Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНОСТИ





 

Предмет и метод экономической мысли Древнего Востока. Основными источни­ками, из которых мы знаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридиче­ские документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика.

Поэтому предметом экономической мысли в них была макроэкономика, т. е. хозяйст­венные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущест­венно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значи­тельной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представ­лениями.

Зарождение экономической мысли в Древнем Египте. Величественные памятники архитектуры, мощные гидротехнические сооружения и другие свидетельства крупной хо­зяйственной деятельности в древнейших государствах Земного шара свидетельствуют о том, что создатели первых цивилизаций накопили немалый опыт в сфере управления про­изводством.

Для возведения высотных храмов, дамб, плотин, пирамид, притёсывания камней друг к другу до такой степени, что между ними не пролезает лезвие безопасной бритвы, нужно было прежде всего создать чёткую организацию труда с учётом природных явлений (на­пример, разливов рек), обеспечить контроль за качеством работы, научиться воздейство­вать на человека так, чтобы его труд стал наиболее эффективным.



Историки-марксисты на основании дошедших до нас древнеегипетских «поучений», в которых прославляются профессии писцов и придворных, а в качестве «антипримеров» описывается тяжёлая участь простых тружеников, делали однозначный вывод о том, что все методы управления на Древнем Востоке основывались исключительно на насилии.

Однако если отказаться от классового подхода в оценке явлений и процессов ушедших эпох, то в тех же «поучениях» можно найти и советы по эффективной организации труда, которые никак не связаны с насилием и устрашением. Наиболее ярким памятником такого рода является «Поучение Птаххотепа», написанное, как считали древние египтяне, ещё в эпоху Древнего царства, т. е. в III тысячелетии до х.э.



В этом сочинении содержатся мысли, не потерявшие своего значения и для нынешних управляющих: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, поражённый несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса».

Шумеро-аккадские пословицы о хозяйственной стороне жизни общества. Учёные Древней Месопотамии не занимались экономическими вопросами, однако среди ранних памятников устного народного творчества можно встретить такие, в которых отражены взгляды их создателей на рачительное ведение хозяйства.

В начале II тысячелетия до х. э. в Месопотамии создаются большие сборники шумер­ских и аккадских пословиц и поговорок. Есть основания полагать, что подавляющее их большинство было в ходу уже в III тысячелетии до х.э. К этим сборникам примыкают приписывавшиеся приписывавшиеся «допотопному» царю Шуруппаку поучения и наставления, представ­ляющие собой собрания сентенций по различным вопросам.

«Наставления Шуруппака» дошли в многочисленных версиях. В наиболее известной из них (абу-салабихской) содержится интересное высказывание в виде обращения царя к сво­ему наследнику: «С хорошо установленным имуществом, сынок, ничто не сравнится!» Создатели пословиц и поговорок того времени советовали покупать чужеземных рабов, а не соплеменников или рабов, «рождённых в доме», что, как указано выше, вполне соот­ветствовало общему отношению к рабству в Древнем мире.



Экономические идеи древнеиндийского трактата «Артхашастра». Философская мысль Древней Индии обращалась в том числе и к проблемам, прямо или косвенно затра­гивающим хозяйственную сферу жизни общества. При этом основное внимание уделя­лось, как и в Древнем Египте, вопросам правильной организации управления людьми.

В составленном индийскими учёными в период между IV в. до х.э. – III в. х.э. трактате «Артхашастра» применительно к искусству управления исследуются понятия «верное» и «неверное», «законное» и «незаконное», «польза» и «вред». По сравнению с «Поучением Птаххотепа» создатели «Артхашастры» связывают управление людьми прежде всего с на­силием над подчинёнными.

Не случайно само словосочетание «искусство управления» на древнеиндийском языке (санскрите) называется «данданити», что буквально переводится как ‘руководство по вла­дению палкой (дандой)’. Вместе с тем восточные мыслители уделяли большое внимание и поощрению подчинённых, добросовестно исполнявших свою работу.

Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государ­ства. В рассматриваемом древнеиндийском трактате богатство определяется как «земля, населённая людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя.

