе. Здесь зафиксированы следующие принципиальные положения:

1. Вся земля принадлежит государству в лице императора.

2. Каждый крестьянский двор получал надел в 2 тана (0,24 га) на каждого мужчину и 2/3 от этого надела на женщину.

3. Раз в шесть лет производятся переделы земли.

4. За крестьянской семьей закрепляются садовый и приусадебный участки.

5. Крестьяне превращаются в податное сословие, выплачивающее зерновой налог и на-лог продукцией домашней промышленности (тканями и т.п.) и выполняющее барщину в пользу государства и органов местной власти.

6. Яцуко сохранялись (в VII–VIII вв. рабы составляли 10–15%).

Наделы знати делились на жалованные, которые были пожизненными и ранговыми, и должностные, принадлежавшие только тому, кто состоял в ранге или на должности. Широко распространился институт «кормовых пожалований», когда за должностью или рангом закреплялись крестьянские дворы. Вместо прежнего местничества, бывшего предметом споров между потомственными аристократами, была введена «табель о рангах».

После принятия кодекса Тайхорё Япония была поделена на провинции, подразделявшиеся на уезды. В этих административных единицах были созданы органы управления с губернаторами и уездными начальниками во главе. Деятельность провинциальных администраций контролировалась центральной властью.

Японские столицы эпохи раннего Средневековья. Формирование раннего государства сопровождалось созданием административно-политических, ремесленно-торговых и религиозных центров. Ещё корейско-китайские переселенцы в 320 г. основали г. Нанива (совр. Осака). С 593 г. существовал г. Асука, также, по-видимому, возникший при сильном влиянии северокорейской культуры Когурё.

Однако последующее градостроительство происходило уже под определяющим влиянием Китая. В период 710–784 и 792–1192 гг., когда столицами государства были последовательно города Нара и Хэйан, планировка столиц повторяла китайскую модель г. Чанъань (соврем. Сиань).

Согласно китайскому образцу эти города были ориентированы по сторонам света с обращёнными на юг главными воротами. В центре города (как в Наре) или на севере (как в Хэйане) располагался обширный дворцовый квартал, где помещались правительственные учреждения. Фасад дворца быо обращён к югу, откуда для верующих буддистов исходил «предвечный свет Чистой земли» – обители Будды.

В ограде дворцового квартала было несколько ворот. Главными были центральные – «Ворота красной птицы», которые посвящались одному из божеств четырёх стран китайской мифологии. В то же время также называлось Южное созвездие, господствующее, по представлениям древних китайцев, над всей южной стороной неба.

От этих ворот шла прямая магистраль, пересекавшая Хэйан с севера на юг – «Проспект Красной птицы». Он заканчивался большими воротами, служившими главным входом в город. Параллельно проспекту шли улицы. Проспект и улицы пересекались под прямым углом дорогами. Улицы и дороги образовывали кварталы, в пределах которых пролегали переулки.

Правление Фудзивара до начала ХI в. С 859 по 1086 г. Япония пережила период диктатуры рода Фудзивара, представители которого занимали посты регентов (сэссё) при малолетних императорах или канцлеров (кампаку) при взрослых. Императоры фактически были низведены до положения марионеток рода Фудзивара.

Усиление власти Фудзивара не привело к успокоению страны. В 875 г. произошло крупное восстание племен эдзо на острове Хоккайдо, подавленное правительственными войсками. В 884 г. вспыхнуло крестьянское восстание в провинции Ивами. В связи с экономической и военной слабостью режима в 895 г. Япония прервала отношения с Кореей и Китаем, въезд и выезд был запрещён под угрозой смертной казни.

Не изменилась ситуация и в Х в. Более того, её усугубили попытки свержения Фудзи-вара соперничавшими с ними родами Тайра и Минамото. В 937–940 гг. в провинции Кан-то и на северо-востоке страны длился мятеж, который поднял наместник Масакадо Тайра.