Китайский трактат «Гуань-цзы» о разумной экономической политике государ­ства. Экономическая мысль древнекитайской цивилизации испытывала сильное влияние боровшихся между собой за право стать господствующей идеологической системой кон­фуцианства и даосизма.

Проблемы вмешательства государства в экономику рассматриваются в трактате «Гу­ань-цзы», приписываемом Гуань Чжуну – министру правителя царства Ци Хуань-гуна (VII в. до х.э.). Однако, по мнению историков, названный трактат представляет собой сводный труд ряда китайских учёных IV–II вв. до х.э., обобщивших результаты реформаторской деятельности в различных государствах раздробленной страны.

Главной идеей трактата «Гуань-цзы», касающейся хозяйственной сферы жизни обще­ства, является создание системы централизованного экономического регулирования. В ка­честве примера идеального управления страной в трактате показана деятельность мини­стра-реформатора царства Вэй Ли Куя, жившего в конце V – первой половине IV в. до х.э.

Для предотвращения тяжких последствий неурожаев Ли Куй установил в своём госу­дарстве практику централизованной скупки у крестьян излишков урожая в благоприятные годы для дальнейшей их продажи в период бедствий по нормированным ценам. О главной цели деятельности правителей и чиновников автор «Гуань-цзы» выражается так, что необходимо «сделать государство богатым и народ довольным».

Политика централизованного экономического регулирования получила название цин-чжун (‘лёгкое – тяжёлое’) и окончательно закрепилась в Китае уже после его объединения – во II в. до х.э. при династии Старшая Хань. Она обеспечивала общую сбалансирован-ность хозяйственной жизни страны.

Способы увеличения богатства страны согласно трактату «Шан цзюнь шу». По­скольку речь в древневосточной экономической мысли шла прежде всего о богатстве го­сударства, пополняемого за счёт сбора налогов, в дошедших до нас сочинениях давались рекомендации, как сделать поступление налогов наиболее полным.

Эти рекомендации относились к разным слоям общества, из которых выделялись три. В древнекитайском сочинении «Шан цзюнь шу» (IV в. до х.э.) утверждалось: «Земледелие, торговля и управление – три основные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, торговцы доставляют товары, чиновники управляют народом».

На Древнем Востоке крестьяне считались основой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплатель­щиками. Автор «Шан цзюнь шу» Шан Ян писал: «Государство добивается процветания земледелием и войной». И добавлял: «А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять».

Одной из наиболее результативных форм управления Шан Ян считал «круговую по­руку», т. е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уп­лате налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления.

Отношение к торговцам на Древнем Востоке. Несмотря на признание необходимо­сти торговли, все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, не носящими имени воров», предпола­гая, что они недоплачивают налоги государству. Действительно, проконтролировать до­ходы торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян.

Шан Ян писал: «…торговцы наловчились постоянно менять место своего пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом увеличить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошлины, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненавидят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратят предприимчивость».

Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стаби­лизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике – в некоторых сводах законов древневос­точных государств прямо указывались цены на основные товары.

Государственное регулирование общественного хозяйства на Древнем Востоке. Для древневосточных цивилизаций было в основном типично прямое государственное регули­рование экономических отношений путём законов и указов даже в сфере рыночных отно­шений. Выше уже говорилось о применении фиксированных государственных цен.

Типичным было также использование государственной монополии на производство и продажу или только на продажу определённых товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до х.э. в Китае была введена государственная монополия на производство соли и железа. Доходы государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров.

В 81 г. до х.э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочинении «Янь те лунь». Сторон­ники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государ­ству и является фактором безопасности, так как контролируются стратегически важные товары.

Противники же указывали на неэффективность государственного производства, по­скольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полностью», в результате чего изделия получаются низкого качества и дорогие, «для на­рода непосильные». Указывалось также на нерадивость и злоупотребления чиновников, управляющих этими промыслами.

Появление понятия «экономика» в Древней Греции. Само слово «экономика» проис­ходит от древнегреческого οικονομία (‘домашнее хозяйство, порядок, управление’). Од­нако античная эпоха не стала временем появления экономической науки как таковой. У древних греков и римлян экономика не выходила за пределы понятия «домохозяйство».

Под экономикой в античном мире понимался практический опыт главы семейства и землевладельца, его домашнее хозяйство, семейные отношения, умение содержать в по­рядке земельную собственность, обучить рабов и заставить их трудиться. Систематические теоретические исследования по экономическим проблемам не проводились, а теоре­тические выводы естествознания не применялись на практике.

В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла, прежде всего, о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. У Аристотеля (384–322 гг. до х. э.), например, говорится о «совокупности средств…, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной об-щины». Отсюда древнегреческие философы делали вывод, что человек богат, когда его потребности удовлетворены.

Ксенофонт Афинский (ок. 430-425 – после 355 г. до х. э.), написал два сочинения по экономике. Первое из них называется «О доходах» и является исследованием способов улучшения налоговой и финансовой системы в Афинах, второе – «Домострой» – пред-ставляет собой советы по рациональному ведению домашнего хозяйства.

Древних греков также интересовали проблемы организации труда многих людей. Знаменитому философу Платону (427–347 гг. до х. э.) принадлежит мысль о необходимости разделения труда, специализации по видам работ. Сократ (470–399 гг. до х. э.) рассматривал управление как особую область деятельности. По его мнению, управление государством, трудом, торговлей, войсками требует одного и того же – поставить необходимого че­ловека на нужное место и добиться выполнения данных ему указаний.

Учение Аристотеля об экономике и хрематистике. Величайший мыслитель древности Аристотель впервые попытался систематизировать хозяйственные отношения. Он раз­делил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика».

Критерием деления Аристотель сделал цель деятельности. Для «экономики» такой це­лью были названы предметы потребления, для «хрематистики» – деньги (греч. χρήματα). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, естественно, т.е. заложено в природе человека. Именно поэтому стремление к предметам потребления конечно, т. е. оно прекращается с насыщением потребностей.

В то же время в природе человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно. Неестественность стремления к деньгам доказывает, согласно Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении цели».

К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для неё обращение есть источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечает Аристотель, «процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта – наиболее противна природе».

Экономические идеи Древнего Рима. Самым известным мыслителем Римской республики, серьёзно занимавшимся экономическими вопросами, был Марк Порций Катон Цензорий (Старший) (234–149 гг. до х.э.). Его перу принадлежит сочинение «О сельском хо­зяйстве» (De agri cultura), в котором он даёт своим согражданам советы по организации рентабельного хозяйства рабовладельческой виллы.

Принципиально новой для своего времени стала идея Катона о создании на вилле строгой иерархии. По мнению римского мыслителя, к управленческим задачам следует подходить объективно. Владелец имения должен дать своему управляющему письменный план работы на год (календарное планирование), чётко поставить задачи, постоянно сравнивать намеченный план с результатами, анализировать и делать выводы.

Особое внимание, по мнению Катона, должно уделяться оперативному управлению. Получив доклад управляющего, – «Часть рабочих больна, других забрали на работы в го­род, погодные условия подвели…», владелец изучает обстановку и при необходимости принимает решение: корректирует задание, перераспределяет работающих, переводит их в закрытые помещения и т.д.

Традицию составления полезных советов по эффективному занятию сельским хозяйством продолжили Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до х.э.) и Люций Юний Модерат Колумелла (I в. до х.э.), написавшие сочинения с одинаковым названием «О сельских делах» (De re rustica), а также другие древнеримские авторы. У многих из них размышления об экономике тесно связаны с решением злободневных этических проблем.

 

Вопрос 9:

1. Кризис античного полиса в IV в. до х.э.

Особенности социально-экономического и политического развития греческих полисов в IV в. до н. э.:

· внедрение классического рабства и товарной экономики,

· имущественная дифференциация гражданства,

· концентрация богатств на одном полюсе и обнищание на другом,

· потеря низшими слоями гражданского населения земельной собственности,

· падение роли гражданского ополчения и распространение наемничества,

· повышение экономического и социального значения метеков,

· рост социальной напряженности,

· установление тиранических режимов

Все эти болезненные явления в истории Греции первой половины IV в. до н. э. определяются как кризис греческого полиса.