Не было единства и внутри рода Фудзивара. Во время мятежа Масакадо Тайра в 939 г. взбунтовался и наместник острова Кюсю Сумитомо Фудзивара. Тем не менее, род Фудзивара продолжал удерживать в своих руках верховную власть в стране, подкрепляя её браками с представителями императорского рода.

Междоусобная война ХI в. в Японии и образование сёгуната. В середине ХI в. центральная власть в Японии заметно ослабела. Период с 1069 по 1167 г. получил у японских историков название «эпоха правления экс-императоров-монахов», поскольку в это время императоры уходили в монастыри, чтобы бороться со всесильными Фудзивара. В 1156 г. Фудзивара потеряли власть, но их место занял род Тайра.

В течение почти 30 лет Тайра занимали все высшие государственные посты в Японии, но закрепить власть в своих руках так и не смогли. В 1185 г. в битве при Данноура войско рода Минамото нанесло поражение армии рода Тайра, а в 1192 г. Минамото Ёритомо объявил себя верховным правителем государства с титулом сёгун (военный вождь).

Между 1185 и 1192 гг. император и прежняя аристократия лишились реальной власти, но сохранили значительную часть их земельных владений. В стране установилась диктатура сёгунов Минамото. В 1199 г. после смерти Минамото Ёритомо реальная власть в Японии перешла в руки рода Ходзё в лице его лидера Ходзё Токимаса (1199–1215).

Эпоха Ходзё (1199–1338). Хотя официальными лидерами страны остались императоры и сёгуны из рода Минамото, фактическими хозяевами Японии были регенты (сиккэны) из рода Ходзё, 16 представителей которого сменяли друг друга на этом посту.

Огромные средства, затраченные на подготовку отражения монгольских нападений, ухудшили финансовое положение страны и вызвали усиление налогового бремени. Широко распространился княжеский сепаратизм. Тем не менее, ослабление центральной власти не смогло помешать росту японских городов, буддийских монастырей и центров ремесла и торговли во владениях знати. Ещё в ХII в. в Японии появились дза – цехи с функциями гильдий.

В эпоху Ходзё произошло возвышение военно-служилого сословия (самурайства) в противовес старой аристократии во главе с императором. Компромисс этих двух сил выражался в частичном сохранении владетельных прав на землю аристократии и храмов и в номинальном сохранении императорской династии. Аристократия и двор неоднократно пытались восстановить императорскую власть и вернуть утраченные земли.

В 1268 и 1271 гг. монголы направляли послов в Японии с требованием покорности. Правитель страны Токимунэ Ходзё приказал проводить широкие оборонительные работы на юго-западном побережье. В 1274 г. монгольский флот подошёл к японским берегам, но был размётан тайфуном, который помог отбить монгольское нападение и в 1281 г.

Складывание самурайства. Сословие профессиональных воинов было опорой регентов и канцлеров. Историки выделяют три источника формирования самурайского сословия: 1) разбогатевшие крестьяне; 2) получившие землю с крестьянами домашние слуги; 3) высшие чиновники, пополнявшие ряды самурайской верхушки.

Самураи объединялись в отряды (то) и более крупные отряды (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе.

Идеология самураев отразилась в военных эпопеях, крупнейшими из которых были «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». В первой рассказывается о соперничестве между Тайра и Минамото, во второй – о борьбе за власть между западными и восточными лидерами знати.

В этих произведениях отразилось мировоззрение самурайского сословия – «Пути воина» («Бусидо»), в основе которого лежало буддийское учение о предопределённости судьбы (карма), идея бренности, непрочности всего земного, фатализм.

В качестве норм поведения идеального самурая прославлялись верность вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование, утверждался приоритет долга над чувством. Однако в реальной жизни самураи страдали от самовосхваления, посылая в правительство большое количество прошений о наградах.