 

Многие греческие мыслители, анализируя ситуацию, предлагали свои проекты решения больных проблем греческой жизни IV в. до н. э. Одно из решений было Предложено Аристофаном. В комедии «Женщины в Народном собрании», написанной в 389 г. до н. э., Аристофан советует использовать такое средство решения наболевших вопросов афинского общества — уничтожить частную собственность и обобществить имущество.

Свое лечение социальных недугов греческого общества IV в. до н. э. предложено Платоном. Чтобы укрепить полис и вывести его из кризиса, Платон считает необходимым разделить все население на три касты: касту философов — правителей государства, касту воинов-стражей, охраняющих границы и поддерживающих внутренний порядок, и касту остального населения, куда входят ремесленники, земледельцы, торговцы как свободные, так и рабы, которые должны трудиться и обслуживать узкую группу философов и стражей. Первые две касты обладают собственностью, у них все общее, семейные отношения регулируются особыми правилами, чтобы вырастить здоровое и сильное поколение. В то же время ремесленники и земледельцы могут иметь частную собственность, семью и жить обособленно. Любые случаи недовольства с их стороны должны подавляться беспощадно.

И в основе проекта Платона и в основе проекта Аристофана лежала идея поддержания прежде всего социального порядка путем особой организации господствующего класса и реорганизации государственного управления в олигархическом духе, полном отказе от завоеваний демократии.

Иным был проект Аристотеля. По его мнению, для оздоровления всего строя полисной жизни необходимо было поддержание средних прослоек гражданства, владельцев гоплитского участка. Преобладание среднего слоя земледельцев —основа крепости полисного строя. Ремесленники и торговцы исключаются из состава полноправных граждан, управление государственными делами передается в руки старших по возрасту граждан, в то время как молодые несут военную службу. Самой лучшей формой государственного управления, по Аристотелю, должна стать умеренная демократия, так называемая полития, т. е. такой государственный строй, в котором всеми правами пользуется лишь высшая и средняя прослойка землевладельцев. Сам полис должен быть небольшим по территории и населению и расположен на морском побережье. Вот в таком полисе, полагал Аристотель, была бы достигнута спокойная и счастливая жизнь, прочный государственный порядок.

2. Причины возвышения Македонии.

Филипп II завершил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. античная традиция приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств не только греческого мира, но и становится соперницей мировой Персидской державы:

1 Хозяйственное укрепление Македонии:

1.1 Строительство новых городов на территории Македонии и переселение в них сельского населения из племенных поселков.

1.2 Разработка рудных месторождений, добыча железа для вооружения своей армии ( захват Пангейских рудников -> доход до 1 тыс. талантов золота в год -> чеканка золотой монеты в широких размерах-> вмешательство в торговые операции в Эгейском мире, Причерноморье и во всем Восточном Средиземноморье. В связи с необходимостью строительства большого флота увеличилась добыча корабельного леса, смолы, дегтя, а кораблестроение становится процветающим производством.)

 

2. Преобразования Филиппа II в военном деле Македонии.

Филипп II несколько лет жил в Греции, в Фивах, и хорошо знал как достоинства, так и недостатки греческой военной организации. Военная реформа Филиппа должна была объединить сильные стороны греческой и собственно македонской военной организации.

Основные черты:

· Комплектация армии из свободных македонских земледельцев, набираемых по территориальным округам на несколько лет, в течение которых они проходили специальный курс обучения.

· Введение изменений в построение основного рода войск — тяжеловооруженной пехоты. расчленил единый строй на несколько фаланг, стоящих близко друг к другу, но не сливающихся в один строй->повышение маневренности и облегчение перестроений в ходе боя.

· Усиление значения конницы, превращение ее в особый род войск, способный решать самостоятельные задачи.

Филипп II приступил к строительству и своего флота, но македонский флот, не имея богатых традиций, по своим боевым качествам уступал греческим флотам и выполнял лишь вспомогательные задачи.

3. Реорганизация государственного управления.

Была уничтожена система полусамостоятельных княжеств. Большая часть македонской аристократии была вызвана ко двору и составила придворный штат царя, подчиненный его воле. Раздавая аристократам государственные и военные должности, царь тем самым ставил их в зависимость от центральной власти. Состав македонской аристократии был расширен за счет новых талантливых неродовитых людей, обязанных своим выдвижением царю. Из знатной молодежи Филипп создал особый корпус пажей, молодых телохранителей царя, которых он воспитывал в духе личной преданности и вместе с тем рассматривал в качестве заложников. Все эти меры способствовали централизации государственного управления и росту царской власти.

 

Общий вывод:В результате проведенных реформ Македония в середине IV в. до н. э. превратилась в сильнейшее государство Балканского полуострова и начала активное вмешательство во взаимоотношения греческих полисов, преследуя при этом свои цели.

 

3.

В середине 50-х годов Г/ в. до н. э. Филипп стал продвигаться на восток вдоль фракийского побережья Эгейского моря. Он захватил богатый район знаменитых Пангейских рудников и основал здесь город Филиппы, господствующий над округой. Активное проникновение Македонии на Халкидику и в приморские области Фракии заставило объединиться фракийских царей, Халкидский союз во главе с Олинфом и Афины. Однако Афины, занятые войной со своими союзниками, особой помощи оказать не могли, а войска фракийцев были разбиты македонянами. К концу 50-х годов IV в. до н. э. Халкидский союз был изолирован и уже не представлял серьезной опасности для Македонии, часть его земель была захвачена Филиппом.

Укрепив северные границы и позиции на Халкидике, Филипп начинает новый этап своей завоевательной политики, начав вмешательство в дела Средней Греции. Он ловко использовал запутанную политическую ситуацию, сложившуюся в греческом мире в середине IV в. до н. э., связанную с кризисом системы полисных отношений. Так, например, местный конфликт Фив и Фокидян вылился в Священную войну(355—346 гг. до н. э.). Взвесив все за и против Филипп II стал на сторону Фив, то бишь защитников греческой святыни- храма Аполона- который и разграбили фокидяне. Против такого неожиданного для греков вмешательства македонского царя трудно было возражать, и Филипп получил известную свободу действий. Македонский царь ввел свою армию в Фессалию и начал захватывать фессалийские города, поддерживающие фокидян. В 352 г. до н. э. Филипп наголову разбил армию фокидян, действующую в Фессалии. Демонстрируя свою любовь к богу Аполлону, защитником которого изображал себя Филипп, он приказал утопить в море 3 тыс. пленных фокидян, а тело их командующего с позором распять на кресте. Фессалия была вынуждена признать верховенство Филиппа. Такое развитие событий вызвало тревогу со стороны Афин.

Добившись таких серьезных успехов в Халкидике и на Фракийском побережье, Филипп освободил руки для нового вмешательства в события продолжавшейся Священной воины. Афины были вынуждены примириться с утратой своего влияния на Халкидике и в Южной Фракии и, желая спасти остатки своего влияния в Пропонтиде, в частности владения на Херсонесе Фракийском, заключили с могущественным Филиппом договор о мире (так называемый Филократов мир 346 г. до н. э.). Македонский царь воспользовался выходом из войны Афин и продолжил вмешательство в дела Средней Греции. В частности, он принял приглашение Фив, ввел свою сильную армию на территорию Фокиды и принудил фокидян к капитуляции. Филиппу были переданы все укрепленные пункты Фокиды, в том числе контроль над стратегически важным Фермопильским проходом. В 346 г. до н. э. продолжавшаяся около 10 лет изнурительная Священная война закончилась. Ее результатом было дальнейшее ослабление греческих полисов и усиление влияния македонского царя. Он не только стал хозяином на Халкидике и в Южной Фракии, но и гегемоном Фессалии, членом Дельфийской амфиктионии (союза греческих полисов — охранителей храма Аполлона в Дельфах) и тем самым получил законную возможность вмешиваться в дела Средней Греции.