Первоначально мораль гибели за хозяина у самураев отсутствовала. Они стремились прежде всего к личной славе, добивались получения земельного владения и обеспечения своей семьи, а верность господину служила лишь средством для достижения этой цели.

Переход власти к роду Асикага. Последний регент из рода Ходзё – Такатоки (1303–1333) столкнулся в последние годы своего правления с коалицией знати во главе с императором Годайго (1318–1332, 1334–1336) и полководцами Нитта Ёсисада и Кусуноки Масасигэ. Посланный против мятежников с войском Асикага Такаудзи перешёл на их сторону. В 1333 г. пала Камакура – столица рода Ходзё, после чего началась борьба за власть между победителями. В 1335 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном.

Власть рода Асикага, управлявшего страной до 1573 г., была непрочной. Рос сепаратизм усилившихся местных князей. В ХV в. прошла целая серия крестьянских восстаний (историки насчитали их 120 за столетие), а в 60-е гг. страна вступила в полосу почти непрерывных междоусобиц.

В эпоху Асикага Япония находилась в сильной экономической зависимости от Китая. Даже собственных монет в «стране восходящего Солнца» не чеканили, пользуясь китайскими денежными знаками. Торговля с Китаем велась на основе специальных разрешений (лицензий), выдававшихся китайским правительством.

Однако на практике это отнюдь не означало подчинения Японии власти династии Мин. Зависимость от Китая носила чисто номинальный характер, она лишь тешила тщеславие правителей «Поднебесной», не принося реальной прибыли.

 

ДОКОЛУМБОВА АМЕРИКА

 

Древнейшие цивилизации Месоамерики. Основными очагами древнейших американских культур являлись Месоамерика (культурно-историческая область, охватывающая Центральную и Южную Америку, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса) и Центральные Анды (современные Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, южная часть Чили), где в VII–V тысячелетиях до х.э. зародилось земледелие.

В Месоамерике кукуруза, фасоль, тыква ко II тысячелетию до х.э. получили широкое распространение. На рубеже III и II тысячелетий до х.э. появилась керамика и первые постоянные поселения земледельцев.

В результате важных социально-экономических и культурных изменений (интенсификация методов земледелия, расширение торгового обмена, зарождение имущественного неравенства и т.д.), происходивших во второй половине I тысячелетия до х.э., на основе архаических культур почти одновременно возникли цивилизации, относящиеся к «классическому» этапу истории Месоамерики (I тысячелетие х.э.).

Он характеризовался складыванием и развитием раннеклассовых обществ, образованием крупных городов-государств и их объединений, централизацией управления, могуществом жречества, продуктивным хозяйством. Но население Месоамерики не знало ни плуга, ни колеса, ни гончарного круга, ни железных орудий.

Одним из основных центров «классической» культуры являлся Теотиуакан (северо-восточнее озера Тескоко в Центральной Мексике), достигший наивысшего расцвета в III–VI вв. и разрушенный в начале VII в. вторгшимися чужеземными племенами. На побережье Мексиканского залива существовала цивилизация «ольмеков», а на территории современного залива Оахама – сапотеков.

Города-государства народа майя. В северо-западной части Центральной Америки сложилась одна из древнейших на американском континенте культура майя. Главные её очаги первоначально располагались возле озера Петен-Ица и к юго-востоку от него, а также в долине реки Усумасинты. Там имелись густо населённые города Тикаль, Копан, Паленке и другие с монументальными архитектурными сооружениями.

В Х в. большинство этих городов было оставлено жителями, которые стали постепенно передвигаться в северном направлении. Причиной переселения явилось, по-видимому, истощение почвы вследствие подсечно-огневого способа земледелия. Некоторые исследователи объясняют это передвижение вражеским нашествием.

В результате центр майяской цивилизации переместился на Юкатан, где быстро выросли города-государства Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль. В ХI в. они объединились в союз, подчинивший себе почти весь полуостров. Однако в дальнейшем между участниками Майяпанской лиги разгорелась борьба, в ходе которой Майяпан одержал победу и во второй половине ХIII в. установил свою гегемонию на Юкатане.

В течение почти двух столетий продолжалось господство майяпанских правителей из династии Кокомов. В ХV в. против них выступили правители ряда небольших областей, объединённые силы которых разрушили Майяпан (1441), после чего Юкатан распался на множество враждующих друг с другом мелких государственных образований.

Общество майя Х–ХV вв. Этот народ во многих отношениях находился примерно на том же уровне экономического, социального и культурного развития, что и предшествоавшее ему Древнее царство «классической» эпохи. Его социальная структура была весьма неоднородной. Городами-государствами правили наследственные халачвиники (’великий человек’).

Господствующую прослойку составляли знать и многочисленное жречество во главе с верховным жрецом. Знать владела плантациями какао, пасеками, соляными месторождениями, имела много рабов. Часть её занималась торговлей.

Каждое селение представляло территориальную общину со значительными родовыми пережитками. Сельскохозяйственные работы общинники обычно производили коллективно. Такой же порядок соблюдался при охоте и рыбной ловле. Население возделывало поля знатных людей и платило им подати, строило храмы, дороги и другине сооружения.

Для выполнения наиболее тяжёлых работ использовались рабы. В рабство обращали военнопленных, преступников, должников, сирот. Таким образом, у майя существовали элементы рабовладельческого общества при сохранении ряда институтов родового строя. У майя была патриархальная семья, владевшая собственностью. Чтобы получить жену, мужчина должен был некоторое время работать на её семью, затем она переходила к мужу.

Особенности духовной культуры майя накануне испанского завоевания. В религии майя к началу ХVI в. древние верования отступили на задний план. Жрецы к этому времени уже создали сложную богословскую систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Олицетворение неба – бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя, ему приписывали изобретение письменности.

Согласно учению жрецов майя, боги правили миром поочерёдно, сменяя друг друга у власти. Этот миф фантастически отражал реальный институт смены власти по родам. Религиозные верования майя включали в себя и примитивные образные представления о природе (например, дождь идёт от того, что боги льют воду их четырёх гигантских кувшинов, расставленных в четырёх углах неба).

Жрецы создали также учение о загробном мире, отвечающее социальному делению общества майя; себе жрецы отвели особое, третье небо. В культе главную роль играли гадания, пророчества, оракулы. У майя была особая система счисления: у них был двадцатиричный счёт, возникший на основе счёта по пальцам (20 пальцев).

Существенных успехов добились майя в астрономии. Солнечный год был ими вычислен с точностью до одной минуты. Астрономы майя вычисляли время солнечных затмений, им были известны периоды обращения Луны и планет. Помимо астрономии, жрецы были знакомы с начатками метеорологии, ботаники и некоторых других наук.

Календарь майя находился в руках жрецов, но в основу его легло практическое деление года на сезоны земледельческих работ. Основными единицами счёта времени были 13-дневная неделя, 20-дневный месяц и 365-дневный год. Наибольшую единицу счёта составлял 52-летний цикл – «календарный круг». Летосчисление майя велось от начальной даты, соответствующей 3113 г. до х.э.

Письменность майя. Важное значение придавали майя истории, развитие которой было связано с изобретением письменности – высшего достижения культуры майя. Письменность, как и календарь, была изобретена майя в первые века х.э. В рукописях майя идут параллельно текст и рисунки, иллюстрирующие его. Хотя письменность уже отделилась от живописи, но некоторые письменные знаки мало отличаются от рисунков. Майя писали на бумаге, сделанной из луба фикуса, красками при помощи кисточек.

Письменность майя иероглифическая, и, как во всех подобных системах письма, в ней употребляются знаки трёх родов: фонетические – алфавитные и слоговые, идеографические – обозначающие полные слова и ключевые – поясняющие значение слов, но не читающиеся. Письменность всецело находилась в руках жрецов, которые пользовались ею для записи мифов, богословских текстов и молитв, а также исторических хроник и эпических текстов.

Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые 20 лет, а также на стенах дворцов и храмов. Рукописи майя были уничтожены испанскими завоевателями, за исключением трёх. Несколько отрывочных текстов испанцы записали на латыни.

Центральная Мексика в эпоху борьбы за неё народов нахуа. Долина Мехико, или как её называли в древности, Анахуак (на языке нахуа «страна у воды») в «позднекласическую эпоху» (первая половина I тысячелетия х.э.) явилась колыбелью блестящих индейских цивилизаций, созданных племенами языковой группы нахуа.

В IX в. пришедшие с севера тольтеки образовали обширное государство со столицей Толлан (современная Тула), расположенной северо-западнее озера Тескоко (нынешний штат Идальго). К Х в. они покорили майяские центры Юкатана и горной Гватемалы. Тольтеки строили большие города, возводили грандиозные сооружения, имели письменность и календарь.

Тольтекская цивилизация погибла под ударами воинственных племён (также говоривших на языке нахуа), получивших собирательное название чичимеков, что первоначально означало «варвары». Вторгшись в долину Анахуак, они в середине ХII в. разрушили Толлан и двинулись дальше на юг.

На первых порах главную роль среди них играли аколхуа, центром которых стал город Тескоко, на восточном берегу одноимённого озера. Однако в конце ХIV – начале ХV в. этот город-государство был подчинён тепанеками, обитавшими западнее, в Аскапоцалько. Под их властью оказался и Теночтитлан, заложенный ацтеками или теночками (принадлежавшими к той же группе племён, пришедших в долину в ХII в.) около 1325 г. на острове озера Тескоко.

Создание державы ацтеков. В 1426 г. Теночтитлан вступил в союз с Тескоко и Тлакопаном (на западном берегу озера). Сломив господство тепанеков, союзники стали воевать с соседними племенами и постепенно подчинили себе всю долину Анахуак.

Вскоре ацтеки добились гегемонии в тройственном союзе и в ходе продолжавшихся войн сумели распространить свою власть на всю Центральную Америку. Будучи преемниками и наследниками более древних индейских цивилизаций этого региона, они усвоили культуру, сложившуюся там в итоге длительного и сложного процесса развития. С возвышением в ХV в. Теночтитлана наступил период её расцвета.

Ацтеки жили родами, во главе которых стояли выборные вожди. Земля принадлежала общине и передавалась её членам в пользование. Главный военачальник (тлатоани), избиравшийся из представителей определённого рода, являлся фактически верховным правителем, как во время войны, так и в мирное время. Он выполнял также важные жреческие функции.

Ацтекский военачальник и совет при нём осуществляли общее руководство военными действиями всех участников союза. В то же время в своих внутренних делах каждый из союзников сохранял полную самостоятельность.

Частые войны способствовали возникновению имущественного неравенства, т.к. наиболее отличившиеся воины получали большую, чем другие, долю при дележе добычи и распределении земельных наделов. Часть захваченных во время походов военнопленных обращалась в рабство.

С ростом имущественного неравенства некоторые ацтеки превратились в рабов своих более богатых соплеменников. Рабство стало постоянным институтом ацтекского общества. Заметно усилилось выделение родовой знати. Непрерывные войны обусловили также укрепление власти верховного правителя, фактически ставшей наследственной.

У ацтеков был солнечный календарь, построенный в основном по календарной системе майя. Письменность, напоминавшая по типу тольтекскую, находилась в зачаточном состоянии. Она была пиктографической, с некоторыми элементами иероглифии.

Войны Ицкоатла и его преемников. Вся история державы ацтеков наполнена походами против соседей. В правление Ицкоатла (1428–1440), Мотекухсомы I (1440–1469), Ашаякатла (1469–1479) и их преемников велись частые войны, в ходе которых ацтеки

одержали победу над народами, жившими в долине Анахуак, и, перейдя через горы, дошли до берегов Тихого океана и Мексиканского залива.