4. Империя Александра Македонского.

Восточный поход, хронология завоеваний

Дата Событие
334 г. до н.э. Начало Восточного похода Александра Македонского. Переход македонских войск через черноморские проливы (Геллеспонт) в Азию
334 г. до н.э. Битва на р. Граник. Победа войск Александра Македонского(завоевание Персии)
333г. до н.э. Битва при Исси. Победа войск Александра Македонского (завоевание Персии)
Январь-август 332 г. до н.э. Осада и взятие города Тир македонскими войсками. Город, что находился на острове неподалеку от берега и был главной базой персидского флота, удалось захватить лишь после того, как с берега до него было построено дамбу. Захваченный город был отдан на разграбление и разрушение, а жители проданы в рабство.
Декабрь 332 - Март 331 г. до н.э. Декабрь 332 - Март 331 г. до н.э. Покорение Египта. Провозглашение Александра Македонского равного богам
1 октября 331 г. до н.э. Битва при Гавгамелах стала решающей в дальнейшей судьбе Персии. Вскоре персидский царь Дарий, что бежал с поля битвы после сокрушительного поражения, был убит. Персидская империя фактическая прекратила существование
329 г. до н.э. Покорение Александром Македонским Средней Азии
Весна 327 - Июль 326 гг до н.э. Индийский поход Александра Македонского. Решающая битва состоялась на реке Гидасп, В который македонские войска одержали победу. Но македонское войско отказалось идти дальше на Восток
326-324 гг до н.э. Возвращение Александра Македонского до Вавилона. Часть войск двигалась по суше вдоль Персидского залива, а часть на кораблях. В результате похода возникла огромная империя от Балкан до г. Инд

 

Основные черты политики Александра Македонского:

-политика «слияния народов»: свадьба в Сузах, когда в один день пышно отпраздновали бракосочетание 10 тыс. воинов — греков и македонян — с местными девушками, а сам Александр женился на старшей дочери Дария

-стремление посредством слияния персидской и македонской знати создать господствующий народ;

- небольшие изменения прежней административной системы Ахеменидов: ограничение власти сатрапий гражданскими делами, поставив наряду с ними военных комендантов, подчиненных непосредственно ему самому. Но по сути схема осталось той же: сочетание сатрапий и зависимых государств.

-указ 324 г. до н. э. о возвращении в греческие города всех изгнанников и восстановлении их в правах собственности. Отношения Александра с греками Балкан формально регулировались статьями соглашения о Коринфском союзе. Указ 324 г. до н. э. противоречил принципам невмешательства во внутренние дела полисов, предусмотренным этим соглашением.

- насильственное обожествление его личности.

-основание новых городов

- распространение рабства в его классической форме,

-стимуляция развития товарно-денежных отношений вследствие массовой чеканки монет из колоссальных сокровищ персидских царей.

1. Войны диадохов. Образование эллинистических государств. Благодаря удачным завоеваниям Александру Македонскому и тем кругам, которые его поддерживали, удалось захватить обширную территорию и основать огромную, невиданную до сих пор империю. В состав «мирового» государства Александра входила Македония, большая часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии. Понимая внутреннюю непрочность своей державы, объединенной лишь силой оружия, Александр пытался рядом социально-экономических и политических мер сплотить рыхлое государство, сделать его жизнеспособным, придать ему известную прочность. Ранняя смерть помешала великому завоевателю продолжить эту работу. Началось действие центробежных сил, которые привели к распаду его империи на государственные образования, оказавшиеся более жизнеспособными.