Побеждённых они облагали данью, иногда отнимали у них часть земли, а многих жителей уводили в плен. Значительная часть пленных приносилась в жертву ацтекским богам, остальные обращались в рабство и обрабатывали земли, использовались для строительства храмов и других сооружений, а также в качестве домашней прислуги.

Подобное отношение ацтеков к подвластным племенам приводило к восстаниям и усиливало сопротивление со стороны тех, кого они пытались подчинить. В последней четверти ХV в. серьёзное поражение ацтекским войскам нанесли тараски и сапотеки, вспыхнули восстания в Тласкале и Чолуле. Положение ещё больше ухудшилось в правление Мотекухсомы II (1503–1520), который безуспешно пытался приостановить начавшийся процесс распада своей державы.

Южная Америка до возвышения инков. Древнейшие цивилизации здесь возникли в областях Андского нагорья и побережья Тихого океана. В первой половине I тысячелетия до х.э. на обширной территории получила распространение культура чавин, оказавшая громное влияние на последующее развитие.

Вслед за её исчезновением в северной части побережья складывается культура мочика, на юге – паракас, а позднее родственная ей наска. В бассейне высокогорного озера Титикака (современная Боливия) на протяжении длительного времени существовала созданная племенами аймара цивилизация тиауанако, расцвет которой относится к IX–ХII вв. Около VIII в. угасла культура мочика, а несколько позже наска, тиауанако и др.

На севере перуанского побережья, примерно в ареале мочика, образовалось огромное государство чиму (ХII–ХV вв.) со столицей Чан-Чан. Чиму строили прочные здания, прокладывали водопроводы, широко пользовались мелиорацией и удобрениями. Отличаясь воинственностью, они подчинили себе население соседних районов. Однако в середине ХV в. их «империя» распалась под натиском новых завоевателей – инков.

Держава Тауантинсуйю. Принадлежавшие к языковой группе кечуа инки с ХII–ХIII вв. обосновались в долине реки Урубамбы, где выстроили город Куско. Его основание традиция связывает с именем первого инкского правителя – легендарного Манко Капака.

Исторические предания инков называют 12 имён правителей, предшествовавших последнему верховному инке – Атахуальпе (1525–1532), и сообщают об их войнах с соседними племенами. Если принять приблизительную датировку этих генеалогических преданий, то начало усиления племени инков и, возможно, образования союза племён, можно датировать первыми десятилетиями ХIII в.

Долгое время Куско оставался одним из многих кечуанских городов-государств, соперничавших между собой в борьбе за гегемонию в данном регионе. Однако растущая угроза извне, диктовала необходимость объединения. Когда в начале ХV в. на кечуа с запада напало племя чанка и главным объектом агрессии оказался Куско, инкам удалось перед лицом смертельной опасности сплотить кечуанские племена.

Возглавив образовавшийся военный союз, они в 1438 г. отбросили и разгромили вторгшегося противника. Эта победа, одержанная под руководством первого исторически достоверного правителя инков Пачакутека (1438–1471), положила начало формированию могущественного государства Тауантинсуйю (на языке кечуа «четыре страны света»).

В результате завоеваний, осуществлявшихся Пачакутеком и его преемниками Тупаком Юпанки (1471–1493) и Уайна Капаком (1493–1525), инкская держава, поглотив земли аймара, чиму, чинча и других племён, менее чем за столетие распространила свою власть на огромную территорию от Анд до Тихого океана протяжённостью с севера на юг около 5 тыс. км. Во главе этого мощного государственного образования стоял Сапа Инка (Единственный Инка), считавшийся земным воплощением и сыном Солнца – главного бога инков. Правда, для испанцев держава Тауантинсуйу оказалась «колоссом на глиняных ногах».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.