Процесс распада мировой державы и создание системы новых государств на ее развалинах проходили не мирным путем, а в непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра Македонского (их называют диадохами), которые более 40 лет делили наследство своего покойного повелителя. В первые годы после смерти Александра идея единой огромной империи, управляемой династией Филиппа — Александра, была достаточно популярной в кругах македонской армии. После кончины Александра в Вавилоне были провозглашены царями всей державы его слабоумный брат (побочный сын Филиппа II) и новорожденный сын самого Александра — младенец, объявленный Александром IV. Поскольку оба царя не были способны к управлению, совет македонских военачальников избрал регентом-правителем при них опытного сподвижника Филиппа II и Александра, представителя старой македонской знати Пердикку (323 г. до н. э.). Другие военачальники получили в управление различные части державы Александра, куда они отбыли со своими войсками. Уже первые годы правления диадохов в их новых владениях показали, что они не намерены были считаться с верховенством правителя-регента, а тем более бессильных царей. Стремясь подавить сепаратизм в зародыше, Пердикка решил наказать одного из таких полководцев, а именно Птолемея Лага, укрепившегося в Египте, и организовал против него поход. Однако этот поход оказался неудачным, а регент был заколот своими же командирами в собственной палатке. В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили новый договор о распределении сфер влияния и сатрапий. Египет был закреплен за Птолемеем Лагом, Македония и Греция стали сферой интересов Антипатра и его сына Кассандра, Антигон Одноглазый был объявлен стратегом-автократором Малой Азии, Месопотамия была передана Селевку, Фракия, район Пропонтиды, часть Малой Азии стали зоной влияния Лизимаха. Однако идея единой империи Александра еще была жива: правители отдельных областей рассматривались как сатрапы одного государственного образования. Носителями и борцами за идею единой империи и верности династии Филиппа — Александра стали Антигон Одноглазый и его сын Деметрий Полиоркет (осаждающий города). Им удалось подчинить своему влиянию значительную часть державы Александра — всю Малую Азию, Сирию,Вавилонию, Мидию, Перейду. Усиление влияния Антигона Одноглазого привело к тому, что все другие диадохи во главе с Птолемеем Лагом образовали против него коалицию, противостоять которой он не мог. Наступило временное равновесие сил, закрепленное новым договором, в котором вновь подтверждались права диадохов на захваченные ими владения (311 г. до н. э.). В том же году по согласию всех диадохов были убиты номинальные цари державы: слабоумный Филипп III Арридей и 12-летний Александр IV. Династия Филиппа —Александра прекратила свое существование, и тем самым идея единой империи фактически изжила себя. Ни один из диадохов не имел достаточных сил и морального права, чтобы претендовать на роль верховного повелителя всей империи. Теперь каждый диадох думал о закреплении власти за собой и своими потомками в той или другой части державы Александра.Ожесточенная борьба за наследство Александра Македонского завершилась тем, что в 306 г. до н. э. наиболее крупные диадохи (Антигон Одноглазый, Деметрий Полиоркет, Птолемей Лаг, Лизимах, Селевк, Кассандр) объявили себя царями, тем самым открыто выразив стремление создать собственные государства на развалинах мировой империи Александра. Правда, Антигон Одноглазый и Деметрий Полиоркет попытались в последний раз объединить распадающееся мировое государство Александра, но эта попытка окончилась полной неудачей. В 301 г. до н. э. в кровопролитной битве при Ипсе в центральной части Малой Азии могущественная коалиция из армий Селевка, Кассандра, Лизимаха и поддерживавшего их Птолемея одержала полную победу над Антигоном Одноглазым. Сам Антигон погиб в бою, а его сын Деметрий вскоре оказался в плену у Селевка. Последняя вспышка междоусобной борьбы между

диадохами относится к 281 г. до н. э. В битве при Курупедионе армия Селевка разгромила войска Лизимаха, а владения последнего были разделены между другими эллинистическими правителями. 281 г. до н. э. подвел черту под почти непрерывными военными столкновениями и жестокой междоусобной борьбой, в ходе которой распалась огромная империя, созданная Александром, а на ее развалинах возникли новые государственные образования и новые общественные отношения.

В них сложился тот тип общественного строя, государства и культуры, который называют эллинистическим (или эллинизмом). Народы Переднего Востока и греческого мира вступили в новый, следующий этап своей истории.

6. Политическая сущность эллинизма.

Сущность эллинизма. Периодизация. Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты? Эллинизм стал насильственным (т. е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V—IV вв. до н. э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.